Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Транспорт представляет как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего пользования и транспорта не общего пользования.
Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех других отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население.
Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Железнодорожный транспорт осуществляет железнодорожные перевозки.
К задачам транспортной логистики следует отнести:
- обеспечение технической и технологической сопряжённости участников транспортного процесса;
- согласование экономических интересов участников транспортного процесса;
- использование единых систем планирования
- создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей. Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Транспортная цепь – этапы перевозок груза на определённые расстояния, в течение определённого периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта;
|
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- выбор вида транспортного средства;
- выбор типа транспортного средства;
- определение рациональных маршрутов доставки.
Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от грузоотправителя до грузополучателя, но и большое количество экспедиторских, информационных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п.
Поэтому транспортировку можно определить как логистическую функцию, связанную с перемещением материального потока определённым транспортным средством в логистической цепи (канале, сети) и состоящую, в свою очередь, из множества логистических операций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование).
Наибольшее распространение получили интермодальные, мультимодальные и унимодальные перевозки.
Интермодальные перевозки – это система доставки грузов в международном сообщении несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и передачи грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца в единой грузовой единице (или транспортном средстве).
|
Мультимодальные перевозки – это прямые смешанные перевозки по меньшей мере двумя различными видами транспорта и, как правило, внутри одной страны.
Унимодальные перевозки – прямые перевозки только каким-либо одним видом транспорта внутри одной страны.
ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТА
Существующие основные виды транспорта имеют конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙТРАНСПОРТ
Достоинства:
- высокая провозная способность;
- независимость от климатических условий, времени года и суток;
- высокая регулярность перевозок, возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
- относительно низкие тарифы;
- значительные скидки для транзитных отправок;
- высокая скорость доставки грузов на большие расстояния.
Недостатки:
- ограниченное количество перевозчиков;
- большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;
- высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок;
- низкая доступность к конечным точкам продаж;
- недостаточно высокая сохранность грузов.