Сноуборд, катящийся на плоскости – неуправляем. Доска всегда должна катиться на канте.
Из этого правила есть исключения:
- переход с канта на кант (в этом случае доска лишь на мгновение касается снега плоскостью);
- катание по целине (работают оба канта);
- подъем на бугеле (зло, с которым приходится мириться).
Все, описанное выше достаточно очевидно: хочешь повернуть налево – наклонись влево, хочешь направо – наклонись вправо, но, оказывается, наклоняться в стороны – это еще не все.
Представьте, что вам нужно метнуть копье. Чем тяжелее наконечник копья, то есть, чем больше смещен вперед его центр тяжести, тем дальше и точнее копье полетит и тем сложнее будет сбить его с курса. Если центр тяжести сместить на середину, полет перестанет быть устойчивым – копье полетит, вращаясь, как обычная палка, а если центр тяжести сместить назад еще больше, копье полетит хвостом вперед.
То же самое происходит со сноубордом: смещая центр тяжести вперед, вы добиваетесь устойчивости при движении, смещая назад – устойчивость теряете. Центр тяжести впереди – доска катится носом вперед, центр тяжести сзади – доска катится вперед хвостом. Когда центр тяжести вашего тела находится строго над центром доски, она продолжает движение, но движение это очень неустойчиво.
При переносе центра тяжести назад, доска пытается развернуться хвостом вперед – "сбрасывает хвост". Развернув ее поперек движения и заставив двигаться в таком положении, соскребая снег верхним кантом, вы быстро остановитесь. Это называется "закантоваться". Закантовка – единственный способ останавливаться в нужное время в нужном месте. Другие способы остановки - деревья, стены, овраги – в этой книге не рассматриваются.
|
Чтобы поехать вперед, нужно сместить центр тяжести вперед, а для этого нужно перенести вес вашего тела на переднюю ногу. Чтобы остановиться, нужно перенести вес на заднюю ногу. Получается, что передняя нога – это "газ", задняя –"тормоз".
При движении вперед на переднюю ногу должно приходиться примерно 2/3 вашего веса, на заднюю – 1/3. К этому нужно привыкать сразу. Неправильное положение центра тяжести, присе-дание на заднюю ногу во время движения – одна из самых распространенных ошибок начинающих бор-деров. Это приводит к тому, что доска, сбрасы-вая хвост, движется со страшным треском поперек склона, соскребает снег. Катанием это назвать нельзя. |
Нужно двигаться вперед – вес на переднюю ногу, нужно остановиться – вес на заднюю ногу, поворот направо – сместить корпус вправо, поворот налево – корпус влево.
Все просто.
Стойка
Провести первую тренировку можно, не выходя из дома. Поскольку, купив полный комплект снаряжения, вы все равно не удержитесь и наденете на себя все это еще в квартире, совместите приятное с полезным и попробуйте отработать упражнение под названием "стойка райдера". Лучше отрабатывать его подальше от зеркал, телевизора и прочих бьющихся предметов, а также спящих котов, собак и детей. Под колени и зад можно бросить пару подушек. |
Спина - почти прямая, плечи развернуты по отношению к доске чуть больше угла поворота заднего крепления и чуть меньше переднего (не старайтесь вычислять – получится само собой). Одна из наиболее распространенных ошибок – наклон корпуса вперед перпендикулярно доске, как бы доставая носки ботинок. Кажется, что если сильно наклониться и выставить руки, падать будет не так страшно. Это неправильно – из такого положения вы будете падать только на руки, а это достаточно опасно. Гораздо проще и эффективнее смягчать падение вперед, опускаясь на колени, которые к снегу ближе, чем все остальные части тела, и при наличии даже самой элементарной защиты это не приведет к неприятным последствиям. И еще: нагнувшись, вы лишаете себя возможности управлять доской.
|
Руки – прямо перед собой, согнуты в локтях. Представьте, что вы держите в руках весло с двумя лопастями. Пальцы держать вместе, лучше собрать их в кулак (сильно сжимать не обязательно).
Основной инструмент управления сноубордом - ноги. Именно работа суставов ног на всех уровнях обеспечивает эффективное изменение положения вашего центра тяжести и управление сноубордом. Ноги должны быть слегка согнуты в коленях и расслаблены. Ни в коем случае и никогда не выпрямляйте ноги полностью: во-первых, вы будете получать очень жесткую отдачу от всех неровностей рельефа, что может привести к травме; во-вторых, вы не сможете нормально управлять доской. Конечно, держать ноги полусогнутыми несколько часов подряд нелегко, но через два-три дня ваши мышцы привыкнут и эти неприятные ощущения пропадут. Появятся другие.
Правда, на снегу доска не будет лежать так же, как перед зеркалом и от вашей отрепетированной стойки мало что останется, но почему бы не попробовать? Ну, а когда напробуетесь – на склон!
|
Безопасность на склоне
Прежде, чем выйти на снежный склон с доской, внимательно прочтите эти правила поведения:
- Для катания выбирайте склон, соответствующий вашему уровню – не лезьте в первый день на трассы для профессионалов, и наоборот – научившись кататься, не носитесь с сумасшедшей скоростью среди новичков. Если на склоне, выбранном вами для обучения, много людей, особенно детей - поищите другое место.
- Никогда не кладите сноуборд на снег скользящей поверхностью вниз – "сбежавшую" доску догнать невозможно, и неизвестно, что хуже - если она укатится навсегда, или если остановится, врезавшись в очередь на подъемник.
- Перед тем, как пристегивать крепления, застегните на передней ноге страховочный ремешок – он называется "лиш".
- Берегитесь людей, способных на неадекватные действия – это могут быть не только обучающиеся "чайники", но и хорошо катающиеся лыжники и сноубордисты, вполне прилично овладевшие техникой, но поссорившиеся с головой.
- В многолюдных местах избегайте больших скоростей, резких поворотов, внезапных остановок.
- При столкновении на склоне виноватым считается тот, кто в этот момент был выше. Это вполне логично – он видит нижнего, а тот его – нет, поэтому будьте внимательны к тем, кто находится ниже вас по склону.
Не останавливайтесь, тем более, не садитесь на трассах в узких местах и в "слепых" зонах - после крутых поворотов и спусков.
Будьте внимательны, подъезжая к таким местам – возможно, кто-то пренебрег предыдущим советом и прилег там, куда вы со страшной скоростью направляете свой сноуборд.
На крутых склонах не останавливайтесь над людьми – можете невзначай на них скатиться. Хотите поговорить – остановитесь ниже по склону.
Не пытайтесь поразить кого-либо своим умением резко тормозить и круто поворачивать, особенно возле очереди на подъемник – трюк может не получиться, а поцарапанные лыжи и доски не добавят окружающим симпатии к вам. К тому же, рядом обязательно найдется кто-то, катающийся намного лучше.
Изучите карту трасс незнакомого района. Если таковой нет – поговорите со знающими людьми.
Хотя внетрассовое катание – одна из главных причин популярности сноуборда, сто раз подумайте, прежде чем лезть под табличку "Кататься запрещено". Если уж решились на это – никогда не катайтесь по незнакомым или потенциально опасным местам в одиночестве.
Почитайте литературу, поговорите со спасателями и более опытными товарищами о возможной опасности катания там, куда вы собираетесь отправиться.
Не верьте чужим следам – можно невзначай увязаться за местным чемпионом по экстремальному катанию со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Будьте осторожны с лыжниками – они едут совсем по-другому, и если вы никогда не катались на лыжах, вам будет тяжело предугадать их действия.
Не лезьте на подъемник без очереди – могут побить.
Выходя на склон, будьте внимательны к себе и к окружающим. Совсем необязательно выбирать для первых занятий популярную трассу, даже наоборот: укатанный до ледяного состояния снег и огромное количество людей не будут способствовать вашему обучению.
Упражнение на равновесие
Для этого занятия нужен ровный участок без уклона.
Пристегните переднюю ногу. Запомните, передняя нога всегда пристегивается первой, задняя – второй.
Никогда не катайтесь и не ходите с пристегнутой задней и отстегнутой передней ногой – можете получить серьезную травму!
Попробуйте походить с одной пристегнутой ногой. Понятно, что это не очень удобно, но делать это придется довольно часто – при подходе к подъемнику, при сходе с него, при коротких переходах и т.д. Покатайтесь на сноуборде, как на самокате – опираясь на переднюю и отталкиваясь задней ногой. Обратите внимание на загрузку передней ноги – почти весь вес вашего тела должен приходиться на нее. Это легко понять, когда задняя нога свободна, но позднее, когда она тоже будет закреплена на сноуборде, распределение веса должно остаться таким же. Основная нагрузка приходится на переднюю ногу! Первое время у вас будет возникать естественное желание поставить переднюю ногу в нормальное положение, но доска будет разворачиваться вместе с ней и вставать поперек. Нужно привыкнуть к тому, что передняя нога должна быть всегда развернута так, как установлено переднее крепление. "Самокатное" упражнение должно подготовить вас к перемещению на бугельном подъемнике. Не пытайтесь скатиться в таком положении даже с небольшой горки, катайтесь только по ровной поверхности!
Застегните заднее крепление, постарайтесь принять правильную стойку и покачайтесь из стороны в сторону. Обычно, для того, чтобы сохранить равновесие, мы отставляем ногу в сторону предполагаемого падения. Попытка сделать то же самое, стоя на сноуборде приведет к тому, что вы окажетесь на снегу. Привыкайте к этому и не пытайтесь дергать ногами: все, что вы можете сделать – восстановить равновесие, отклонив корпус, или, если это не помогло - прыжком.
Стоя на доске, достаньте руками снег перед собой и за собой. Дотянитесь до носа доски и до ее хвоста. Наклоняясь в разные стороны, попробуйте уловить момент, до которого вы сохраняете равновесие.
Не бойтесь упасть – рано или поздно это должно случиться, более того, пробуйте падать вперед и назад. При падении вперед согните колени и падайте на них. Падая назад, приседайте, уменьшая высоту падения. Пальцы рук при падении держите сомкнутыми вместе.
Попрыгайте на месте, отрывая доску от снега. Попробуйте прыжками перемещаться вперед, назад, вбок. Лучше это делать короткими, невысокими прыжками. Подпрыгивая, вращайтесь вокруг собственной оси в ту или иную сторону. В прыжке разверните доску на максимально возможный угол. Если сможете устоять при развороте на 180 градусов – вы способный ученик.
Не пренебрегайте прыжковыми упражнениями – когда обе ноги пристегнуты, прыжки – единственная возможность передвигаться вверх или в сторону.
Соскальзывание
Для этого занятия нужен склон средней крутизны с укатанным снегом. Пологие склоны “лягушатников” не подойдут – доска просто не будет скользить. Не бойтесь, что выбранный вами склон окажется слишком крутым - для этого упражнения крутизна не имеет большого значения.