Управление окружающей средой рассматривает проблемы окружающей среды совместно с процессом длительного развития.
Правильное управление достигается при рациональном использовании ресурсов и их охране, учитывая важную роль, которую они играют в поддержании экосистем. Неверным считается управление, при котором происходит неумеренное использование ресурсов или их недоиспользование, либо когда не сохраняются ресурсы, составляющие основу локальных и глобальных экосистем. Для управления окружающей средой характерно понятие „экологической возможности“. Эти возможности могут включать как эксплуатацию, так и охрану ресурсов и все, что в максимальной степени обеспечивает длительный прогресс. В некоторых случаях получить максимальную пользу от ресурса можно только в том случае, если оставить его в покое. Вот несколько примеров экологических возможностей:
a. Развитие солнечной энергетики и топлива биомасс.
b. Защита биологического многообразия для сохранения мирового экологического баланса.
c. Правильное обращение с тропическими дождевыми лесами.
d. Использование официального и неофициального секторов образования для повышения образовательного уровня в области окружающей среды и создания экологической культуры.
Важной гранью управления окружающей среды является формирование государственной политики и законодательства по окружающей среде, которые бы поддерживали государственные цели в социально-экономической области. Однако государственные цели часто ориентированы на максимальное повышение производства и могут вести к деструктивному использование ресурсов. Принятие концепции длительного развития должно быть подкреплено путем убеждения потребителей, правового регулирования и экономического стимулирования.
|
При управлении окружающей средой возлагаются серьезные надежды на организационное и общественное участие в этом процессе. Например, наличие и помощь государственных институтов по окружающей среде способствует успешному выполнению программ управления окружающей средой, поэтому важно обеспечить создание таких институтов.
Планирование и управление должны быть децентрализованы до уровня населенных пунктов, где люди лучше осведомлены о местной окружающей среде, при этом учитываются их интересы.
Высказывания об окружающем мире
Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить.
Мир - огромный скотный двор, очистить который вовсе не так легко, как конюшни Авгия, ибо пока его метут, быки остаются в нем и наваливают новые кучи навоза.
Мир - превосходная симфония; каждый из людей представляет как бы отдельную нотку. Немало, однако, между ними таких, что в общей гармонии ее составляют только необходимую паузу.
Если одно тело для нас загадка, то какой же загадкой должна быть Вселенная.
Тем, кто нами повелевает и правит, кто держит в руках своих судьбы мира, недостаточно обладать разумением среднего человека, мочь столько же, сколько можем мы; и если они не превосходят нас в достаточной мере, то уже тем самым оказываются гораздо, ниже нашего уровня.
Мир - это не более чем тщеславие, принимающее разные обличья.
Вселенная - это разнообразие в единстве.
Мир держит на своих плечах не Атлас, а женщина, которая иногда играет им, как мячом.
|
Мир - лотерея богатств, званий, почестей, прав, отыскиваемых без основания и раздаваемых без выбора.
Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека.
Мир - это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде.
Мир - это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение.
Заключение
Время на стыке тысячелетий можно, без сомнения, назвать временем переосмысления человечеством своего места и своей роли в мире природы. Последнее десятилетие XX века вплоть до наших дней мы являемся свидетелями развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. И если современное взрослое поколение начинало понимать исключительную важность бережного отношения к окружающему миру уже в сознательном возрасте, то нашим детям просто жизненно необходимо заложить экологическое восприятие мира в основу сознания.
Так что же это за наука такая – «ЭКОЛОГИЯ»? Чем занимается? Что изучает? Уровень «парниковых газов» в атмосфере? Степень загрязненности водоемов? Вред от нефтяных пятен в океане? Зачем это маленьким детям, спросите вы.
Да, все это наука экология изучает, но здесь речь уже идет о «диагностике» и «лечении» огромного организма – планеты, которое необходимо применить, чтобы ликвидировать результаты недальновидного и безответственного поведения Человека в своем Доме – Окружающем его мире. А если не брать во внимание природные катаклизмы – что же изучает экология? Вот, как раз, его – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – и изучает! Ведь в переводе с греческого «экос» (или, вернее «ойкос») означает «дом, жилище», вторая часть «логос» – «учение». Так значит, экология – наука о доме, о месте обитания. А где мы все обитаем, если в корень посмотреть? Разумеется, в мире природы и ее ресурсов: она дает нам и пищу, и одежду, и дом – в общем, все необходимое для нашего существования. Но ведь у нас есть еще и соседи – другие живые организмы, которые нас окружают, и с которыми желательно не портить отношения. А есть еще и неживая природа, способная радикально изменить наши условия проживания. И все это нужно учитывать, обо всем помнить и ВСЕ ЛЮБИТЬ как данность. И дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье.
|
Список литературы
1. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В. Тырин. Человек и природа: учебник для 4 класса.- М.: Баласс,2009 г.
2. А.А. Вахрушев. Наша планета Земля: методические рекомендации. М.: Баласс, 2006 г.
3. А.А. Остапец-Свешников, Л.В. Алиева – доктора педагогических наук. Курс «Окружающий мир», М.: Перспектива, М., 2008 г.
4. Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая, Н.В. Иванова, С.С. Кузнецова, С.В. Тырин. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса.- М.: Баласс,2009 г.
5. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, И.В. Харитонова, С.С. Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс.- М.: Баласс,2009 г.
6. Н.Ю. Дмитриева, А.Н.Казаков «Рабочая тетрадь к учебнику «окружающий мир»
7. Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков учебник «Мы и окружающий мир» Издательство «Учебная литература» 2008 г.
8. Н.Я. Дмитриева, А.Н.Бондаренко учебник «Окружающий мир» Издательство «Учебная литература» 2007 г.
9. А.С. Гулуева «Окружающий мир «Планирования по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова»
10. Т.А. Кулуева Окружающий мир «Поурочные планирования по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова»
[1]Т.А. Кулуева Окружающий мир «Поурочные планирования по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова»
[2]А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В. Тырин. Человек и природа: учебник для 4 класса.- М.: Баласс,2009 г.
[3]Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая, Н.В. Иванова, С.С. Кузнецова, С.В. Тырин. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса.- М.: Баласс,2009 г.
[4]А.А. Остапец-Свешников, Л.В. Алиева – доктора педагогических наук. Курс «Окружающий мир», М.: Перспектива, М., 2008 г.
[5]Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, И.В. Харитонова, С.С. Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс.- М.: Баласс,2009 г.
[6] Н.Ю. Дмитриева, А.Н.Казаков «Рабочая тетрадь к учебнику «окружающий мир»
[7] Н.Я. Дмитриева, А.Н.Бондаренко учебник «Окружающий мир» Издательство «Учебная литература» 2007 г.
[8]А.А. Вахрушев. Наша планета Земля: методические рекомендации. М.: Баласс, 2006 г.
[9]А.С. Гулуева «Окружающий мир «Планирования по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова»
[10]Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков учебник «Мы и окружающий мир» Издательство «Учебная литература» 2008 г.