Учебно-методическое обеспечение курса.




Место курса в структуре профессиональной подготовки.

Курс составлен на основе требований профессионального стандарта «Вожатый: Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. (N 840 н) и является первой ступенью подготовки педагогов временного детского коллектива. Код стандарта 01.007 - Содействие организации по сопровождению деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения).

Освоение курса «Вожатый» не требует знания различных предварительных курсов и тем, т.к. является базой для всех последующих курсов по данному направлению.

 

Планируемые результаты изучения курса.

Курс направлен на формирование следующих компетенций: (ПК-6); (ОК-7); (ОПК-3).

Формируемые компетенции Показатели
ОПК-3 – владеет основами речевой профессиональной культуры Знать: способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса. Уметь: учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации. Владеть: способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
ПК-6– владеет готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами Знать: особенности социального партнерства в системе образования. Уметь: организовывать внеучебную деятельность обучающихся. Владеть: способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
ОК–7 – готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе Знать: способы построения межличностных отношений. Уметь: взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса. Владеть: способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

 

 

5. Объём и виды учебной работы зафиксированы учебным планом образовательной программы.

Объем контактной работы включает часы контактной аудиторной работы (лекции/практические занятия), контактной внеуадиторной работы (в период практики), часы контактной работы в период аттестации. Контактная работа, в том числе, может проводиться посредством электронной информационно-образовательной среды с использованием ресурсов сети Интернет и дистанционных технологий.

Содержание курса.

Содержание разделов курса.

Наименование раздела курса Содержание раздела
  Организационный   Детский лагерь как организационная система. Нормативно-правовые основы деятельности детского лагеря. Целевые установки и ориентиры в организации отдыха детей и оздоровления в РФ. Место и роль вожатого в соблюдении нормативно-законодательной базы детского отдыха и выполнению всех норм закона. Общие и частные правила безопасности в детском лагере.
  Особенности работы вожатого Направления деятельности отрядного вожатого. Квалификационные и профессиональные требования, предъявляемые к вожатому. Принципы педагогического взаимодействия в детском лагере.
  Технологический Технологии развивающего детского досуга. Коллективно-творческая деятельность (КТД). Технологии командообразования. Коммуникативные игры. Психолого-педагогическое сопровождение. Технология организации и проведения отрядных дел.
  Методический Методика воспитательной работы в детском лагере. Методика организации отрядной работы. Игра как инструмент вожатого. Игры на знакомство. Игры на взаимодействие. Игры с залом. Игры-шутки. Театральные игры. Методика проведения отрядных огоньков. Использование башкирских игр и народных традиций в работе детского лагеря.
  Деятельностный Логика развития лагерной смены. Подготовительный период смены. Организационный период лагерной смены. Основной период лагерной смены. Заключительный период лагерной смены.
6. Коммуникативный Принципы организации педагогического взаимодействия. Адаптация детей к условиям детского лагеря. Рефлексия и анализ деятельности в жизни детского коллектива. Взаимодействие вожатого с родителями.
  Теория детского коллектива Самоуправление в детском коллективе. Диагностика развития детского коллектива. Эмоциональный потенциал детского коллектива. Особенности временного детского коллектива. Работа с активом детского коллектива

6.2. Требования к самостоятельной работе слушателей.

Задание 1. Составить ситуации, основываясь на тексте Регламента работы вожатого.

Задание 2. Ответить на вопросы, используя текст основных нормативных документов: Типовое положение, СанПиН, УК РФ, Рекомендации по профилактике детского травматизма и т.п.

Задание 3. Составить таблицу «Возрастные особенности детей и специфика работы вожатого с детьми разного возраста».

Задание 4. Составить «Папку-копилку вожатого» в соответствии с заданным содержанием.

Задание 5. Изучив памятку «Организация мероприятия», составить оценочный лист проведенного мероприятия.

Задание 6. Составить памятки по организации режимных моментов в детском лагере: «Действия вожатого в подготовительном периоде к смене» (до заезда детей), «Работа вожатого в столовой», «Работа вожатого в тихий час и после отбоя», «Операция «Уют» (уборка комнат).

Задание 7. Составить «Программу работы с отрядом на смену (21 день)».

 

Руководствуясь положениями статьи 47 и статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники и иные лица, привлекаемые к реализации образовательной программы, пользуются предоставленными академическими правами и свободами в части свободы преподавания, свободы от вмешательства в профессиональную деятельность; свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; права на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; права на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; при этом преподаватель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; систематически повышать свой профессиональный уровень.

Исходя из рамок, установленных учебным планом по объему и видам учебной работы по курсу, преподаватель самостоятельно выбирает тематику занятий по формам и количеству часов проведения: лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.

Рекомендуемая тематика занятий максимально полно реализуется в контактной работе со слушателями. В случае реализации образовательной программы в заочной / очно-заочной форме объем учебного материала сохраняется, но в значительной части осваивается слушателями в форме самостоятельной работы. При этом требования к ожидаемым образовательным результатам слушателей по данной дисциплине не зависят от формы реализации образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение курса.

а) основная литература:

1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие для прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 166 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-06307-3. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/411516.

2. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосибирск: Изд. НГОНБ, 2018. – 287 с.

3. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Концепция программы развития для стационарных организаций отдыха и оздоровления детей. / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосибирск: Типография «Твердый знак», 2015. – 305 с.

4. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Игры на каждый день: пособие для организаторов развивающего досуга / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.

5. Данилков А.А., Литвиченко Е.М. Играем с пользой: пособие для организаторов досуга / А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.

6. Данилков А.А. Летняя психолого-педагогическая практика: подготовка студентов к практике в детских оздоровительных лагерях: учебное пособие по специальности 031300 «Социальная педагогика» / А.А. Данилков. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008.

7. Данилков А.А. Коммуникативно-деятельностные технологии работы с детским коллективом: учебно-методическое пособие / А.А. Данилков. – Новосибирск: «Твердый знак», 2011.

8. Данилков А.А. Командообразование в детском коллективе: учебно-методическое пособие / А.А. Данилков. – Новосибирск: «Твердый знак», 2013.

9. Данилков А.А. Ситуативная тревожность у детей:возникновение и генезис, диагностика и опыт преодоления: монография. / А.А. Данилков. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.

10. Данилков А.А., Данилкова Н.С.Готовность современных студентов к развитию ребенка в системе отдыха и оздоровления детей / Сб. трудов международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в педагогическом образовании». 15-16 февраля 2018 г. Новосибирск. Изд-во НГПУ, 2018.

11. Данилков А.А., Данилкова Н.С.Исследование проблемного поля и парадоксы сферы детского отдыха и оздоровления: год 2018 / Народное образование. – №3. 2018.

 

б) дополнительная литература:

1. Гусев Д. А. Педагогическая практика в загородных оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей: учебно-методическое пособие / Д.А. Гусев, В.Н. Белов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Лань, 2018. – 92 с. – ISBN 978-5-8114-2986-8. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/106716.

2. Куприянов Б. В. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра: практическое пособие для среднего профессионального образования / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 264 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00712-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/414802.

3. Современные модели организации детского отдыха и оздоровления: подходы, реальность, тенденции: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления» (22-24 октября 2015 г. Новосибирск): под науч. ред. А.А. Данилкова. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 139 с.

4. Данилков А.А., Данилкова Н.С., Исследование проблемного поля и парадоксы сферы детского отдыха и оздоровления [Текст] / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен: исследования и практика реальности и перспектив развития». Под научн. ред. Данилкова А.А., Новосибирск 15-16 ноября 2018 г. Изд-во: НГОНБ, 2017. – 146 с.

5. Детский лагерь как социокультурный феномен: Материалы международной научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен» (23-24 октября 2019 г. Новосибирск): под науч. ред. А.А. Данилкова. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2019. – 146 с.

6. Аникеева Н.П. Психологический климат коллектива [Текст] / Н.П. Аникеева. – М., 1989.

7. Болл А. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений [Текст] / пер. с англ. / А. Болл, Б. Болл. – СПб: 1994.

8. Волохов А.В. Внимание, каникулы! Методическое пособие [Текст] / А.В. Волохов, И.И. Фришман. – М.: ЦГЛ. 2005.

9. Газман О.С. Игра как системная потребность детства [Текст] / О.С. Газман // Философия и педагогика каникул: сборник №8 серии «Новые ценности образования»; под ред. Н.Б. Крылова. – М.: Инноватор, 1998.

10. Иванов И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел [Текст] / И.П. Иванов. – М., 1989.

11. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками [Текст] / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2001.

12. Листопадов Д.Ю. История российских детских лагерей до 1917 года (лагеря кадетов, потешных, скаутов, летние детские колонии, трудовые дружины учащихся) [Текст] / Д.Ю. Листопадов, Ю.Г. Листопадов. – Шуя, издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2017.

13. Макаренко А.С. О воспитании [Текст] / Сб. под ред. В.С. Хелемендик. – М., 1990.

14. Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого [Текст] / С.И. Панченко. – М.: НИИ школьных технологий, 2008.

15. Таран Ю.Н. Основы жизнедеятельности лагеря [Текст] / Ю.Н.Таран // Научно-методический журнал заместителей директоров по воспитательной работе. – 2008, № 1, с. 11-21.

16. Шаламов Л.Ф. Вожатый – старт в профессию. Кипарис – 12. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Л.Ф. Шаламов, А.Ю. Хофрин. – М.: Педагогического общество России, 2005.

17. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций [Текст] / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. – М.: Новая школа, 1995.

18. Шульга И.И. Педагогическая анимация: теория и практика подготовки социального педагога-организатора досуга [Текст] / Монография. И.И. Шульга. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: