Система охлаждения.
Система охлаждения предназначена для отвода тепла от деталей, соприкасающихся во время работы двигателя с горячими газами.
Система охлаждения - жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Система рассчитана на работу в пределах температур охлаждающей жидкости 75-95° С. Схема циркуляции воды по двигателю. Охлажденная в радиаторе жидкость из нижнего бачка радиатора поступает во всасывающий патрубок центробежного насоса и нагнетается через литой канал крышки шестерен распределения в продольные каналы блока (коллектор охлажденной воды), расположенные на обоих рядах цилиндров с наружной стороны. Далее через каналы, расположенные против каждого цилиндра, жидкость поступает в рубашку блока. Такое распределение жидкости обеспечивает более равномерное охлаждение всех цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхней привалочной плоскости блока поступает в полость головки цилиндров. Для охлаждения наиболее нагретых частей головки (выпускного канала и стакана форсунки) охлаждающая жидкость подается непосредственно из распределительного канала блока направленным потоком. Нагретая жидкость отводится из двигателя через верхние трубы (коллектор горячей воды), установленные на головках со стороны развала в радиатор для охлаждения. На передних концах труб установлены термостаты, имеющие два клапана. Во время прогрева двигателя при температуре охлаждающей жидкости до 70° С центральный клапан термостата плотно закрыт, а кольцевой открыт и охлаждающая жидкость циркулирует через перепускную трубу, соединяющую полость коробки термостата со всасывающим патрубком насоса. В этом случае жидкость быстро нагревается. Когда ее температура будет выше 70° С, центробежный клапан начнет открываться, и часть жидкости пройдет через радиатор. При дальнейшем повышении температуры охлаждающей жидкости увеличивается открытие центрального клапана, и при температуре около 85°С клапан полностью открывается. В то же время кольцевой клапан полностью закрывает отверстия в корпусе термостата, через которые жидкость поступала в перепускную трубу. С этого момента вся жидкость циркулирует через радиатор. | ||
Охлаждающая жидкость
Система охлаждения двигателя должна заполняться чистой водой или специальной жидкостью, замерзающей при низкой температуре. В обычной воде содержится некоторое количество минеральных солей, которые нельзя удалить простым фильтрованием. Воду, содержащую большое количество минеральных солей, называют «жесткой». Если в воде мало минеральных солей, такая вода называется «мягкой». Минеральные соли из жесткой воды осаждаются в виде накипи на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения. Накипь, являясь плохим проводником тепла, замедляет отдачу тепла от нагретых деталей двигателя - гильз цилиндров, блока и головок цилиндров, форсунок, клапанов, что приводит к перегреву двигателя. Поэтому для охлаждения двигателя следует применять чистую мягкую воду, лучше всего дождевую или снеговую. Если для системы охлаждения применяется колодезная или речная, то есть жесткая вода, ее нужно смягчать кипячением с последующим отстаиванием. Смягчать воду можно также тринатрий-фосфатом в количестве 2 грамм на 1 литр воды.
Термостаты
| ||
Водяной насос - центробежного типа. Обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Центробежный насос системы охлаждения установлен на правой боковой стенке крышки шестерен распределения и крепится к ней четырьмя шпильками с гайками. Стык между крышкой и корпусом насоса уплотняется паронитовой прокладкой. Насос приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Для регулировки натяжения ремня ведомый шкив, насаженный на передний конец валика насоса, выполнен разъемным. Чугунный литой корпус насоса в задней части выполнен по спирали для направления потока воды, сходящего с лопастей крыльчатки насоса. Снизу к корпусу крепится всасывающий патрубок, идущий от нижнего бачка радиатора. Сверху в корпус ввернут ниппель, к которому дюритовым шлангом подсоединяется перепускная трубка. В расточке передней части корпуса в шарикоподшипниках устанавливается валик насоса. Полости подшипников заполняются консистентной смазкой через специальную пресс-масленку шприцем до появления свежей смазки из контрольного отверстия. 1 – корпус насоса; 2 – крыльчатка; 3 – манжета сальника; 4 – пружина сальника; 5 – втулка корпуса; 6 – подшипники; 7 – контрольное отверстие; 8 – шкив; 9 – вал; 10 – регулировочные прокладки; 11 – корпус сальника; 12 – сальник; 13 – масленка; 14 – упорное кольцо сальника На заднем конце валика насоса установлена литая чугунная крыльчатка, в расточке которой смонтирован торцовый сальник, состоящий из резиновой манжеты, пружины и уплотнительного кольца из графитированного текстолита. Крестообразные выступы кольца входят в пазы крыльчатки, и, таким образом, при вращении крыльчатки кольцо вращается вместе с ней. Сальник в крыльчатке удерживается стопорным кольцом. Крыльчатка крепится на валу колпачковой гайкой со специальной стопорной шайбой. Задний фланец корпуса закрывается штампованной крышкой с паранитовой прокладкой. Для отвода проникающей через торцовый сальник охлаждающей жидкости в корпусе насоса имеется дренажное отверстие, через которое просочившаяся жидкость свободно вытекает наружу. Выделение отдельных капель жидкости из дренажного отверстия при работе двигателя не является признаком ненормальной работы насоса. Передний конец вала, выходящий из корпуса, уплотнен сальником. На этом конце вала на шпонке установлен разъемный шкив, который состоит из ступицы, регулировочных прокладок и боковины, скрепленных между собой тремя болтами. Шкив на валу дополнительно крепится гайкой. |