Роль корреспондента не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки журналиста к беседе, и от умения расположить собеседника к беседе, и, что важно, от умения руководить беседой.
· Чем интервью отличается от разговора. Обсудите и укажите не менее 5-ти признаков
– деловая беседа;
– один спрашивает, другой отвечает;
– темы важные;
– выявляется мнение человека, у которого берут интервью;
– публикуется в печати.
Ребята, есть виды интервью.(Слайд 13)
1. Интервью – портрет: Герой такого интервью – человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни, он привлекает интерес широкой публики. Цель: раскрытие личности собеседника
2. Интервью – дискуссия: Цель: выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблем
3. Интервью – анкета: Цель: выяснение мнения различных людей по одному и тому же выбору.
4. Информационное интервью: Цель: получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам.
Интервью имеет и определенную структуру (Слайд 14)
План (запись в тетради)
v Вступление – журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам.
v Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.
v Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает пожелания, благодарит за беседу.
Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, - с событием, о котором пойдет речь, обязательно продумать вопросы интервью и четко их сформулировать в соответствии с темой.
· Определите, какая информация о директорах школ нам сегодня понадобится?
Возраст, образование.
Самое яркое воспоминание из школьных лет. Увлечения.
ü Пора оценить себя. В карточке поставьте плюс во второй строке, в соответствующей колонке.
2. Могу быть организованным – да / пока нет.
Мы готовимся к интервью с официальными лицами – директорами школ.
Определите круг тем: (Слайд 15)
1. Родные 2. Друзья
3. Учащиеся 4. Природа
5. Работа 6. Техника. (3, 5)
Выбираем “горячую” тему (проблему) (Слайд 16)
1. Взаимоотношения с учащимися.
2. Хорошую мебель.
3. Перемену больше.
4. Учебники лучше.
5. Образование.
Ребята, существуют еще определенные правила ведения интервью:
1. Обращайтесь к собеседнику по имени отчеству.
2. Разговаривая, смотрите в глаза собеседнику.
3. Проявите уважение к мнению собеседника.
4. Внимательно слушайте собеседника.
5. Проявляйте заинтересованность в беседе.
6. Не задавайте некорректных вопросов.
7. Закрепление изученного.
Итак, подготовительная работа проведена
Пресс-конференция (Директора приглашаются на пресс-конференцию, задаются вопросы по очереди). Дети заранее подготовили вопросы.
1 часть. Вступление. У кого бы вы хотели взять интервью? Представьте своего собеседника.
2 часть. Непосредственная беседа. Обычно интервью строится в форме диалога. Иногда в беседе могут участвовать несколько человек. Героями беседы часто бывают интересные, неординарные люди.
3 часть. Заключение.
· Как лучше закончить интервью?
Журналист просит собеседника рассказать о своих планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.
Подводятся итоги пресс-конференции. Соблюдали ли вы структуру интервью?
«Что за чудный дар уметь говорить и уметь слушать, когда говорят».
ü Пора оценить себя.
3.Легко взаимодействую с людьми – да/ нет
4. Могу ясно выражать мысль - да/ нет
. Заполните последнюю строчку в карточке:
– могу
– пока не могу
… работать в газете по профессии журналист.
Рефлексия
Итак, каковы ваши впечатления от услышанных вами интервью? Как вы считаете, зачем нам необходимы знания в области журналистики? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Мы повторили признаки публицистического стиля. Мы будем продолжать знакомиться с жанрами публицистического стиля на других уроках развития речи.
Домашнее задание «Проба пера» (Слайд 17)
Вы взяли интервью у наших гостей, дома вы отредактируете и оформите его в письменном виде. Написать мини - сочинение «Если бы я был журналистом».