Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «Мурари Гупта Мне дороже самой жизни. Когда Я слышу о его смирении, жизнь Моя становится невыносимой».




А так же прочитать «Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.45, 4.108-10

 

«Великие вайшнавы», том 1

Радханатха Свами

Мурари Гупта

У Чайтаньи Махапрабху было много учеников санньяси и брахмачари. Но Он считал грихастх, которые были полностью преданы Господу в своем ашраме, не отличными от санньяси. Однажды Господь Чайтанья сказал: «Любой, кто считает Мурари Гупту обычным врачом, грихастхой, живущим у себя дома, обречен на адские муки. Хотя на первый взгляд он кажется обычным человеком, исполняющим свои служебные обязанности, он всегда поглощен мыслями о Кришне; все, что он делает, проникнуто чистой преданностью Кришне, поэтому любой, кто помнит о нем, обретет сознание Кришны. Когда он лечит своих пациентов от их болезней, он вместе с этим дает им сознание Кришны и Кришна-бхактам».

У нас в Бомбее есть несколько преданных-врачей, и они подумали: «Мурари Гупта был врачом, и Господь Чайтанья был доволен им, потому что каждому своему пациенту он давал сознание Кришны». Обычно заболевшие люди послушно исполняют все, что говорит им врач, поэтому эти врачи лечили их и вместе с тем пытались следовать по стопам Мурари Гупты. Они говорили своим пациентам, что лекарства на некоторых действуют, а на некоторых — нет, и все это зависит от милости Бога, поэтому перед приемом лекарств надо очень искренне повторить Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. К ним приходят разные пациенты: и мусульмане, и христиане, и иудеи — и все они очень искренне перед приемом лекарств повторяют Харе Кришна. И тогда наши врачи решили, что если столько людей обретают сознание Кришны, становясь их пациентами, то почему не открыть свою больницу. Так появилась больница Бхактиведанты.

Первое, что видят пациенты, входя в больницу, это мурти Прабхупады на вьясасане. В каждой палате, в каждом кабинете, в каждой операционной по внутренней радиосвязи звучат киртаны, бхаджаны и лекции Шрилы Прабхупады. Все пациенты едят только Прасад, приготовленный преданными и предложенный Божествам. В изголовье каждой кровати лежит «Бхагавад-гита как она есть». Ложась на операционный стол, люди видят прямо перед собой изображение Господа Нрисимхи, делающего Хираньякашипу хирургическую операцию. И врачи говорят пациентам, что прежде чем им сделают анестезию, они должны поклониться Нрисимхадеву, потому что Он — самый первый хирург в истории. Кроме того, там есть отдел духовной поддержки и заботы, и преданные-сотрудники этого отдела дают пациентам четки, потому что им все равно нечего делать. Так десятки и десятки людей предаются Кришне благодаря тому, что они заболели. Работники больницы зарабатывают средства для поддержания своих семей, но при этом они фактически только то и делают, что проповедуют сознание Кришны. И возник этот проект именно потому, что Господь Чайтанья был очень доволен Мурари Гуптой.

... Когда Мурари Гупта был молод, Господь Чайтанья являл Свою лилу Нимая Пандита, скрывая Свои подлинные богатства и достояния. Он ничего не говорил о сознании Кришны и вел жизнь обычного молодого ученого, и преданные не видели в Нем Господа, Которому они поклоняются. Они день и ночь молились: «Господь, сделай так, чтобы Нимай Пандит стал преданным, потому что тогда он заставит весь мир петь Святые Имена».

Мурари Гупта был большим знатоком священных писаний и однажды он шел со своими студентами и рассказывал им о принципах йоги. Но он рассказывал им о принципах аштанга-йоги, а не бхакти-йоги, хотя сам был преданным. Маленькому Нимаю это не понравилось, и Он стал очень смешным голосом передразнивать Мурари Гупту. Когда дети так делают, это может сильно раздражать. Мурари Гупта стал прогонять Нимая, и тогда Господь сказал: «Сегодня я проучу тебя!»

Мурари Гупта вернулся домой, и ему подали Прасад: рис, сабджи. Он приготовился есть, а тем временем Нимай оделся в свои лучшие одежды и в тот самый момент, когда Мурари Гупта собрался поднести ко рту первую пригоршню риса, вбежал в его комнату и стал мочиться на этот прасад. Мурари Гупта закричал: «Эй, что ты наделал?!» Нимай убежал, но перед тем крикнул: «Ты смешиваешь карму и гьяну с бхакти, а это все равно, что смешивать прасад с мочой!»

Чистое преданное служение невозможно сравнивать ни с какими другими подходами к религии. Чистое преданное служение посвящено одному Кришне и только Ему.

По другой версии, таким способом Нимай показал бессмысленный вывод из имперсональной философии: если все суть одно, то нет разницы между мочой и рисом. Имеет смысл философия, утверждающая, что все одновременно едино и отлично.

... Нимай убежал. Мурари Гупта пришел в дом Джаганнатха Мишры и Шачиматы, увидел, как они с любовью обнимают Нимая, и поклонился им.

Мурари Гупта был великим ученым, и Нимай Пандит, когда был учеником в ашраме Гангадаса, часто бросал ему вызов на спор и обычно никто из них не мог победить другого. Однажды Нимай вызвал Мурари Гупту на дебаты и выиграл. Затем Он опроверг собственные доводы и снова бросил вызов, предлагая Мурари Гупте оспорить эти аргументы. И вот во время этих удивительных споров о терминах санскритской грамматики Нимай прикоснулся к телу Мурари Гупты, и тот почувствовал экстаз, подобного которому он никогда в своей жизни не испытывал. Он подумал: «Я не знаю, кто этот юноша, но при виде его мое сердце наполняется блаженством. Просто прикасаясь к нему, я чувствую трансцендентный экстаз. И при этом нет ни одного такого же ученого, как он». Он припал к стопам Нимая Пандита и признал себя его преданным учеником.

Вскоре после этой лилы Господь Чайтанья отправился в Гаю, принял посвящение у Ишвары Пури и вернулся самым большим и ярым поклонником хари-нама-санкиртаны. Именно тогда Он начал Свою миссию юга-аватары, устанавливающей юга-дхарму. Преданные были вне себя от радости: Нимай стал таким вайшнавом, какого никогда не видел мир!

Однажды Господь пришел домой к Мурари Гупте в полном восторге. Он услышал «Вишну-сахасранаму», и там было упомянуто имя Варахадева. Господь Чайтанья позвал:

— Эй, Мурари! Взгляни на Меня!

Мурари Гупта увидел, что Господь принял форму Вепря — Варахадева! Они находились в домашнем храме Мурари Гупты, и Господь закричал:

— Дай Мне Землю, чтобы Я поднял ее!

Мурари Гупта дал Ему маленький глиняный горшок, и Господь держал его на Своих клыках так, как будто Он держит Землю. Мурари Гупта пришел в экстаз. Он никогда не видел ничего подобного. Господь приказал:

— Прославляй Меня, Мурари! Возноси Мне молитвы.

— Ты — Верховный Господь, Ты — всемилостивый! У меня нет слов, чтобы прославить Тебя, потому что я всего лишь ничтожный обычный человек, — сказал Мурари Гупта. Но Господь настаивал:

— Прославляй Меня!

Мурари Гупта стал возносить молитвы, прославляя вечный облик Господа, исполненный знания

и блаженства. Тогда Господь в облике Варахадева заговорил, обращаясь к Мурари Гупте: «Ты прав: Мой образ вечен. Это высшая реальность. Каждый из членов Моего тела обладает всеми Ведами. Суть всей сиддханты, всего знания заключается в том, чтобы любить Меня в Моем облике. Те, кто отрицает этот облик; те, кто говорит, что Мой облик это иллюзия; те, кто говорит, что нечто безличное выше, чем Моя личная форма, — все эти люди прокляты и пребывают в иллюзии. Они никогда не смогут почувствовать экстаз любви... Есть такой санньяси Пракашананда, который обосновался в Бенаресе. В своей философии он пытается сделать Меня безруким и безногим, говоря, что Я лишен формы и качеств. В ответ на это Я наслал на него проказу, и он еще не знает об этом. Но тот, кто поклоняется Моей вечной форме как личности, достигнет Моей вечной обители. Те же, кто оскорбляет таких преданных, будут уничтожены. Я уничтожу собственного сына, если он оскорбит вайшнава».

Затем Господь привел потрясающий пример: «Когда в этой форме Господа Варахадева Я поднял богиню Бхуми, она зачала ребенка, которого назвали Бхаума. Он был очень благочестивым и благородным человеком, но из-за общения с демоном Бханасурой пал. Из-за общения с материалистами может быть уничтожена духовная жизнь даже великого садхаки. Так и Бхаума превратился в Бхаумасуру, который оскорблял и преследовал преданных Господа. Тогда Кришна, восседая на Гаруде со Своей прекрасной царицей Сатьябхамой, прилетел во дворец Бхаумасуры и убил его».

Здесь Господь учит нас очень важному принципу, которому мы должны тщательно следовать: необходимо почитать и прославлять преданных. Только так можно обрести милость Господа. Если же мы будем критиковать преданных, то навлечем на себя гнев Господа. Когда мы миллионы раз нарушаем регулирующие принципы, Господу это не нравится, но когда мы оскорбляем Его преданных, Он в гневе. Кришна всегда простит нас, если мы допускаем какую-то ошибку, но Он никогда не простит нам оскорбления Его преданных. Он сможет нас простить только в том случае, если мы упадем к стопам этого преданного и получим его прощение. Это проходит красной нитью во всех наставлениях Господа Чайтаньи.

В другой раз Мурари Гупта пришел домой к Господу Чайтанье. Гам был и Господь Нитьянанда. Мурари Гупта, войдя, поклонился сначала Господу Чайтанье, а потом — Нитьянанде. Господь Чайтанья очень расстроился:

— Что ты делаешь? Неужели ты не знаешь, как надо себя вести?

— Я просто делаю то, что подсказывает мне мое сердце. В чем моя ошибка? — спросил Мурари Гупта.

— Я покажу тебе это сегодня ночью, — пообещал Господь.

Мурари Гупта вернулся домой, уснул и увидел во сне Нитьянанду Прабху с кожей цвета молока и в одеяниях Господа Баларамы. У Него были огромные лотосные глаза, Он был украшен лесными цветами и держал на плече плуг. Он был олицетворением духовной силы. Ананта Шеша был зонтиком над Его головой. Когда Господь Нитьянанда явился Мурари Гупте в образе Господа Баларамы, тот пришел в экстаз и увидел, что за Господом Нитьянандой следует Господь Чайтанья. Он улыбнулся и сказал Мурари Гупте: «Посмотри — Он мой старший брат!»

На следующий день Мурари Гупта опять пришел к Господу Чайтанье и снова увидел у Него Господа Нитьянанду. На этот раз Мурари Гупта уже поклонился сначала Нитьянанде Прабху, а затем — Господу Чайтанье. Господь Чайтанья спросил:

— Почему ты так делаешь?

— О мой Господь, я всего лишь марионетка в Твоих руках, это Ты заставляешь меня делать все то, что я делаю, — ответил Мурари Гупта.

Господь Чайтанья в это время жевал специи и в ответ дал их Мурари Гупте. Тот сразу же проглотил их, а Господь Чайтанья сказал ему: «Твоя рука испачкана Моей слюной. Пойди помой руки!» Мурари Гупта тогда вытер руки о голову и отправился домой. Жена Мурари Гупты не отличалась от него в своей преданности. Она приготовила для него Прасад и, когда он вернулся домой, принесла ему рис и гхи. Мурари Гупта был просто опьянен тем, что увидел во сне, и тем, что произошло в доме Господа Чайтаньи, и поэтому он залил этот рис маслом гхи и стал предлагать его Кришне, восклицая: «Ешь! Пожалуйста, ешь!» Потом он бросил этот рис на пол и взял еще порцию, залил и это маслом и тоже стал предлагать, просто держа рис в руках и поднимая перед собой: «Ешь! Пожалуйста, ешь!», а затем опять бросил на пол. Гак он разбросал по полу весь приготовленный рис и сказал жене, что хочет еще риса. Его жена была великой преданной и, хотя не поняла, что происходит, решила, что видит какую-то непонятную лилу, и, улыбаясь, приносила ему все больше и больше риса...

На следующее утро Господь Чайтанья очень рано постучался в дом Мурари Гупты. Мурари впустил Его, и Господь Чайтанья сказал ему: «Ты мой врач, мне нужно лекарство». Мурари Гупта был очень хорошим врачом и сразу определил, что Господу Чайтанье нужно лекарство от несварения желудка. Господь вскрикнул:

— Откуда ты знаешь, что у Меня несварение желудка?

— А почему у Тебя несварение желудка?

— Так ты же сам вчера предлагал Мне рис, пропитанный гхи, и заставлял Меня есть его прямо с пола! Из-за твоей чистой преданности Я вынужден принимать все то, что ты предлагаешь Мне! Но я знаю лекарство, которое вылечит Меня от несварения. Я знаю лекарство от всех Моих болезней! Это лекарство — вода из твоей чашки.

Господь Чайтанья схватил чашку, из которой уже пил Мурари Гупта, и, несмотря на то, что Мурари кричал: «Нет-нет, Ты не должен пить из моей чашки, это очень плохо!», выпил воду из чашки Своего преданного. При этом Он сказал, что это лекарство может излечить человека от болезни материальной иллюзии. Когда мы пьем остатки воды от чистого преданного Господа, мы можем обрести любовь к Кришне. На самом деле весь этот материальный мир — одно большое несварение желудка, но когда мы принимаем остатки после вайшнава, это может избавить нас от всех болезней.

Так Господь прославлял Своего преданного. Он хотел показать всему миру могущество бхакти, показать, как любовь Его преданных побеждает Его, когда Он принимает остатки еды от Своего преданного.

Однажды Мурари Гупта был погружен в печальные мысли о Господе. Он думал: «Почему Кришна всегда завершает Свои лилы таким образом, что это причиняет боль Его преданным? Когда Он приходил в образе Господа Рамачандры, Он изгнал в лес Ситу. В образе Кришны Он вызвал братоубийственную войну и заставил всю династию Яду перебить друг друга, а затем ушёл Сам. Я не хочу видеть уход Господа Чайтаньи. Я хочу умереть прежде, чем Он уйдет из этого мира». У него был очень острый нож, которым разрубают кокосовые орехи, и он решил: «Сегодня ночью, не сказав никому ни слова, этим ножом я покончу с собой. Это лучше, чем терпеть разлуку с Господом, когда Он уйдет». И он спрятал этот нож дома.

В этот день Господь Чайтанья пришел к Мурари Гупте, и тот упал в поклоне перед Ним и сказал:

— Я Твой слуга, мой Господь! Отдай мне любой приказ и я подчинюсь. Чем я могу служить Тебе?

Господь Чайтанья велел ему подойти поближе и прошептал на ухо:

— Отдай Мне нож!

— Какой нож? У меня нет никакого ножа! — забеспокоился Мурари Гупта.

— Я хочу тот нож, которым ты хотел убить себя, — сказал Господь Чайтанья.

— Это все слухи, их кто-то распускает. У меня никакого ножа нет!

Но Господь Чайтанья знает все. Он вошел в дом, нашел, где был спрятан нож, вынес его на улицу, показал Мурари Гупте и сказал:

— Мурари, ты Мне дороже самой жизни. Почему ты хочешь убить себя? Твоя жизнь принадлежит Мне. Я живу в этом мире только для того, чтобы общаться с такими преданными, как ты. Пожалуйста, обещай Мне, что никогда больше не допустишь в свой ум такой мысли. Твое имя — Мурари Гупта. «Гупта» значит «тайна». Тебя зовут Мурари Гупта, потому что Кришна все время прячется в твоем сердце.

Во время Маха-пракаша-лилы Господь Чайтанья исполнял желания всех Своих преданных. Он показывал им тот образ, которому поклонялся каждый из преданных. Он подозвал к Себе Мурари Гупту, и тот увидел, как Господь превратился в Господа Раму. У Него была кожа цвета травы, и Он стоял, статный и красивый, держа в руке лук, с колчаном за спиной. Он был воплощением красоты. С одной стороны от Него был Лакшмана, а с другой — Сита Деви. Увидев этот образ, Мурари Гупта пришел в экстаз и потерял сознание. Очнувшись, он увидел себя в образе Ханумана.

«Эй, обезьяна, вставай! Равана украл Ситу! Лакшману ранили, и нам нужно лекарство. Принеси его!» — закричал Господь.

Мурари Гупта был готов служить.

«Посмотри на Ситу, которой ты поклоняешься. Ее лотосные стопы — твоя жизнь. А это Лакшмана — всеобщий гуру, и, служа ему, ты совершил чудеса», — сказал Господь.

Мурари снова потерял сознание, и Господь приказал:

— Вставай, Мурари! Сегодня Я исполню любое твое желание. Проси у Меня что хочешь!

— У меня нет никаких желаний, я доволен тем, что просто вижу Тебя и служу Твоим преданным.

— Нет, проси у Меня что хочешь! — настаивал Господь.

Тогда Мурари Гупта сказал:

— Нет никого более падшего, чем я. Я неудачлив и ничтожен, у меня нет никаких качеств, я подобен насекомому, но если Ты хочешь дать мне благословение, то сделай так, чтобы в каждой форме жизни, в какой мне придется родиться, я всегда оставался слугою Твоих слуг. Это мое единственное желание.

Мурари Гупта показал всему миру, что нет большего богатства и большей драгоценности, чем быть слугою слуги. Он мог попросить любых богатств, мистических сил или освобождения от материального рабства — всего что угодно, но преданные понимают, в чем заключается истинная ценность, и поэтому Мурари попросил возможности всегда оставаться в обществе преданных, даже если он родится насекомым в их доме. Он хотел всегда оставаться слугою слуг слуг Господа. Это самое возвышенное желание, потому что именно оно более всего удовлетворяет Кришну. Именно такое смирение приводит человека к совершенству.

Так как Мурари Гупта попросил именно этого благословения, Господь Чайтанья и Его спутники разразились криками «Харибол!», и Господь дал ему это благословение, сказав: «В каждом твоем рождении для преданных не будет никого дороже, чем ты. Ты всегда будешь служить им и наслаждаться вкусом Святого Имени!»

Это самое высшее благо. Эта позиция в мире — подлинное богатство. Это желание — единственное, что может удовлетворить сокровенные помыслы души. Никакие другие ложные посулы майи не должны отвлекать нас. Мурари Гупта научил нас, как нужно исполнять свой долг в этом обществе, при этом сосредоточившись на смирении.

Шрила Прабхупада говорил, что построил храмы только для того, чтобы люди могли общаться с преданными, потому что общение с преданными, сосредоточенное вокруг слушания и киртана, это блаженство души, очищающее сердце. В наших храмах мы можем общаться, читать и обсуждать «Шримад-Бхагаватам», у нас есть Святое Имя, мы можем петь и танцевать перед Божествами и почитать прасад. И в каждое мгновение у нас есть возможность осуществить эту мечту стать слугою слуги. Все уже есть, и нам нужно только оценить ту удачу, которая выпала на нашу долю, и быть благодарными Кришне за то благословение, которое Он дал нам, и ту милость, которую Он пролил на нас.

У нас могут быть семьи и обязанности, которые нужно исполнять, — это нормально. Мурари Гупта тоже исполнял свой долг как положено и заботился о своей семье с огромной любовью и уважением, но делал это для того, чтобы помочь себе достичь этого величайшего богатства: общения с преданными Господа и служения им как слугам слуг.

Зачем нам жаловаться и сетовать, зачем плести интриги, зачем соревноваться и завидовать друг другу, покушаться на чью-то долю, если единственное счастье, которое можно обрести, это возможность отдать свое сердце вайшнавам. Прийти сюда петь, танцевать и служить вайшнавам ничего не стоит, и до тех пор, пока у нас есть это простое и возвышенное понимание сознания Кришны, мы будем счастливы в служении Кришне. Если мы научимся любить преданных, то Кришна полюбит нас. Но если в нашу жизнь вкрадутся другие мотивы, они ограбят нас и лишат данной нам возможности обрести Кришна-прему.

... Когда Господь Чайтанья отправился в Пури, Мурари Гупта пришел туда с другими преданными из Бенгалии, чтобы встретиться с Ним. Мурари Гупта видел, как Господь обнимает и прославляет каждого, но сам чувствовал себя столь недостойным, что не хотел показываться на глаза и прятался в углу.

Господь спрашивал, где же Мурари, нашел его, обнял со слезами на глазах и сказал: «Я делаю это для того, чтобы очиститься Самому. Любой, кто коснется вайшнава, подобного тебе, обретет Кришну в сердце». Так Сам Господь смотрит на человека, единственным желанием которого является желание служения слугам слуг. Это урок, который нужно извлечь из жизни Мурари Гупты.

 

«Самадхи Гаудия-вайшнавов во Вриндаване»

Маханидхи Махарадж

Шри Мурари Гупта

Шри Мурари Гупта, ученик Шри Чандрашекхары Ачарьи, был необычайно смиренен. У него сложились прочные, проверенные временем, дружеские отношения с Господом Чайтаньей. Будучи старше Нимая по возрасту, он тем не менее обычно проигрывал в дискуссиях с Ним. Во время одной из таких дискуссий они дошли до предела и начали драться. Драка продолжилась в Ганге. Он подняли со дна так много ила, что женщины не могли набрать в кувшины нормальной воды, а брахманы принять омовения.

Во время вечерних встреч в доме Шриваса Мурари Гупта ублажал слух Гаурахари мелодичным чтением «Бхагаваты». Он также замечательно пел и танцевал. Мурари Гупта принимал участие во всех Его надия-лилах.

Господь Чайтанья однажды решил проверить, насколько крепкой была его привязанность к Господу Рамачандре. И Он начал говорить Мурари о высшей сладости и возвышенном положении Враджендра-кумара (Кришны): «Мурари, просто поклоняйся Кришне и прими Его прибежище. Ничто иное, кроме служения Ему, не принесет удовлетворения уму». Хотя Мурари Гупта испытывал некоторую склонность к служению Шри Кришне, одна мысль утраты общества Господа Рамачандры привела его в состояние уныния. Этой же ночью он обратился к Господу Раме с мольбой забрать его жизнь. Он просил об этом, ибо не мог прекратить служения Раме, но в то же самое время не в силах был отвергнуть указание Шри Чайтаньи.

Проплакав всю ночь, Мурари пришел к Господу Чайтанье и сказал: «Что мне делать? Я отдал свою голову лотосным стопам Господа Рамачандры. Но если я нарушу Твой приказ поклоняться Господу Шри Кришне, что же мне останется делать?»

Улыбнувшись, Шри Гаура Рая ответил: «Слава Мурари Гупте! Ты настолько сосредоточен на своем поклонении, что даже Моя просьба не смогла вынудить тебя сойти с избранного пути. Именно такое настроение любви и привязанности к лотосным стопам Господа должен исповедовать Его слуга. Даже если Господь захочет разлуки, преданный не сможет оставить прибежища Его стоп. Лишь для того, чтобы проверить твою преданность Господу Раме, я несколько раз попросил тебя обратиться к поклонению Господу Кришне».

Поздравив Мурари Гупту, Господь продолжил: «Ты – воплощение Ханумана, вечного слуги Господа Рамы. Поэтому тебе незачем оставлять поклонение Господу Раме».

В другой раз Господь Чайтанья предстал перед ним как Господь Рамачандра в сопровождении Джанаки, Лашмана и множества обезьян, возносящих гимны и молитвы. Увидев среди обезьян свою изначальную форму Ханумана, Мурари потерял сознание. В Катве, когда Господь Чайтанья принимал санньясу, Мурари стоял там и плакал, как ребенок. А когда Шриман Махапрабху переехал в Джаганнатха Пури, Мурари вместе со своей женой каждый год приезжали к Господу, чтобы насладиться нектаром общения с Ним.

Получив рождение в династии аюрведических лекарей, Мурари Гупта практиковал врачевание. Но его методы лечения были уникальными, потому что он излечивал не только от физических недугов, но и от болезни материального существования. Он написал первую биографическую работу на санскрите о Шри Чайтанье Махапрабху, озаглавив ее «Шри Чайтанья-чарита махакавья». Его самадхи расположено в районе 64 самадхи.

Мурари Гупта

Господь Чайтанья: Если кто-нибудь оскорбит Мурари или увидит в нем недостатки, ему не спастись, даже миллион раз погрузившись в Гангу. «Мурари Гупта» означает, что Верховный Господь (Мурари) тайно (гупта) пребывает в сердце этого великого преданного.

Мурари Гупта был племянником Джаганнатхи Мишры и приходился Господу Чайтанье двоюродным братом. Родился он в Силхете, в провинции Шри-хатт, и был аюрведическим доктором. Впоследствии он переселился в Навадвипу и лечил не только физические, но и духовные недуги людей, поскольку сам был великим преданным.

Одно время Мурари увлекался «Йога-васиштхой», учением имперсонального толка, но Господь еще ребенком избавил его от заблуждений.

Как-то раз Мурари в компании друзей шел по дороге, обсуждая с ними вопросы йоги. При этом он не замечал, что за спиной у него идет Гауранга, который передразнивает каждый его жест и фразу. Наконец, Мурари оглянулся и заметил Его:

— За что только люди хвалят Тебя?! Ты, кажется, Нимай, сын Джаганнатхи Мишры? Я слышал, как все восхищаются Тобой, но не понимаю — за что?

Махапрабху ответил:

— Увидишь. В полдень, когда ты сядешь обедать, Я кое-что покажу тебе!

Загадочная фраза немного смутила Мурари, но, вернувшись домой и уйдя с головой в дела, он совсем позабыл о происшедшем. Когда же настало время обедать, Мурари, проголодавшийся за день, с удовольствием принялся за еду.
Тем временем Господь Чайтанья завязал на бедрах красивое дхоти, собрал волосы в узел, одел на шею четки из туласи, а грудь украсил двумя нитками жемчуга.

В таком виде Гауранга появился в доме Мурари Гупты. Войдя в комнату, Он позвал:

— Мурари!

От неожиданности Мурари замер. Он вспомнил обещание Нимая.

— Кто там?!

— Можешь не вставать, — ответил Господь, появляясь перед ним. Гупта не узнал утреннего проказника и, глядя на Него с нескрываемым изумлением, положил в рот рис, который держал в руке, после чего потянулся за следующей горстью. Но тут Господь подошел и помочился прямо ему в тарелку.

— Что Ты делаешь?! — вскричал Мурари. Его возмущению не было предела. — Тебе не стыдно?
А Гауранга, радостно хлопая в ладоши, говорил:

— Ты оставил путь преданности и пошел путем йоги. Забудь о карме и гьяне, и просто всем сердцем поклоняйся Радхе и Кришне. Если человек привязан к материальному, сознание его останется нечистым. Господь всепроникающий, Он преисполнен бесконечного сострадания. Почему же ты причиняешь боль такому милостивому Господу, не желая служить Ему?

Сказав это, Гауранга неожиданно исчез. Мурари кинулся искать Его, но Нимая нигде не было.
В сердце Мурари закралось сомнение: он подумал, что этот красивый мальчик — Нимай, сын Шачи-деви. Чтобы удостовериться в этом, он поспешил в дом Джаганнатхи Мишры.

Джаганнатха Мишра и Шачимата радостно встретили гостя и позвали его в дом, но тот не мог вымолвить ни слова. Глядя в прекрасное лицо Гауранги, он забыл обо всем, что несколько минут назад случилось в его доме, и застыл от нахлынувших на него духовных эмоций. Затем он рухнул к лотосным стопам Господа, выражая Ему почтение.
Господь же смотрел на все это широко открытыми глазами, и лицо Его выражало недоумение, словно Он не понимал, что здесь происходит. И тогда Шачимата спросила Мурари:

— Пожалуйста, скажи, что натворил мой сын? Пусть все страдания за Его шалости обрушатся на нашу с отцом голову, а Он пусть живет долго и счастливо. Благослови Его!

Улыбаясь им в ответ, Мурари сказал:

— Нимай — Верховный Господь, опора вселенной. Вы самые удачливые родители во всех трех мирах. Заботьтесь о Нем и помните мои слова: ваш Вишвамбхара — Сам Всевышний!

Мурари Гупта выбежал из дома Джаганнатхи Мишры. Не зная, куда идти, он свернул к дому Адвайты Ачарьи. Упав к стопам Адвайты, Мурари сказал:

— Только что я увидел в доме Джаганнатхи Мишры удивительного мальчика. Его имя Нимай. Он полностью запределен этому миру и при этом счастливо играет с друзьями, словно обыкновенный ребенок!
Адвайта Ачарья радостно обнял Мурари Гупту, и они позабыли обо всем на свете.

 

Расстройство желудка

Мурари Гупта шел домой, вспоминая Господа Нитьянанду и Гаурангу. Он был опьянен любовью и потому вел себя как безумный. Придя домой, он ни с того ни с сего приказал жене принести ему поесть, и та поспешно поставила перед ним тарелку.

Мурари Гупта, без ума от любви к Богу, смешал рис и топленое масло и позвал:

— Кришна! Иди, покушай!

Он схватил с тарелки горсть риса и подбросил его в воздух. Затем он схватил еще одну горсть, затем еще, и так — пока весь рис не оказался на полу. Его жена стояла и молча наблюдала за мужем. Когда в тарелке больше ничего не осталось, она улыбнулась и поставила перед ним еще одну, полную свежего риса. Она знала, что ее муж — великий преданный Господа, и, подавая ему прасад, она повторяла имя Кришны, умоляя, чтобы Мурари был осторожнее.
На следующий день рано утром к Мурари пришел Господь Чайтанья. Увидев Его, Мурари упал в поклоне, а затем с любовью спросил:

— Что привело Тебя ко мне?

— Я пришел лечиться от расстройства желудка.

— А что Ты ел вчера?

— Как! Разве не помнишь?! Ты же сам просил Меня: «Ешь, ешь!». Всё уже забыл! Ничего, твоя жена помнит. Ты угощал Меня, а Я не мог отказаться. Вот теперь и лечи

Меня от риса, которым сам же и накормил. Я знаю, что если выпить побольше воды, то станет легче, и твоя вода наверняка Меня вылечит.

С этими словами Господь схватил стакан Мурари и залпом выпил воду, которая в нем была. На лице Его отразилось полное удовлетворение, как если бы Он попробовал нектар.

Гаруда

Однажды, находясь в доме Шривасы Пандита, Махапрабху неожиданно для всех явил облик Господа Вишну, держащего в руках раковину, диск, булаву и лотос, и стал громко звать:

— Гаруда! Гаруда!

В дом Шривасы вбежал Мурари Гупта. Он был в таком глубоком духовном трансе, что позабыл обо всем.

— Я здесь, о мой Господь, я явился по твоему зову!

Когда Господь снова позвал Гаруду, Мурари повторил:

— Я здесь, мой Господь!

Господь Чайтанья взобрался Мурари на плечи, и тот побежал по дому со скоростью ветра. Преданные, увидев эту сцену, преисполнились блаженства и стали молиться:

— Господи, не дай нам забыть это зрелище!

Некоторые хлопали в ладоши, а другие с любовью говорили:

— Какой у нас удивительный Верховный Господь!

Мысль о самоубийстве

Однажды Мурари Гупта подумал: «Я не в силах постичь деяния Господа. Порой Он покровительствует Своим преданным, а порой наказывает их. Он победил Равану и весь его род, чтобы вернуть Свою Ситу-деви, но потом отверг Ее. Какая логика в таком поступке? Он допустил гибель династии Яду — Своих дорогих друзей и родственников.
Пока Господь здесь, нужно не упустить момента и оставить тело». Сделав такой странный вывод, Мурари принес откуда-то большой острый нож и спрятал его у себя дома, думая: «Ночью я с удовольствием избавлюсь от этого тела». Тем временем Господь Чайтанья, зная о намерениях Мурари, неожиданно появился в его доме.
Мурари пригласил Господа войти и предложил Ему сесть.

— Мурари, у Меня есть к тебе одна просьба, — сказал Махапрабху.

— Мой Господь, проси что хочешь, мои тело и душа принадлежат Тебе! — ответил Мурари.
Господь прошептал ему на ухо:

— Принеси Мне нож, который ты спрятал.

Мурари невольно вскрикнул:

— Господи! Кто сказал Тебе эту ложь?

— Мурари, ты очень наивен, если думаешь, что кто-то сообщил Мне об этом. Я знаю даже кто сделал этот нож, и где он сейчас хранится.

Ничто не укроется от всеведущего Верховного Господа. Он прошел в дом и достал нож.

— Что Я сделал не так? — воскликнул Он. — Почему ты решил покинуть Меня? Откуда у тебя в голове взялись такие мысли? Обещай Мне, Мурари, что забудешь все свои сумасбродные планы!

Господь Чайтанья обнял Мурари Гупту и положил его руку Себе на голову.

— Если опять захочешь умереть, лучше убей Меня.

Мурари упал перед Господом и слезами любви омыл Его стопы. Господь поднял его и прижал к груди, тоже плача от любви к Своему чистому преданному.

Господь Рамачандра

— О Мурари, — сказал как-то Господь Чайтанья, — Я знаю, ты любишь Меня. Но почему бы тебе не поклоняться Кришне, который держит в руке Свою флейту, и чье тело цветом напоминает синий сапфир? Поклоняйся Шримати Радхарани, дочери царя Вришабхану, ибо Она — изначальная энергия Господа. Служи гопи, и ты обретешь милость Кришны, который вечно пребывает во Вриндаване.

Молитвенно сложив руки, Мурари попросил:

— Мой Господь, Я хочу увидеть Тебя в облике Рамы!

И Гауранга явил ему трансцендентный облик Господа Рамачандры, тело которого цветом напоминало свежую зеленую траву. Его окружали Сита, Лакшман, Бхарата и Шатругна. Ноги Мурари подкосились от нахлынувших чувств, и он упал на землю. Господь благословил Его:

— Каждая клеточка твоего тела, Мурари, всегда будет пронизана любовью к Богу. Ты Мой вечный преданный, а Я — твой возлюбленный Господь!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: