Сложное предложение. Правила. Практика(тест)
Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы. Простые предложения в составе сложного могут соединяться как с помощью союзов, так и без них: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая. Сложное предложение, состоящее из простых, связанных без союзов, называется бессоюзным сложным предложением -БСП |
Простые предложения в составе сложного могут связываться с помощью сочинительных и подчинительных союзов. Сложное предложение, состоящее из простых, связанных сочинительными союзами И.А.НО., называется сложносочинённым предложением: -ССП Сложное предложение, состоящее из простых, связанных подчинительными союзами, называется сложноподчинённым предложением: Сочинительные союзы: Подчинительные союзы: и, а, но, да (в значении но). если, что, чтобы, когда, потому что, так как,как будто,хотя, как и др….. |
1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
Когда начнутся каникулы,.я поеду в Москву.
(Когда ….), [ ].
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу
[ ], (что)
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
Иван, когда всё стихло, вышел на улицу
[, (когда), ]
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон. |
Средствами связи придаточного и главного предложений являются:
- в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы,, пока, когда, как, если,хотя и др.) или слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
Тест «Сложное предложение. Виды сложных предложений»5 класс
1. Укажите простое предложение (знаки препинания не проставлены).
А) С боков дорожки кустами росла сирень и в самой глуши сада стояла беседка.
Б) Капли дождя редко застучали и зашлепали по листьям.
В) В другой костёр дед положил сухие листья чтобы они горели всю ночь.
Г) Он почувствовал что кто-то схватил его за руку.
Д) Тут старик закричал девочке чтобы она остановилась.
2. Укажите сложное предложение(ССП) (знаки препинания не проставлены).
А) Солнце вставало рано и усердно светило людям.
Б) Мы смотрели на дно и увидели блестящий предмет.
В) Исчезают последние клочки снега в лесу и на свет выходит зелёная листва.
Г) Я всегда просыпаюсь часа в два ночи до зари и встречаю рассвет.
Д) Женя увидела штурвальное колесо и с силой повернула его.
3. Укажите вид сложного предложения.
Герда стала рассказывать ей обо всём, что с ней приключилось.
А) сложное бессоюзное Б) сложноподчиненное В) сложносочиненное
4. Укажите вид сложного предложения.
В лугах печально кричали птицы, белая звезда переливалась над рекой.
А) сложное бессоюзное Б) сложноподчиненное В) сложносочиненное
5. Укажите вид сложного предложения.
Не струился душный воздух, и рожь не волновалась.
А) сложное бессоюзное Б) сложноподчиненное В) сложносочиненное
6.Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении.
В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились и сели на черную тучу.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) нет пропущенных знаков препинания
7. Укажите схему предложения (знаки препинания не проставлены).
Только кое-где вблизи упорно шептал и хлопал одинокий лист лопуха.
А) [ ], и [ ]. Б) [ = и = ─ ]. В) [ ], и () Г) (Только), [ ].
8. Укажите схему предложения (знаки препинания не проставлены).
Старики уже обедали когда на дороге появилась велосипедистка.
А) [ ], когда [ ]. Б) (), [когда ]. В) [ ], (когда). Г) [ =, когда = ].
9. Начертите схему предложения (знаки препинания не проставлены).
Ребята вышли на поляну где стояла избушка лесника.
10. Составьте предложение по данной схеме.
(Если..), [ ].