Как заниматься по книжке?




К.Д. Ушинский

Угадать подходящее время для начала учения довольно трудно и, конечно, это дело практики. Современные учёные считают, что навыки чтения наилучшим образом формируются от 5 до 8 лет. Если вы спохватились, что чадо не в состоянии нормально читать, когда ему исполнилось 9-10 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений и помощь специалиста. (!)

Одно из наиболее распространённых родительских заблуждений состоит в мнении, что, если ребёнок может читать слова и предложения на первых страницах букваря, писать печатными буквами и рассказывать по картинке, то он готов к школе. Это заблуждение усугубляется ещё и тем, что при записи ребёнка в школу проверяются, прежде всего, навыки чтения. У многих родителей создаётся ложное представление о том, что умение бегло читать - это главная гарантия дальнейших школьных успехов. На самом деле важна не техника чтения сама по себе (это часто просто механический навык), а то, насколько осмысленно ребёнок читает. В нашей книжке предложена система развивающих заданий, выполняя которые ребёнок будет не только читать - т.е. соединять буквы в слова, слова в предложения, предложения в тексты, - но и размышлять, делать выводы, сравнивать, объяснять... А это лучше всякого психологического теста покажет вам, что ребёнок читает «с умом».

Внимание! Обычно в текстах для первоначального чтения слова разделяются на слоги чёрточками или лигами (дугами), - так ребёнку на первых порах легче читать. Но такой метод может надолго задержать ребёнка на этапе слогового чтения. В нашей книжке предложен другой способ - все чётные слоги (второй, четвёртый) каждого слова выделены полужирным шрифтом. При этом слова условно делятся на части, но не разбиваются на отдельные фрагменты.


Тексты с «дырками»

«Ну, вот!» - скажете вы. «Даже тексты для детского чтения - и те с дырками!» Не волнуйтесь, это не дефект учебного издания, а специальный педагогический приём для повышения у ребёнка интереса к чтению. Сначала он прочтёт цельный текст, а затем такой же текст, но с «дырками» - т.е. с пропущенными словами или частями рассказа, припоминая их и вставляя по смыслу в нужном месте.

Как заниматься по книжке?

Предлагаемый в данной книге подход к обучению чтению основан на основных принципах дидактики:

9 во-первых, обучение должно проходить в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно и, по возможности, весело (увлекательно);

# во-вторых, необходимо создать мотив обучения, чтобы ребёнок понимал, что и для чего он читает, что от успешности выполнения задания зависит сюжет (содержание) рассказа (это делает чтение осмысленным);

# в-третьих, выполнение заданий желательно сопровождать практическими действиями (поиск слов или частей текста, их систематизация, проведение линий, написание цифр), что позволяет задействовать в обучении различные анализаторы, помогает дольше удерживать внимание и не отвлекаться от процесса чтения.

Таким образом, каждое задание в этой книжке превращается в увлекательный поиск, где чтение необходимо для достижения сюжетно-игрового результата. Ребенок читает, рассматривает картинки, старается осмыслить и пересказать прочитанный текст, отвечает на вопросы.

Такие занятия предусматривают совместную работу взрослого и ребёнка, т.к. маленькие дети ещё не готовы к самостоятельному обучению. В работе с книгой задача взрослого - объяснить задание, следить за ходом выполнения и, если возникнет необходимость, незаметно для ребёнка вносить коррективы. Однако по мере освоения ребёнком навыка чтения следует предоставлять ему больше самостоятельности. В этом случае роль взрослого ограничивается объяснением условий задания и его проверкой после выполнения. Внимание значимого взрослого для ребёнка дошкольного возраста является одним из мотивов обучения. Можно использовать следующий прием: ставить «оценки» - рисовать на листе с выполненным заданием звёздочку или весёлую рожицу.

Предложите ребёнку отгадать загадки о книжках и учении.

Не куст, а с листочками, Семя плоско, поле гладко;

Не рубашка, а сшита, Кто умеет, тот и сеет;

Не человек, а рассказывает. Семя не всходит, а плод приносит.

(книга) (бумага и письмо)



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: