БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
📝Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах проклял того, кто даёт, и того, кто берёт взятки, с целью принятия (нужного) судебного решения».
📖 Этот хадис передали Ахмад 2/387, ат-Тирмизи 1336, Ибн Хиббан в своём «Сахихе» 5053, аль-Хаким 4/115 со слов Абу Хурайры. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5093, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2212.
Взяткодатель - это тот, который даёт взятку для того чтобы отменить право полагающее по справедливости, или для установления лжи.
Взяточник - это тот, кто берёт взятку, и он тоже входит в число тех, кто подпадает под проклятье, потому как он соучаствует в коррупции и несправедливости.
📝Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Проклятие Аллаха на теми, кто даёт и берёт взятки».
📖 Этот хадис передали Ахмад 2/212, Абу Дауд 3580, ат-Тирмизи 1337, Ибн Маджах 2313 со слов Ибн ‘Амра. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5114, «Гъаятуль-марам» 457, «Ирвауль-гъалиль» 2621, «Сахих Ибн Маджах» 1885.
📝Сообщается, что ‘АбдуЛлах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто даёт и берёт взятки».
📖 Этот хадис передали Ахмад 2/164, Абу Дауд 3580, ат-Тирмизи 1337, Ибн Маджах 2313, Ибн Хиббан в своём «Сахихе» 5054, аль-Хаким 4/115, который сказал: «Его иснад достоверный».
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2211, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 3281, «Ирвауль-гъалиль» 2621.
|
✔️ Сообщается, что (‘АбдуЛлах) ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Взятка для вынесения (нужного судебного) решения, является неверием, и она между людьми запретна!».
📖 Это сообщение как слова сподвижника, приводит ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (9100) с достоверным иснадом. Шейх аль-Албани назвал сообщение достоверным в силу существования других, подкрепляющих его сообщений. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2213.
✔️ Сообщается, что однажды Алькъама и Масрукъ спросили Ибн Мас’уда о взятке и он сказал: «Это из запретного!» Тогда они спросили: «А если (взятка будет дана) при вынесении (судебного) решения?» Он ответил: «Это будет неверием /куфр/», после чего он прочёл этот аят: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (аль-Маида, 5:44). 📖 Источник: «Тафсир ат-Табари» 4/276.
Вопрос шейху Аль Фаузану: «Да одарит вас Аллах добром! Этот спрашивающий, о шейх, говорит: «Расскажите нам об опасностях взяточничества, и о тех неблагоприятных эффектах, которые оно имеет, как в отношении отдельной личности, так и на обществе в целом».
Шейх Аль Фаузан сказал:
«Сказал пророк (мир ему благословение Аллаха): «Аллах проклял того, кто дает взятку, и того, кто берет ее», и в другой версии (хадиса): «...а также того, кто является посредником между ними». Оба они прокляты, потому что взяточничество является запретным доходом и запрещенной формой богатства, и порочным заработком.
Также оно имеет дурное влияние на общество, по той причине, что оно является обманом в отношении правителей, должностных лиц и управленческого аппарата. Оно изменяет порядок, унижая людей истины и оказывая поддержку людям лжи. Подобным образом дело в результате взяточничества приобретает коррумпированный характер относительно всего общества, является ли оно большим или малым, называется ли оно непосредственно взяткой, подарком или чем-то иным. Взятка не разрешена ни в какой форме. Да».
|
📖 Источник: https://youtu.be/goo9OTHUcI4
❓Когда и при каких условиях взятка дозволена?
📎 Аль-Хаттаби говорил: «Если человек что-то дал для того, чтобы получить своё право или чтобы уберечь от себя несправедливость, то он не относится к числу тех, о ком говорится в хадисах (относительно дающего и берущего взятку)». См. «Ма’алиму-с-Сунан» 5/207.
📎 Сказал Ибн аль-Асир, да смилуется над ним Аллах, в своей книге "Ан-Нихая", 2/226: «А что касается на счет того кто даёт взятку, для того чтобы взять свои права, или же уберечься от несправедливости, то он не попадает под этот хадис (о проклятии)... так же передаётся от группы имамов из числа табиинов, что нет проблем в том, чтобы дать взятку, защищая себя или своё имущество, когда опасаешься несправедливости».
Если человек не может взять своё право кроме, как дачей взятки, то в такой ситуации, как об этом сказали учёные, да помилует их Аллах, ему можно дать взятку, и в грех впадёт только тот, кто взял её.
И указывает на это хадис переданный от Абу Саида, который передал Ахмад в "Муснаде", 3/4, по цепочке Абу Бакра Ибн 'Ияша, от Амаша, от Абу Салиха, от Абу Саида аль-Худри, который сказал: «Сказал Умар: "О Посланник Аллаха, я слышал как такой-то и такой-то хорошо отзывались о тебе и упоминали что ты дал им два динара". Сказал Пророк, да будет Аллах Милостив к нему: "Но, клянусь Аллахом такой-то человек не является таковым, так как я дал ему от десяти до ста, и он не говорит такого (наподобие тех двоих), и воистину, клянусь Аллахом, когда кто либо из вас получает ответ на свою просьбу у меня, то тем самым готовит себе место в огне". Сказал Умар: "О Посланник Аллаха, тогда зачем ты даёшь им это?". И Пророк ответил: "Что же мне делать, когда они не хотят по другому, и запрещает мне Аллах быть скупым". Назвали этот хадис достоверным Ибн Хиббан и Хаким.
|
📝 Хадис, приведённый имамом Ахмадом (10739) от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который передал от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Некоторые из вас просят у меня определенные вещи, и я даю им их. Но “ставя их себе подмышку”, они не знают, что не получили ничего, кроме Огня». Тогда ‘Умар сказал: «О посланник Аллаха, так зачем же ты даёшь им это?» Он ответил: «Они не могут не просить меня, а Аллах не допускает, чтобы я проявил скупость». 📖 Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-таргъиб» 844.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, давал этим людям имущество, в то время как оно было запретным для них, чтобы отвести от себя скупость.
Так же хадис есть в "Сахихе" Муслима, под номером (1056), но другими словами, и передал его Муслим по цепочке от Джарира, от Амаша, от Абу Уаиля, от Салмана ибн Рубейгьа, что он сказал: "Сказал Умар ибн аль-Хаттаб (да будет Аллах милостив к нему): "Разделил пророк между людьми трофеи, и я сказал: "Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, другие более достойны этого, чем эти кому ты дал". Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) сказал: "Воистину они поставили меня перед выбором - или они будут неприлично просить меня, и я им дам, или же они выставят меня скупым, а я не являюсь скупым". И это более достоверная передача.
📎Шейхуль-Ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах сказал: «Если человек даст взятку для того, чтобы отвести от себя притеснение или даёт её для того, чтобы получить своё обязательное право, то этот подарок будет запретным для того, кто его принимает, и дозволенным для того, кто даёт. Поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: “Некоторые из вас просят у меня определённые вещи, и я даю им их…”».
📖 См. «аль-Фатава аль-Кубра» 4/174.
📎Шейхуль-Ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах сказал:
«Учёные сказали: “Человеку можно давать взятку для того, чтобы отвести от себя притеснение, но не для того, чтобы отвести от себя право (действительно заслуженное). А берущий взятку, в таком случае, совершает запретное”».
В качестве примера, можно привести ситуацию, когда человек даёт деньги поэту или кому-либо другому для того, чтобы тот не лгал на него в стихотворной форме или другим образом, или же для того, чтобы он не задел его честь запретным путём. Такие деньги разрешено давать человеку, а для того, кто берёт их, они будут запретными, потому что ему обязательно остерегаться притеснения других…
Поэтому каждый, кто берет деньги, чтобы не лгать на людей или чтобы не притеснять их, совершает мерзкое, запретное деяние, потому что притеснение и ложь являются запретными деяниями, и ему нужно оставить это без всяких материальных компенсаций со стороны притеснённого. Если он не оставит эти дела без того, чтобы брать за это деньги, то это будет запретным».
📖 Вкратце из «Маджму’уль-фатава» 29/252.
📎Шейхуль-Ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах сказал:
«Допустимо тому, кто даёт взятку, чтобы он потратил столько сколько надо для того чтобы отстоять свои права или же чтобы уберечься от несправедливости, и об этом передаётся от саляфов и больших имамов».
📖 Источник: «Маджму’уль-фатава» 31/187.
📎Шейхуль-Ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах сказал:
— Учёные сказали: «Если кто-нибудь даст подарок правителю, чтобы сделать то, что запрещено, то это будет запретным для того, кто дает, и для того, кому дали. Это взятка, про которую пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Аллах проклял дающего взятку и берущего её” ».
Если же он подарит ему что-либо, чтобы отвести от себя его притеснение или для того, чтобы он отдал то, что по праву принадлежит ему, то этот подарок будет запретным для того, кто берёт его и дозволенным для того, кто даёт его. Как говорил пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Некоторые из вас просят у меня определённые вещи, и я даю им их. Но “ставя их себе подмышку”, они не знают, что не получили ничего кроме огня». Тогда ‘Умар сказал: “О посланник Аллаха, так зачем же ты даёшь им это? ” Он ответил: “Они не могут не просить меня, а Аллах не допускает, чтобы я проявил скупость” ».
Также это касается того, когда дают взятку притеснителю людей. Подарок в таком случае дозволен для того, кто даёт, и запретен для того, кто берёт.
Что касается подарка во время ходатайства, например, когда человек ходатайствует за другого у правителя, чтобы тот остановил притеснение в его адрес или довёл до него его право, уполномочил его в том, чего он заслуживает, или призвал его в армию, если он того заслуживает, или дал ему имущество, отданное для бедных людей, учёных, чтецов или поклоняющихся и т.д., что содержит в себе помощь в совершении обязательного или оставлении запретного, то в таком случае также нельзя брать подарки. Но это дозволено для того, кто даёт подарок, сделать его для того, чтобы получить своё право или отвести от себя притеснение. Это то, что передается от праведных предшественников и великих имамов».
📖 Источник: «Маджму’уль-фатава» 31/278.
📎 Сказал ас-Субки, да помилует его Аллах:
«Под взяткой, которую мы упомянули, подразумевается то, что даётся для ухода от права или получения запретного. Если она будет дана для того, чтобы получить то, что по праву принадлежит человеку, то запретным она будет только для того, кто берёт её. А тому, кто даёт её, она будет дозволенной, если он не может получить своё право кроме как этим путем. Если же он может получить его без взятки, то в таком случае она запретна».
📖 Из книги «аль-Фатава аль-Кубра» 1/204.
📎 Сказал ас-Суюты, да помилует его Аллах, в книге «аль-Ашбах в ан-назаир» (стр. 150):
«Двадцать седьмое правило: «То, что запрещено брать, запрещено и давать», как риба, деньги на проституцию, подарок предсказателю, взятка, деньги на плакальщиц.
Однако из этого есть некоторые исключения. Это: взятка правителю, чтобы поучить своё право; для освобождения пленного; определённый подарок тому, кто может оболгать в стихотворной форме».
📎 Сказал ханафитский учёный аль-Хамави, да помилует его Аллах:
«Четырнадцатое правило: “То, что запрещено брать, запрещено и давать”, как риба, деньги на проституцию, подарок предсказателю, взятка, деньги на плакальщиц.
Кроме некоторых случаев: 1) взятка из-за страха за своё имущество или жизнь…
Это относится к тому, кто даёт взятку, а для того, кто её берет, она является запретной».
📎 В книге «аль-Ашбах» Ибн Нуджайма, а также в книге «аль-Мансур» аз-Заркаши приводится:
«То, что запрещено брать, запрещено и давать», как риба, деньги на проституцию, взятку правителю, чтобы он вынес несправедливое решение, кроме некоторых случаев, как взятка по причине страха за свою жизнь, имущество; для освобождения пленного или подарок тому, кто может оболгать в стихотворной форме».
📎Вопрос шейх ибн Аль Усеймину: «Я работаю у бизнесмена, который не продвигает ни одно дело без взятки. Я занимаюсь его счетами, слежу за работой и получаю у него зарплату. Есть ли на мне грех за то, что я работаю с ним?»
Ответ Шейха ибн Усеймина:
«Во-первых, тебе необходимо знать, что запретной взяткой является та, посредством которой человек достигает лжи. Как например, если дают взятку судье, чтобы он вынес ложное решение, или дают взятку чиновнику, чтобы он разрешил ему сделать дело, которое не разрешает государство, и тому подобное.
А что касается взятки, посредством которой человек получает свое же право, как случаи, когда он не может добиться своих прав кроме как заплатив, то это харам (запретно) тому, кто берет, но не тому, кто дает. Потому что тот, кто ее дает, дал ее чтобы получить свое право, однако тот, кто берет эту взятку, он согрешил, потому что взял то, на что не имел право.
И в связи с этим, я предостерегаю от этого презренного дело, которое запрещено шариатом и которым не доволен разум. Ведь некоторые, просим Аллаха чтобы он наставил их, не исполняют возложенные на них обязательства по отношению к людям, облегчая им дела, кроме как если им не дадут что-то из имущества. И это для них харам, и это обман государства, предательство аманата (возложенного на них), бесправное поедание имущества, притеснение своих братьев. На них то, чтобы они побоялись Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и чтобы они исполняли доверенное им дело.
А что касается работы вместе с этим бизнесменом, который дает взятки, то это строится на том, что мы упомянули. Работать на этого человека харам, потому что работа на того, кто делает харам является помощью ему в этом запретном, а помощь в запретном это соучастие в грехе. И ты должен посмотреть если этот мужчина тратит свое имущество, чтобы получить свои же права, то исходя из этого на тебе нет греха в том, чтобы ты продолжал работать у него».
📖 Источник: Фатава лиль-муваззафин валь-уммаль, ибн Усеймин, 16-18 стр.
Итог:
Можно давать взятку, и запретной она будет для работника, который её возьмет. Однако с двумя условиями:
1 Чтобы он дал её для получения своего права или устранения притеснения от себя. Если же он даст её для того, что не заслуживает, то это будет запретным для него и будет большим грехом.
2 Чтобы не было другого метода для получения своего права или устранения притеснения, кроме взятки.
Аллах знает лучше!
_______________________
Слабый хадис о взятках.
⚡ Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Дающий и берущий взятки (окажутся) в (адском) Огне».
📖 Отвергаемый хадис/мункар/. Он передаётся в хадисе ‘АбдуЛлаха ибн ‘Амра, ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа и от одного человека из числа мухаджиров (сподвижников).
Хадис от ‘АбдуЛлаха ибн ‘Амра приводит ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» (3/29/2047), «Му’джам ас-Сагъир» (стр. 13 – индийское издание) и в «ад-Ду’аъ» (3/1737/2094).
⚡ В его иснаде присутствует ‘Али ибн Хаджар аль-Ахвази положение которого неизвестно, и никто не называл его надёжным передатчиком.
Хадис ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа приводят аль-Баззар (2/125/1355) и ат-Табарани в «ад-Ду’аъ» (3/1739/2098). В его иснаде присутствует передатчик по имени аль-Хасан ибн ‘Усман, который является неизвестным. Хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» (4/199) сказал: «Его приводит аль-Баззар и в его иснаде тот, кого я не знаю», а аль-Мунзири (3/143/2) промолчал о нём.
Что касается хадиса мухаджира (сподвижника), то его приводит Ахмад ибн Мани’ в своём «Муснаде». В его иснаде присутствует ‘Умар ибн Мухаммад ибн Хальф ат-Тальхи, который является неизвестным. Хафиз Ибн Хаджар привёл его в «аль-Маталиб аль-‘алия» (2/76) и «аль-Муджаррада» (2/249/2132) и промолчал о нём, а его примеру последовал аль-Бусыри, как на это указал аль-А’зами. Причиной этого послужило то, что этот ат-Тальхи является неизвестным.
В силу того, что шейх аль-Албани не нашёл хадиса, который усилил бы данный хадис, он привёл его в числе слабых хадисов. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 14/855-859.
См. также «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 3146, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1341.
______________________________
Из книги: «Фикх имущественных взаимоотношений», о взятках: