С.И.Волкова
Пояснительная записка
Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая. Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.
Содержание.
Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трѐх и более предметов по цвету, форме, размеру.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.) Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.
Цифры и числа от 1 до 10.
Счѐт предметов. Сравнение по количеству(больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чиселот0 до 10.
Счѐт в прямом и обратном порядке. Порядковый счѐт, отличие от счѐта количественного.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Число 0. Число 10.
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник. Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весѐлыйсчѐт», «Исправь ошибку»;деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей.
Планируемые результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
|
-знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; -проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Математические ступеньки».
№ п/п | Тема программного материала. | Количество часов. |
1. | Признаки предметов: цвет, размер, форма. | |
2. | Сравнение трѐх и более предметов по цвету, форме, размеру. | |
3. | Пространственные отношения: на, над, под. | |
4. | Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | |
5. | Счѐт предметов. Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же). | |
6. | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году. | |
7. | Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. | |
8. | Направления движения. | |
9. | Устная нумерация: числаот0 до 10. | |
10. | Счѐт в прямом и обратном порядке. Порядковый счѐт, отличие от счѐта количественного. | |
11. | Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». | |
12. | Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. | |
13. | Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6. | |
14. | Цифры и числа: 7,8,9.Числа 0 и 10. | |
15. | Числа 0 и 10. | |
16. | Формирование представлений о точке и линии. Представления об отрезке. | |
17. | Простейшие геометрические фигуры: круг, многоугольник. | |
Итого: |
|
Развитие речи. Н.А.Федосова
Пояснительная записка.
Курс «Развитие речи» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтении.», «Подготовка к письму». Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.
Содержание.
Речевое общение. Понятие об устной и письменной речи.Речевой этикет.
Громкость, тон, темп устной речи.
Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.
|
Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Планируемые результаты:
• ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
• знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
• артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
• обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
• следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
• сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
• соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
• правильно произносить все звуки;
• отчетливо и ясно произносить слова;
• выделять из слов звуки;
• находить слова с определенным звуком;
• определять место звука в слове;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения;
• составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
• составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
• пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
• соблюдать элементарные гигиенические правила;
• ориентироваться на странице тетради.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Развитие речи».
№ п/п | Тема программного материала. | Количество часов. |
1. | Понятие об устной и письменной речи. Вежливые слова. Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов. | |
2. | Текст, предложение, слово. Строка и междустрочное пространство | |
3. | Слово, слог. Рисование бордюров в ограниченном пространстве (рабочая строка). | |
4. | Слоговой анализ слов. Продолжи узор. | |
5. | Ударение. Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо). | |
6. | Деление слов на слоги. Прямая наклонная линия (короткая и длинная). | |
7. | Деление слогов на звуки. Прямые линии с закруглением внизу. | |
8. | Звуки и буквы. Прямые линии с закруглением вверху и внизу. | |
9. | Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных. Письмо длинной линии с петлёй вверху и внизу. | |
10. | Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Письмо овалов и полуовалов. | |
11. | Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений. Элементы букв. | |
12. | Пересказ знакомой сказки. Элементы букв. | |
13. | Овощи и фрукты. Составление связного рассказа. Элементы букв. | |
14. | Составление рассказа по картинке. Элементы букв. | |
15. | Составление рассказа по опорным словам. Повторение изученных элементов. | |
16. | Слова похожие и разные. Родственные слова. Разучивание скороговорок, чистоговорок. | |
17. | В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части». | |
Итого: |
Тематическое планирование к курсу
“ Мы изображаем окружающий мир ”.
№ | Содержание программного материала | Часов |
1. | Рисование на тему «Я и моя семья» | |
2. | Вырезание ѐлочки. Правила безопасного обращения с ножницами. | |
3. | Лепка из пластилина «Фрукты и овощи» | |
4. | Рисуем насекомых. «Красивые бабочки». | |
5. | Работа с трафаретом. Штриховка. | |
6. | Составление узора из геометрических фигур. | |
7. | Цвет (нанесение мазков). Рисование и раскрашивание солнышка. | |
8. | Аппликация «Кораблик». | |
9. | Лепка из пластилина «Звери леса». | |
10. | Рисование животных по трафарету. Штриховка. | |
11. | Аппликация «Осьминог» из ладошки. | |
12. | Лепка из пластилина. Посуда. | |
13. | Аппликация «Любимый коврик кота Матроскина». | |
14. | Рисование гриба по образцу с заданием. | |
15. | Аппликация «Букет цветов». | |
16. | Лепка из пластилина «Домашние любимцы». | |
17. | Рисуем растения. Подсолнух. | |
18. | Вырезание рыб для «аквариума». | |
Итого |
Загадки
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок)
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок) Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф) Для ребятишек постарше и загадки чуть посложнее:
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)
"Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – И покраснела… (божья коровка)
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
Разделы:
1. «Развитие речи»
2. «Математические ступеньки»
3. «Зелѐная тропинка»
4. «Мы изображаем окружающий мир» (изо, конструирование, лепка)