Тема занятия: Социальная стратификация
Тип занятия: проблемная лекция
- Выполнить занятия в печатной форме
1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для контроля знаний
I вариант
1. Система разного уровня благ, власти и престижа называется:
а) социальная мобильность;
б) аномия;
в) каста;
г) социальная стратификация.
2. Кастовая система стратификации сложилась:
а) в Древней Греции;
б) в Китае;
в) в Индии;
г) в Российской империи.
3. Страты закрытого общества – это:
а) только касты;
б) классы и касты;
в) только классы;
г) сословия и классы.
Какой класс является «цветом общества»?
а) высший класс;
б) средний класс;
в) рабочий класс;
г) низший класс.
Какую из представленных групп можно отнести к маргинальным слоям населения?
а) эмигранты;
б) военные;
в) студенты;
г) нищие.
6. В обществе, где большинство статусов предписываются:
а) созданы самые благоприятные условия для социальной мобильности личности;
б) индивид не может ожидать улучшения своего положения;
в) карьера индивида зависит только от него самого;
г) индивид находится в зависимости от государства.
7. Говоря о социальной стратификации, социология, в сущности, описывает:
а) монолитность общества;
б) социальное неравенство;
в) поведение личности и ее мотивационную структуру;
г) самую общую структуру общества.
8. Ликвидность – это:
а) разделение общества по уровню благосостояния;
б) процесс вхождения индивида в общество;
в) определенная позиция в обществе;
г) способность быть проданным в любую минуту.
9. Совокупность нескольких родов называется:
а) племя;
б) народность;
в) нация;
г) все вышеперечисленное.
10. Этническое самосознание – это:
а) чувство принадлежности, духовного единства с этносом;
б) кровное родство;
|
в) одинаковое гражданство;
г) национализм.
11. Государство является признаком формирования:
а) рода;
б) народности;
в) племени;
г) нации.
12. Предпочтение своей этнической группы порождает такое явление, как:
а) патриотизм
б) национализм
в) этноцентризм;
г) нигилизм.
13. Вертикальная мобильность — это:
а) сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени;
б) перемещение индивида на одном и том же уровне социального благополучия;
в) сравнение социального статуса родителей и их детей в определенный момент
карьеры тех и других;
г) изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его
социального статуса.
14. Горизонтальная мобильность подразумевает:
а) перемещение индивида на одном и том же социальном уровне;
б) перемещение индивида между стратами разных социальных уровней;
в) изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий статус;
г) изменение человеком в течение жизни низкого статуса на высокий статус.
15. Миграция – это:
а) выезд за пределы страны на постоянное место жительство или длительное
проживание;
б) перемещение населения внутри одной страны;
в) въезд в данную страну на постоянное место жительство или длительное проживание;
г) нет правильного варианта ответа.
II вариант
1. Разделение общества по уровню благосостояния людей на слои, расположенные друг над другом, называют:
а) социальной ролью;
б) социальной стратификацией;
в) социальной мобильностью;
|
г) социальной общностью.
2. Объективные показатели принадлежности к страте – это:
а) ощущение причастности к группе, идентификации с ней;
б)доход, власть, образование, престиж;
в) высокая самооценка личности в связи с жизненными результатами;
г) этническая причастность.
3. Данный тип стратификации характеризует открытое общество:
а) только касты;
б) классы и касты;
в) только классы;
г) сословия и классы.
4. Социальный престиж – это:
a) степень признания достоинств личности;
б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности;
в) определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям
окружающих;
г) процесс вхождения индивида в общество.
5. Социальная элита представляет:
а) маргиналов;
б) люмпенов;
в) высший класс;
г) средний класс.
6. Люмпены представляют:
а) рабочий класс;
б) высший класс;
в) низший класс;
г) находятся между классами.
7. Нижнюю часть шкалы профессионального престижа занимают представители:
а)физического малоквалифицированного труда;
б)интеллектуального труда;
в) творческих профессий;
г) физического высококвалифицированного труда.
8. К слагаемым социальной стратификации относятся:
а) место проживания;
б) социальное происхождение;
в) власть;
г) национальность;
9. В этой этнической общности объединяются кровные родственники:
а) род;
б) народность;
в) нация;
г) племя.
10. Племена, народности, нации являются общностями:
а)территориальными;
б)этническими;
в) профессиональными;
г) все вышеперечисленное.
11. Сообщество людей, объединенных единой территорией, экономикой, языком, культурой, самосознанием и организованных в государство – это:
|
а) род;
б) племя;
в) народность;
г) нация.
12. Переход индивида из одной социальной позицию в другую называют:
а) социальной мобильностью;
б) вертикальной мобильностью;
в) социальной стратификацией;
г) горизонтальной мобильностью.
13. Вертикальная мобильность затруднена:
а) в кастовом и сословном обществах;
б) в кастовом и классовом обществах;
в) в классовом и сословном обществах;
г) в классовом, сословном и кастовом обществах.
14. Эмиграция – это:
а) выезд за пределы страны на постоянное место жительство или длительное
проживание;
б) перемещение населения внутри одной страны;
в) въезд в данную страну на постоянное место жительство или длительное проживание;
15. Иммиграция – это:
а0) выезд за пределы страны на постоянное место жительство или длительное
проживание;
б) перемещение населения внутри одной страны;
в) въезд в данную страну на постоянное место жительство или длительное проживание;
г) нет правильного варианта ответа
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
1. Дайте определение «социальной стратификации»?
2. Назовите 5 критерий социальной стратификации, которые
используются в социологии?
3. Что представляют собой «закрытое» и «открытое» общество?
Какие исторические типы стратификации для них характерны?
4. Назовите основные страты современных обществ. Дайте
определение понятию «маргиналы»?
5. Какие существуют способы измерения неравенства и бедности?
6. Что такое «этнос»?
7. Что объединяет людей в конфессии?
8. Какие формы общности людей предшествуют появлению нации?
9. Что такое нация? Перечислите признаки нации?
10. Какую роль играют национальные интересы?
11. В чём состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите
примеры таких конфликтов.
12. Какова роль государства в преодолении национальных
противоречий?
13. Что понимают под термином «социальная мобильность»? Каковы
её разновидности?
14. Какие существуют пути для вертикального перемещения индивидов
в обществе?
15. В чем отличие групповой мобильности от индивидуальной?
16. Что такое «миграция», «иммиграция» и «эмиграция»?
17. Как связана миграция с социальной мобильностью?
РАБОТА МАЛЫМИ ГРУППАМИ
1 уровень:
Проблема измерения стратификации
1. Перед вами схема средневекового общества. Прокомментируйте ее с точки
зрения социальной дифференциации.
2. Какие слова отражают социальную стратификацию, а какие относятся к
политической, профессиональной структуре?
Разночинец. Чиновник. Либерал. Народник. Славянофил. Монарх. Солдат.
Духовенство. Казачество. Мещанин. Жандарм. Губернатор. Земство.
Бедняки. Зажиточные. Середняки.
3. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие
неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что
данное суждение правильное, то ответьте «да»; если неправильное —
«нет».
Суждения:
1) Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети
интеллигентов — в рабочие и крестьяне.
2) Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем больше у
него рождается детей.
3) В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших — больше
4) Чем выше образование, чем меньше шансов продвинуться наверх.
5) Социальная стратификация — это совокупность больших социальных
групп, расположенных иерархически по критериям социального
неравенства и называемых стратами.
6) Рабство не существовало и не существует в новое и новейшее время
7) Универсальным измерителем неравенства в обществе является
образование.
8) Восходящая социальная мобильность обычно осуществляется
добровольно, нисходящая — принудительно.
2 уровень:
Проблема бедности и богатства
1. Бедность и богатство – два полюса социальной жизни. Стресс фиксируют и на одном и на другом. Почему?
2. Прочитайте высказывания. Какие основания стратификации в них
выделяются? В чем проявляются отрицательные факторы
стратификации?
Б.Дизраэли: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия,
которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как
обитатели разных планет, которые по-разному
воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам,
которые живут по разным законам... Богатые и бедные».
К. Маркс: « Богатство, если рассматривать его несущественно,
заключается только в многообразии потребностей... Богатый человек
- это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте
человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное
осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда»;
«Наслаждающийся богатством - в одно и то же время и раб и господин
своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен,
надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. Он еще не
ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним
самим».
М.Арнольд: «Неравенство естественным образом приводит к
материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению
низшего».
А. Шопенгауэр: «Королей и слуг называют лишь по имени, а не по
фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы».
3. Подумайте над следующими вопросами и обсудите их в группе:
1) Равенство или неравенство в большей мере побуждает людей хорошо трудиться?
2) Где больше заботятся о соблюдении прав человека – в обществе социального равенства или в обществе официального неравенства?
3) Какое общество заботиться о малоимущих и пенсионерах – бедное или богатое?
3 уровень:
Проблема этнических взаимоотношений
18. Текст. Конституция Российской Федерации (извлечение).
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
— обязанность государства.
Статья 4.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее
территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют
верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность
своей территории.
Статья 19
...2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются
любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. <...>
Статья 29.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,
расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства.
Вопросы и задания.
1)Что означает положение «высшая ценность», как реализуется
конституционная установка на признание, защиту государством прав и
свобод человека?;
2) В чем состоит сущность и значение распространения суверенитета РФ
на всю ее территорию?;
3) Что означает верховенство Конституции, федеральных законов на всей
территории РФ?
4) Почему обеспечение целостности и неприкосновенности российской
территории — одна из центральных задач внутренней и внешней
политики РФ?;
5) Каким образом государство гарантирует равенство прав и свобод
гражданина, как оно пресекает пропаганду, возбуждающую
национальную ненависть и вражду?;
6) На основе приведенных статей Основного Закона РФ сформулируйте
конституционные основы государственной национальной политики.
2. С чем связан рост этнического самосознания в современных условиях?
3. Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности? В чем он проявляется?
4 уровень:
Проблема социальной мобильности
1. Исходя из собственного жизненного опыта, определите, какие из перечисленных качеств личности в наибольшей мере способствуют продвижению наверх, деловой карьере:
Воля. Честность. Темперамент. Интеллект. Внешний вид. Коммуникабельность. Хитрость. Физическая сила. Целеустремленность. Цинизм. Способность рисковать. Вежливость.
2. К какому виду, типу или форме социальной мобильности относятся
следующие процессы:
Развод. Изменение гражданства. Увольнение. Командировка. Избрание в парламент. Разжалование в солдаты. Повышение в должности. Поездка в Рим. Превращение гражданина в фермеры. Поступление в вуз. Амнистия.
3. Социальная мобильность в народных сказках – благодатная тема для самостоятельного исследования. Вспомните сборники сказок. Приведите несколько названий и укажите какой тип или вид мобильности в них описан.
5 уровень:
Проблема миграции
1. 1) В 80-90-е годы из СССР многие мигрировали в США.
Проанализируйте причины эмиграции и иммиграции. Чем привлекает
людей Америка?
2) Объясните своими словами, что такое «перекачка мозгов». Где и когда
наблюдалось подобное явление? Каковы её последствия для страны,
принимающей ученых, и страны, отдающей их?
2. 1) Где сегодня лучше жить россиянину: в деревне или в городе? Современная
деревня, что это такое? Сокращение сельского населения - благо или зло?
2) Какие проблемы возникают при переезде из деревни в город (из города в
деревню)? Можно ли остановить рост преступности в городах? Город для
человека или человек для города.
3) В чем «плюсы» и «минусы» городского и сельского образа жизни? Какой
тип поселения Вы бы выбрали для себя в будущем и почему?
3. Вспомните из курса истории о возникновении казачества и освоении Сибири.
Какие социальные группы мигрировали?
От чего они бежали и что нашли на новых землях?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бабосов Е. М. Практикум по социологии: Учебное пособие для
студентов вузов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2015,с. 53-59.
2. Боголюбов Л.Н.Практикум по обществознанию. – М.: Академия,
2018, с. 39-41.
3. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. – М.: Академия, 2018,
с. 119-122.
4. Горобова Г.А., Самыгин С.И. Основы социологии и политологии.
Уч. пос. для студентов ср. спец. уч. зав.- М.: «МарТ»,2015, стр. 33 – 36.
5. Ильин В.И. Основные контуры системы социальной стратификации
общества. //Рубеж, 1991, № 1, с.96-108.
6. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. - М.:
Академия, 2017, с. 92-156,267-322.
7. Куликов Л.М., «Основы социологии и политологии». Уч. пос. для
студентов ср. спец. уч. зав.- М.,2018, стр. 21 – 27.
8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Знание,
2016, с. 99-101.
9. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1997, с. 239-263, 307-322.
10. Ярошенко С.С. Синдром бедности. //Социологический журнал, 2017,
№ 2, с. 43-50.