Три князя – три внука князя Акчуры




Родословная Седехметевых

Князь Седехмет оставил после себя многочисленное потомство. Его потомки носили фамилию «князь Седехметев». Родословная для этой фамилии выглядит следующим образом:

«Род князь Седехметев.

Князь Седехмет роди Бегея и Амира и Бегей умер бездетен.

Амир роди Мокшая и Дербыша. И от Мокшая пошел род особой, а от Дербыша другой такой.

Мокшай роди Чюрая и Кутыя и Булая и Акбулата.

[1.]Чюрай роди Мустофу. Мустофа роди Килмакая и Окмакая.

Килмакай роди Ибраима и две дочери. Ибраим роди Иванаша и 3 дочери и умре тако ж. И Иванаш1 умре жа, но точию оны дочери ево осталися, ныне живут.

/л.111об./Акмакай роди Умряка, Аликая, Смаила, Тамука. Аликай роди Резепа, Абдула и Муслима. Смаил роди Янгузу и Слангузу и Елмаметя. Янгуза роди Аита. Илмамет и Слангуза не роди детей и умерли.

2. Род Кутеев. Кутей роди Тахтаралея и Айдара.

Тахтаралей роди шесть сынов: Бектемиря, Байтемиря, Екмая, Сафара, Асюка, Уразмамаетя. От сих дети:

Бактемир роди Хантемиря и Маманделея.

Батемир роди Бекбулата, а Бекбулат роди Баторшу, и Баторша отдал землю Якиму Протоп[…].

Екмай роди Сюнелея. Сюнелей отдал землю.

Сафар роди Ждана. Ждан роди Мухая и Дугат[…] Асюк роди Кармыша. Курмаш умре бездетен.

Уразмамет роди Шабая – Шабай вотчину кроме земли, и Мурата.

Род Айдяров. Айдяр роди Мердяша. Мердяш роди Ибраима, Умряка и Ханюка. Ибраим роди Сеита. Умряк роди Бегиша. Ханюк роди сына одново.

3. Булай роди Кляша. Кляш роди Мемука, и Мемук роди 2 сына – с ними в Пензенском уезде.

4. Акбулат умре бездетен

/л.112/Род Дербышев.

Дербыш роди Сумчалея. Сумчалей роди Сюнбая. Сюнбай роди Утемиша

и Бегея.


1 «Реченный Килмалаев внук Иванаш поместье отца своего половину сменил Ивану Чапкунову сыну князь Кудашеву, а князь Иван поступился Володимиру Стефанову Ширинскому, а Володимир поступился подъячему Василью Протопову. А Василей тою поступился в пустынь в 714 году. А Килмакаевская дочь реченная Асюка поступилася в 720 году в пустынь другою половиною.» (См.: ЦГАРМ. Ф. 1, оп.1, д.35 – л.129.).


Утемиш роди Мусю и Милню, отдал вотчину.

Бегей роди Абдула и Халика, Мухая, Рамазана, Илмукая – отдали» 1.

Монахи оставили пометку о том, что внуки князя Седехмета Мокшай и Дербыш продали свою вотчину в 1563 году мурзе Кутыю Теребердееву2. Эти сведения они почерпнули из выписи мурз Кутыевых, в которой говорится: «Да за ними ж купленная вотчина по купчей, что купил отец их Кутый мурза Теребердеев у темниковских татар у Мокшая да у Дербыша мурз Пирзадиных лета 7071 (1563 – М.А.) бортной ухожей Очадовской лес, да на Пуште луг»3, там же упоминается некий Бегей Седехметев, возможно, сын князя Седехмета: «Да за ними ж вотчина по купчей, что купил отец их Кутый Теребердев у темниковского татарина у Бегея Седехметева лета 7069 (1561 – М.А.) »4.

Легенды показывают, что потомками князя Седехмета были основаны поселения Бегеевская поляна – названа по имени Бегея сына Седехмета, и Дербышево – по имени Дербыша внука Седехмета. О принадлежности деревни Дербышево правнуку князя Седехмета написано в писцовых книгах Темниковского уезда «письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского» 1614 года:

«За мурзою за Сунчелеем Дербышевым деревня Дербышева на озере усть речки Полдища отца ево поместье»5.

Родословная Акчуриных

Как известно, у князя Акчуры было 4 сына: Бараш (Бураш), Булаш (Булуш), Кудаш и Кулай. Первые 3 сына упоминаются в ранее приведенной жалованной грамоте князю Акчуре Адашеву на село Купля в Мещерском уезде, а о сыне Кулае повествует жалованная грамота Ишею Барашеву6. Однако, только за потомками Булаша осталась фамилия Акчуриных. Родословная Акчуриных выглядит следующим образом:

«/л.112об./ Род князь Акчюрин князь Маметева сына.

Мамет роди князь Акчюра. Князь Акчюра роди 4 сына: князь Булаша, князь Кудаша, князь Кулая, князь Бураша.

Князь Булаш роди 4 сына: Теребердея, Юскея – Евгостей он жа, Тенибяка, Янибяка.

Теребердей роди 7 сына: Олмакая, Бекбулата, Мамеша, Наурая, да Акмамета и Килмаметя и Урмамета.

 
 

1 ЦГАРМ. Ф. 1, оп.1, д.35 – л. 111-112.

2 ЦГАРМ. Ф. 1, оп.1, д.35 – л. 130 об.

3 ЦГАРМ. Ф.1, оп.1, д. 7. – л. 23.

4 ЦГАРМ. Ф. 1, оп.1, д. 7. – л. 23.

5 Российский гос. архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 295.

6 Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века. Т.III / сост. А.В. Антонов. – М.: Древлехранилище, 2002. – С. 21.


– Олмакай роди четыре сына: Смольяна – выпись есть, Маманделея – выпись есть, Ислама – выпись есть.

Смольян роди 3 сына: Байберя – во Адаеве живет, отдал, и Мустая – во Адаеве живет, умер 727 году, Бекая – живет Пензенскому уезде, крестился.

Маманделей роди: Бурая, Шабая. /л.113/Бурай роди два сына: Бекая, Резепа живут вместе во Адаеве. Резеп умер Бекай отдал. Шабай роди Аюкая живет во Адаеве.

У Ислама нет детей, в роздачу отдано его вотчина.

Наурай роди Айдяра. Айдяр роди Бектемиря и Бектемир умер.

… Мустая Смольянов и Будалея и Алея Маметевым детем беспоместным отдано

Бекбулат роди 3 сына: Ураза, Килмаша – выпись есть, Ураза, Тимралея.

Килмаш роди: Сафара, Ишалея, Асана, Сюнбая – живут во Адаеве.

Сафар роди: Ждана живет во Адаеве – двор, отдал, выпись Килмашевская. Утямиш – Утяй он жа, живет во Адаеве, двор.

/л.113об./Ишалей роди: Чапкуна, Алянмаса – живут во Адаеве.

Асан роди 3 сына: Иванаша, и другова Курмая. Иванаш живет в Пензенском уезде в Кунчюрине. Курмай живет во Адаеве.

Сюнбай роди 5 сынов: Резепа, Аделшу, Вялша, Батея, Надоршу. Тимралей роди Ханея, Арослана. Ханей роди Ибрая – живут на Кодаде.

Арослан роди Сулеймана и Мурата – живут на Кодаде, уступили Резепу Сюнбаву.

Мамеш роди 2 сына: Маметя, Муртозу – выпись есть. Мамет роди 3 сына, выписей нет: Будалея, Ишалея и Алея.

Будалей роди Ромая, Мусяя, Резепа, Абдула – живут во Адаеве, отдали. Алей роди сынов живет на Шустрове.

Муртоза роди Акшамалея – детей нет, променил.

У Тахтара Маметева детей нет, отдал Будалею и Алею братем своим. У Ишалея детей нет жа, выпись есть, тем жа братьем отдано.

Наурай роди Айдяра. Айдяр роди Бектемиря. Бектемир умер и отдано в роздачю его жеребей Мустаю Бу[…] и Будалею и Алею Маметевым детем.

/л.114/Род 2, Юскея – другово сына Булашева князь Акчурина. Юскай роди сынов Байбека, Ногая.

Байбек роди Алея – выпись есть, не отдано, и Алмая. Алей роди: Асана, Алмая.

Асан роди 6 сынов, живут со отцем на Кададе1.

 
 

1 «Все шесть сынов живут на Кодаде с отцом своим в Пензенском уезде в деревне Кулчюрине». См.: ЦГАРМ. Ф. 1, оп.1, д.991 – л. 14.


Алмай роди Абдюка живет во Адаеве.

Нагай роди Асеина1: дети у него Абдюк и Мурат и Вялша и Аделша и Ибраим живут на Кададе в Кунчюре деревне в Пензенском уезде.

/л. 114 об./Род Тенибяка [трет]иева сына Булашева князь Акчюрина. Тенибяк роди Енбулата – выпись есть, Евгостея – выпись есть.

Енбулат роди 2 сына: Кулбая – умер бездетен, выпись есть, и Бибая – умер без, выпись есть. Кулбай роди дочь, выдана в Ычалово за князь Михаила.. и умер он и осталася дочь ево Оксинья живет на Окселе. А Бибай умер бездетен, вотчины отданы князь Кудашевым2.

Четвертый сын Булашев Янебяк. Янебяк Булашев сын роди Ивакая. Ивакай роди 4 сына: Асмана – выпись есть, Исмаила – выпись есть, Умряка – Умралей он жа, выпись есть, и Богдана – Алмай он жа, выпись есть.

Асман роди одного сына Тимая и дочь отдал за Сюнбая Мамалаева3.

Тимай роди Фатму дочь и умре, и Салбеку другую и умре. Фатма отдана за Енбая Еникеева в Черную деревню с прожиткою. А Салбека отдана ж.

/л.115/Исмаил роди Рослана. Рослан роди 4 сына: Абдула, Курамшу, Мустая и Надоршу.

Умряк роди Сюнбая. Сюнбай роди 2 сына: Янбая, Ибрая – умер 725 году. Богдан роди: Миряса. Миряс роди Юсея. Юсей роди Ибрая, Резепа,

Темирказу» 4.

По другой версии, которая подтверждается документами, Бекбулат все же является сыном Юскея:

«/л.153/ Юскей роди Бекбулата. Бекбулат роди Байбека, Келмаша, Темралея, Нагая.

Байбек роди Алея – Алея выпись есть 130 года 15 чети. Алей роди Асана,


Ермая.


 

Асан роди 6 сынов, живут на Кодаде с ним5.

Ермай роди Абдюка, живет ныне во Адаеве, слывет святой. Келмаш роди Сафара, Асана, Ишалея и Сюнбая.

Сафар роди Ждана, Чапкуна – живут во Адаеве. Килмашева выпись есть


писцовая.

 
 

1 У Асеина показан ещѐ один сын – Надорша См.: ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 991 – л. 14. Асеин, вероятно, является предком знаменитых симбирских купцов Акчуриных.

2 «Вотчины ево отданы в род княз Семену и Тохтару Кудашевым и Мирясу Богданову Акчурину, а дети их Иван да Батырша Кудашевы да Юсей Мирясов отдали в монастырь». См.: ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 991 – л. 14об.

3 Татарин Шацкого уезда, князь Богданов.

4 ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 35 – л.112об. - 115.

5 «Все шесть сынов живут на Кодаде с отцом своим в Пензенском уезде в деревне Кулчюрине». См.: ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 991, л. 14.


Сюнбай роди 5 сынов: Резепа, Аделшу, Вялшу, Байтея и Надоршу – живут во Адаеве.

Темралей роди Ханея, Рослана. Ханей роди Ибраима и умре. Рослан Муракая.

Нагай роди Исеина. Исеин роди1 Мурата, Адельшу и Вялшу, да Ибраима.

Исеинова выпись 134 году 15 чети» 2.

Все четыре сына князя Акчуры здесь показаны князьями, хотя насколько известно, князем стал только Кудаш. По легенде, дети Булаша основали деревню Адаево. Многочисленные свидетельства проживания внуков и правнуков Булаша в деревне Адаево находим в писцовых книгах Темниковского уезда «письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского» 1614 года:

«за мурзою за Ахмаметем а он служит да за его братею за Тихмаметем а он в службу поспел да за Урмаметем а он десяти лет за Теребердеевыми отца их поместье в деревне в Одаеве» 3;

«в той же деревне Адаеве за Бекбулатом мурзою Искеевым по выписи Ивана Ермолаева 105 году за болотом на ево жеребей»4;

«в той деревне Адаеве за Евгостеем мурзою Тенибяковым по выписи Ивана Ермолова 105 году на ево жеребей отца ево поместье»5;

«в той же деревне в Адаеве за Енбулатом мурзою Тенибяковым по выписи Ивана Ермолова 105 году на ево жеребей»6;

«в той же деревне Адаевое за Муртозою мурзою Мамешевым, а в службу поспел отца ево поместье на ево жеребей»7;

«в той же деревне в Окселе за Ивакаем мурзою Тенибяковым сыном Булашева отца ево поместье»8.

Родословная Кудашевых

Потомки сына князя Акчуры по имени Кудаш стали носить две фамилии

– «князь Кудашевы» и «князь Дашкины». Родословная Кудашевых выглядит следующим образом:

«/119 об./Род Булаевы деревни Кудашевых.

Род Булая Кудашева сына второго сына князь Акчюрина, от него пошел род князь Кудашев. Князь Булай роди 4 сына: Бекбулата, Досая, Ураза, Семенея.

– Досай роди 3 сынов: Кондряка, Умряка, Тахтара – живут на Кададе,

 
 

1 У Асеина показан ещѐ один сын Надорша См.: ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 991 – л. 14.

2 ЦГАРМ. Ф.1, оп.1, д.35 – л. 153.

3 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 107 об.

4 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 111 об.

5 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 113 об.

6 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 115 об.

7 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 116 об.

8 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 120.


вотчины его отписаны.

У Кондряка сын есть кривой Сафар и другой Исмаил. И Сафар роди Мустая и умер. У Умряка дети есть жа: Елмей и Ханюк.

У Тахтара Яруш1 да Ислам дети.

Бекбулат роди 3 сына: Исюка – крестился князь Петр, роди Сафара, Резепа. Исюк роди князь Василия, Иоанна, Леонтия – все три брата отдали. Сафар роди Ханюка – Ханюк отдал, Бегея. Ханюк роди Аделшу. Бегей роди Июлюка живет на Енгуразове сыном Илюком.

/л.120/Резеп роди Мустая – живет на Кодаде, выписи нет.

Семеней роди Бибая. Бибай роди Чапкуна, крестился Петр, и князь Павла. Князь Петр – Чапкун – роди князь Ивана. Князь Павел не роди ничего, умер, детей нет.

Ураз роди 3 сына: Ибраима, Тахтара, Исмаила – крестился князь

Семион.

Ибраим не роди детей, умре, жена осталась з дочерми двемя, Батырша

их жеребей отдал.

Тахтар роди Батыршу, Батырша отдал.

/л.121/Исмаил – князь Семион он жа, роди князь Ивана и князь Иван отдал, князь Дмитрия. Князь Дмитрей роди князь Сергея» 2.

Присутствие княжеского титула перед фамилией – «князь Кудашев» говорит о том, что родоначальником фамилии был князь Кудаш. Значит, после смерти Акчуры, его сын Кудаш получил княжение.

Принадлежность активного участника событий Смутного времени князя Булая Кудашева к роду Акчуриных подтверждает тот факт, что дети Булая ещѐ писались с фамилией Акчурины. Так, встречаются записи: «Бекбулат мурза князь Булаев сын Акчюрин»3, «Ураз мурза князь Булаев сын князь Акчурин»4. Остальные потомки стали носить фамилию Кудашевых. Название деревни Булаево образовано от имени князя Булая, который, видимо, является еѐ основателем: «за князем Булаем княж Кудашевым по купчей 90 и 93 (1582 и 1585

– М.А.) году что он купил у татар в бортном ухожае починок на речке на Шаврее » 5.

Однако в представленной родословной есть неточности. На самом деле Семеней является не сыном, а братом князя Булая, в писцовых книгах Темниковского уезда «письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского» 1614

 
 

1 Якуш. См.: ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 991 – л. 16.

2 ЦГАРМ. Ф. 1, оп.1, д.35 – л. 119об. -121.

3 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л. 141.

4 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л. 145.

5 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 92.


г. имеется такая запись: «за князем Булаем да за братом ево за Семенеем на речке на Тарсе на диком поле пашни… »1. У Семенея мурзы был сын Чепай – участник сражений против польской интервенции2, по списку служилых татар Темниковского уезда 1643 года известны ещѐ сыновья Семенея мурзы Акбулат3 и Бибай4.

Говоря о княжеском роде Кудашевых, надо иметь в виду, что в Темниковском уезде жил ещѐ один князь Кудаш, он относится к другому княжескому роду. Его отцом был князь Ефай5. Детьми этого князя Кудаша были мурзы Бигилдей6, Байбохта7 (Байболда8, Бибокай9) и Томакай10.

Родословная Дашкиных

По версии, представленной монахами, кроме князя Булая у Кудаша был ещѐ один сын – князь Дашка, родоначальник фамилии Дашкиных:

«/л.118/Род князь Дашкин, второго сына князь Акчюрина князь Кудаша.

От него пошли два рода: Дашкин и Кудашев.

Князь Кудаш роди два сына: Кудяка – Дашка он жа, Булая. Кудяк роди Семенея. Семеней роди Данила.

Данила роди 3 сына: Олмакая, Кондряка – Ишмамет он жа, Сумчелея.

Алмакай роди Батея. Батей роди Алея.

Кондряк роди Исмаила, Ибраима, Науркая.

/л.118 об./Исмаил роди 2 сына: Аюкая, Алея – живут в Дашкине. Ибраим роди 3 сына: Бегея, Кадера, Тимука.

Науркай роди Юрая, Усеина – отдал. Юрей роди Бактея – живет в Дашкине. Усеин роди Ханюка.

Сумчелей роди Сафара, Бекмая, Касима.

Сафар роди Мустая – отдал, Рузмаметя. Мустай роди сына.

/л.119/Размамет роди Резепа – отдал, Усмана – отдал, Алея – отдал. Бекмай роди Рослана – живет в Пензенском уезде в Лязяне.

Касим роди Кадира. Кадир роди 2 сына: Янбая – отдал, Анюка» 11.

 
 

1 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 93.

2 Акчурин М, Ишеев М. Татары Верхнего и Среднего Поволжья – участники смуты начала XVII века // Этнологические исследования в Татарстане. – Выпуск IV. – Казань: ИИ АН РТ, 2010. – С. 42-64.

3 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л.116.

4 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л.141.

5 ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 7 – л. 20, РГАДА Ф.210, оп. 9, стб. 184. – л. 145.

6 ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 7 – л. 20.

7 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – 19а.

8 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – 238 об.

9 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л. 145.

10 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – 238.

11 ЦГАРМ. Ф. 1, оп.1, д.35 л. 118-119.


Родословная Дашкиных в начальной части также имеет несколько несоответствий. Основная проблема связана с князем Дашкой. В 1612 году от князя Дмитрия Пожарского, «от бояр и воевод» и «по Совету всей земли», 15- летнему сыну Сунчалею мурзе Дашкину была дана грамота, подтверждающая права на полученные отцовские поместья в Темниковском и Арзамасском уездах1. В грамоте сказано, что князь Дашка погиб в рядах Первого ополчения в 1611 году под Москвой. Там же отец Сунчалея назван князем Дашкой княж Кудяковым сыном, а не Кудашевым. Составители представленной родословной решили эту проблему по-своему, для князя Дашки добавили второе имя Кудяк. Однако достоверность близкого родства Дашкиных и Кудашевых, а значит и Акчуриных, подтверждают следующие сообщения, в которых Сунчалей Дашкин назван племянником братьев князя Булая и Семенея мурзы Кудашевых:

«за Семинеем мурзою да князем Булаем княж Кудашевыми да за племяником их за Сюнчалеем Дашковым з братею а в их вотчине в бортном ухожее подле речки Мокши на перевозе против Санаксар сена сто копен…» 2.

В списке служилых татар Темниковского уезда 1643 года другой сын князя Дашки записан с фамилией Кудашев: «Ишмамет мурза князь Дашкин сын Кудашев»3.

Объяснить появление отчества «княж Кудяков» у князя Дашки в грамоте можно ошибкой в записи. Причем князь Кудяк ни в каких других источниках не встречается, словосочетания «княж Кудяков» и «княж Кудашев» близки при написании. А поскольку для потомков данная грамота являлась главным документом для обоснования прав на владения, то исправление на «Кудашев» могло поставить под сомнение подлинность самой грамоты. В июле 1613 года, видимо, на эту грамоту ссылался Сунчалей в своей челобитной царю Михаилу Романову «на старое поместье» в Арзамасском уезде, так как в пошлинных книгах Печатного приказа осталась запись об обращении Сунчалея мурзы Худякова «з братьею»4.

В грамоте 1612 года и в писцовых книгах Темниковского уезда «письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского» 1614 года говорится, что у князя Дашки было 3 сына: Сунчалей, Ишмамет и Алмакай5. В 1612 году Сунчалею было

15 лет, Ишмакаю 3 года, Алмакаю полгода. В монастырских записях опять появляется несоответствие: между Сунчалеем, Ишмакаем, Алмакаем и князем Дашкой показаны 2 лишних поколения – Данила и Семеней. Эти поколения

 
 

1 ГАПО. Ф. 196, оп. 2, д. 628 л. 3-3об.

2 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 94 об., 95.

3 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л. 141.

4 Документы Печатного приказа (1613-1615 гг.) / акад. С.Б. Веселовский. – М., 1994. – С. 256.

5 ГАПО. Ф. 196, оп. 2, д. 628 л. 3-3об., РГАДА Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 97.


записаны ошибочно. Имя Данилы появилось, видимо, в результате неточного прочтения фамилии Дашков, как например, в выписи 1666 года Алмакай – младший сын Дашки – записан как Алмакай мурза князь Данилов1. А Семеней – это другой сын князя Кудаша и, соответственно, брат Дашки.

Родословная Ишеевых

Родоначальником фамилии Ишеевых является князь Ишей Барашев.

«/л.121 об./Род четвертаго сына князь Акчюрина Бураша, а что деревня Итякова ныне, от него пошел род Бурашев он же Исенев, Ишеев.

Князь Бураш роди Антюка, Итяка, Диналея, Ишея. Итяк и Диналей и Антюк умерли бездетны.

Ишей роди Исеня. Исень роди 4 сына: Делетбахтея, Бибая, Алея, Давыда.

И Давыд умер бездетен.

Алей роди князь Иоанна. Князь Иоанн роди 3 сына: Кирилла, Иоанна. Делетбахтей роди Ханслая – Тихон он жа, да две дочери: Ханашу, да

Тотыш, крестяся за Дмитрия Воекава. И другая Тотуш в крещении Евдокия, вышла ж за муж за князь Степана Чагадаева. А Тихонова жена вышла за муж с прожитком своим четвертою часть за Алексея Рогожина Клементьева сына и умер и после Алексея отдано Семену […] Семен жа та […] /л.122/продал Качеку а в Ытякове дьяку Василью Нестерову. Да того же жеребья Тихонова посмерти его дано часть Василью Чапаеву сыну Кудашеву, которой и Жагалова свою часть крестьян в уезд в Шацкой на Усть-Парцы, а землю дал за дочерь своею Жагаловскою и Итяковскую Василью Сергееву сыну Вешославцеву, а ныне тою землею владеет Степан Вишославцев Богданов сын.

А Бибай роди дочь и умер. И дочь ево пошла за муж за Ивана Сергеева сына Вишеславцова, а после ево отдана ныне Богдану Степанову сыну Вышеславцову ж.

А Димитрей Воеков поступился племяннику своему князь Федору Чагадаеву, а князь Федор поступился в Саровский монастырь в Ытекове и в Темниковском лесу все что есть той жеребей.

А Алеева сына князь Иван. И князь Ивановы дети Афанасей да Кирилл, да Иван. Афанасей и Кирилл умерли. После Афанасья осталась жена бездетна, вышла за Луку Иванова сына Григорьева Красной Слободы за подъячего. А Кирилова жена осталась з детми, вышла за посацкого за Ивана Подшивалова Темников» 2

Родословные показывают у Бараша (Бураша), сына Акчуры, 4 сыновей, но потомки остались только у Ишея Барашева. Ишей Барашев, активный участник событий Смутного времени, отметился во время восстания Болотникова, за что

 
 

1 ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 7. – л. 6.

2 ЦГАРМ. Ф.1, оп. 1, д. 35 – л. 121об. - 122.


был пожалован в 1607 году В.Шуйским княжением над конялской мордвой и четвертным жалованием1 в размере 5 рублей, а в 1613 году являлся одним из участников Земского собора 1613 года, на котором было принято решение о призвании на царство дома Романовых2. Ишею Барашеву «за ногайскую службу» также было прибавлено четвертное жалование 3 рубля, а «за Смоленскую службу 122 (1614 – М.А.) году» – 4 рубля3.

Легенды говорят о том, что потомки Бараша основали поселение Итяково (ныне Темниковский район Республики Мордовия). Родословная объясняет теперь название деревни, оно произошло от имени Итяка, сына Бараша. Принадлежность деревни потомкам Бараша, а именно, князю Ишею Барашеву, подтверждают писцовые книги Темниковского уезда «письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского» 1614 года:

«За князем Ишеем Борашевым по государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всея Русии грамоте 98 году (1590 – М.А.) деревня Отяково Старое Городище»4.

В родословной обнаруживается следующее несоответствие: сыном Исеня показан Бибай, но в документах он встречается как Бибай мурза Акбулатов сын князь Ишеев5, что говорит о существовании у Ишея Барашева кроме Исеня, другого сына – Акбулата.

Три князя – три внука князя Акчуры

А на нагаиском де княженье живет один князь, а другой

князь не живет…6 Янараслан мурза (1604 г., Ногайская орда)

Монастырские родословные показывают князей Булая Кудашева, Ишея Барашева и Дашку Кудякова внуками князя Акчуры, и, как было показано, этим сообщениям можно доверять. В этом случае складывается нетипичная ситуация, при которой нарушается традиционный порядок наследования княжеской власти,

 

 
 

1 Четвертное денежное жалованье – в Московском государстве XVI и XVII вв. ежегодное денежное жалованье, дававшееся наиболее родовитым представителям городового дворянства и детям боярским. 2 Акчурин М, Ишеев М. Татары Верхнего и Среднего Поволжья... – С. 42-64.

3 Сухотин Л.М. Четвертчики Смутного времени (1604–1617) // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. – 1912. – Кн. 2 (241). – С. 110.

4 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 89.

5 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л. 145, Дело Данилы Дмитриева Большой Бороды и У. Г. Лодыгина о насильственном похолоплении 1649 г. // Яковлев, А. Холопство и холопы в Московском государстве XVII в. (по архивным документам Холопьего и Посольского приказов, Оружейной палаты и разряда). Т. 1. – М. – Л.: изд-во АН СССР, 1943. – С. 541.

6 Трепавлов. В.В. История Ногайской Орды. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – С. 392.


а именно: среди представителей одного рода появилось сразу три князя. Но не будем забывать, при каких обстоятельствах это произошло. Князьями они стали во время Смуты начала XVII в. Темниковские татары неоднократно отказывались признавать власть московского царя В. Шуйского. Осенью 1608 года они присягнули Лжедмитрию II1. В период многовластия противоборствующие силы стремились привлечь сторонников, поэтому легко раздавали различные пожалования. В 1607 году от царя В. Шуйского княжение над конялской мордвой получает Ишей Барашев. В жалованной грамоте говорится, что ранее это княжение было за его двоюродным братом князем Сатаем Кулаевым, а до Сатая – за его дедом князем Акчурой2. И вот в 1608 году князем становится Булай Кудашев, но он получает другое княжение – над мордвой Кершинского беляка и также от В. Шуйского3. Княжение в грамоте названо «выморочным», то есть не имеющим наследников, и принадлежало оно князю Акчуре Караеву. Если мы допускаем, что Акчура Караев и Акчура Адашев (дед Ишея Барашева) – это одно и то же лицо, то, стало быть, кершинская мордва и конялская мордва одновременно находились под властью этого князя. Но тогда унаследовать обе части некоего большого княжения как раз должен был князь Ишей Барашев и законных прав на получение отдельного княжение у Булая не было. А если все же мы допустим, что Акчура Караев и Акчура Адашев – это разные князья, соответственно владевшие разными княжениями, то формально в качестве законного основания для пожалования княжения Булаю Кудашеву может быть преподнесено отсутствие наследников на владение мордвой Кершинского беляка.

О Дашке известно только, что он находился в рядах Первого ополчения (1611-1612 гг.) уже с княжеским титулом. Он также входил в число претендентов на княжение над конялской мордвой, так как являлся сыном князя Кудаша и внуком князя Акчуры Адашева, о чем было сказано ранее. Поскольку царь В. Шуйский уже пожаловал это княжение Ишею Барашеву, то выскажем предположение, что свой княжеский титул Дашка мог получить от Лжедмитрия II, тем более что основная часть темниковских татар присягнула именно ему.

В итоге нам остается только признать, что в грамотах Смутного времени есть определенные недоговоренности. Для обоснования своих прав на пожалованные княжения знатными татарами сознательно не показывались все предшествующие наследники. Так, например, ни в одной из грамот не

 

 
 

1 Акчурин М., Ишеев М. Татары Верхнего и Среднего Поволжья... – С. 42-64.

2 Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века. Т.III / сост. А.В. Антонов. – М.: Древлехранилище, 2002. – С. 21.

3 Думин С. В., Первушкин В.В., Шишлов С.Л. Князья Кудашевы // Дворянские роды Российской империи / Научный редактор С. В. Думин. – М.: Ликоминвест, 1996. – Т. 3. – С. 165-171.


указывается князь Кудаш, который должен был унаследовать княжение после смерти князя Акчуры Адашева.

 

Родословная Кашаевых

Происхождение фамилии Кашаевых остается до конца не выясненным. Согласно родословной, составленной в Саровском монастыре, Кашаевы принадлежат к роду Акчуриных и являются потомками Кулая, сына князя Акчуры:

«/л.120 об./Род князь Кулая третияго сына князь Акчюрина, от него пошел род Кашаевых.

Род князь Кашаевых.

Князь Кулай роди Кошума. Кошум – Степан он жа, роди три сына: Курмая – крестился Стефан, выпись есть, Тимая – выпись есть, Умряка – выпись есть.

Курмай роди Сумчалея, Башая. Сумчалей роди Усмана и Шабана и князь Григория – умре. Башай бездетен умре.

Тимай1 роди 5 сынов2: Исака, Бектемиря, /л.121/ Мустая и князь Семена

– был Асан, Ураза.

Бектяк роди Иванаша и бездетен умер.

Исак роди Исмаила – крестился князь Федор, Ханюка. Мансура роди Шабана, Кондралея.

Мустай роди Аюкая. Семен роди.

Ураз роди Игнатия. Игнатей роди дочь и крестилась, другая не крестилася за Нядоршу Аделшина на Енгуразове Еникеева пошла.

Умряк крестился Михаил. Михаил роди Иоанна Кашаева. Иоанн роди. Иоанн умре. Остались две дочери, одна отдана за Василя Иванова сына Мошкова» 3.

В этом генеалогическом древе отсутствует ключевое звено – сам Кашай, родоначальник фамилии Кашаевых. Самые ранние известные из официальных источников представители фамилии Кашаевых – это братья мурзы Ишей и Степан. Степан при этом не был крещенным, поскольку он пишется с титулом мурза:

«За мурзою за Ишеем Кошаевым по Государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси грамоте 121 (1613 – М.А.) году в деревне в Окселе, Новое Виляево тож, что ему брат ево родной Степан мурза здал на ево

 
 

1 «Тимофей он же». См.: ЦГАРМ. Ф.1, оп. 1, д. 991 – л. 10.

2 У Тимая не показан ещѐ один сын – Мансур. См.: ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 991 – л. 10.

3 ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 35 – л. 120 об. - 121.


жеребей двор приказщиков…»1.

В 1624 году Ишей Кашаев получил от царя Михаила Романова жалованную грамоту на поместья в Темниковском уезде «за его к нам и ко всему Московскому государству прямую службу» 2. Степан мурза Кашаев ранее получил поместья в деревне Адаеве «по Тушинской даче» (т.е. от Лжедмитрия II)

3.

Упомянутый в родословной Тимай – это, видимо, «Тимралей мурза Степан мурзин сын Кошаев» из списка служилых татар Темниковского уезда 1643 года4.

При всей неясности начальной части генеалогического древа, косвенно на родство Кашаевых и Акчуриных показывает одна царская грамота, выданная Байбулату князь Булаеву сыну, Тохтару Уразову сыну, Чапкуну Бибаеву сыну князь Кудашевым, Алею и Давыду Исенеевым детям князь Ишеевым на общую вотчину, данную их отцам и дедам при царе Борисе Годунове. Как мы уже знаем, сами Кудашевы и Ишеевы принадлежат к боковым ветвям рода Акчуриных. В тексте документа есть такие строки: «да в том же вотчинном кругу дано родственнику их Михайлу Степанову сыну Кошаеву…» 5. Михаил присутствует в родословной с татарским именем Умряк и показан сыном Степана (в родословной второе имя у Степана – Кошум).

Родословная Чекашевых

Чекашевы – это ещѐ один татарский род, который относит себя к князю Бехану. Представители этой фамилии считали себя потомками Килмалая, третьего сына князя Мурата6; другими сыновьями Мурата, как мы помним, показаны Мамет и Седехмет. Родословная представлена в виде нескольких схем7, которые были записаны со слов представителя рода Чекашевых Кидира Нураева («сказал Кидир Нураев»). В этих схемах показаны:

«Род деревни Чекашевы»:

Килмалай.

Сыновья Килмалая – Акша, Темяш.

Сын Темяша – Теребердей. Сын Теребердея – Теркул. Сын Теркула – Шигай. Сын Шигая – Нурай. Сыновья Нурая – Кидир, Ибраим.

Сын Акши – Янтуда. Сыновья Янтуды – Чекаш, Енбарыс, Едигерей,

 
 

1 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 119.

2 Грамота великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича от 24 января 1624 года. URL: https://shakur32.livejournal.com/2283.html (дата обращения: 01.11.2011).

3 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л.330 об.

4 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л.116.

5 Известия ТУАК. Вып. XXIX. – Тамбов, 1890. С. 49.

6 ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 1, д. 991 – л.11.

7 ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 2, д. 1 – л.23, 23 об.


Елмакай.

«1. Род перваго сына Янтудина Чекаша»:

Сыновья Чекаша – Мамак, Мамеш, Сюнбай, Ишмакай.

Сыновья Мамака – Илия, Айдяр. У Ильи два сына. Сын Айдяра – Сеит. У Мамеша дочь.

Сын Сюнбая – Кунбай. Сын Кунбая – Юсей. Сын Ишмакая – Ишай. Сын Ишая – Будалей.

«2. Род втораго сына Янтудина Енбариса»:

Сыновья Енбариса – Умряк, Исень, Ибрак. У Умряка дочь. Сын Исени – Тимук. Сыновья Ибрака – Кондряк, 2-й сын без имени, 3-й сын без имени.

«3. Род третиего сына Янтудина Едигирея»:

Сыновья Едигирея – Купай, Чурай.

Сыновья Купая – Бирюш, Аюкай, Кутулуй, Будалей, Чапай. Сыновья Бирюша – Ждан, Курмай. Сыновья Аюкая – Лубек, 2-й сын без имени – его сын Сюндюк.

Сын Чурая – Шабай. У Шабая два сына.

«4. Род четвертаго сына Янтудина Елмакая»:

Сыновья Елмакая – Тахтар, Уразмамет, Байбект.

Сыновья Тахтара – Ромай, Тимралей.Сын Тимралея – Резеп.

Сын Байбекта – Смольян. Сын Смольяна – Хантемир. Сын Хантемиря – Аделша.

В списке служилых татар Темниковского уезда 1643 г. встречается

«Алмокай Чекаш мурзы сын Ентудин»1.

Родословная Муратовых

Мы также приведем родословную Муратовых из деревни Айкеево Темниковского уезда. Она представлена в виде схемы с названием «Род деревни Айкеевы. Муратовы»2, в которой показаны:

Розгилдей. Сын Розгилдея – Айкей. Сын Айкея – Разбахтей. Сын Разбахтея – Размамет.

Сыновья Размамета – Ишалей, Мурат, Муртоза.

Сыновья Ишалея – Курмаш, Ибраим, Сафар, Тахтар, Смаил. Сын Ибраима – Мухай.

Сын Мурата – Мусал.

Сыновья Муртозы – Мусай, Резеп.

Муратовы представляют для нас особый интерес по той причине, что в ротном списке темниковских мурз 1678 года представители этого рода записаны с фамилией «князь Муратов», более подробная родословная Муратовых показана в

 
 

1 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л. 122.

2 ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 2, д. 1 – л. 27.


книге И.Р. Габдуллина1, там же говорится, что Айкей Уразаев (Ураев), отставлен в 1610 году от службы «за старость и увечье», а поместье его в Темниковском уезде «на диком поле усть Малого Акселя усадище и двор помещиков да крестьянских и бобыльских восемь дворов, в них мужского пола 10 душ, пашни 30 четвертей и сена на 500 копен дано сыну ево Уразбахты». Мурза Айкей – основатель деревни Айкеево, которая досталась его детям, согласно писцовых книг Темниковского уезда «письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского» 1614 года: «за Уразбахтыем мурзою Ураевым деревня Айкеева на речке на малом Окселе, отца ево поместье… В той же деревне Айкееве за Разгилдеем мурзою Ураевым отца ево поместье…»2.

Запись фамилии Муратовых с приставкой «князь», свидетельствует о том, что родоначальником был некий князь Мурат. Это обстоятельство и тот факт, что Разбахтей мурза Айкеев «з братьею» названы «конялцами», косвенно позволяет нам предположить принадлежность князя Мурата к роду Бехана. Как мы помним, согласно монастырским родословным, князь Мурат был дедом князя Акчуры.

Родословная Кугушевых

В фонде Саровского монастыря есть ещѐ одно родословное древо, восходящее к князю Бехану. Это родословная Кугушевых. Представители этой фамилии в истории монастыря занимают особенное положение, а именно, князь Илларион Кугушев и его двоюродный брат Даниил Иванович Кугушев, который в 1709 году «окончательно справил земли за пустынью»3.

Родословная Кугушевых представлена в виде нескольки<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: