Основы транспортно-экспедиторского обслуживания грузов
1. Определение экспедиторской деятельности. Исторические аспекты развития.
2. Классификация экспедиторских компаний.
3. Нормативно-правовое регулирование транспортно-экспедиторской деятельности. Экспедиторские документы FIATA.
4. Основные положения Закона о транспортно-экспедиционной деятельности
5. Договор транспортной экспедиции.
6. Основные экономические показатели работы ТЭК.
1. Транспортно-экспедиторская деятельность – это деятельность, связанная с оказанием услуг по организации перевозок и оформлению транспортных и таможенных документов.
До 60-х годов под транспортно-экспедиторским обслуживанием во внутренних перевозках понимался комплекс работ, связанных с отправкой, перевалкой или получением груза, которые включали операции по подготовке груза к транспортировке, оформлению документов и другие вспомогательные функции.
В настоящее время спектр предоставляемых транспортно-экспедиторских услуг во внешней и внутренней торговле значительно расширился. Сейчас можно выделить следующие этапы ТЭО грузов:
1) Выбор оптимальной схемы доставки и технологии перевозки.
2) Внешнее экспедирование (организация перевозки) - подбор компаний-участников транспортного процесса, разработка и согласование с ними условий договоров, подготовка грузов к перевозке.
3) Внутрипортовое экспедирование - заключение договора на перевалку грузов в порту, оформление транспортных и таможенных документов, организация хранения груза, обеспечение предоставления судну причала, погрузка/выгрузка в пределах сталийного времени и др.
4) Финансовое сопровождение - выполнение расчетов с участниками транспортного процесса за выполненные работы и услуги.
В настоящее время в связи с либерализацией ТЭД появилось множество ТЭК.
ТЭП - это как правило небольшие компании, которые не могут в одиночку представлять свои интересы в государственных органах власти. Для укрепления своих позиций отдельные компании стали объединяться в ассоциации.
В России наиболее известными являются Ассоциация экспедиторов России (АЭР), Межрегиональная ассоциация экспедиторов (МАЭ), Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Кроме этого, существует Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) призванная координировать действия отдельных ассоциаций на международном уровне. АЭР является членом ФИАТА. В Новороссийске членами АЭР являются ООО «Дело», ЗАО «Лукойл-Черноморье».
Классификация экспедиторских компаний.
ТЭК можно классифицировать по ряду признаков.
По сфере деятельности разделяют внутренних экспедиторов, занимающихся организацией перевозок грузов внутренней торговли, и международных экспедиторов.
В зависимости от полноты обслуживания различают следующие формы транспортно-экспедиторской деятельности:
- местное экспедирование;
- частичное обслуживание;
- полное транспортно-экспедиторское обслуживание.
Местные экспедиторы предлагают услуги только в пункте отправления или назначения или перевалки. При этом такие экспедиторы обслуживают какой-либо один вид транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, воздушный. При местном экспедировании грузовладелец должен заключить несколько договоров экспедирования.
|
Д о г о в о р ы э к с п е д и р о в а н и я
| |||||
| |||||
| |||||
При частичном обслуживании экспедиторы не привязаны к какому-либо виду транспорта и организуют перевозку грузов на каком-либо участке транспортного процесса.
![]() |
Д о г о в о р ы э к с п е д и р о в а н и я
|
| ||||
При полном обслуживании одна экспедиторская компания организует перевозку груза от грузоотправителя к грузополучателю с использованием нескольких видов транспорта.
Так, такие экспедиторы предлагают услуги по перевозке на ж/д или автотранспортом, портовое экспедирование, фрахтование судов и другие услуги.
В связи с тем, что условия перевозки, хранения, документального оформления различных видов грузов разное, компании специализируются на обработке какого-либо одного вида груза или группы видов, технология обработки которых сходна.
В зависимости от специализации различают узкоспециализированные, специализированные и неспециализированнве компании.Узкоспециализированные обрабатывают какой-либо один род груза. Среди специализированных выделяют компании, обслуживающие:
- наливные грузы;
- навалочные грузы;
- генеральные грузы;
- скоропортящиеся грузы.
Услуги по транспортному экспедированию в морском порту оказываются также транспортно-экспедиторскими конторами стивидорных компаний. При этом такое обслуживание может оказываться в двух вариантах:
Первый - конторы могут выступать единственным представителем грузовладельца в порту;
Второй – конторы могут выполнять ряд функций по ТЭО, а основное ТЭО возлагается на транспортно-экспедиторскую компанию.
При неполном обслуживании функции ТЭ конторы заключаются в следующем:
- оформление принятия груза от ж/д;
- передача товаросопроводительных документов основной ТЭК;
- проведение груза по учету на складе временного хранения;
- оформление некоторых документов (коносаментов, поручений на отгрузку).
Поручение на экспедирование (FIATA Forwarding Instruction FFI). Письменный акцепт экспедитором поручения выражают заключение договора транспортной экспедиции.
Экспедиторская расписка (Forwarder’s Certificate of Receipt – FCR) – удостоверяет получение экспедитором груза для транспортировки.
Экспедиторская накладная (Forwarder’s Certificate of Transport – FCT) – удостоверяет прием экспедитором груза и его полномочия на заключение от имени клиента договора перевозки и других договоров, необходимых для осуществления перевозки груза.
Экспедиторская складская расписка ( Forwarder’s Warehouse Receipt) – является свидетельством о приеме груза на хранение.