На тему: «Психология личности заключённого.»




Доклад по юридической психологии

 

Выполнил: студентка 1 курса группы СНБ11

Буданцева М.М

Проверила: Мещерякова С.В.

 

Тамбов 2016

Особенности психологии осужденных.

Психология личности заключенного - частная теория юридической психологии, раскрывающая психологические особенности личности человека, отбывающего уголовное наказание, значимые в связи с решением законодательно установленных задач исполнения наказаний. Эти задачи заключаются в недопущении совершения преступлений, как осужденными, так и иными лицами, а также в исправлении осужденных. В соответствии с данными задачами можно выделить ряд взаимосвязанных аспектов психологического изучения и научного описания личности осужденного.

 

Первый аспект определяет изучение личности осужденного, при подходе к нему как к субъекту уголовно-исполнительных правоотношений. Изучению подлежат те свойства и качества личности, которые определяют его готовность к соблюдению требований установленного порядка отбывания наказания либо, наоборот, выражают склонность к нарушениям этих требований или к совершению преступлений в условиях отбывания наказания (например, уклонения от отбывания наказания, побега из мест лишения свободы, насильственных или других уголовно наказуемых деяний). Значимыми являются позиции осужденного по отношению к различными видам полезной деятельности, осуществление которых является обязательным или добровольным, необходимые для этого умения, способности, социальные навыки и психофизиологические возможности. Важное значение имеют позиции по отношению к сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания, к другим осужденным, к субкультуре среды осужденных, к возможностям смягчения наказания вплоть до условно-досрочного освобождения, которые можно реализовать посредством добросовестного выполнения обязанностей и проявления полезной инициативы. Поведение осужденного как субъекта уголовно-исполнительных правоотношений во многом определяется неформальным статусом среди других осужденных, наличием или отсутствием стремления приобрести криминальный авторитет, различными склонностями, в том числе и отрицательными, например, к играм на деньги, употреблению наркотиков, алкоголя, эксплуатации других осужденных и т.д. Эти качества личности выступают значимыми для его характеристики в рассматриваемом аспекте.

 

Второй аспект психологического изучения личности осужденного связан с подходом к нему как к объекту исправления. В этой связи осужденный, с одной стороны рассматривается как субъект будущей жизнедеятельности в обществе (после отбытия наказания), с другой стороны - как субъект, воспринимающий исправительные воздействия и субъект самоизменения. Для данного аспекта необходимо раскрытие системы психологических свойств, определяющих степень готовности осужденного к законопослушному образу жизни и степень его антикриминальной устойчивости, что, в тоже время, предполагает познание наличие и степень развития противоположного качества - криминогенной потенции личности. Изучение этих качеств позволяет наметить конкретные психолого-педагогические задачи по исправлению осужденного - указать какие свойства и качества личности необходимо изменять, нейтрализовать, устранять, а какие формировать и развивать. Важно также определить психологические свойства личности, которые имеют важное значение для избрания наиболее рациональных и эффективных стратегий, методов и форм исправления, для включения в этот процесс лиц, которые могут выступить субъектами исправительного воздействия.

Основными факторами, влияющими на формирование осо­бенностей у лишенных свободы, являются:

1. наличие режима места лише­ния свободы;

2. ограничение потребностей;

3. изменение сложившегося сте­реотипа жизни;

4. переживания, связанные с осуждением к лишению свободы.

Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лише­ния свободы. К наиболее типичным из них следует отнести:

· состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобожде­ния);

· состояние нетерпения.

 

Нахождение в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояние нетерпения. И то и другое характеризуется повышенной напряженностью, что иногда приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, которое вызывает апатию, пассивность во всех действиях.

Лишение свободы часто усиливает угнетенное состояние в тех случа­ях, когда оно имелось и ранее. Угнетенное состояние является следстви­ем полного неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в исправительно-трудовую колонию у некоторых осужденных уже имеется развитое состояние угнетенности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют норму и все требования воспитателей. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Угнетенность снимается в про­цессе воспитательной работы. Для этого необходимо выяснить и лик­видировать ее причины, создавать условия для переключения целена­правленного внимания на другие процессы, объекты, не связанные с теми процессами и объектами, которые создали угнетенное состояние у данного осужденного. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совер­шенного им преступления, на его самовоспитание.

Типичным состоянием в месте лишения свободы является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость.

Изменение психических состояний связано с определенными периода­ми нахождения в месте лишения свободы. Выделим следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного.

Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние. Оно является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в колонию (тюрьму) некоторые осужденные уже испытывают состояние угнетенности, подавленности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режим, хорошо работают, выполняют требования администрации исправительного учреждения.

Типичным состоянием в местах лишения свободы является тоска. Именно тоска по дому, родным, близким, свободе с особой силой действует на осужденных. В результате появляется раздражительность, возбудимость, внутреннее напряжение. "Тоска, - отмечал М. Н. Гернет, - это краеугольный камень, фундамент тюремной жизни". Такое состояние способствует накоплению отрицательных эмоций, которые внезапно проявляются в аффектах, агрессивных действиях. На эту особенность тюремной жизни указывал Ф. М. Достоевский: "Удивляются иногда начальники, что вот какой-нибудь арестант жил себе несколько лет так смирно, примерно, даже десятичным его сделали за похвальное поведение, и вдруг решительно ни с того, ни с сего - точно бес в него влез - зашалил, набуянил, а иногда даже просто на уголовное преступление рискнул или на явную непочтительность перед высшим начальством: или убил кого-нибудь, или изнасиловал и проч. Смотрят на него и удивляются. А между тем, может быть, вся-то причина этого внезапного взрыва в том человеке, от которого всего менее можно было ожидать его, - это тоскливое, судорожное проявление личности, инстинктивная тоска по самому себе, желание заявить себя, свою приниженную личность, вдруг проявляющееся и доходящее до злобы, до бешенства, до помрачения рассудка, до припадка, до судорог".

Лишение свободы - это существенные ограничения в свободе передвижения, в общении, выборе вида труда, что порождает специфические права и обязанности осужденных, жесткую регламентацию их жизни. Данное наказание обоснованно и справедливо, хотя и влечет страдания и мучения. Одним из них является проживание осужденных в жилых помещениях в условиях большой скученности. Такие помещения представляют собой, как правило, огромные, не разделенные на комнаты или иные помещения бараки, в которых живет до ста, а иногда и более человек, причем часто койки расположены в два этажа.

Проживание в подобных общежитиях наносит существенный вред личности, а значит и делу перевоспитания осужденных, оно является одной из причин нарушений режима, совершения правонарушений, в первую очередь насильственных. "Постоянно, - пишет Ю. М. Антонян, - круглые сутки находясь среди других лиц, осужденный становится как бы голым, он в значительной мере лишается возможности уединиться, уйти в себя, сосредоточиться, задуматься о себе, о содеянном и своей вине, своей жизни и ее перспективах, об ответственности перед близкими и т. д. Между тем это особенно важно именно для тех, кто грубо нарушил основные моральные и правовые запреты и отбывает за это наказание. Создается известный феномен одиночества в толпе, когда вокруг всегда много людей, а тех, с кем можно было бы поговорить, поделиться, кому можно довериться, - нет или почти нет".

Это одна из основных причин того, что осужденные испытывают острое одиночество, психологическую отчужденность, недоверие к окружающим.

Постоянное пребывание на глазах у множества людей, необходимость в связи с этим все время контролировать свое поведение, сдерживать эмоции и чувства, быть начеку вызывает сильный стресс, огромное напряжение нервной системы, негативно сказывается на психическом самочувствии. Ф. М. Достоевский отмечал в "Записках из Мертвого дома": "В каторжной жизни есть еще одна мука, чуть ли не сильнейшая, чем все другие. Это: вынужденное общее сожительство. Общее сожительство, конечно, есть и в других местах; но в острог-то приходят такие люди, что не всякому хотелось бы сживаться с ними". Можно сказать, что пребывание в местах лишения свободы требует от человека значительного физического и психического напряжения, большой устойчивости.

В специфических условиях содержания в исправительных учреждениях у людей значительно возрастает тревожность. Именно высоким уровнем тревожности можно объяснить постоянное психическое напряжение многих осужденных, напряженность в отношениях между ними, между ними и представителями администрации, острые конфликты, нередко возникающие по внешне ничтожным поводам, переходящие порой в насильственные преступные действия. Для осужденных характерны бурные реакции, они возмущаются, кричат, угрожают, чего-то требуют. В большинстве случаев они не преследуют каких-либо конкретных целей, а просто хотят выговориться, снять внутреннее напряжение, выплеснуть его. Постепенно такой стиль поведения, равно как и высокий уровень тревожности, становится привычным, сохраняясь даже после освобождения от наказания и провоцируя повторное преступное поведение.

Нахождение в колонии (особенно в первое время) сопровождается большими психологическими нагрузками. После прибытия осужденного в ИУ за него начинается борьба. Администрация и заключенные-активисты стараются помочь ему избрать правильный путь, а отрицательно настроенные осужденные стремятся вовлечь новичка в свои ряды.

На психику осужденного серьезно влияют, вид колонии с ограждением из колючей проволоки, системой охраны, строгие условия режима содержания, обязательное участие в общественно полезном труде, строгие меры ответственности, пониженная норма питания и специфическая одежда.

Однообразие, монотонность и другие отрицательные стороны жизни осужденных вызывают состояние апатии (безразличие ко всему, равнодушие, отсутствие познавательной деятельности). Лишение свободы может сковывать па некоторое время мыслительную деятельность у впервые осужденных и, напротив, активизировать особую изощренность мысли у неоднократно судимых. По мере того как человек привыкает к условиям жизни в колонии, восстанавливает прерванные социальные связи, его психика постепенно стабилизируется, уравновешивается, обиды, острые переживания утихают, сменяются трезвой оценкой событий прошлого и настоящего.

Режим ИУ суть режим жизни осужденного. Режим олицетворяет кару, частично лишает осужденного материальных и духовных благ. Категоричность требований, предъявляемых администрацией ИУ, постоянная отчетность осужденного за свои действия и поступки порождают напряженность и конфликтность. Однако режим воспитывает и положительные поведенческие привычки. Он организует, направляет и корректирует образ жизни осужденного. Систематически повторяемые мероприятия, но распорядку дня постепенно переходят в потребность, формируют характер, поведение, уважительное отношение к законам, привычку соблюдать их. В то же время внутренний распорядок лишает осужденного индивидуальности, отучает от принятия самостоятельных решений.

На психологию осужденного определенное влияние оказывает общественно полезный труд, в процессе которого он осознает себя как личность, как член общества. Благодаря труду формируются коллективистские привычки и интересы, сужающие, а впоследствии полностью вытесняющие эгоистические черты личности. Труд воспитывает рабочую гордость, бережливость, серьезное отношение к заработанным деньгам, заставляет уважать труд других людей. Правильно организованные труд и обучение в местах лишения свободы формируют у осужденного специальные знания, умения и навыки.

У осужденных, содержащихся в исполнительных колониях, возникают определенные психические состояния: стресса, ожидания, надежды, тревоги, тоски, депрессии и др. Например, многие несовершеннолетние преступники, находясь в заключении, испытывают стрессовые состояния. Проведенные исследования показали, что у несовершеннолетних осужденных стресс вызван самим фактом осуждения, условиями отбывания наказания, боязнью утратить свое престижное положение. Стрессовое состояние не проходит по мере адаптации к осуждению, хотя сама адаптация занимает всего несколько дней. Таким образом, подтверждается вывод мировой пенитенциарной педагогики о том, что любое ИУ не способно перевоспитать несовершеннолетнего преступника. Постоянный контакт с совершившими более тяжкие преступления, пребывание в замкнутой среде в сочетании со стрессом увеличивают вероятность еще большей десоциализации и рецидива.

Состояние ожидания возникает перед отправкой в ИУ, условно-досрочным освобождением, освобождением по отбытию срока наказания, перед свиданием с родными. В этом состоянии осужденный может испытывать чувства страха, боязни, тревоги, нетерпения и т.д. Известны случаи, когда чувство нетерпения толкало осужденного на совершение побега из ИУ.

Надежда на лучшее будущее свойственна многим осужденным (надежда на амнистию, условно-досрочное освобождение, на переход в колонию-поселение и пр.). В противовес надежде отдельные осужденные испытывают безнадежность и обреченность. Особую тревогу вызывает у некоторых осужденных реадаптация к жизни на свободе (бытовая неустроенность, отсутствие жилья, настороженность родных, близких и т.д.).

Исполнительная психология разрабатывает и активно внедряет в процесс перевоспитания осужденных многочисленные методы, выбор которых зависит от характера совершенного преступления, режима и условий отбывания наказания, психофизиологических свойств личности. Перечислим важнейшие из них:

1) метод изучения материалов личного дела осужденного и иных документов (например, дневника, переписки и др.);

2) метод беседы (допроса) – получение от осужденного сведений о его жизненном пути, личностной позиции и установках, отношении к совершенному преступлению и др.;

3) метод объективного и включенного наблюдения (получение сведений о непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в условиях режима ИУ, их анализ);

4) метод анализа медицинских данных (результатов физического и психотерапевтического обследования осужденного);

5) метод анализа влияния различных мер воздействия на осужденного с целью его перевоспитания и диагностика его личных изменений;

6) метод анализа динамики развития личности под влиянием различных средств воспитательного воздействия;

7) метод независимых характеристик, позволяющих изучить характерологические особенности личности по материалам, полученным из различных источников, для целенаправленного воздействия на нее.

Указанный перечень не является исчерпывающим. В процессе индивидуально-воспитательной работы с осужденным могут применяться и другие эффективные способы психологического влияния на его личность (метод убеждения, метод регулирования психологических общений, метод передачи информации, метод внушения и т.д.).

Период адаптации.

Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс специфических проявлений, называемых "синдромом лишенного свободы" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состояния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятельности.

Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для нее новую, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, установки личности становятся малоэффективными или недейственными (ненужными). Осужденному, по крайней мере, трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:

· к требованиям режима отбывания наказания, к условиям труда, среде осужденных, жизни и быту в исправительных учреждениях;

· при изменении условий отбывания уголовного наказания - к новым условиям труда и быта, требованиям режима, правилам внутреннего распорядка и т. п.;

· в связи с освобождением из исправительного учреждения - к условиям жизни на свободе, работы в коллективе свободных граждан, к жизни в семье и т. п.

Успешность процесса адаптации к условиям лишения свободы зависит от ряда факторов: понимания смысла и необходимости правоограничений, которым человек подвергается; осознания серьезности своего нового положения; включения в деятельность для поиска путей, которые могли бы законным способом облегчить положение; влияния других осужденных.

Осужденный вынужден смириться со своей участью и приспособиться к тем условиям, в которых он находится. "Однако, - пишут А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков, - он не оставляет попыток изменить их, приспособить к себе. Даже люди, не способные решительно противостоять внешним обстоятельствам (легко внушаемые, конформные), пытаются изменить эти обстоятельства, в какой-то мере привести их в соответствие со своими представлениями, понятиями, взглядами, стереотипами. "Бунт" против новых условий со стороны отдельных осужденных, внутренние конфликты, переживаемые ими из-за неспособности адаптироваться, могут порождать серьезные нервно-психические нарушения".

Осужденные адаптируются к условиям социальной изоляции адекватным или неадекватным образом. Основными признаками адекватной реакции являются: соответствие поведения осужденного реальной информации о перспективах его пребывания в местах лишения свободы; соблюдение им режима отбывания наказания, требований администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции. Для неадекватной (патологической) реакции характерно проявление психопатологических признаков у лица, считавшегося до осуждения психически здоровым.

Нормальная адаптация характеризуется таким психическим состоянием осужденного, которое ничем существенным не отличается от обычного для него состояния до лишения свободы. Лицо объективно оценивает свой статус, прогноз дальнейшего пребывания в исправительном учреждении; он включен в активную коллективную жизнь, трудится, учится в школе, участвует в самодеятельности. У него отсутствует внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям.

Встречаются осужденные, на которых лишение свободы не оказывает психотравмирующего воздействия. Для них колония стала "родным домом": требования режима не являются новыми, требования воспитателей воспринимаются с позиций целесообразного конформизма.

Неадекватные реакции характеризуются возникновением и проявлением под влиянием лишения свободы у ранее психически здоровых осужденных дезадаптивного поведения. А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, негативно-депрессивные и негативно-истерические реакции.

Клаустрофобическая реакция проявляется в боязни закрытого пространства - камеры следственного изолятора или тюрьмы. При нахождении в камере эти лица проявляют двигательное беспокойство, на прогулках - повышенную двигательную активность. Указанные реакции более выражены у сельских жителей.

Тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании угнетенного, подавленного настроения, чувства безнадежности, отчаяния, пессимистического отношения к жизненным перспективам: "жизнь кончилась", "жизнь загублена". Такие осужденные отличаются раздражительностью, тревогой за оставленную семью, беспокойством за "незавершенные дела" на свободе. У них часто наблюдаются нарушения сна, длительная бессонница, тоска по дому.

Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним негативным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением режима отбывания наказания, игнорированием указаний и требований воспитателей, отсутствием установки на исправление при внешне подавленном настроении, апатии и безразличии.

Негативно-истерическая реакция проявляется в демонстративно-негативном поведении, стремлении привлечь к себе внимание окружающих как к лицу, "невинно пострадавшему от правосудия". Для значительной части таких лиц характерно стремление к сутяжничеству, жалобам на неправильное отношение со стороны следователей, суда, воспитателей, администрации колонии. Отличительной чертой указанных лиц является эгоцентризм, бравада своим преступным прошлым с целью завоевать авторитет у других осужденных, подчинить их себе.

Выделяются определенные фазы (стадии) адаптации осужденных к условиям лишения свободы.

Особенно ответственной является фаза первоначальной адаптации вновь прибывшего осужденного, когда он сталкивается с многочисленными трудностями, новыми требованиями к его поведению. Сумеет ли он адаптироваться к особым условиям, найдет ли друзей, как отнесутся к нему воспитатели, какую работу ему поручат на производстве в исправительном учреждении - все эти вопросы требуют от осужденных немедленного ответа, вызывают состояние тревоги, снижают настроение, нарушают сон.

Первоначальная фаза - общей ориентировки. Она состоит в том, что прибывший в исправительное учреждение осужденный на месте знакомится с условиями отбывания наказания, выявляет степень соответствия фактической ситуации той информации, которую он получил в период пребывания в следственном изоляторе и в ходе психологической подготовки. Степень его ориентированности зависит от источников информации, т. е. тех осужденных - "старожилов" и воспитателей, которые его опекают с первых дней.

"Общая ориентированность является предпосылкой формирования определенного отношения осужденного к режиму отбывания наказания, представителям администрации и воспитателям, к конкретным лицам и группам осужденных, т. е. к тому, что называется осознанием себя членом определенной общности ("мы") и противопоставлением себя всем остальным общностям ("не мы")".

Нередко осужденные, напуганные "бывалыми" преступниками, начинают с опаской и недоверием относиться к требованиям администрации исправительного учреждения. Это ведет к возникновению психологического барьера между воспитателями и осужденными, создает определенные трудности для правильного поведения осужденных.

Примерно через 5 - 6 месяцев пребывания в исправительном учреждении наступает вторая фаза адаптации - фаза нивелировки, когда личностные реакции осужденных на факт социальной изоляции нивелируются. Осужденные приобретают устойчивый "синдром лишенного свободы", который делает их как бы похожими друг на друга ("все на одно лицо"), что проявляется в походке, в мимике, жестах, в отношении к воспитателям и т. д. В дальнейшем в личностной динамике осужденного стабилизируются две тенденции: первая состоит в успешном завершении приспособления к условиям социальной изоляции. Вторая характеризуется углублением и нарастанием негативных изменений в личности, их закреплением, что препятствует успешной адаптации к условиям лишения свободы, а следовательно, исправлению и перевоспитанию.

Третья фаза - фаза завершения адаптации, когда осужденный ставит перед собой цели, которые он стремится реализовать в новых условиях. В основной период пребывания в исправительном учреждении происходит адаптация к последствиям социальной изоляции, когда осужденный начинает жить настоящим, надеждой на будущее.

Адаптация осужденного будет проходить успешнее, если воспитателям удастся снять его внутреннее сопротивление новым требованиям и направить его активность на достижение социально значимых целей. Определенное значение имеет степень различия между новыми и старыми требованиями. Как правило, осужденные, направляемые для отбывания наказания в исправительном учреждении, быстрее адаптируются к условиям общего режима и значительно труднее - к условиям особого режима или тюрьмы.

Система отношений и связей, сложившихся в среде осужденных конкретной колонии, тюрьмы, а также характер взаимоотношений сотрудников с осужденными образует социально-психологический климат, который может благоприятствовать позитивной адаптации осужденных или препятствовать ей. Если система отношений построена на принципиальной и доброжелательной основе, если в исправительном учреждении проявляется забота о новичках, созданы условия, оберегающие их от отрицательного влияния "уголовных авторитетов", то процесс адаптации идет успешнее.

"В процессе руководства адаптацией осужденных, - отмечают А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков, - следует учитывать психологическую и криминальную совместимость, которая особое значение имеет при размещении осужденных по первичным коллективам (отрядам, звеньям, бригадам и т. п.). В среде осужденных отверженными, несовместимыми чаще всего являются лица с психическими и физическими недостатками, дурными привычками, нечистоплотные, опустившиеся, с которыми никто не хочет жить в одной комнате, есть за одним столом, работать в одной бригаде".

При этом необходимо иметь в виду следующую закономерность: чем малочисленное группа (или коллектив), тем сильнее дает о себе знать несовместимость между отдельными ее членами. Это происходит потому, что возникшая несовместимость не может быть компенсирована за счет общения с другими членами коллектива.

Период появления, развития интересов в новых условиях жизни.

Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, сос­тояний, вызывающих, повышающих психическую активность осужден­ного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые раз­личные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужден­ных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с род­ственниками и т. д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.

Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием.

Процесс перевоспитания немыслим без появления такого периода. Он харак­терен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремле­нием возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна пере­оценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, связанных с подобным изменени­ем отношений, а часто и мировоззрения.

Период, предшествующий освобождению заключенного.

Ожидание освобождения часто переживается очень тяжело, оно связано с пережи­ванием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоот­ношения в семье, на работе и т. д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности и т. д.

У осужденных комплекс отрицательных психических состояний мо­жет периодически развиваться в связи с наличием постоянной внутрен­ней борьбы мотивов, стимулов, интересов. Изменение стереотипа, структуры, потребностей, интересов все время проходит через мысли­тельную деятельность осужденного, вызывает противоречивое отноше­ние, часто отражается и на его психических состояниях.

Нахождение в исправительном учреждении, наличие режима, изменение стереотипа, резкое ограничение и изменение потребностей в значи­тельной степени усиливают переживания осужденных, причем эти пере­живания имеют различную направленность. У отдельных осужденных в переживаниях доминирует категория прошлого, у других — категория будущего, у третьих — категория настоящего. Первая группа замыкается в воспоминаниях о прошлом образе жизни, идеализирует его, более длительное время привыкает и приспосабливается к настоящему образу жизни. Значительно легче приспосабливается к режиму и к условиям жизни в исправительных учреждениях осужденные, у которых доми­нируют переживания второго и третьего порядка. Когда начинает доминировать категория будущего, когда мысленно строят свою жизнь после отбытия наказания, трудности режима переживают значительно легче, поскольку рассматривают их как временные; этот период жизни являет­ся для них только переходным к тому, которого они ждут в будущем.

Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие этого лише­ния многих благ, которыми повседневно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысливание осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те отношения и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали определенное раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотно­шения в своей семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего отношения к людям.

Психологические особенности рецидивистов.

Отметим и психологические особенности у особо опасных рецидивистов. У них часто проявляется крайняя недисциплинированность. В ос­нове ее лежит наличие отрицательной установки и целенаправленности деятельности, эмоциональный склад характера, расторможенность поведения и как следствие этого импульсивность, подчас переходящая в психопатичность и агрессивность.

Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятель­ности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.

Ресоциализация – это совокупность правовых, организационных, педагогических, психологических, воспитательных и иных мер воздействия на осужденных, применяемых с целью изменения их негативных ценностных ориентаций, устранения отрицательных последствий изоляции осужденных, закрепления результатов исправления, включения их в позитивные социальные связи и оказания им постпенитенциарной помощи.

Задачи ресоциализации осужденных:

1. перевоспитание (формирование перед ним позитивных целей на фоне позитивных же амбиций);

2. приобщение к трудовой деятель­ности (выявление его склонностей в профессиональном плане);

3. адаптация к нормальному существованию в обществе (помощь в организации планирования своей дальнейшей жизни, в формировании общественно-значимых ценностей, положительных характеристик личности).

Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по месту жительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

Проблематика психологии личности осужденного включает обоснование специальных психологических типологий личности преступников, отбывающих наказания, параметров и критериев типологических различий, методик психологического изучения и оценки личности. Одна из важнейших проблем связана с познанием психических состояний лиц, отбывающих наказания, закономерностей их проявления в условиях отбывания различных видов изоляции от общества и на различных этапах отбывания наказания. Не маловажным является изучение деструктивных влияний на личность общности осужденных, условий отбывания наказаний, связанных с ними ограничений социальных связей и активности, дериваций потребностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: