пп 3 семестр; 3оп 5 семестр




Перечень вопросов к дифференцированному зачету

По УП ПМ 01 МДК 01.01 Лекарствоведение

пп 3 семестр; 3оп 5 семестр

 

1. Классификация лекарственных средств.

АТХ (анатомо-терапевтическо-химическая классификация) классификация рекомендована ВОЗ, ее широко исп-ют для изучения потребления ЛС. Всем Действующим веществам присвоены семизначные коды пятиуровневой системы данной классификации:

1-уровень – анатомическая область применения (латинская заглавная прописная буква)

2-уровень – (второй и трети знаки) основная терапевтическая группа (арабские цифры)

3-уровень – (четвертый знак) терапевтическая подгруппа (лат-ая прописная буква)

4-уровень – (пятый знак) терапевтическо-химическая группа (лат-ая прописная буква)

5-уровень – (шестой и седьмой знаки) действующее вещество (арабские цифры).

Например: Diazepam(МНН - INN) N05BA01, где N — центральная нервная система (1-й уровень, основная анатомическая группа); 05 - психолептики (2-й уровень, основная терапевтическая группа); В - транквилизаторы (3-й уровень, терапевтическая подгруппа); А — производные бензодиазепина (4-й уровень, терапевтическо-химическая группа); 01 — диазепам (5-й уровень, наименование и субстанция).

Алфавитная классификация. ЛС расположены строго в алфавитном порядке без учета терапевтического применения. Эту классификацию в основном используют при издании энциклопедических справочников (Справочник Видаль, Регистр ЛС России).

Химическая классификация. В основе Классификации лежит химическая структура ЛВ (например, разделенные на алколоиды, гликозиды, эфиры, простые и сложные, ациклические соединения и.т.п.). Принцип широко используют в органической и фармацевтической химии. Однако близкие по химической структуре ЛВ могут оказывать разные фармогологические эффекты.

Фамакологическая классификация – основана на преимущественном действии ЛС на организм. В классификации учтены вид действия ЛС и его механизм действия (например, в класс психотропные ЛС входят нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и др.).

Фармакотерапевтическая классификация – основана на группировании ЛС для лечения отдельных болезней или групп болезней (например, противовирусные ЛС разделены на подгруппы – противогепертонические ЛС, противогриппозные ЛС и ЛС для лечения ВИЧ-инфекции).

Смешанная классификация наиболее распространена, включает фармакотерапевтическую, фармакологическую и химическую классификацию одновременно.

 

 

2. Основные задачи и функции аптеки.

Основной задачей аптеки является реализация населению и ЛПУ, прикрепленным на снаб­жение, а также другим организациям изготовленных и готовых ЛС, ИМН и других товаров аптечного ассортимента.

 

Аптека осуществляет следующие функции: логистическую (при­ем, хранение и управление товарными запасами); производствен­ную (прием рецептов, изготовление, контроль и отпуск ЛС по рецептам врача и требованиям ЛПУ); сбытовую (реализация това­ров рецептурного и безрецептурного отпуска); информационную (обеспечение населения и врачей ЛПУ информацией); маркетин­говую (в том числе формирование и осуществление ассортимент­ной и ценовой политики); социальную (обеспечение ЛС и ИМН социально незащищенных групп населения по сниженным це­нам); медицинскую (оказание при необходимости первой довра­чебной помощи). Дли реализации этих функций в аптеке могут быть созданы следующие отделы: рецептурно-производственный, готовых лекарственных форм, отпуска лекарств без рецептов, парафармацевтической продукции, оптики, отдел запасов, соци­альный и др.

 

 

При выполнении возложенных на аптеку функций она обязана:

 

– соблюдать установленные действующими нормативными доку­ментами правила внутриаптечного изготовления, хранения и ре­ализации продукции;

 

– соблюдать порядок сертификации и контроля качества реали­зуемой продукции, оформления соответствующей документации;

 

– поддерживать ассортиментный перечень продукции согласно профилю и специализации, включая ЛC по Перечню обязатель­ного ассортиментного минимума, утвержденному Минздравом России (по указанию органов управления здравоохранением от­дельные аптеки должны иметь запас сывороток и вакцин);

 

– изучать спрос и предложение на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам ЛС и ИМН;

 

– осуществлять отпуск ЛС и ИМН бесплатно или со скидкой от­дельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;

 

– вести первичный (в том числе предметно-количественный), бухгалтерский, статистический, налоговый учет товарно-мате­риальных ценностей в соответствии с действующим законода­тельством;

 

– формировать розничные цены на ЛС и другие товары аптечно­го ассортимента в соответствии с установленным порядком и др.

 

 

3. Номенклатура лекарственных средств.

Многие лекарственные средства, состоящие из одного активного вещества, могут быть названы по их химическому строению. Но в связи с большой сложностью их запоминания и неудобством применения химические названия в медицинской практике не используются.

В настоящее время для обозначения лекарственных средств используют 2 вида названий:

1) НЕПАТЕНТОВАННЫЕ международные, которые утверждаются официальными органами здравоохранения и используются в национальных и международных фармакопеях;

2) КОММЕРЧЕСКИЕ, или фирменные названия, являющиеся коммерческой собственностью фармфирм. При этом один и тот же препарат может иметь множество названий. Транквилизатор диазенам имеет фирменные названия "седуксен", "сибазон", "реланиум" и т. д. Некоторые ЛС имеют более 100 наименований (например, витамин В12). Обычно на упаковке лекарственного препарата имеется как фирменное, так и международное непатентованное название.

Предпочтительным является выписывание лекарств под их непатентованными названиями, что снижает возможность врачебных ошибок. Такие препараты дешевле, чем медикаменты с фирменным названием. Кроме того, выписывание лекарства под их непатентованным названием дает возможность аптеке предоставить больному препарат любой фирмы, производящей данное лекарство.

Для клиницистов наиболее удобной классификацией лекарств является та, что строится по НОЗОЛОГИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ (например, средствадля лечения бронхиальной астмы, инфаркта миокарда, антидиабетические препараты и т. п.). Но лучшие классификации учитывают такие признаки препаратов, как локализация действия, фармакологическое действие, терапевтическое применение. Одной из таких классификаций, являющихся наиболее совершенной, является классификация академика М. Д. Машковского, согласно которой изложен и его известный справочник.

 

 

Оснащение аптеки.

В соответствии с планируемым объемом работы и характером производственной деятельности состав помещений и оснащение аптеки определяется с учетом рекомендаций Минздрава Российской Федерации и СНиП.

 

2.2.Минимальный состав помещений аптеки включает: торговый зал, помещение для приготовления лекарств, помещение для получения дистиллированной воды, моечную, кабинет заведующего, комнату персонала, помещение для хранения запасов лекарственных средств, туалет, гардеробную.

 

Обязательно наличие в аптеке водопровода, канализации, телефона, электричества, газа, печного отопления (при отсутствии других видов энергоресурсов).

 

2.3.Минимальный размер торгового зала - 20 кв. м.

 

2.4.В торговом зале в зависимости от объема работы аптеки должны быть оборудованы рабочие места для приема рецептов, отпуска изготовленных и готовых лекарств по рецептам, отпуска лекарств и изделий медицинского назначения без рецептов.

 

В аптеке с минимальным размером торгового зала может быть одно рабочее место.

 

2.5.Оплата стоимости лекарств населением должна проводиться через кассовый аппарат.

 

2.6.Площадь помещения для приготовления лекарств должна быть не менее 15 кв. м и оснащена специальной аптечной мебелью, приборами, оборудованием для приготовления, смешения, фильтрования, расфасовки, этикетирования, упаковки и укупорки лекарств, сейфами (специальными шкафами) для хранения ядовитых и наркотических лекарственных средств, этилового спирта, штанглазами, средствами измерения веса, объема, уд. веса, реактивами для проведения химического контроля лекарств. В помещении для приготовления лекарств должны быть организованы рабочие места для приготовления и контроля качества лекарств.

 

В зависимости от объема работы и увеличения площади ассистентской комнаты могут быть созданы специализированные рабочие места по изготовлению различных лекарственных форм.

 

2.7.Минимальная площадь помещения для получения дистиллированной воды - 5 кв. м. Оно должно быть оборудовано аппаратами для получения и емкостями для хранения дистиллированной воды в соответствии с действующими правилами по санитарному режиму аптек.

 

2.8.Минимальная площадь моечной комнаты - 5 кв. м. Ее оборудование должно обеспечивать выполнение требований по санитарному режиму аптек.

 

2.9.Площадь автоклавной - не менее 10 кв. м.

 

2.10.Помещения для хранения запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения должны иметь минимальную площадь не менее - 36 кв. м и должны быть оснащены стеллажами, шкафами и другим необходимым оборудованием для обеспечения сохранности ядовитых, наркотических, сильнодействующих, огнеопасных, термолабильных и других лекарственных средств, лекарственного растительного сырья, изделий медицинского назначения в соответствии с их физико - химическими свойствами.

 

2.11.Комната персонала - не менее 8 кв. м и оборудована мебелью для приема пищи и отдыха сотрудников.

 

2.12.Площадь гардеробной должна обеспечивать хранение домашней и рабочей одежды в соответствии с требованиями по санитарному режиму аптек.

 

5. Техника безопасности при работе с приборами и средствами малой механизации.

3.1. Провизор-фармацевт во время работы должен не допускать спешки, приготавливать лекарственные средства, внутриаптечные заготовки, концентраты и полуфабрикаты следует с учетом безопасных приемов и методов труда.

3.2. При включении электрооборудования в сеть провизор-фармацевт должен проверить соответствие напряжения прибора, указанного в паспорте, напряжению в сети, а также наличие заземления.

3.3. Все нагревательные приборы должны устанавливаться на теплоизолирующие материалы.

3.4. Провизор-фармацевт должен следить за целостностью стеклянных приборов, оборудования и посуды и не допускать использования в работе разбитых предметов.

3.5. В процессе изготовления лекарственных средств, в состав которых входят ядовитые и наркотические вещества, провизор-фармацевт должен соблюдать требования безопасности при работе с ними. Мытье и обработка посуды, в которой изготавливалось лекарственное средство с ядовитым или наркотическим веществом, должен производиться отдельно от другой посуды под наблюдением провизора-фармацевта.

После окончания работы с ядовитым или наркотическим веществом провизор-фармацевт должен тщательно вымыть руки, почистить зубы и прополоскать рот.

3.6. При загрязнении сильнодействующими и ядовитыми веществами спецодежды и полотенца провизор-фармацевт должен их немедленно сменить, принять меры для нейтрализации, после чего передать в стирку.

3.7. При работе с огнеопасными веществами провизор-фармацевт во избежание пожара должен соблюдать осторожность, выполнять эти работы вдали от огня.

При необходимости нагревания легковоспламеняющихся веществ производить его в огнеупорной посуде, на водяной бане.

3.8. Емкости со взрывоопасными, пахучими и легколетучими веществами провизор-фармацевт должен плотно закрывать.

3.9. При изготовлении лекарственных средств, в состав которых входят эфир, хлороформ и другие легкоподвижные вещества, взбалтывание жидкости следует производить осторожно, направляя горлышко склянки или пробирки в сторону от себя во избежание выброса раствора.

3.10. После приготовления лекарственных средств с красящими, ядовитыми, наркотическими, сильнодействующими, пахучими веществами провизор-фармацевт должен вымыть руки теплой водой с мылом и щеткой.

3.11. Вещества с резким запахом, легковоспламеняющиеся, щелочи, легкоиспаряющиеся, огнеопасные, а также горючие жидкости не должен храниться в холодильнике.

3.12. Провизор-фармацевт не должен в одиночку поднимать и переносить грузы весом не более 7 кг.

6. Устройство, оснащение и правила эксплуатации материальных комнат (помещений хранения).

Устройство, состав, размеры площадей (для производителей лекарственных средств, организаций оптовой торговли лекарственными средствами), эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств должны обеспечивать их сохранность.

 

В помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.

 

Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.

 

Помещения для хранения лекарственных средств должны быть обеспечены стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками.

 

Отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки

 

7. Правила оформления этикеток на расфасованную продукцию.

Все лекарства, приготовляемые в аптечных учреждениях (предприятиях), оформляются соответствующими этикетками. Этикетки для оформления лекарств, приготовляемых индивидуально и в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки, в зависимости от способа их применения, подразделяются на:

- этикетки для лекарств внутреннего употребления с надписью "Внутреннее", "Внутреннее детское";

- этикетки для лекарств наружного применения с надписью "Наружное";

- этикетки на лекарства для парентерального введения с надписью "Для инъекций";

- этикетки на глазные лекарства с надписью "Глазные капли", "Глазная мазь".

Аптечные этикетки имеют на белом фоне следующие сигнальные цвета в виде поля:

- внутренние - зеленый;

- наружные - оранжевый;

- глазные капли и глазные мази - розовый;

- для инъекций - синий.

 

На всех этикетках для оформления лекарств, приготовленных индивидуально и в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки, должны быть типографским способом отпечатаны предупредительные надписи, соответствующие каждой лекарственной форме:

1. для микстур - "хранить в прохладном и защищенном от света месте", "перед употреблением взбалтывать";

2. для мазей, глазных мазей и глазных капель - "хранить в прохладном и защищенном от света месте";

3. для капель внутреннего употребления - "хранить в защищенном от света месте";

4. для инъекций - "стерильно".

Все этикетки обязательно должны содержать предупредительную надпись "беречь от детей".

Размеры этикеток определены в соответствии с размерами посуды, в которой отпускаются лекарства.

8. Фармакологические группы лекарственных средств.

Действующие вещества и фармацевтические препараты делят на 3 вида:

 

1) лекарственные средства (список А);

 

2) лекарственные средства (список Б);

 

3) несильнодействующие.

 

Средства списка А - лекарственные средства, дозирование и применение которых требует особой осторожности вследствие их высокой токсичности. В эти списки включены и лекарственные средства, которые могут вызывать наркоманию.

 

Средства списка Б - лекарственные средства, для которых установлены терапевтические, высшие разовые и суточные дозы и которые хранятся с предосторожностью во избежание возможных осложнений.

 

Несильнодействующие средства - обширная группа лекарственных средств, относительно безопасных, применяющихся в различных терапевтических дозах.

9. Общее устройство аптеки, ее производственные помещения и их назначение.

В аптеках различают производственные и служебно-бытовые помещения. Производственное аптечное помещение - это помещение, предназначенное для изготовления, комплектации, отпуска, контроля и хранения лекарств. К ним относятся: зал обслуживания, ассистентская, фасовочная, дистилляционная, моечная, кокторий (помещение для изготовления водных вытяжек из растительного сырья), стерилизацийна, кабинет провизора-аналитика. материальные комнаты, комната для обслуживания населения в ночное время и тому подобное.

Размещение производственных помещений должно исключать встречные потоки технологического процесса изготовления лекарств в асептических условиях и нестерильных лекарственных средств.

Зал обслуживания населения, материальные комнаты оборудуются специальной мебелью, которая разрешена для хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Помещение для изготовления нестерильных лекарств оборудуется специальным производственным оборудованием и приборами. В этом помещении допускается организация рабочего места для проведения контроля за качеством и фасованием лекарств.

Помещение для получения воды очищенной оборудуется апаратами, вместимостью для получения и хранения воды. Получение воды для инъекций проводится в отдельной комнате асептического блока, где категорично запрещается выполнять любые работы, которые не связаны с получением воды для инъекций.

Помещение для хранения запасов лекарственных средств оборудуется стеллажами, шкафами, холодильником и другим оборудованием с целью обеспечения условий хранения ядовитых, наркотических, психотропных, сильнодействующих, огнеопасных, термолабильных и других лекарственных средств, врачебного растительного сырья, изделий медицинского назначения в соответствии с действующими требованиями.

Аптечное помещение служебно-бытовое - это помещение для осуществления административных и хозяйственных функций. К ним принадлежат: кабинет заведующего, бухгалтерия, комната персонала, гардеробная, туалет (гардеробная), душевая, комната занятий с персоналом, комната хранения предметов уборки и т.п.

Комната персонала должна быть оборудованная холодильником, для организации употребления еды, а также отдыха персонала.

Помещение и оборудование гардеробной должны обеспечить сохранность личной и технологического одежды в соответствии с требованиями санитарно эпидемиологического режима аптек.

Торговый зал. Минимальный размер торгового зала - 20 кв. м. В торговом зале в зависимости от объема работы аптеки должны быть оборудованы рабочие места для приема рецептов, отпуска изготовленных и готовых лекарств по рецептам, отпуска лекарств и изделий медицинского назначения без рецептов. Каждое рабочее место оборудовано сборно-секционным столом, в котором предусмотрены выдвижные ящики для хранения текущих запасов лекарственных средств и других фармацевтических товаров. На фасадной стороне каждого стола должно быть стеклянное окно с передаточным окном. [4]

Согласно правилам, в торговом зале находится книга отзывов и предложений, вывешиваются объявления. Обязательно должны быть вывешены копии лицензии и следующая информация:

- о внеочередном обслуживании инвалидов и участников ВОВ;

- о сроках хранения лекарств, изготовленных в аптеке;

- о работе дежурного администратора;

- о часах приема населения директором аптеки;

- о справочном бюро;

- о надзорных и контролирующих органах;

- о сотрудниках, обслуживающих посетителей, с указанием фамилии, имени отчества и должности.

В аптеке с минимальным размером торгового зала может быть одно рабочее место. Оплата стоимости лекарств населением должна проводиться через кассовый аппарат.

Площадь помещения для приготовления лекарств должна быть не менее 15 кв.м. и оснащена специальной аптечной мебелью, приборами, оборудованием для приготовления, смешения, фильтрования, расфасовки, этикетирования, упаковки и укупорки лекарств, а также сейфами для хранения ядовитых и наркотических лекарственных средств, этилового спирта, штанглазами, средствами измерения веса, объема, удельного веса, реактивами для проведения химического контроля лекарств.

В помещении для приготовления лекарств должны быть организованы рабочие места для приготовления и контроля качества лекарств. В зависимости от объема работы и увеличения площади ассистентской комнаты могут быть созданы специализированные рабочие места по изготовлению различных лекарственных форм.

10. Правила выписывания рецептов. Рецептурные бланки.

Рецепт - письменное обращение врача в аптеку об отпуске больному лекарственного средства в опр Рецепты на лекарственные препараты выписываются на рецептурных бланках по формам:

Наркотические и психотропные лекарственные средства выписываются на специальном

рецептурном бланке (форма № 107y - Hп)

форма № 148-1ly-88 - для выписывания психотропных веществ, лекарственных препаратов,

подлежащих предметно-количественному учету, лекарственных препаратов, обладающих

анаболической активностью

форма № 148-1/у-04 (л) - для выписывания лекарственных препаратов гражданам, имеющим

право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарств со скидкой

форма № 107-1у - для выписывания других фармакологически активных веществ

 

Различают: твёрдые, жидкие и мягкие ЛС

Твердые: порошки, таблетки, драже

Порошки-основное свойство сыпучесть. В рецепте сначала указывается название ЛФ, затем название ЛВ, разовая доза, его общее количество, степень измельчения и сигнатура.

Таблетки- дозированная ЛФ, изготавливаемая в заводских условиях. В рецепте указывается название ЛФ, затем название ЛВ(торговые названия заключают в кавычки). после указывают разовую дозу. общее количество и сигнатура

Драже-лекарственная округлая дозированная форма, изготавливаемая в заводских условиях. При выписывании в рецепте указывается название ЛФ, название ЛВ, его разовая доза, общее количество, сигнатура

Жидкие: растворы, настойки, экстракты, микстуры.

Растворы- жидкая ЛФ, полученная путём растворения одного или нескольких ЛВ в растворителе и предназначенные лдля наружного и внутреннего применения.

При выписывании в рецепте указывается название ЛФ, название ЛВ, концентрация раствора, и его количество в мл. или гр., сигнатура

Настойки готовят на спиртовых растворах. Пропись начинается с названия ЛФ, затем следует название растения, и количество настойки, сигнатура.

Экстракты, при выписывании указывается название ЛФ, название растения, количество экстракта, сигнатура.

Микстуры, выписываются в развернутом виде, в рецепте перечисляются все входящие в микстуру ингридиенты их количества, затем пишется сигнатура.

Мягкие: мази, пасты, линименты и тд

Мази- недозированная ЛФ. поэтому в рецептах их выписывают общим количеством. Сначала указывают название ЛФ, перечисляются все ингредиенты мази, действущее вещество, мазевая основа, указывается их количество и сигнатура.

Лекарственные формы для инъекций: в ампулах и флаконах. При выписывании ЛВв ампулах в рецепте указывается ЛФ, ЛВ, его концентрация в % и количество, далее D.t.d № in ampula и сигнатура

11. Правила работы с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими веществами.

Наркотические и особо ядовитые средства должны храниться только в сейфах, при этом особо ядовитые средства - во внутреннем отделении сейфа, запирающемся на замок.

В аптеках V - VI категорий хранение наркотических и особо ядовитых средств допускается только в материальной комнате в сейфах или металлических ящиках, привинченных к полу.

Ядовитые лекарственные средства, относящиеся к списку "А", независимо от лекарственной формы (за исключением перечисленных в п. 67), должны храниться изолированно, в специально выделенных для этой цели металлических шкафах под замком.

Реактивы, содержащие ядовитые средства, после окончания работы должны храниться в шкафу под замком.

Сильнодействующие лекарственные средства должны храниться в отдельных шкафах.

В рабочее время ключ от шкафа "А", находящегося в ассистентской комнате, должен быть у контролера. Сейфы в шкафы "А", после окончания рабочего дня опечатываются или пломбируются, а ключи от них, печать и пломбир должны находиться у заведующего аптекой или у лиц, уполномоченных на то приказом по аптеке.

Шкафы "Б", в которых хранятся сильнодействующие лекарственные средства, после окончания рабочего дня должны запираться.

На окнах материальных комнат, в которых хранятся ядовитые и наркотические лекарственные средства, должны быть решетки. После окончания работы эти комнаты запираются и опечатываются.

12. Основные требования санитарного порядка в аптеке.

Перед входами в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в день. Рабочие места персонала аптеки в зале обслуживания населения должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции. Оконные фрамуги или форточки, используемые для проветривания помещений, защищаются съемными металлическими или пластмассовыми сетками с размерами ячейки не более 2 x 2 мм..

Материалы, используемые при строительстве аптек, должны обеспечивать непроницаемость для грызунов, защиту помещений от проникновения животных и насекомых. Не допускается использование гипсокартонных полых перегородок.Поверхности стен и потолков производственных помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезсредств. Материалы покрытия помещений должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты (водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлых тонов). Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов. Помещения аптек должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Искусственное освещение осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания. Системы отопления и вентиляции должны выполняться по действующим СНиПам. В помещениях хранения должен проводиться контроль за параметрами микроклимата (температура, влажность, воздухообмен).

13. Требования санитарного режима в ассистентской комнате, периодичность и характер уборки в этом производственном помещении.

Изготовление лекарственных средств производится в ассистентской комнате, которая должна соответствовать принятым нормам: — Поверхности стен и потолков должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов. Материалы покрытия помещений должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты, наиболее часто используются водостойкие краски или кафельная плитка светлых тонов). Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками или линолеумом с обязательной сваркой швов. — Не допускается размещение в конкретных производственных помещениях машин, аппаратов и др., не имеющих отношения к технологическому процессу данного производственного помещения. — В производственных помещениях не допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать стенгазеты, плакаты и т.п. — Пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлением и фасовкой лекарственных средств, категорически запрещено. — Информационные стенды и таблицы, необходимые для работы в производственных помещениях, должны изготовляться из материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию. — Обязательным является наличие как общих, так и местных источников света, которыми являются лампы накаливания или люминесцентные лампы.

Уборка в ассистентской комнате.

Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже одного раза в месяц.

Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных средств в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляют в специально выделенном месте.

14. Правила обработки аптечной посуды (новой и бывшей в употреблении).

Аптечную посуду (новую или бывшую в употреблении после дезинфекции) замачивают в растворе имеющегося моющего средства соответствующей концентрации: Моющее средство растворяют в воде, подогретой до 50-60 град. С. Посуду замачивают в растворе в течение 25-30 минут при полном погружении.

15. Требования к оборудованию и санитарному режиму в асептическом блоке. Устройство асептического блока.

1. Помещения асептического блока должны размещаться в изолированном отсеке и исключать перекрещивание "чистых" и "грязных" потоков. Асептический блок должен иметь отдельный вход или отделяться от других помещений производства шлюзами.

2. Перед входом в асептический блок должны лежать резиновые коврики или коврики из пористого материала, смоченные дезинфицирующими средствами.

3. В шлюзе должны быть предусмотрены: скамья для переобувания с ячейками для спецобуви, шкаф для халата и биксов с комплектами стерильной одежды; раковина (кран с локтевым приводом), воздушная электросушилка и зеркало; гигиенический набор для обработки рук; инструкции о порядке переодевания и обработке рук, правила поведения в асептическом блоке.

4. В ассистентской-асептической не допускается подводка воды и канализации. Трубопроводы для воды очищенной следует прокладывать таким образом, чтобы можно было легко проводить уборку.

5. Для защиты стен от повреждений при транспортировке материалов или продукции (тележки и др.) необходимо предусмотреть специальные уголки или другие приспособления.

6. Для исключения поступления воздуха из коридоров и производственных помещений в асептический блок в последнем необходимо предусмотреть приточно-вытяжную вентиляцию, при которой движение воздушных потоков должно быть направлено из асептического блока в прилегающие к нему помещения, с преобладанием притока воздуха над вытяжкой.

16. Виды тары, упаковки, укупорочных средств и вспомогательных материалов, используемых при изготовлении различных лекарственных форм.

Тара рецептурная

Предназначена для отпуска лекарственных препаратов больным. Обычно бывает небольшого объема и удобная при пользовании. Жидкости отпускают во флаконах без притертых пробок вместимостью от 5,0 до 500,0 г, инъекционные растворы — во флаконах из нейтрального стекла, укупоренных резиновыми пробками и металлическими колпачками под обкатку. Различают номинальную и фактическую емкость стеклянной посуды: фактическая вместимость обычно на 15—20 % больше номинальной. Номинальная вместимость — это объем, равный объему отпускаемой во флаконе жидкости. Уровень помещаемой во флакон жидкости не должен быть выше плечиков флакона. Отпускаемая жидкость ни в коем случае не должна наполнять горлышко флакона.

Лекарственные препараты густой и мазеобразной консистенции отпускают в банках, изготовленных из стекла, фарфора, пластмассы и других материалов, вместимостью от 5,0 до 500,0 г

 

Сыпучие лекарственные препараты отпускают в бумажных (пергаментных, парафинированных или вощеных), желатиновых или крахмальных капсулах, которые помещают в бумажные пакеты или коробки. Гигроскопические сухие вещества (не разделенные на дозы) отпускают в склянках с пробками.

Штангласы предназначены для хранения сыпучих, жидких, густых и мазеобразных лекарственных средств в ассистентской. Изготовляют ее из стекла и фарфора с притертыми пробками объемом от 0,5 до 2 кг

Для хранения вязких жидкостей (масла касторового, сиропов, ихтиола и др.) применяют специальные штангласы «с воротничком », в которых около внешней поверхности шейки есть бортик, на внутренней поверхности которого сделана выемка для стекания вязкой жидкости.

Готовые лекарственные препараты, помещенные в соответствующую аптечную посуду, в зависимости от их агрегатного состояния и свойств, укупоривают при помощи пробок (корковых, резиновых, пластмассовых, полиэтиленовых, стеклянных) и крышек (пластмассовых, металлических).

В качестве укупорочного материала широко применяются изделия из пластмассы: крышки навинчиваемые и натягиваемые, колпачки, пробки, прокладки. Они предназначены для герметизации флаконов, банок, пробирок, стаканчиков и т. д.

Пластмассовые укупорочные средства не должны придавать лекарственным веществам посторонний запах, должны фиксироваться на горловине пластмассовой и стеклянной тары и обеспечивать герметичность укупоривания.

 

17. Правила обработки укупорочных средств и вспомогательных материалов

Новые резиновые пробки моют вручную или в стиральной машине в горячем (50-60 С) 0,5% растворе моющих средств типа "Лотос", "Астра" в течение 3-х минут (соотношение веса пробок и раствора моющего средства 1:5); промывают 5 раз горячей водопроводной водой, каждый раз заменяя ее свежей, и 1 раз очищенной водой; кипятят в 1% растворе натрия гидрокарбоната в течение 30 минут, промывают 1 раз водопроводной водой и 2 раза очищенной. Затем помещают в стеклянные или эмалированные емкости, заливают очищенной водой, закрывают и выдерживают в паровом стерилизаторе при 120 С в течение 60 минут. Воду после этого сливают и пробки еще раз промывают очищенной водой.

18. Правила подготовки персонала к работе в асептическом блоке, обработка

рук персонала.

Работники аптеки, при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем профилактический осмотр в соответствии с действующими приказами Минздрава России. Результаты осмотров заносятся в санитарную книжку. Каждый сотрудник должен оповещать руководящий персонал о любых отклонениях в состоянии здоровья. Сотрудники с инфекционными заболеваниями, повреждениями кожных покровов к работе не допускаются. При входе в аптеку персонал обязан снять верхнюю одежду и обувь в гардеробной, вымыть и продезинфицировать руки, надеть санитарную одежду и санитарную обувь. Перед посещением туалета обязательно снимать халат. Запрещается выходить за пределы аптеки в санитарной одежде и обуви. В периоды распространения острых респираторных заболеваний сотрудники аптек должны носить на лице марлевые повязки. Санитарная одежда и санитарная обувь выдается работникам аптеки в соответствии с действующими нормами с учетом выполняемых производс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: