ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Зимина Л.В.

Методическое руководство

по изучению дисциплины:

 

«ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ»

Рекомендуется для направления подготовки «Издательское дело»

Квалификация (степень) выпускника - Магистрант

Москва - 2012 г.


Индекс по учебному плану Цикл Компонент
Базовая часть Вариативная часть По выбору студента
  Гуманитарный, социальный и экономический цикл      
Математический и естественнонаучный цикл      
Профессиональный цикл   Х  
Форма обучения курс семестр Трудоемкость дисциплины в часах Форма итогового контроля
Всего часов Аудиторных часов Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия Курсовая Работа (проект) Самостоятельная работа
Очная                   экзамен
Очно-заочная                    
Заочная                    

1. Цели и задачи дисциплины:

 

Цели освоения дисциплины «ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ »состоят в следующем:

 

· формирование основ теоретического знания, характеризующих современные издательские стратегии в традиционном книгоиздании и новаторские издательские стратегии в электронной среде;

· углубление представлений о современном редакционно-издательском процессе; принципах редакторской подготовки изданий;

· знакомство с новыми направлениями в редактировании (креативное и коллаборативное редактирование, веб-редактирование и пр.);

· формирование системных представлений о современном состоянии и тенденциях развития издательского дела (традиционного и электронного);

 

· знакомство с новыми социокультурными и сетевыми механизмами продвижения издательской продукции/книг, цифровой дистрибуцией.

Задачами освоения дисциплины являются:

- владение навыками организации и проведения научно-прикладных исследований отечественного и зарубежного рынков традиционных (печатных) и электронных изданий;

- знание различных механизмов формирования репертуара изданий, особенностей и задач его реализации в программах издательств;

- обучение методам разработки концепции, модели и проекта издания и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса;

- формирование навыков профессиональной оценки качества литературного труда и редакционной подготовки печатных и электронных изданий;

- владение навыками использования/внедрения инновационных технологий в издательскую деятельность.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Издательские стратегии» является составным элементом вариативной части профессионального цикла М.2 магистерской программы «Управление современным книгоиздательским процессом». Дисциплина изучается студентами в первом семестре первого курса для получения квалификации (степени) магистр.

Логически и методически изучение дисциплины связано с базовыми знаниями, полученными при изучении курсов «Маркетинг-менеджмент в издательском деле», «Управление инновациями в издательском деле». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате изучения курсов «Современные проблемы книговедения», «Издательское планирование и управление издательским портфелем».

Результаты обучения используются при преподавании дисциплины «Культура книгоиздательского дела: Традиции и современность», при прохождении производственной практики и написании магистерской диссертации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

а) общекультурные (ОК):

· совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

· обладать способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

· генерировать новые идеи и находить творческие решения профессиональных задач (ОК-3);

· работать в команде и продуктивно взаимодействовать с коллегами и подчиненными (ОК-4);

· использовать на практике умения и навыки в управлении коллективом, в организации исследовательских и проектных работ (ОК-5);

· проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-6);

· приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-7);

 

б) профессиональные (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

· проводить научные исследования в области издательского дела (ПК-1);

· анализировать тенденции развития отечественного и зарубежного рынков печатных и электронных изданий (ПК-2);

· обеспечивать внедрение инновационных технологий в издательскую деятельность (ПК-3);

· составлять практические и методические рекомендации по внедрению результатов научных исследований в издательском деле (ПК-6);

научно-педагогическая деятельность:

· осуществлять педагогическую деятельность, разрабатывать учебные и методические материалы (ПК-7);

· уметь создавать необходимое учебно-методическое обеспечение дисциплин (ПК-10);.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· современное состояние и тенденции развития издательского дела (традиционного и электронного);

· различные механизмы формирования репертуара изданий, особенности и задачи его реализации в программах издательств;

· теоретические основы подготовки к печати произведений различных видов литературы.

 

Уметь:

· проводить научные исследования в области книжного дела и книжного рынка;

· анализировать основные тенденции развития отечественного и зарубежного рынков традиционных (печатных) и электронных изданий;

· выявлять актуальный спрос населения на издательскую продукцию и определять пути его обеспечения путем реализации различных издательских программ;

· формировать и реализовать различные стратегии: репертуарные, маркетинговые, рекламные и в целом издательские;

· профессионально оценивать качество литературного труда и редакционной подготовки печатных и электронных изданий.

 

Владеть:

· критериями редакторской оценки литературных произведений, исходя из целевого назначения и читательского адреса издания (издательского проекта);

· навыками редакторской подготовки изданий различных типов и видов;

· навыками разработки концепции, модели и проекта издания и их реализации в реальных условиях редакционно-издательского процесса;

· навыками организации и координации работы по рецензированию авторских заявок и авторских оригиналов.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
         
Аудиторные занятия (всего) 52/1,45        
В том числе: +
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 92/3,55   992/    
В том числе:
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
Эссе          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)  
Общая трудоемкость (зачетные единицы) 180/2,5   180/2,5    
    1180/2,5    

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Введение в дисциплину

Общая характеристика курса, его цели и задачи. Цели его изучения, в том числе - усвоение теоретических знаний и выработка практических навыков и умений. Место изучаемой дисциплины в системе других дисциплин, формирующих профессиональные качества современного редактора-издателя, работающего в условиях рыночной экономики и интенсивного развития новых информационных технологий. Компетенции (общекультурные, профессиональные), вырабатываемые в процессе обучения. Рекомендуемая литература. Структура курса и методика его изучения. Организация самостоятельной работы студентов. Организация практических занятий, включая посещение издательств, международных и национальных книжных ярмарок и пр.

2. Современное книгоиздательское дело

Издательское дело как культурное предприятие. Культурно-просветительская миссия издателей. Современная система книгоиздания: динамика выпуска, основные тенденции развития и репертуарная политика. Типология издательств. Издательства-трендсеттеры на российском книжном рынке: интеллектуальные/культурные, нонконформистские издательства и пр. Сущность редактирования и его основные функции: традиционные трактовки и новые направления редактирования. Общая характеристика новых издательских технологий (культурное значение, коммерческий потенциал, этические и правовые аспекты и пр.).

Литература к разделу 2:

Основная

ü Антонова С. Г., Васильев В. И., Жарков И. А. и др. Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С. Г. Антоновой. — М.: МГУП, 2002. — 468 с.

ü Зимина Л. В. Параграф I.1. Литературно-художественное книгоиздание. Концептуализация издательских стратегий // Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. — М.: Наука, 2004. — С. 11— 37.

ü Зимина Л. В. Переводная литература в системе современного книгоиздания // Издания переводной литературы: учебное пособие. М.: МГУП, 2010. — С. 7 — 60.

ü Книжный рынок России: Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад Федеральное агентство по массовым коммуникациям, 2011. <https://www.fapmk.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2010/item1740.html>

ü Кузнецов Б.А. Глава 1. Книгоиздание в системе книжного рынка // Экономика и организация издательской деятельности: учебник для вузов. — М.: Астрель, 2006. — C. 16 – 71.

ü Мильчин А. Э. Часть 1. Смысл и содержание редактирования // Методика редактирования текста. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Логос, 2005. — C. 15-46.

ü Мжельская Е.Л. Современное книгоиздание для детей: учеб. пособ. – М.: МГУП, 2011. – 119 с.

Дополнительная

ü Далада Е. В. Управление современным издательским процессом: конспект лекций. – М.: МГУП, 2008. – 154 с.

ü Западов А.В. От рукописи к печатной странице. О мастерстве редактора. — М.: Издательство МГУ, 1978. — 304 с.

ü Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России. — М.: Наука, 2001. — 207 с.

ü О редактировании и редакторах: антол. сб.-хрестоматия / сост. А.Э. Мильчин. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 672 с.

ü Рябина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса. — М.: Логос, 2008. —256 с.

ü Шиффрин А. Легко ли быть издателем: Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать / пер. с англ. С. Силаковой. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 223 с.

 

3. Издательские стратегии: их трактовки и концептуализация

Концептуализация издательских стратегий. Издательские программы и репертуарные стратегии. Программы в области общественных и филологических наук, а также естественных. Культурные инициативы и фонды (международные, национальные, государственные, частные), поддерживающие издательские программы. Репертуарные стратегии в сфере гуманитарных и социально-политических наук. Формирование рынка беллетризованного нон-фикшена. Переводческие программы. Феномен переводной книги в историко-культурной перспективе. Переводные издания: многоплановое культурное значение, динамика выпуска, тенденции развития. Механизмы культурной фильтрации в издательском деле. Формирование издательского портфеля. Поиск новых авторов и произведений. Работа с литературными агентствами. Оценка рукописей. Оценки читательской аудитории.

 

Литература к разделу 3:

Основная

ü Дэвис, Джилл. Глава 1. Выбор книг для публикаций // Отбор и оценка рукописей. — М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008. — С.30 -62.

ü Дэвис, Джилл. Глава 5. Стратегические и финансовые аспекты создания портфелей //Отбор и оценка рукописей. — М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008. — С.

ü Зимина Л. В. Параграф I.1. Литературно-художественное книгоиздание. Концептуализация издательских стратегий // Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. — М.: Наука, 2004. — С. 11— 37.

ü Зимина Л. В. Переводная литература в системе современного книгоиздания // Издания переводной литературы: учебное пособие. М.: МГУП, 2010. — С. 7 — 60.

ü Дополнительная

ü Мжельская Е.Л. Современное книгоиздание для детей: учеб. пособ. – М.: МГУП, 2011. – 119 с.

ü Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения: Практическое руководство для издателей России. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 215 с.

4. Культура издания: методологические и методические основы.Типология изданий. Аппарат издания

Общая типологическая характеристика изданий. Издательская интерпретация произведения автора. Концепция и модель издания. Разработка и обоснование концепции издания с точки зрения уровней (видо-типологический, предметный, конструктивный и пр.) и компонентов (вид, задачи, читательский адрес издания; характер потенциальных читательских запросов; оригинальность и ценность произведения и др.).

Основные элементы аппарата издания и методика их редакторской подготовки. Научно-справочный аппарат (сопроводительные статьи, комментарии, указатели и пр.). Вспомогательные указатели в изданиях: виды указателей, методика редактирования и составления указателей. Разработка концепции издания: основные методические подходы.

Литература к разделу 4:

Основная

ü Антонова С. Г., Васильев В. И., Жарков И. А. и др. Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С. Г. Антоновой. — М.: МГУП, 2002. — 468 с.

ü Зимина Л. В. Разделы III-IV // Издания переводной литературы: учебное пособие. М.: МГУП, 2010. — С. 61 — 150.

ü Основные стандарты для современного книгоиздательского дела / Рос. кн. палата; сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин, Г.П. Калинина, К.М. Сухоруков. — М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 2008. — 656 с.

ü Мильчин А. Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги. – М.: Логос, 2002. – 224 с.

 

ü Рябина Н.З. Аппарат издания: Конспект лекций. — М.: МГУП, 2004. — 44 с.

ü Дополнительная

ü Герчук Е. Архитектура книги. М.: IndexMarket, 2011. – 208 c.

ü Рябина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса. — М.: Логос, 2008. —256 с.

ü Призмент Э. Л. Предметизационные системы и аппарат книги (теория и практика). — М.: Студиа, 1999. — 339 с.

ü Рябина Н.З. Настольная книга редактора и корректора деловой литературы. М.: Международный центр финансово-экономических разработок, 2004. 320 с.

5. Академическое книгоиздание: история и традиции эдиционной подготовки классического наследия

Основные этапы развития (дореволюционный, советский и постсоветский период) русской школы текстологии. Понятийный аппарат текстологической науки: автор, текст/произведение, список, автограф, вариант, разночтения, конъектура, атрибуция, датировка, локализация, глосса, интерполяция, «воля автора » и пр. Трактовки понятий «классическая книга», «классика», «литературный канон». Установление научно-критического текста (в другой терминологии — канонического, основного, аутентичного и пр.). Основные методы установления текста: конъектура, реконструкция, контаминация. Типы изданий классических текстов. Научно-критические или академические издания как вершина изданий научного типа. Виды сопроводительных статей в изданиях классических текстов.

Методологические аспекты комментирования. Герменевтические принципы и приемы. Основные цели и функции комментариев. Классификации видов комментариев. Особенности текстологического комментария в академических изданиях.

Современная эдиционная практика и новые текстологические подходы. Проекты академических собраний сочинений классики в постсоветский период. Комментирование как проблема редакторской подготовки академических (научно-критических) изданий.

 

Литература к разделу 5:

Основная

ü Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии. — М.: Наследие, 1998. — 417 с.

ü Зимина Л. В. Раздел I.4. Современная эдиционная практика и новые текстологические подходы. // Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. — М.: Наука, 2004. — С. 71— 87.

ü Лихачев Д. С. Текстология: Краткий очерк / Археографическая комиссия РАН. 2-е изд. — М.: Наука, 2006. — 175 с.

ü Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. — М.: Искусство, 1959. — 279 с.

 

ü Дополнительная

ü Проблема текстологии и эдиционной практики. Опыт французских и российских исследователей / под. общ. ред. М. Делона, Е.Е. Дмитириевой. — М.: ОГИ, 2003. — 344 с.

6. Новые издательские технологии, или «креативное редактирование»

Понятия «издательский проект», «авторский проект», «литературный проект». Технология создания бестселлеров. Текстовые и внетекстовые стратегии создания бестселлера. Роль редактора и литературного агента в создании бестселлера. Поэтика и прагматика заглавий книг. Псевдоним как литературное явление и издательский феномен. Псевдоним (ложное имя) как полифункциональный знак. Классификация и функции псевдонимов. Виды псевдонимов по способу образования. Типы авторства, реализуемые в псевдонимах: индивидуальное, коллективное и соавторство. Основные причины и мотивы псевдонимности.

Особенности редактирования различных жанров массовой литературы. Художественные особенности массовой литературы: высокая степень стандартизации, ее релаксационный и эскапистский характер. Основные литературные приемы беллетристики: напряжение (саспенс), идентификация (или отождествление с персонажами) и создание слегка видоизмененного воображаемого мира. Способы оживления стереотипов в массовой литературе. Концепция редактирования художественной беллетристики (на примере детектива и женского романа). Creative writing (писательское мастерство) и креативная «редактура». Трэш-литература.

Феномен фанфика (фан-фикшн) — создания сообществом поклонников произведений по мотивам чужого творчества — и его взаимодействие с издательской практикой. Появление новых беллетристических жанров.

Литература к разделу 6:

Основная

ü Зимина Л. В. Раздел I.2. Массовая литература. Художественные особенности и концепция редактирования (на примере детектива и розового романа) // Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. — М.: Наука, 2004. — С. 37— 70.

ü Топоров, Виктор. Креативная редактура: опция отказа – 1 // Перемены: толстый веб-журнал. < https://www.peremeny.ru/column/view/825>.

ü Топоров, Виктор. Креативная редактура: опция отказа – 2 // Перемены: толстый веб-журнал. <https://www.peremeny.ru/column/view/826/>.

ü Дополнительная

ü Потапов С. В. Как управлять проектом: поэтапно до полной реализации. — М.: Эксмо, 2006. — 158 с.

ü Цеплаков Г. Талант и лепта проектной литературы // Знамя. 2008. № 5.

 

 

7. Новаторские издательские стратегии в электронной среде. Современные тенденции развития электронного издательского дела. Типология и аппарат электронных изданий

Различные дефиниции электронного издания. Определение электронного издания согласно ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания: Основные виды и выходные сведения». Определение электронного издания и его статус в Федеральном законе №19-ФЗ от 11 февраля 2002 года «О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"». Типология электронных изданий в соответствии с ГОСТ 7.83-2001 (типологические признаки, основные виды). Основные направления деятельности научно-технического центра (НТЦ) «Информрегистр». Депозитарий электронных изданий. Реестр электронных научных изданий. Каталог электронных библиотек НТЦ «Информрегистр». Книговедческий статус понятий «электронная книга», «электронное издание». Основные трактовки понятия «электронная книга». Майкл Харт как отец электронной издательской деятельности и электронной книги. Основные составляющие современной индустрии электронных книг: 1) электронная торговля печатными книгами; 2) продажа электронных книг, сверстанных в PDF-формате, а также других форматах (EPUB и пр.); 3) электронные книги как компактные устройства (ebook device). Новые технологии электронной бумаги / электронных чернил. Букридеры с бумагоподобным дисплеем: Kindle, Kindle DX, Кindle Fire (букридеры компании «Amazon»), SonyReader, сенсорный ридер Nook (от книжной сети Barnes & Noble), российские аналоги и пр. Планшетник (tablet) iPad от Apple, или iPad-революция. Оценки перспектив влияния подобных устройств на книжную отрасль и медиаиндустрию. Международный и российский рынок электронных книг.

 

Литература к разделу 7:

Основная

ü Зимина Л. В. Глава V // Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. — М.: Наука, 2004. — С. 235 — 254.

ü Основные стандарты для современного книгоиздательского дела / Рос. кн. палата; сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин, Г.П. Калинина, К.М. Сухоруков. — М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 2008. — 656 с

Дополнительная

ü Далада Е.В. Методические основания работы редактора над мультимедиа в электронном учебном издании // Известия вузов // Проблемы полиграфии и изд. дела: Научно-технический журнал. — 2003. — № 3. — С. 133-143.

ü Книжный рынок России: Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад Федеральное агентство по массовым коммуникациям, 2011. <https://www.fapmk.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2010/item1740.html>.

 

8. Новые формы редактирования в электронной среде: коллаборативное; веб-редактирование

Медиаиндустрия и конвергенция. Конвергенция как сближение (слияние) на цифровой основе различных медийных платформ, типов СМИ. Различные уровни конвергенции (технологический, экономический, профессиональный). Ковергентные СМИ.

Общие признаки интернет-СМИ. Основная целевая деятельность интернет-СМИ как информирование массовых аудиторий. Новые подходы к «старым» признакам СМИ: периодичность (автономное обновление контента в каждой рубрике), объемы передаваемой информации, география распространения (трансграничность новых СМИ).Оригинальные (отличительные) признаки «новых» СМИ: гипертекст, конвергентный контент, интерактивное взаимодействие пользователей. Интерактивность (двухсторонняя, синхронная, асинхронная, в одном медийном поле). Виды гиперссылок (контекстуальные, тематические, внутренние, внешние). Функции интернет-СМИ (коммуникативная, информационная, ценностно-регулирующая, социально-организационная и социально-креативная, функции форума и канала социального участия, развлечения и пр.). Основные понятия медиаконвергенции: инфотейнмент и эдьютейнмент (как новые интегрированные жанры); User Generated Content, UGC (участие пользователей в формировании медийного контента); подкастинг (подкаст); мультискрипт; инфографика и пр.

Онлайновые стратегии медиакорпораций (на примере BBC) и СМИ («Коммерсант», «Ведомости»). Работа (планирование и организация) конвергентной редакции. Мультимедийный редактор. Новые функции и роли редактора. Формирование новых стратегий издания – активизация пользователей и формирование комьюнити вокруг СМИ; издательств (и отдельных издательских проектов).

Основы веб-редактирования. Контент интернет-СМИ. Визуализация контента. Типологическая характеристика электронных периодических изданий. Электронный журнал (webzine, ezine, zine) как вид. Основные принципы написания статей для веб-журналов. Композиционный принцип «перевернутой пирамиды» с иерархией структурных элементов. Заголовок как необходимый компонент навигации. Основные функции заголовка: информационный маркетинг и оптимизация поиска. Новые принципы рубрикации и сюжетирование. Интерактивность интернет-журналов. Язык и стиль интернет-журналистики. Содержательные, структурные, жанровые и лингвостилистические особенности массового интернет-журнала, принципы редакторской подготовки.

Базовые понятия рекламы в прессе (медиа-кит, рейтинг, медиаисследование, медиамониторинг и пр.). Основные понятия интернет-рекламы (баннерная, контекстная реклама, таргетинг и пр.). Новое поколение российских медиа (общая характеристика). Цифровая дистрибуция журналов (Zinio.com, Immediately.ru).

Институт коллаборативного редактирования (на примере справочно-энциклопедических ресурсов). Феномен свободной энциклопедии Wikipedia («Википедия»). История и динамика развития проекта. «Википедия» как энциклопедия и как сообщество редакторов-волонтеров со своими правилами и институциями. Многоуровневая система прав пользователей. Регулятивные нормы при возникающих конфликтах в освещении полемических тем Виды вандализма. Особенности русской «Википедии». Викивстречи редакторов. Предварительные оценки качества и надежности публикуемых энциклопедических материалов. Проблема контроля над достоверностью информации, борьба с фальсификациями. Новый энциклопедизм (или новая энциклопедическая «картина мира»). Сравнение «Википедии» с другими онлайновыми и печатными энциклопедиями.

 

Литература к разделу 8:

Основная

ü Зимина Л. В. Глава V // Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. — М.: Наука, 2004. — С. 235 — 254.

ü Зимина Л.В. «Википедия»: Институт коллаборативного редактирования // Известия вузов / Проблемы полиграфии и издательского дела.2012. № 3.

 

ü Глава I, III, VI- X // Интернет- СМИ: Теория и практика /под ред. М. М. Лукиной: учеб. пособ. — М.: Аспект- Пресс, 2010. — 348 с.

ü Дополнительная

ü Амзин, Александр. Новостная интернет-журналистика. – М.: Аспект Пресс,2011. – 142 с.

ü Прайс Дж., Прайс Л. Текст для Web: Доступность и привлекательность. — М.: Вильямс, 2003. —464 с.

9. Теоретические основы электронной архивации. Электронные библиотеки (история и современное состояние)

Многопрофильность цифровых библиотек (сочетание издательских, библиотечных/архивных, научно-исследовательских и пр. функций).Основные дефиниции. Известные международные проекты электронных хранилищ и архивов электронных копий произведений мировой литературы: Project Gutenberg, Internet Public Library, Literature Online и др. Национальные и международные проекты электронных библиотек: Gallica (Франция), Александрийская библиотека XXI в. (Bibliotheca Alexandrina); World Digital Library (WDL) — новая инициатива Библиотеки Конгресса в сотрудничестве с Google; Европеана (Europeana) — Европейская цифровая библиотека (European Digital Library) и пр.

Российские электронные библиотеки: общая характеристика. Академический сегмент рунета: «Российская виртуальная библиотека» (РВБ), Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ) «Русская литература и фольклор». Электронные научные издания (ЭНИ) ФЭБ «Русская литература и фольклор» и издания РВБ: «Пушкин», «Гоголь», «Лев Толстой», «Чехов» и пр.

Принципы организации цифровых архивов культурного наследия. Трансформации фундаментальных понятий (авторство, произведение/текст, литературный канон, чтение, издание) в электронной среде. Цифровая культура: новые механизмы создания контента, его дистрибуции и рецепции через призму традиционной письменной (издательской) культуры. Топография литературного интернета.

Амбициозные сетевые проекты (архивы), посвященные истории книги и истории чтения (например, RED Project: The Reading Experience Database (RED), 1450–1945 и др.).

 

Литература к разделу 8:

Основная

ü Зимина Л. В. Глава III; раздел II.2 // Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. — М.: Наука, 2004.

10. Новые социокультурные и сетевые механизмы продвижения книг

Институт литературных конкурсов/премий в России. Презентация издательских проектов изданий. Сценарий презентации. Электронные презентации книжных изданий.Книжная реклама (традиционная и интернет-реклама). Буктрейлеры в системе рекламно-маркетинговых коммуникаций книжного дела. Сущностные характеристики нового (видео)жанра рекламирования книг, каналы распространения. Буктрейлеры как новый инструмент стимулирования книжных продаж и пропаганды чтения, рожденный взаимодействием традиционного (бумажного) книгоиздания и новых коммуникационных технологий.

Корпоративный издательский сайт, функциональное назначение (основные цели и задачи). Издательский сайт как основной информационный и рекламный инструмент. Репертуар издательства как основа функционирования сайта. Веб-презентации как инструмент издательского брендинга (брендинг издательства, авторов, персонажей, серий, определенных видов издаваемой литературы и пр.). Основные этапы проектирования издательского сайта. Роль редактора в разработке концепции и функционировании сайта, а также в процессе формирования обновляемого контента сайта. Сетевой издательский семплинг. Ссылки-тизеры. Издательские веб-презентации. Поиск новых стратегий. Технологии «печати по требованию» (print-on-demand).

Основные механизмы веб-коллаборации (фольксономия, рекомендательные сервисы, профессиональные блог-сообщества, вики-технологии и пр.).

Инструмент блоггинга в издательском деле, его основные функции. Освоение блог-сервисов книгоиздательским сегментом России. Блоггинг как инструмент брэндинга. Достоинства и недостатки двух форм сетевого представительства — сайта и блога. Блогосфера как креативная среда, где формируются репутации и рождаются новые бренды. Блоги писателей (литературный блоггинг). Феномен блог-литературы. Блукеровская премия. Примеры литературных произведений, раскрученных с использованием блог-сервисов. Профессиональные блог-сообщества: редакторские, корректорские, журналистские и пр. Читательские сообщества на основе блог-сервисов. Микроблоггинг (Twitter). Новые механизмы продвижения с использованием социальных сетей нового поколения (веб 2.0, веб 3.0): Facebook, ВКонтакте и пр.

Литература к разделу 10:

Основная

ü Долгин А. Экономика символического обмена. — 2-е изд., доп. — М.: Прагматика культуры: Институт экономики культуры, 2007. — 640 с.

ü Зимина Л. В. Раздел I.5. Институт литературных конкурсов/премий в России // Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. — М.: Наука, 2004. С.88 – 100.

ü Зимина Л.В. Буктрейлеры в системе рекламно-маркетинговых коммуникаций книжного дела // Известия вузов / Проблемы полиграфии и издательского дела.2012. № 2. С. 170–179.

ü Зимина Л.В. Инструмент блоггинга в издательском деле, или В поисках новых авторов и жанровых форм // Известия вузов / Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2008. — №4. — С. 78—85.

 

Дополнительная

ü Долгин А. Манифест новой экономики: Вторая невидимая рука рынка. – М.: АСТ, 2010. – 256 с.

ü Зимина Л.В. Блоггинг в современной издательской практике // Вестник МГУП. — 2008. — №11. — С. 31—44.

ü Зинченко Ю. С. Концептуальные основания проектирования корпоративного издательского сайта. Автореф. дис. — М.: МГУП, 2009. 24 с.

ü Зимина Л.В. Социальные практики культурного взаимодействия на примере блог-сообществ в книжном деле // Вестник МГУП. 2011. № 3. C. 44–52.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: