Система охлаждения - жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.




Система охлаждения.

Система охлаждения предназначена для отвода тепла от деталей, соприкасающихся во время работы двигателя с горячими газами.

Система охлаждения - жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.


Система рассчитана на работу в пределах температур охлаждающей жидкости 75-95° С. Схема циркуляции воды по двигателю.   Охлажденная в радиаторе жидкость из нижнего бачка радиатора поступает во всасывающий патрубок центробежного насоса и нагнетается через литой канал крышки шестерен распределения в про­дольные каналы блока (коллектор охлажденной воды), расположенные на обоих рядах цилиндров с наружной стороны. Далее через каналы, расположенные против каждого цилиндра, жидкость поступает в рубашку блока. Такое распределение жид­кости обеспечивает более равномерное охлаждение всех цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхней привалочной плоскости блока поступает в полость головки цилиндров. Для охлаждения наиболее нагретых частей головки (выпускного канала и стакана форсунки) охлаждающая жидкость подается непосредственно из распредели­тельного канала блока направленным потоком. Нагретая жидкость отводится из двигателя через верхние трубы (коллектор горячей воды), установленные на головках со стороны развала в радиатор для охлаждения. На передних концах труб установлены термостаты, имеющие два клапана. Во время прогрева двигателя при температуре охлаждающей жидкости до 70° С центральный клапан термостата плотно закрыт, а кольцевой открыт и охлаждающая жидкость циркулирует через перепускную трубу, соединяющую полость коробки термостата со всасывающим патрубком насоса. В этом случае жидкость быстро нагревается. Когда ее температура будет выше 70° С, центробежный клапан начнет открываться, и часть жидкости пройдет через радиатор. При дальнейшем повышении температуры охлаждающей жидкости увеличивается открытие цент­рального клапана, и при температуре около 85°С клапан полностью открывается. В то же время кольцевой клапан полностью закрывает отверстия в корпусе термостата, через которые жидкость поступала в перепускную трубу. С этого момента вся жидкость циркулирует через радиатор.    
Охлаждающая жидкость Система охлаждения двигателя должна заполняться чистой водой или специальной жидкостью, замерзающей при низкой температуре. В обычной воде содержится некоторое количество минераль­ных солей, которые нельзя удалить простым фильтрованием. Воду, содержащую большое количество минеральных солей, назы­вают «жесткой». Если в воде мало минеральных солей, такая вода называется «мягкой». Минеральные соли из жесткой воды осаждаются в виде накипи на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения. Накипь, являясь плохим проводником тепла, замедляет отдачу тепла от нагретых деталей двигателя - гильз цилиндров, блока и головок цилиндров, форсунок, клапанов, что приводит к перегреву двигателя. Поэтому для охлаждения двигателя следует применять чистую мягкую воду, лучше всего дождевую или снеговую. Если для системы охлаждения применяется колодезная или речная, то есть жесткая вода, ее нужно смягчать кипячением с после­дующим отстаиванием. Смягчать воду можно также тринатрий-фосфатом в количестве 2 грамм на 1 литр воды. Термостаты
На передних концах водоотводящих труб установленытермостаты системы охлажде­ния двигателя. На двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 устанавливаются термостаты (по одному на каждый ряд цилиндров) типа ТС-6А. Термостат состоит из гофрированного закрытого герметически баллона, заполненного на 1/2 объема легко испаряющейся жид­костью. К днищу баллона припаяна скоба, с помощью которой баллон закрепляется на корпусе термостата. С противоположного торца баллон закрыт крышкой с трубкой. Крышка баллона жестко соединена с кольцевым клапаном. На свободный резьбовой конец трубки навернут центральный клапан. Отверстие в трубке после заполнения баллона закрывается запрессованным в нее шариком и запаивается. В корпусе термостата имеются два боковых окна, которые за­крываются при полном открытии центрального клапана кольцевым клапаном. При сборке термостат регулируется таким образом, чтобы цент­ральный клапан начинал открываться при температуре охлаждаю­щей жидкости 70°С. При прогревании двигателя, когда температура охлаждающей жидкости в рубашке двигателя ниже 70°С, центральный клапан термостата закрыт и вся жидкость, прокачиваемая насосом, прохо­дит через открытый кольцевой клапан и перепускную трубку во всасывающий патрубок насоса, минуя радиатор. С повышением температуры жидкости давление паров в баллоне термостата возрастает, и центральный клапан термостата начинает открываться, пропуская часть воды через радиатор. При температуре жидкости 85°С центральный клапан открыва­ется полностью; одновременно кольцевой клапан перекрывает боко­вые отверстия корпуса термостата. Циркуляция жидкости через перепускные трубки полностью прекращается, и вся жидкость направляется через центральный клапан термостата в радиатор.

 

 
Водяной насос - центробежного типа. Обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Центробежный насос системы охлажде­ния установлен на правой боковой стенке крышки шестерен рас­пределения и крепится к ней четырьмя шпильками с гайками. Стык между крышкой и корпусом насоса уплотняется паронитовой прокладкой. Насос приводится в действие клиновым ремнем от шкива колен­чатого вала. Для регулировки натяжения ремня ведомый шкив, насаженный на передний конец валика насоса, выполнен разъемным. Чугунный литой корпус насоса в задней части выполнен по спирали для направления потока воды, сходящего с лопастей крыль­чатки насоса. Снизу к корпусу крепится всасывающий патрубок, идущий от нижнего бачка радиатора. Сверху в корпус ввер­нут ниппель, к которому дюритовым шлангом подсоединяется перепускная трубка. В расточке передней части корпуса в шарикоподшипниках устанавливается валик насоса. Полости подшипников заполняются консистентной смазкой через специальную пресс-масленку шприцем до появления свежей смазки из контрольного отверстия. 1 – корпус насоса; 2 – крыльчатка; 3 – манжета сальника; 4 – пружина сальника; 5 – втулка корпуса; 6 – подшипники; 7 – контрольное отверстие; 8 – шкив; 9 – вал; 10 – регулировочные прокладки; 11 – корпус сальника; 12 – сальник; 13 – масленка; 14 – упорное кольцо сальника На заднем конце валика на­соса установлена литая чу­гунная крыльчатка, в расточке которой смонтирован тор­цовый сальник, состоящий из резиновой манжеты, пру­жины и уплотнительного кольца из графитированного текстолита. Крестооб­разные выступы кольца входят в пазы крыльчатки, и, таким образом, при вра­щении крыльчатки кольцо вращается вместе с ней. Сальник в крыльчатке удер­живается стопорным коль­цом. Крыльчатка крепит­ся на валу колпачковой гайкой со специальной стопорной шайбой. Задний фланец корпуса закрывается штампованной крышкой с паранитовой прокладкой. Для отвода проникающей через торцовый сальник охлаждающей жидкости в корпусе насоса имеется дренажное отвер­стие, через которое просочившаяся жидкость свободно вытекает наружу. Выделение отдельных капель жидкости из дренаж­ного отверстия при работе двигателя не является признаком ненор­мальной работы насоса. Передний конец вала, выходящий из корпуса, уплотнен сальником. На этом конце вала на шпонке установлен разъемный шкив, который состоит из ступицы, регулировочных прокладок и боковины, скрепленных между собой тремя болтами. Шкив на валу дополнительно крепится гайкой.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: