Шейх аль-Ислам абу Закария ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ученые разошлись во мнениях относительно того, кто зарабатывает путем совершения хиджамы другим. Большинство предыдущих и нынешних ученых считают, что заработок человека, делающего хиджаму, не является запретным. Не является запретным проедать деньги, полученные за хиджаму, это не запретно ни для свободного, ни для невольника. Это мнение является известным в мазхабе имама Ахмада… (Некоторые) ученые из числа мухаддисов посчитали, что заработок путем хиджамы не является запретным лишь свободному, а что касается невольника, то ему запрещено брать плату за это. Большинство ученых приводят в качестве дозволенности заработка путем хиджамы хадис Ибн ‘Аббаса, что «однажды Пророк ( ﷺ) попросил, чтобы ему сделали хиджаму (пустили кровь), и он дал плату тому, кто сделал ему хиджаму». Они (ученые) сказали: «Если бы это было запретным, то Пророк (ﷺ) не заплатил бы ему (за хиджаму). А хадисы, в которых понимается запрет (брать плату за хиджаму), они (ученые) считают, что в этих хадисах имеется в виду нежелательность, отказ от низкого заработка и побуждение к похвальным нравам и высоким положениям. Если бы было запретным брать плату за хиджаму, то не была бы в этом разница между свободным и невольником, поскольку не дозволено мужчине кормить своего раба тем, что не является дозволенным» (см.: «шарх Муслим 10\233).
Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, сказал: «Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) попросил, чтобы ему сделали кровопускание (хиджаму), и он дал за это плату тому, кто сделал ему хиджаму, если бы это было запретным, то он не стал бы платить ему» (аль-Бухари 2103).
|
Сообщают от Рафи’а ибн Хадиджы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Заработок того, кто занимается кровопусканием (хиджамой), является нехорошим (хобисом)» (Муслим 1568).
Имам Ибн Баз, да проявит Аллах к нему Свою милость, в комментарии к хадису Ибн ‘Аббаса сказал: «Здесь указание на дозволенность кровопускания (хиджамы) и взятия платы за эту процедуру, а она (плата) является из заработков. Даже если заработок того, кто зарабатывает путем хиджамы, является нехорошим, то нет проблем давать ему плату за это, поскольку здесь под нехорошим (хобис) имеется в виду низкое. Как Аллах, Всемогущий и Великий, сказал: «…и не стремитесь раздать в качестве пожертвования нехорошее (хобис)» (сура «аль-Бакара» 267). Т.е., например, в отношении того, что не является запретным, как низкого сорта финика, еды и зерна, говорят: «нехороший сорт (хобис). Точно также и в отношении заработка того, кто зарабатывает путем хиджамы, говорят: «нехороший заработок (хобис)», т.е. низкое дело, однако не является запретным. Поэтому Пророк (ﷺ) дал плату тому, кто сделал ему хиджаму, и Ибн ‘Аббас сказал: «Если бы это было запретным, то Пророк (ﷺ) не стал бы платить ему». Поэтому если ты наймешь человека, делающего хиджаму, для проведения процедуры хиджамы за несколько дирхамов и прочего, то нет в этом никакого греха, но лучше тому, кто делает хиджаму, не брать плату за это и искать другую работу» (см.: «Шарх булуг аль-марам» 4\16).
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Некоторые ученые считают, что не дозволено брать плату за хиджаму, однако это мнение является слабым, на слабость которого указывает хадис Ибн ‘Аббаса, что Пророк (ﷺ) попросил, чтобы ему сделали хиджаму (пустили кровь), и он дал плату тому, кто сделал ему хиджаму» (см.: «Шарх булуг аль-марам» 4\18).
|
Также имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Плата, которую получил делающий хиджаму, является дозволенной».
Имам Ибн ‘Усеймин, да будет милостив к нему Аллах, также сказал: «Некоторые ученые считают, что если человеку, делающему хиджаму, заплатили за хиджаму по изначальному договору, то это является запретным, а если ему дали плату в качестве награды в знак благодарности, то это является дозволенным. И они понимают хадис Ибн ‘Аббаса в том смысле, что Пророк (ﷺ) дал тому, кто сделал ему хиджаму, награду в знак благодарности. Однако такое понимание является неверным, так как Ибн ‘Аббас сказал, что Пророк (ﷺ) дал плату тому, кто сделал ему хиджаму, ведь он не сказал, что Пророк (ﷺ) дал ему награду в виде благодарности. Основа заключается в том, что нужно понимать слово в буквальном смысле, за исключением того, что придет довод, который будет указывать на противоречие этому» (см.: «Шарх булуг аль-марам» 4\19).
Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Является дозволенным, но нежелательным заработок путем хиджамы. Пророк (ﷺ) сказал: «Заработок того, кто занимается кровопусканием (хиджамой), является нехорошим (хобисом)», т.е. низким. Мусульманину желательно искать ремесло, посредством которого он может добывать средства на жизнь. Ему нежелательно зарабатывать себе на жизнь путем хиджамы, но если будет делать хиджаму людям и брать за это плату, то это дозволено, поскольку Пророку (ﷺ) делали хиджаму и он давал за это плату, а если бы это было запретным, то он не платил бы. Что касается его слов: «Заработок того, кто занимается кровопусканием (хиджамой), является нехорошим (хобисом)», то Посланник Аллаха (ﷺ) желает этим того, чтобы мусульманин отказывался от низких профессий и искал более высокие ремесла» (см.: «Фатауа» 13886).
Перевод: Абу Сумая Казахстани.