Пояснительная записка.
Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе МКОУ «СОШ с.Лебедѐвка»составлена на основе программы«Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва
«Просвещение» 2012г.(программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Программа «Преемственность» готовит детей к обучению в школе. Через выполнение программы осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению. Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы; - развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Преемственность» не только ставит своей целью подготовить ребѐнка к обучению к школе, но и решает задачиобщего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Развитие потенциальных возможностей ребѐнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. Программа «Преемственность» начинает формировать предпосылки УУД: -познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
|
-Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять еѐ по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. - Коммуникативные: овладение определѐнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнѐра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. -Личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Яконцепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребѐнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа.
|
Учебный план краткосрочной предшкольной подготовки
Учебный план устанавливает общее количество часов -72, из расчѐта 4 часа учебной нагрузки в день. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 18 недель. Продолжительность занятий – 20 мин с перерывами не менее 10 минут. Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Зелѐная тропинка (А.А. Плешаков)
2. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
3. От слова к букве. Развитие речи (Н.А. Федосова). 4. Мы познаѐм окружающий мир.
Образовательные области | Учебные предметы | Число учебных занятий |
Познание | Зелѐная тропинка. Математические ступеньки. Мы познаѐм окружающий мир (ИЗО, Конструирование, Лепка) | |
Коммуникация Чтение художественной литературы | Развитие речи. | |
Итого: |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению Зелѐная тропинка А.А. Плешаков.
Пояснительная записка
Курс «Зелѐная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
Данный курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Содержание курса строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности- умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям.
|
Содержание
Окружающий мир и наша безопасность.
Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе. Чудесный мир растений и грибов.
Растения нашей местности. Грибы – не растения. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. Наши друзья животные.
Животные нашей местности. Насекомые. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение макета цветущего луга).Разнообразие птиц. Сравнение их по размерам и окраске.
Разнообразие зверей. Сравнение их по размерам, форме тела и окраске. Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Отношение людей к животным. Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год. Времена года. Их признаки. Явления природы.
Планируемые результаты:
-владеть универсальными предпосылками учебной деятельности;-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;
-проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы; - проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе. конструирование
Примерное календарно-тематическое планирование по курсу
«Зелѐная тропинка».
№ п/п | Тема программного материала | Количество часов |
1. | Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе. | |
2. | Зимние забавы. Правила поведения зимой во время игр на улице. | |
3. | Растения нашей местности. Правила безопасности при сборе ягод и лекарственных растений. | |
4. | Грибы – не растения. Правила безопасности при сборе грибов. | |
5. | Животные нашей местности. | |
6. | Явления в жизни животных. Рождение детѐнышей у млекопитающих. | |
7. | Насекомые. | |
8. | Разнообразие птиц | |
9. | Разнообразие зверей. | |
10. | Лягушки, улитки, черви – тоже животные. | |
11. | Правила безопасности при встречах и общении с животными. | |
12. | Таяние снега. Сосульки. | |
13. | Первоцветы (деревья и кустарники). | |
14. | Круглый год. Времена года. | |
15. | Погода. Понятия: ясно, пасмурно, ветрено, безветренно, осадки и т. д. | |
16. | Плоды и семена. Сад и огород. | |
17. | Личная гигиена. Советы Мойдодыра. | |
Итого: |