20 января в Доме художника состоялось открытие новой выставки «Пастель». Организаторы применили нетрадиционный подход, основанный на принципе единства техники. Пастель отличается большим потенциалом выразительных возможностей и в последнее время наблюдается рост интереса российских мастеров к этой особенной технике.
«Наш регион в этой сфере выступает как передовой» – заметил открывающий выставку художник-график Сергей Богомолов. Он кратко охарактеризовал путь развития пастельного искусства от эпохи Итальянского Возрождения, когда она играла вспомогательную роль, до Нового времени, в которое она стала одним из основных средств художественного выражения.
Организатор выставки Владимир Петьков дал обзор смоленской истории этого вида искусства, назвав авторов, чье творчество стало основой формирования региональной школы пастели: В. Рыбакова, В. Самарину, Л. Оборину. Он подчеркнул большое значение пастельной графики на Смоленщине, рассказал об особенностях данной выставки: «В 2021 году в Омске состоялась Всероссийская выставка пастели, показательно, что в ней приняли участие 16 наших авторов. Это больше, чем какой-либо другой город. А в нашей выставке представлены 98 работ 46 авторов. Это произведения разных жанров: пейзажи, натюрморты, интерьеры, сюжетные работы».
Вера Самарина отметила активность смоленских художников, их энтузиазм наперекор всем неблагоприятным обстоятельствам, который оправдан желанием нести красоту и культуру людям: «Я очень люблю выставки с такой направленностью. Они показывают возможности материала. В данном случае – всю красоту пастели. Эти выставки имеют просветительское значение, демонстрируя весь спектр возможных приемов. Очень хорошо было бы “Смоленскую пастель” сделать брендом».
|
Не раз на открытии было названо имя недавно ушедшей от нас Любови Обориной, работа которой также представлена в экспозиции. Людмила Шулика подчеркнула ее вклад в развитие пастельного искусства в нашем городе: «Любовь Александровна посеяла семена уверенности в сознание всех, с кем общалась. Она облекла в самостоятельную форму этот вид искусства, которое многих из нас увлекло и обогатило. То, что она своим творчеством с нами – это радостно и приятно. На этой выставке нет похожих работ. Все разные, все увлекательные и интересные».
Юрий Трусов поздравил всех участников и гостей с открытием экспозиции: «Авторы – люди широких взглядов. Работы показывают широкий диапазон тем. Это начинание надо поддержать, сделав выставку постоянной, как минимум в форме биеннале».
Что особенно важно, традиции смоленской школы искусства пастели передаются молодым художникам. В экспозиции представлены работы студентов 3 курса направления подготовки «Изобразительное искусство и ДПИ» Максима Ткачева и Дениса Мамаева. Максим Ткачев, поделился своими впечатлениями: «Я рад, что мы имели возможность попробовать свои силы в этой технике, что наши работы отобрали для выставки. Учеба также подталкивает к активности. Мы и дальше планируем участвовать в новых проектах, чтобы развивать уровень мастерства».
На примере некоторых работ покажем, как, используя разнообразные материалы – сухую, масляную пастель, бумагу разной фактуры, авторы добивались интересных результатов. В. Рыбаков, используя прием растирания пастели, создает мягкие, окутанные дымкой тайны женские образы. Необычна манера выполнения пастелей Ю. Трусова «Старый дуб» и «Липы». Разреженный, свободный, расслабленный, разнонаправленный штрих, зигзагообразные, серпантинные линии, то острием мелка, то плашмя создают особенную атмосферу, передавая дух вольной стихии, свойственный мифологическим деревьям, овеянным древними поверьями.
|
Г. Намеровский обратился к теме сельской жизни. В пейзажно-бытовых картинах «Окраина деревни» и «Август» автором подчеркнута широта простора, основательность и неторопливость деревенского бытия. Окраина – особая территория, граница между человеческим и природным. Здесь нет противоречий и контрастов изолированной от естественности природы человеческой цивилизации. Два мира гармонично переходят один в другой. Август – это еще одна граница, только уже временная – между летом и осенью, временем расцвета и временем заката, молодости и зрелости, наступающей последней эпохой годового, но в то же время, аллегорически, жизненного цикла.
Картины В. Самариной представляют серию городских пейзажей. Графичность и строгость манеры передает мощь старинных русских городов Пскова и Витебска. Их архитектура основательна, она внушает необходимость беречь ее красоту, свидетельствующую о духовном величии не только зодчих, но и тех, кто хранил в веках это наследие. И хотя автор относит свои работы к так называемым «путевым» (пастель дает возможность делать зарисовки, не требующие многочасовой работы), они не создают впечатления эскизов, совершенны в своей завершенности и самодостаточности.
|
С. Арайс, напротив, выполнил свои работы в эскизной манере. Но это умелый прием, работающий на тему, объединившую две работы «Топим по-черному» и «Жар набираем». Герой картин, в котором угадывается портретное сходство с автором, изображен в образе истопника. Создается динамика развития сюжета. В первой работе лицо героя отличается от фона светлотой, которую создают широкие просветы бумаги. Истопник снаружи, дверь в бане открыта, из нее валит дым. На второй картине истопник уже без шляпы, внутри, дверь заперта, темен лицом. Разряженный широкий штрих темных оттенков дает ощущение обволакивающего жара. Баня – особое пространство, наполненное мифологическими значениями, главное из которых – символ обновления, очищения души.
Три пейзажа В. Петькова «Золото осени», «Плывут облака», «Знаменский монастырь» наполнены чувством необыкновенной легкости и жизнелюбия. Импрессионистичность манеры дает возможность использовать множество оттенков, что делает пастели художника особенно живописными. Небо его картин – это всегда самостоятельный образ уносящего вдаль пространства. Тонко передан мотив идущего где-то вдалеке дождя. Автор запечатлевает моменты радости жизни, которую не нарушают ни грозы, ни пронесшаяся по городу гроза, ни осеннее увядание. Рядом с временным всегда есть вечное, за которое держится жизнь.
Очень эффектно обыгрывает возможность масляной пастели А. Зорин. Ее вязкость в сочетании со спецификой штриха, идущего параллельными линиями сверху вниз, придает композиции динамизм, создает какую-то февральскую текучесть пейзажа грибоедовской «Хмелиты». Холодный колорит пастели хорошо сочетается с теплым и темным тоном бумаги. Картины передают исторический образ усадьбы. Ее архитектура, силуэт коляски с извозчиком проступают как-бы сквозь мерцание времен. Эта магия слияния прошлого с настоящим завораживает.
Необыкновенно нежен «Зимний этюд» В. Чертковой: светло-сиреневые оттенки уходящей вдаль аллеи парка и разлитый по горизонту лимонный свет. Задушевность другой работы «Зима» – в тонко прорисованной кружевной вязи деревьев на просвете небес. Эта «веерность» ветвей создает легкость и проницаемость пространства, передает успокаивающую красоту узнаваемого городского пейзажа.
В «Осеннем натюрморте» Л. Шулика вводит контраст холодной нижней части картины с теплой верхней. Этнические мотивы драпировки придают душевность декоративной стилизации. Е. Епихина, также используя контраст глубоких синих и ярких желтых оттенков, создала натюрморты, наполненные ощущением свежести, спокойствия и умиротворенности. В ее натюрморте форзиция на фоне синей занавеси окна светится солнцем ранней весны, напоминая о первоцветах, появляющихся на голых ветвях сразу после того, как сойдет снег. Л. Гончарова, используя абразивную бумагу, техникой «в одно касание» добивается в своих натюрмортах удивительного эффекта структурной бархатистости. Воздушность и глубина пространства чувствуется в работе Н. Павловой «Осенний натюрморт». Игра теней на задней стене выполнена не менее искусно, чем сам букет сентябринов. Уже не жаркий осенний свет разлит в воздухе, он отбрасывает блики на предметы, придавая фруктам ощущение прохладной свежести.
В. Жуков в серии картин «У южного моря» повторяется мотив открытого интерьера, в композиции которого дверной проем дает раму пейзажа. Автор использует прием комплексного сочетания жанров: интерьер – натюрморт – пейзаж. Безконтурная «Сирень» Т. Резник выполнена растушевкой. Слегка намеченный штрих задает только силуэты букета, принесенного из дождя и принесшего дождь с собой. Смелое отношение к цвету О. Мальчиковой позволило передать ощущение сакрального пространства небес между двумя архитектурными объемами храмового комплекса, которое обострено предзакатным моментом, проблеском последних лучей скрывшегося за горизонтом солнца в преддверии времени тьмы. Тема поликультурности раскрыта в натюрмортах с азиатскими мотивами Т. Еленевой из серии «Риштан».
Эти и другие авторы, представившие свои работы, нашли свой подход к искусству пастели. Выставка, объединив творчество этих художников, каждый из которых по-своему уникален, создает предпосылки для обмена опытом, взаимообогащения приемами, а также для рассмотрения вопроса о формировании в регионе смоленской школы пастели.
Алла Радионова
Приглашаем посетить выставку: г. Смоленск, ул. Б. Советская, 21
Понедельник – четверг: 11:00 - 18:00,
пятница – суббота: 11:00 - 17:00.
Вход бесплатный.