Что может быть интереснее, поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто.




МКОУ «Иванковская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка интегрированного урока развития речи и русского языка

По теме «Интервью – жанр публицистики»

Автор: Харасова Оксана Владиславовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Обучающая – повторить материал по теме: «Публицистический стиль»; познакомить учащихся с жанром публицистического стиля - интервью, познакомить с его структурой; формировать умение правильно готовиться к интервью, отрабатывать навык конструирования вопросов;

Развивающая – развивать ассоциативное, логическое мышление (отбор, сопоставление, обобщение); отрабатывать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитывающая – учить оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых, коммуникативных навыков учащихся, которые могут быть востребованы в журналистской практике.

Задачи:

· Познакомить на практике с работой журналистов;

· Способствовать социализации личности учащихся, ориентировать 9-классников в мире профессий;

· Развивать коммуникативные навыки учащихся.

Ход урока

Что может быть интереснее, поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто.

В.Гиляровский

 

1. Организационный момент.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Улыбнемся друг другу и начнем занятие.

Обычный класс, обычные дети. Но приглядимся к ним повнимательнее, так ли они обычны. Вероятно, есть в них что-то особенное. Многие из них о чем-то мечтают и делают все возможное, чтобы их мечты сбылись. У каждого есть свои интересы, увлечения. Хочется узнать, такие ли они обычные дети, и я взяла интервью у своих учеников. Моя беседа имеет прямое отношение к теме урока. (Беседа с детьми об интересах, увлечениях) Не удивляйтесь началу урока. Я просто побывала в роли журналиста.

2. Сообщение темы и цели урока. (Тема урока и эпиграф Слайд 1) (Запись числа, темы в тетради)

Сегодня у нас нетрадиционный урок: Деловая игра «Интервью» (Чтение эпиграфа) Ребята, попробуйте, исходя из темы урока, сформулировать цели урока. Что мы будем делать с вами на уроке? 7 класс будут знакомиться с одним из жанров публицистики – это интервью, а 9 класс будут повторять и обобщать свои знания по этой теме. (Слайд 2) Представьте, что вы работаете в редакции газеты «Трибуна». Сегодня, ребята, вы попробуете себя в роли журналистов. Нам предстоит проверить, как умеете готовиться к интервью, умеете ли задавать вопросы, умеете ли слушать ответы. Может быть, в будущем вы захотите выбрать профессию журналиста, корреспондента. (Слайд 3)

А сейчас внимание! Назовите, что это? (обвожу рукой лицо) У меня в руках карточка - “лицо”. В рисунке зашифрованы три корня. Назовите их (кручу “лицо”, на котором глаза – две буквы Ч, нос – буква К, рот – вытянутая буква Ц)

– лиц –

– лик –

– лич –

Назовите однокоренные слова с этими корнями (по цепочке или по желанию). Сегодня мы поработаем над собой, проведем небольшой самоанализ. У вас в руках карточка. В ней укажите фамилию, имя.

ü Пора прислушаться к себе. В карточке поставьте плюс в первой строке, в соответствующей колонке.

1. Уверен ли ты в себе? да / пока нет

3. Беседа-опрос по теоретическому материалу. Повторение основных сведений о публицистическом стиле (проверка домашнего задания)

1. Какие стили речи вам известны?

2. Что обозначает слово «публицистика»? (Слайд 4, 5)

3. Каково назначение публицистического стиля?

4. Каковы языковые приметы этого стиля?

5. Назовите жанры публицистического стиля.

Физ. минутка Делаем вместе со мной: [произношу]

– лицо (обводим лицо)

– облик (обводим контур соседа)

– отличие (жестом на себя, на соседа и отрицательно головой)

– личность (ударить себя в грудь, горделиво подняв голову)

Во время интервью, которое я брала у одного мальчика, он ответил: “Я люблю себя за то, что я есть” Я есть! – скажите себе мысленно, с любовью и уважением.

· Слово «интервью» иностранного происхождения. Как вы понимаете его значение?

· Подберем к слову «интервью» однокоренные слова. (Интервьюер, интервьюировать)

· Кто обязательно должен участвовать в интервью? (ответы учеников) Это журналист, он задает вопросы, и человек, который на эти вопросы отвечает. Вот над значениями слов мы и поработаем в словарной работе.

4. Словарная работа (Слайд 6)

Запись в тетрадях:

Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов.

Журналист – литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах и газетах

Интервьюер – журналист, интервьюирующий кого-нибудь.

Интервьюировать – получить интервью от кого-нибудь

Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

Редакция – 1. Помещение, где редактируют какое-нибудь издание. 2. Группа работников, редактирующих текст.

Рубрика- Раздел, подразделение. Заголовок раздела в газете.

Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание интервью. В интервью изложение ведется от имени лица, мнение которого по поводу какого-либо события или вопроса представляет интерес для читателя или слушателя, благодаря тому, что этот человек либо сам является участником события, либо в силу опыта и знаний может интересно ответить на вопросы.

Практическая часть

1) Сначала, проверим вашу орфографическую зоркость. Вы знаете, что в редакции газет приходят тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится исправлять, т.к. в них огромное количество ошибок. Исправляет их человек по профессии корректор. Одно из таких писем вам предстоит исправить (Слайд 7)

Жалоба

Дядя, прашу тебя, памаги

Тваей плимяннице Оли,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слава

Учитель паставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочетать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

(Коллективное, комментированное исправление ошибок) (Слайд 8)

 

2) Тестирование (Работа с текстом. Частичный анализ текста) (Слайд 9) Обратите внимание на слово пращур. Пращур – это отдаленный предок, родоначальник.

· Кто может быть собеседником журналиста?

(политический деятель, художник, актер, спортсмен и просто интересный человек)

3) Угадайте, о каких профессиях идет речь в пословицах и поговорках (Слайд 10)

v Куй железо, пока горячо.

v Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

v Не игла шьет, а руки.

v Корова черна, да молоко у нее бело.

v Лес рубят – щепки летят.

v На охоту ехать – собак кормить.

v Не бравшись за топор, избы не срубишь.

v Цыплят по осени считают.

v Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

v Труд кормит, а лень портит. (4)

Кузнец Рыбак

Швея (1) Доярка (1)

Лесоруб Охотник

Плотник (2) Птичница (2) Хлебороб (2)

Сделать морфемный, фонетический и синтаксический разборы. (Слайд 11).

Разминка для зала (Слайд 12)

Физ. минутка для глаз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: