Место курса в структуре профессиональной подготовки.
Курс составлен на основе требований профессионального стандарта «Вожатый: Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. (N 840 н) и является первой ступенью подготовки педагогов временного детского коллектива. Код стандарта 01.007 - Содействие организации по сопровождению деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения).
Освоение курса «Вожатый» не требует знания различных предварительных курсов и тем, т.к. является базой для всех последующих курсов по данному направлению.
Планируемые результаты изучения курса.
Курс направлен на формирование следующих компетенций: (ПК-6); (ОК-7); (ОПК-3).
Формируемые компетенции | Показатели |
ОПК-3 – владеет основами речевой профессиональной культуры | Знать: способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса. Уметь: учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации. Владеть: способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды. |
ПК-6– владеет готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами | Знать: особенности социального партнерства в системе образования. Уметь: организовывать внеучебную деятельность обучающихся. Владеть: способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. |
ОК–7 – готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе | Знать: способы построения межличностных отношений. Уметь: взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса. Владеть: способами совершенствования профессиональных знаний и умений. |
|
5. Объём и виды учебной работы зафиксированы учебным планом образовательной программы.
Объем контактной работы включает часы контактной аудиторной работы (лекции/практические занятия), контактной внеуадиторной работы (в период практики), часы контактной работы в период аттестации. Контактная работа, в том числе, может проводиться посредством электронной информационно-образовательной среды с использованием ресурсов сети Интернет и дистанционных технологий.
Содержание курса.
Содержание разделов курса.
№ | Наименование раздела курса | Содержание раздела |
Организационный | Детский лагерь как организационная система. Нормативно-правовые основы деятельности детского лагеря. Целевые установки и ориентиры в организации отдыха детей и оздоровления в РФ. Место и роль вожатого в соблюдении нормативно-законодательной базы детского отдыха и выполнению всех норм закона. Общие и частные правила безопасности в детском лагере. | |
Особенности работы вожатого | Направления деятельности отрядного вожатого. Квалификационные и профессиональные требования, предъявляемые к вожатому. Принципы педагогического взаимодействия в детском лагере. | |
Технологический | Технологии развивающего детского досуга. Коллективно-творческая деятельность (КТД). Технологии командообразования. Коммуникативные игры. Психолого-педагогическое сопровождение. Технология организации и проведения отрядных дел. | |
Методический | Методика воспитательной работы в детском лагере. Методика организации отрядной работы. Игра как инструмент вожатого. Игры на знакомство. Игры на взаимодействие. Игры с залом. Игры-шутки. Театральные игры. Методика проведения отрядных огоньков. Использование башкирских игр и народных традиций в работе детского лагеря. | |
Деятельностный | Логика развития лагерной смены. Подготовительный период смены. Организационный период лагерной смены. Основной период лагерной смены. Заключительный период лагерной смены. | |
6. | Коммуникативный | Принципы организации педагогического взаимодействия. Адаптация детей к условиям детского лагеря. Рефлексия и анализ деятельности в жизни детского коллектива. Взаимодействие вожатого с родителями. |
Теория детского коллектива | Самоуправление в детском коллективе. Диагностика развития детского коллектива. Эмоциональный потенциал детского коллектива. Особенности временного детского коллектива. Работа с активом детского коллектива |
6.2. Требования к самостоятельной работе слушателей.
|
Задание 1. Составить ситуации, основываясь на тексте Регламента работы вожатого.
Задание 2. Ответить на вопросы, используя текст основных нормативных документов: Типовое положение, СанПиН, УК РФ, Рекомендации по профилактике детского травматизма и т.п.
Задание 3. Составить таблицу «Возрастные особенности детей и специфика работы вожатого с детьми разного возраста».
|
Задание 4. Составить «Папку-копилку вожатого» в соответствии с заданным содержанием.
Задание 5. Изучив памятку «Организация мероприятия», составить оценочный лист проведенного мероприятия.
Задание 6. Составить памятки по организации режимных моментов в детском лагере: «Действия вожатого в подготовительном периоде к смене» (до заезда детей), «Работа вожатого в столовой», «Работа вожатого в тихий час и после отбоя», «Операция «Уют» (уборка комнат).
Задание 7. Составить «Программу работы с отрядом на смену (21 день)».
Руководствуясь положениями статьи 47 и статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники и иные лица, привлекаемые к реализации образовательной программы, пользуются предоставленными академическими правами и свободами в части свободы преподавания, свободы от вмешательства в профессиональную деятельность; свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; права на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; права на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; при этом преподаватель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; систематически повышать свой профессиональный уровень.
Исходя из рамок, установленных учебным планом по объему и видам учебной работы по курсу, преподаватель самостоятельно выбирает тематику занятий по формам и количеству часов проведения: лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.
Рекомендуемая тематика занятий максимально полно реализуется в контактной работе со слушателями. В случае реализации образовательной программы в заочной / очно-заочной форме объем учебного материала сохраняется, но в значительной части осваивается слушателями в форме самостоятельной работы. При этом требования к ожидаемым образовательным результатам слушателей по данной дисциплине не зависят от формы реализации образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение курса.
а) основная литература:
1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие для прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 166 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-06307-3. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/411516.
2. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосибирск: Изд. НГОНБ, 2018. – 287 с.
3. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Концепция программы развития для стационарных организаций отдыха и оздоровления детей. / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосибирск: Типография «Твердый знак», 2015. – 305 с.
4. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Игры на каждый день: пособие для организаторов развивающего досуга / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.
5. Данилков А.А., Литвиченко Е.М. Играем с пользой: пособие для организаторов досуга / А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.
6. Данилков А.А. Летняя психолого-педагогическая практика: подготовка студентов к практике в детских оздоровительных лагерях: учебное пособие по специальности 031300 «Социальная педагогика» / А.А. Данилков. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008.
7. Данилков А.А. Коммуникативно-деятельностные технологии работы с детским коллективом: учебно-методическое пособие / А.А. Данилков. – Новосибирск: «Твердый знак», 2011.
8. Данилков А.А. Командообразование в детском коллективе: учебно-методическое пособие / А.А. Данилков. – Новосибирск: «Твердый знак», 2013.
9. Данилков А.А. Ситуативная тревожность у детей:возникновение и генезис, диагностика и опыт преодоления: монография. / А.А. Данилков. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.
10. Данилков А.А., Данилкова Н.С.Готовность современных студентов к развитию ребенка в системе отдыха и оздоровления детей / Сб. трудов международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в педагогическом образовании». 15-16 февраля 2018 г. Новосибирск. Изд-во НГПУ, 2018.
11. Данилков А.А., Данилкова Н.С.Исследование проблемного поля и парадоксы сферы детского отдыха и оздоровления: год 2018 / Народное образование. – №3. 2018.
б) дополнительная литература:
1. Гусев Д. А. Педагогическая практика в загородных оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей: учебно-методическое пособие / Д.А. Гусев, В.Н. Белов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Лань, 2018. – 92 с. – ISBN 978-5-8114-2986-8. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/106716.
2. Куприянов Б. В. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра: практическое пособие для среднего профессионального образования / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 264 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00712-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/414802.
3. Современные модели организации детского отдыха и оздоровления: подходы, реальность, тенденции: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления» (22-24 октября 2015 г. Новосибирск): под науч. ред. А.А. Данилкова. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 139 с.
4. Данилков А.А., Данилкова Н.С., Исследование проблемного поля и парадоксы сферы детского отдыха и оздоровления [Текст] / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен: исследования и практика реальности и перспектив развития». Под научн. ред. Данилкова А.А., Новосибирск 15-16 ноября 2018 г. Изд-во: НГОНБ, 2017. – 146 с.
5. Детский лагерь как социокультурный феномен: Материалы международной научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен» (23-24 октября 2019 г. Новосибирск): под науч. ред. А.А. Данилкова. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2019. – 146 с.
6. Аникеева Н.П. Психологический климат коллектива [Текст] / Н.П. Аникеева. – М., 1989.
7. Болл А. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений [Текст] / пер. с англ. / А. Болл, Б. Болл. – СПб: 1994.
8. Волохов А.В. Внимание, каникулы! Методическое пособие [Текст] / А.В. Волохов, И.И. Фришман. – М.: ЦГЛ. 2005.
9. Газман О.С. Игра как системная потребность детства [Текст] / О.С. Газман // Философия и педагогика каникул: сборник №8 серии «Новые ценности образования»; под ред. Н.Б. Крылова. – М.: Инноватор, 1998.
10. Иванов И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел [Текст] / И.П. Иванов. – М., 1989.
11. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками [Текст] / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2001.
12. Листопадов Д.Ю. История российских детских лагерей до 1917 года (лагеря кадетов, потешных, скаутов, летние детские колонии, трудовые дружины учащихся) [Текст] / Д.Ю. Листопадов, Ю.Г. Листопадов. – Шуя, издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2017.
13. Макаренко А.С. О воспитании [Текст] / Сб. под ред. В.С. Хелемендик. – М., 1990.
14. Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого [Текст] / С.И. Панченко. – М.: НИИ школьных технологий, 2008.
15. Таран Ю.Н. Основы жизнедеятельности лагеря [Текст] / Ю.Н.Таран // Научно-методический журнал заместителей директоров по воспитательной работе. – 2008, № 1, с. 11-21.
16. Шаламов Л.Ф. Вожатый – старт в профессию. Кипарис – 12. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Л.Ф. Шаламов, А.Ю. Хофрин. – М.: Педагогического общество России, 2005.
17. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций [Текст] / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. – М.: Новая школа, 1995.
18. Шульга И.И. Педагогическая анимация: теория и практика подготовки социального педагога-организатора досуга [Текст] / Монография. И.И. Шульга. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.