Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
ü инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
ü практическая работа
ü физкультминутки
ü подведение итогов, анализ, оценка работ
ü приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
|
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
1 год обучения (68 часов)
1. Вводное занятие - 1ч
2. Декоративно – прикладное искусство – 4ч
3. Народный орнамент - 13ч
4. Лепка - 2ч
5. Композиция - 5ч
6. Аппликация - 15ч
7. Художественные работы из природного материала – 5ч
8. Художественные работы из нетрадиционных материалов (тесто, ракушки, стекло, соль и др.) – 5ч
9. Рисование без кисточки (палочкой, пальчиком, аэрография) - 5ч
10. Оформительская работа – 13ч
2 год обучения (68 часов)
1. Вводное занятие – 1ч
2. Народный орнамент – 8ч
3. Композиция – 5ч
4. Лепка – 2ч
5. Рисование без кисточки – 5ч
6. Художественные работы из природного материала – 5ч
7. Художественные работы из нетрадиционных материалов – 5ч
8. Художественные работы из разных материалов – 3ч
9. Аппликация – 6ч
10. Работа с бумагой и картоном – 8ч
11. Оформительская работа – 20
Первый год обучения
№ | тема и содержание темы | теория | практика | ||||
Вводное занятие | 0,1 | 0,9 | Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка | Художественные упражнения акварелью, гуашью | |||
2-5 | Декоративно-прикладное искусство. Изобразительные виды декора. Виды орнаментов. Создание орнамента. | 0,5 | 3,5 | Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты. | Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов, ягод, листьев | ||
6-15 | Народный орнамент. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Дымковская роспись. Жостовская роспись. Гжельская роспись. | Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей | Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов | ||||
16-17 | Лепка | 0,1 | 1,9 | Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание) | Лепка дымковских игрушек | ||
18-26 | Аппликация Выбор натуры, сюжета, узора Составления эскиза к аппликации. Подбор материалов. Вырезание деталей изображения. Вырезание изображений симметричного строения. Декоративная аппликация. | Технология выполнения аппликации. Эскиз. Монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные) аппликации. Стилизация. Симметрия. | Упражнения в вырезании деталей различных геометрических форм. Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток, ваз разной формы | ||||
27-28 | Композиция Тематическая композиция «Любимая сказка» | 0,1 | 1,9 | Понятие «композиция». Пространство. Перспектива. Пропорции. | Иллюстрирование русских народных сказок | ||
29-31 | Народный орнамент Матрёшки Семёнова и Полхов-Майдана | 0,25 | 2,75 | История появления матрёшки. Процесс изготовления матрёшек. Характерные элементы росписи матрёшек | Роспись матрёшек | ||
32-35 | Оформительские работы В мастерской Деда Мороза | - | Украшение новогоднего зала | ||||
36-37 | Рисование без кисточки Рисование палочкой, пальчиком | 0,1 | 1,9 | Технология выполнения работ | Рисование композиций на тему «На морском берегу», «Зимний лес» | ||
38-42 | Художественные работы из природного материала Аппликации из засушенных растений. Аппликация из тополиного пуха (из стручков акации) | Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы | Составление миниатюр из частей растений. Аппликации («Ромашка», «Розы») | ||||
43-45 | Композиция. Составление коллективных композиций. | - | Композиции на тему: «Красавица зима», «Пейзаж с радугой», «В цирке» (выбор) | ||||
46-48 | Оформительская работа. Наши лучшие работы. | - | Выполнение художественных работ для выставки | ||||
49-53 | Художественные работы из нетрадиционных материалов: солёного теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги | Рецепт солёного теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов | Декоративные панно из нетрадиционных материалов | ||||
54-56 | Рисование без кисточки. Аэрография | 0,25 | 2,75 | Понятие «аэрография». Технология выполнения работ. | Упражнения. Поздравительная открытка. | ||
57-62 | Аппликация Предметная аппликация. Декоративная аппликация. | 1,5 | 4,5 | Декоративная аппликация. Мозаика. Национальные орнаменты. | Оформление аппликацией календарных праздничных дней | ||
63-68 | Оформительские работы Оформление к праздникам | - | Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся | ||||
|
|
Второй год обучения
№ | тема занятия | теория | практика | |||
Вводное занятие | 0,1 | 0,9 | Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка | Рисование Страны Мастеров. | ||
2-3 | Работа с природным материалом. «В чудесном лесу». | 0,1 | 1,9 | Правила заготовки природного материала, засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика. | Художественные работы из природного материала. | |
4-6 | Работа с бумагой и картоном. «Бумажный город». | 0,25 | 2,75 | Техника безопасности труда. Беседа «Как появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение. Технология плетения из бумаги. Оригами. | Оригами; вырезание и плетение из бумаги; объёмные поделки из картона. | |
7-8 | Оформительская работа. Оформление зала к Дню Учителя. | 0,1 | 1,9 | Техника безопасности. | Рисунки; поздравительные открытки; вырезание декоративных садовых и полевых цветов. | |
9-10 | Лепка. «Пластилиновая гора». | 0,1 | 1,9 | Повторение простейших приёмов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание). | Лепка объёмных поделок; рельефные композиции. | |
11-13 | Композиция. «Любимая сказка». | 0,25 | 2,75 | Понятие «композиция». Рабочий эскиз. Пространство. Перспектива. Пропорции. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. | Иллюстрирование русских народных сказок. | |
14-15 | Народный орнамент. «Жостовское чудо». | 0,1 | 1,9 | История появления народного промысла. Процесс изготовления. Характерные элементы росписи. Стилизация. | Роспись картонных подносов. | |
16-17 | Рисование без кисточки Рисование палочкой, пальчиком. | 0,1 | 1,9 | Технология выполнения работ. | Рисование композиций на тему «Золотая осень», «Морской пейзаж». | |
18-19 | Оформительская работа. Украшение зала к празднику «Золотая осень». | 0,1 | 1,9 | Тёплые краски. Контраст. Композиция. Декоративные элементы для орнамента на осеннюю тему. | Вырезание осенних листьев простой и сложной формы. Декоративное панно «Дары осени». | |
20-22 | Художественные работы из природного материала Аппликации из засушенных растений. | 0,25 | 2,75 | Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы. | Составление миниатюр из частей растений. Аппликации на свободную тему. | |
23-24 | Оформительская работа. Выставка лучших работ. | 0,1 | 1,9 | Техника безопасности. | Отбор и выполнение худ. работ для выставки. | |
25-26 | Композиция. Коллективные композиции. | 0,1 | 1,9 | Линейная и воздушная перспектива. | Композиции на тему: «Красавица Зима», «В деревне». | |
27-31 | Художественные работы из нетрадиционных материалов. «Остров ненужных вещей». | Правила техники безопасности. Рецепт солёного теста. Технология выполнения работ. | Поделки из солёного теста, фантиков, проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы. | |||
32-33 | Оформительская работа. «Новогодняя сказка». | - | Украшения для Новогоднего зала. | |||
34-36 | Рисование без кисточки. Аэрография | 0,25 | 2,75 | Понятие «аэрография». Технология выполнения работ. | Упражнения. Поздравительная открытка. | |
37-39 | Аппликация Предметная аппликация. Декоративная аппликация. Сюжетная аппликация. | 0,25 | 2,75 | Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика. Национальные орнаменты в декоративной аппликации | Оформление аппликацией календарных праздничных дней. | |
40-43 | Оформительские работы Оформление к праздникам (День защитника Отечества, 8 Марта) | - | Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся. | |||
44-46 | Народный орнамент. «Народные мастера». | 0,25 | 2,75 | Элементы декоративной росписи Хохломы, Гжели. | Роспись бутылок. | |
47-51 | Работа с бумагой и картоном. «Бумажный город». | Техника безопасности. Силуэт. Изображения симметричного строения. | Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур; игрушки из конусов. | |||
52-54 | Художественные работы из разных материалов. «Волшебная страна». | 0,25 | 2,75 | Техника безопасности труда. Мозаика. | Коллективные работы на фантастическую тему. | |
55-57 | Аппликация. «Лебединое озеро». | 0,25 | 2,75 | Композиция. Технология выполнения поделок. | Аппликации из ваты. | |
58-60 | Народный орнамент. «Русская красавица». | 0,25 | 2,75 | Характерные элементы росписи семёновских, загорских, полхов-майданских матрёшек. | Роспись матрёшек. | |
61-68 | Оформительская работа. По плану школы, района. | - | Выполнение худ. работ по изученным темам. |
литература:
1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
4. Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.
5. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение», 1987.
6. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
7. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
8. Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
9. Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997
10. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
11. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
12. Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.
13. Нагибина М.И. Чудиса из ткани-Ярославль «Академия развития»-1998г.
14. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
15. Хафизова Н.А. Поделки из природного материала. Издательство АСТ Москва. 2008г.