статус и структура магистерской диссертации




Пономарев М.В. (ИИиП МПГУ)

Выпускная квалификационная работа студента магистратуры:

статус и структура магистерской диссертации

(учебный текст)

 

Федеральным Государственным образовательным стандартом установлено, что подготовка и защита выпускной квалификационной работы студента магистратуры является обязательной частью Государственной итоговой аттестации [1]. ГИА проводится государственной экзаменационной комиссией для определения результатов освоения образовательной программы (то есть уровня сформированности у выпускника общекультурных и профессиональных компетенций). К ГИА допускаются студенты, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план по соответствующей образовательной программе. Успешное прохождение государственных аттестационных испытаний является основанием для выдачи документа о высшем образовании и о квалификации образца, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Существует две формы государственных аттестационных испытаний – защита выпускной квалификационной работы (ВКР) и государственный экзамен. Но только первая из них является обязательной, поскольку ФГОС предоставляет образовательным организациям право отказаться от включения государственного экзамена в состав ГИА (так, например, на историческом факультете ИИиП МПГУ государственный экзамен для студентов магистратуры не проводится).

Выпускная квалификационная работа представляет собой исследование, демонстрирующее уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Требования к содержанию и форме ВКР, порядку ее выполнения, критерии оценки устанавливаются образовательной организацией самостоятельно, в том числе с учетом профильной специфики образовательной программы. В Программе ГИА, действующей в ИИиП МПГУ, указано, что в процессе выполнения диссертационного исследования выпускник должен продемонстрировать способность самостоятельно осуществлять научное исследование в рамках междисциплинарного проблемного поля с использованием современных методов познания, обосновывать теоретические выводы и предлагать практические рекомендации по результатам проведенных исследований, формулировать положения и выводы диссертации в соответствии с требованиями к научному тексту, представлять результаты исследования в ходе публичной защиты с использованием мультимедийных средств. Исходя из этих критериев выпускная квалификационная работа студента магистратуры считается диссертацией (от лат. dissertatio – рассуждение, доклад), то есть рассматривается как совокупность научных положений и результатов исследовательской работы, обладающих научной новизной и практической значимостью, апробированных в системе научных коммуникаций и выдвигаемых автором для публичной защиты.

Именно статус диссертации позволяет вполне четко определить специфику ВКР магистров по сравнению с дипломными работами выпускников бакалавриата. Любая выпускная квалификационная работа также должна представлять собой «самостоятельное, логически завершенное научное исследование». Но для бакалавра суть этих требований сводится к смысловой целостности и структурному единству ВКР, соблюдению стилистических особенностей научного текста, правил цитирования и библиографического описания ссылок. В содержательном плане дипломная работа бакалавра носит скорее реферативный характер, поэтому к ней предъявляется требование научной значимости, а новизны (то есть речь идет о соответствии содержания работы современным тенденциям развития науки, а не оригинальной исследовательской программе). Критерий самостоятельности в этом случае касается, прежде всего, логической взаимосвязи между постановкой цели и задач, подбором источниковой базы и научной литературы, формированием содержательной структуры работы, а также умения делать промежуточные и итоговые выводы в соответствии с решаемыми исследовательскими задачами.

Магистерская диссертация, напротив, должна отличаться оригинальностью постановки проблемы и новизной полученного «интеллектуального продукта». Речь при этом не обязательно идет об открытии новых научных фактов (такой исследовательский эффект является скорее исключением). А вот получение и применение новых научных знаний в рамках проблемного поля диссертации является важнейшим требованием к магистерскому исследованию. Такой результат достижим благодаря использованию технологий проблематизации, аналитического синтеза, концептуальной интерпретации (тогда ВКР приобретает характер теоретического исследования), либо направленности на решение практических задач с опорой на специализированные исследовательские методики (тогда речь идет о прикладном исследовании). В качестве диссертации ВКР магистра подразумевает обязательную апробацию – отражение основных положений и выводов работы в научных публикациях, выступлениях на конференциях и научных семинарах, применение полученных знаний при разработке научно обоснованных рекомендаций, составлении учебных или экспертных материалов (в рамках прикладных исследований, как правило, требуется и проведение эксперимента). Определенную специфику имеет и защита магистерской диссертации в ходе ГИА – выпускник должен продемонстрировать не только навыки презентации полученных научных результатов, но и умение участвовать в публичной дискуссии, включая соотнесение собственной исследовательской позиции с итогами «внешнего» рецензирования работы. Все эти особенности делают ВКР магистра похожей на диссертацию выпускника аспирантуры. Но кандидатская диссертация должна претендовать на существенный вклад в развитие той или иной области научных знаний. Диссертация же магистра остается, прежде всего, учебной работой, показывающей уровень профессиональной подготовки выпускника в качестве исследователя.

Важно отметить, что магистерская диссертация должна соответствовать квалификационным требованиям не только с точки зрения качества итогового «текста» работы, но и как реализованный студентом научно-исследовательский проект. Как указывалось выше, индивидуальный план НИР студентов магистратуры исторического факультета ИИиП МПГУ построен именно в логике комплексного проекта. Этапами его реализации являются определение проблемного поля и концептуально-методологической направленности диссертации, утверждение ее темы и разработка первичной исследовательской гипотезы, эвристический поиск и подготовка информационно-ресурсной базы исследования, ознакомление с основными источниками и научными работами по теме ВКР, обобщение концептуальных идей в формате научной статьи, разработка проекта введения как формализованного описания концепции, определение структуры диссертации и формирование гипотезы ее основных содержательных линий, комплектация информационно-ресурсной базы исследования в соответствии с согласованной содержательной структурой, работа над текстом диссертации, практическая апробация ее материалов, освоение технологий презентации и публичного выступления.

Для подготовки выпускной квалификационной работы, а также выполнения индивидуального плана НИР и прохождения практик за студентом распорядительным актом университета закрепляется научный руководитель из числа преподавателей исторического факультета ИИиП МПГУ (обладающий научным званием и/или научной степенью). Научный руководитель оказывает помощь студенту в выборе темы диссертации, консультирует по проблематике и методологии исследования, контролирует выполнение индивидуального плана НИР и своевременность подготовки диссертации к предзащите и защите, несет ответственность за соблюдение требований к авторской самостоятельности диссертационного исследования, представляет письменный отзыв на диссертацию с рекомендацией ее к защите или отклонением от защиты. Помимо научного руководителя ответственность за качество научно-исследовательской работы студента несет руководитель соответствующей образовательной программы. При необходимости может быть назначен научный консультант выпускной квалификационной работы (в этой роли может выступать не только преподаватель МПГУ, но и работник другой образовательной или научно-исследовательской организации; статус консультанта не предполагает заключение трудового договора с университетом и его официальное участие в процедурах промежуточной аттестации и ГИА).

Назначение научного руководителя происходит в начале первого семестра обучения. Не позднее 25 сентября студент должен представить руководителю образовательной программы заявку о выборе выпускающей кафедры и проблемного направления ВКР. Выпускающая кафедра с учетом заявок, поступивших от обучающихся, назначает научных руководителей ВКР (за одним руководителем может быть закреплено руководство не более восьми ВКР студентов бакалавриата и магистратуры). Смена научного руководителя возможна по инициативе руководителя образовательной программы или заведующего кафедрой, а также самого научного руководителя или студента (решение по этому вопросу принимает выпускающая кафедра).

Качество выпускной квалификационной работы магистра определяется в соответствии с требованиями, касающимися как содержательных аспектов диссертационного исследования, так и целого ряда формализованных правил работы с научным текстом, оформления и презентации ВКР.

В содержательном плане магистерская диссертация должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки в области профессиональной деятельности выпускника. Это требование играет ключевую роль при утверждении темы ВКР. На историческом факультете ИИиП МПГУ большое значение придается праву студента магистратуры самостоятельно выбирать тематику диссертации, учитывая специфику своих образовательных потребностей и научных взглядов. Однако, поскольку защита ВКР является единственной формой итоговых аттестационных испытаний, то ее содержательная направленность должна в полной мере продемонстрировать готовность выпускника к тем видам профессиональной деятельности, которые указаны в соответствующем ФГОС и связаны с профильной спецификой образовательной программы.

Существенно отличаются подходы к определению тематики ВКР применительно к прикладным и теоретическим исследованиям. Если речь идет о прикладном диссертационном исследовании, то соблюдение этого правила не вызывает особых затруднений – при определении темы ВКР необходимо учесть те профессиональные задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник в соответствии с ФГОС, и смоделировать такой проект комплексного исследования, выполнение которого продемонстрирует уровень «практического» освоения соответствующих компетенций (как правило, это касается проведения педагогических экспериментов, «полевых» социологических или этнографических исследований, реализации программ мониторинга и т.п.). Сложнее выглядит ситуация с выбором тематики теоретического диссертационного исследования (а это относится и к большинству исследований в области социально-гуманитарных наук и, в особенности, историческим исследованиям). ФГОС включает достаточно формализованное описание исследовательских компетенций, и поэтому уже сам факт подготовки качественной диссертации свидетельствует о профессиональной компетенции выпускника в этой сфере профессиональной деятельности. Означает ли это, что диссертация может быть посвящена любой проблеме, сопряженной с тематикой образовательной программы? Отвечая на этот вопрос следует учесть два обстоятельства.

Во-первых, любая магистерская диссертация должна соответствовать требованиям научной новизны и значимости. И если в прикладных исследованиях эта задача решается за счет экспериментального компонента, то занимаясь теоретическим исследованием студент магистратуры очень ограничен в возможностях добиться чего-либо действительно «нового» и «значимого». Поэтому на первый план выходит авторская модель проблематизации исследования. Раскрытие поставленной проблемы в рамках актуальной и оригинальной научной гипотезы становится тем «интеллектуальным продуктом», который обеспечивает качество ВКР. Из этого следует, что при формулировке темы необходимо учитывать ее потенциал для проведения продуктивного исследования, что касается и наличия достаточной источниковой базы (диссертация не может носить реферативный характер!), и самой возможности проведения проблемно-аналитического исследования по выбранной теме (диссертация не может носить описательный характер!). Результатом работы должны стать доказательные выводы в соответствии с поставленной целью и авторской гипотезой, а не сам факт «проведения анализа» или «изучения проблемы».

Во-вторых, необходимо учитывать специфику образовательной программы и направления магистерской подготовки. В некоторых случаях уже сам профиль программы «подталкивает» студента к выбору вполне «диссертабельной» темы. Так, например, выбор студента, обучающегося по программе «Методологические проблемы исторической науки» направления «История» изначально смещается в область теоретико-методологической и историографической проблематики. С другой стороны, тематика ВКР может касаться и совершенно конкретных исторических «сюжетов», если при этом сама диссертация имеет четко выраженную концептуально-методологическую направленность, а ее проблемное поле соответствует актуальным тенденциям развития исторической науки. Сложнее обстоит дело с проблематизацией диссертационных исследований в тех случаях, когда направление подготовки и специфика образовательной программы не имеют прямой взаимосвязи. Так, например, если исходить из формальных требований, то студенты, обучающиеся по программе «Историческая антропология» направления «Педагогическое образование», должны проводить диссертационные исследования именно в русле педагогических профессиональных задач, хотя и по «историко-антропологической» тематике. Такой вариант, конечно, возможен (например, исследования в области преподавания историко-антропологической проблематики, применения историко-антропологических методик в учебно-исследовательской деятельности школьников и т.п.). Но, с другой стороны, ВКР может позиционироваться и в контексте более широкой задачи – формирования исследовательской культуры будущего педагога (что особенно важно с учетом подготовки студентов магистратуры к роли вузовского преподавателя). При таком подходе тематика ВКР вполне может быть ориентирована на исторические, а не педагогические «сюжеты». Но принципиальную значимость приобретает междисциплинарный характер исследования, его четкая концептуально-методологическая направленность, актуальность изучаемого проблемного поля, то есть те характеристики, которые доказывают высокий уровень развития исследовательской культуры магистра. А вот сугубо «событийное» описание тех или иных исторических явлений и процессов основой ВКР может стать только в одном случае – если студент вводит в научный оборот неизвестные или малоизвестные ранее архивные документы.

Итак, магистерская диссертация должна иметь проблемно-аналитический или прикладной (экспериментальный) характер, по своему содержанию отвечать требованиям авторской самостоятельности, научной новизны и практической значимости, полноты раскрытия поставленной проблемы, внутренней логичности и последовательности изложения, аргументированности промежуточных и итоговых выводов. Интеллектуальным продуктом диссертационного исследования и основным критерием его качества является доказательство научной гипотезы, выдвинутой магистрантом для раскрытия поставленной проблемы.

Эти требования предопределяют совершенно унифицированный подход к построению структуры ВКР. Обязательными структурными компонентами диссертации являются введение (комплексная постановка научной проблемы), основная часть (эмпирическая информация и научные положения, показывающие ход и результаты исследовательских действий, материалы, обеспечивающие аргументированность и доказательность авторских суждений, промежуточные выводы), заключение (итоговые выводы, связанные с раскрытием поставленной проблемы), список использованных источников и литературы (информационно-ресурсная база исследования), а также приложение (при необходимости). Кроме того, в состав текста диссертации входят титульный лист (название вуза, института и кафедры, фамилия и инициала студента, тема ВКР, код и направление подготовки, наименование магистерской программы, должность, ученые степень и звание, фамилия и инициалы научного руководителя работы, ученые степень и звание, фамилия и инициалы руководителя образовательной программы, результаты проверки ВКР на объем заимствований, год написания работы), лист оглавления (перечень всех структурных компонентов ВКР с указанием страниц, расположенный на второй странице рукописи).

Во Введении описываются все компоненты научной гипотезы, в русле которой спроектировано диссертационное исследование: обосновывается актуальность исследования (в контексте важных тенденций общественного развития, духовных и когнитивных потребностей общества, развития проблемных полей и теоретико-методологических основ современной науки и т.п.), характеризуются его объект и предмет (в качестве объекта рассматриваются процессы и явления, с которыми связано возникновение изучаемой проблемы, предмет показывает проблемное поле диссертации, конкретизирует его по хронологическим и пространственным рамкам, участвующим субъектам, институциональным, контекстным, ситуативным факторам и т.п.), формулируются цель исследования (направленность диссертации на планируемый интеллектуальный результат) и его задачи (предопределяющие структурную логику работы), дается характеристика теоретико-методологических основ диссертации (методологических подходов, позволяющих реализовать авторскую исследовательскую гипотезу), определяется степень изученности темы (в контексте междисциплинарных исследований проблемного поля и историографии темы), приводится обзор источников (анализ источниковой базы по основным типам и видам источников), указываются критерии научной новизны диссертации (как правило, речь идет об оригинальности авторской научной гипотезы, включая особенности постановки проблемы в рамках избранного концептуально-методологического направления), указывается практическая значимость диссертации и приводятся данные о ее апробации (научные публикации, участие в студенческих конференциях и научных семинарах, разработка методических и экспертных материалов и т.д.).

Еще одним возможным компонентом введения являются «положения, выносимые на защиту ». Они представляют собой тезисы, которые не дублируют итоговые выводы, а показывают те априорные установки, исходя из которых автор считает поставленную научную проблему не только значимой, но и решаемой с помощью выбранных исследовательских методов и приемов. Поэтому «положения» размещаются именно во введении, демонстрируя суть изначальной авторской гипотезы и логику построения диссертации. Фактически же речь идет о краткой концептуальной характеристике основной части диссертации. Поэтому «положения» пишутся одновременно с заключением. В ходе публичной защиты диссертации автор, как правило, полностью зачитывает эти «положения» (либо они приводятся в презентации), а перейдя к изложению выводов, получает возможность сосредоточиться именно на оригинальном интеллектуальном результате исследования, а не пересказывать «вкратце» содержание всей работы. На уровне студенческих ВКР формулирование «положений, выносимых на защиту», как правило, не требуется, но автор имеет право включить их в состав введения.

Содержание глав и параграфов основной части диссертации определяется поставленными исследовательскими задачами. «Завершенной» считается диссертация, в которой нашли решение все задачи, сформулированные автором во введении (поэтому, чаще всего задачи формулируются так, чтобы каждая из них соответствовала одному параграфу – тогда перечень задач наглядно показывает логику достижения поставленной цели исследования). Первая глава или, по крайней мере, первый параграф обычно посвящается анализу тех явлений и процессов, которые составляют объект исследования, а также характеризуют взаимосвязь объекта и предмета. Смысловая направленность и преемственность остальных параграфов зависят от авторского замысла – можно показать «пошаговое» движение к реализации поставленной исследовательской цели, либо опираться на анализ отдельных компонентов изучаемой проблемы с последующим синтезом полученных выводов в заключении ВКР. Иногда в структуре диссертации присутствуют ярко выраженные «теоретическая» и «практическая» главы, либо глава, посвященная концептуально-теоретическому анализу, в сочетании с главой или главами, показывающими различные частные примеры. Возможен также «историко-хронологический» подход к формированию структуры диссертации, однако он эффективен только в сочетании со специфическими методами исследования (например, моделированием, прогнозированием, типологизацией, периодизацией). А вот попытка просто показать в диссертации «как это было» превращает ее в описательную работу.

Общее количество глав и параграфов зависит от специфики поставленных исследовательских задач и применяемых методов исследования, насыщенности источниковой базы. Но следует учитывать и технические ограничения, связанные с объемом текста ВКР. Поскольку общий рекомендуемый объем теста магистерской диссертации составляет 100 страниц (без учета списка использованных источников и литературы и приложения), то примерный объем основной части можно определить в 80 страниц. При таком объеме оптимально разделить основную часть диссертации на 6–7 параграфов – тогда объем каждого из них будет колебаться примерно от 10 до 15 страниц, что позволяет развернуто и обоснованно решить каждую из поставленных исследовательских задач. Конечно, эти количественные параметры не являются обязательными. Но параграф с объемом менее 10 страниц, как правило, свидетельствует о поставке исследовательской задачи, не обеспеченной источниковой базой или слишком «узкой» для аналитики, а параграфы с объемом более 20 страниц нарушают сбалансированность текста. Таким образом, оптимальной является основная часть диссертации, структурированная на 2–3 главы, каждая из которых включает не менее 2 параграфов (например, 2+4, 3+3, 2+2+2, 2+2+3). Глав, состоящих из одного параграфа, в структуре диссертации быть не может!

Вне зависимости от специфики содержательной структуры диссертации каждый параграф должен завершаться резюмирующими положениями (примерно на 0,5 страницы), а каждая глава – промежуточными выводами, имеющими аналитический характер (примерно 1 страница). В Заключении приводятся итоговые выводы, отражающие достижение поставленной исследовательской цели. В них должны быть отражены все задачи, поставленные во введении, и поэтому текст заключения неизбежно «пересекается» с выводами параграфов и глав. Однако прямого дублирования текста необходимо избегать. В состав заключения могут быть включены и предложения по развитию научных исследований в соответствующей области, практической реализации результатов диссертационного исследования.

После Заключения в тексте ВКР размещается Список использованных источников и литературы. Он не выполняет функцию полного библиографического описания темы, а включает в себя только тот круг материалов, которые были непосредственно использованы при подготовке диссертации (то есть отражены в ссылках). В структуре списка отдельно и с подзаголовками приводятся пронумерованные перечни источников и научной литературы. В рамках этих перечней могут быть выделены подпункты (в списке источников – в соответствии с их типологией по происхождению и функциям, в списке литературы – согласно статусу изданий, например, монографии, диссертации и авторефераты диссертаций, статьи и т.д.). В перечне источников отдельными позициями указывается каждый из использованных документов (в том числе, если группа материалов взята из сборника документов, то каждый документ оформляется отдельно, а данные по сборнику приводятся вместе с названием каждого из них как указание на полиграфическое издание). По тому же правилу в списке литературы указываются статьи из сборников или периодических изданий. Исключение могут составить лишь материалы прессы, если они используются комплексно (в таком случае как источник указывает название газеты и год выпуска). Материалы, первоначально изданные в полиграфическом варианте и затем размещенные в Интернете или на иных электронных носителях, указываются в составе тех подгрупп источников и литературы, которым соответствуют по происхождению и функциям. А вот электронные материалы, не имеющие полиграфического аналога и изначально созданные в виртуальной среде, указываются в составе отдельных подгрупп источников и литературы (например, «Материалы информационных и сетевых порталов», «Материалы сетевых периодических изданий»). Нумерация в Списке использованных источников и литературы является единой. Подзаголовки нумерацией не выделяются. При форматировании текста через функцию «список» необходимо использовать одинаковый размер отступа.

В состав Приложения входят используемые в диссертации иллюстрации и графические материалы (схемы, диаграммы, графики, карты и т.п.), а также впервые вводимые в научный оборот документы (перевод с иностранного языка «вводом в научный оборот» не считается). Каждый из таких объектов оформляется как отдельное приложение, сопровождается тематическим заголовком, а его происхождение указывается ссылкой (на издание или сетевой ресурс). Если объект является авторским (то есть создан самим автором ВКР в ходе исследования), то приводится информация о том, на основе каких материалов создан данный графический объект, или где и когда производилась фото- или видеосъемка и т.п.

В процессе работы над ВКР должна быть осуществлена апробация ее основных положений (в формате участия в студенческих конференциях, научно-исследовательских семинарах, публикации научных статей и тезисов и т.д.). Обязательной для студентов ИИиП МПГУ формой апробации магистерской диссертации является публикация научной статьи, отражающей специфику проблемного поля исследования и авторского подхода к его анализу. Публикацией считается размещение статьи на только в полиграфическом, но и сетевом издании, а также специализированных сетевых ресурсах.

Принципиально важным компонентом работы на ВКР является научное, стилистическое и техническое редактирование ее текста, а также подготовка презентации и устного выступления для публичной защиты диссертации.

Дополнительный материал

Подготовка диссертационного исследования осуществляется студентом на протяжении всего периода обучения в магистратуре в соответствии с Индивидуальным планом НИР.

Окончательный вариант ВКР передается для рецензирования, а научный руководитель готовит на него отзыв, позволяющий допустить диссертацию к публичной защите. Предзащита ВКР происходит в формате экспертизы ее текста, материалов презентации (подготовленных в программной среде Microsoft PowerPoint), отзыва научного руководителя и рецензии. По итогам предзащиты полный текст ВКР размещается на сайте университета. Защита ВКР происходит в соответствии с Положением об ГИА.

Итоговый текст ВКР, одобренный научным руководителем, сдается в электронном виде для подготовки отзыва, рецензии и прохождения предзащиты. Научный руководитель составляет официальный отзыв, в котором дается характеристика степени соответствия темы ВКР и ее содержания профильной специфике образовательной программы и актуальным направлениям в теоретико-методологическом развитии современной науки, оценивается готовность студента самостоятельно проектировать и осуществлять научное исследование, определяется степень оригинальности научной концепции ВКР и достигнутых в ходе исследования результатов, подтверждается факт апробации основных положений и результатов работы, дается оценка сформированности у студента общекультурных и профессиональных компетенций, мотивации к научно-исследовательской деятельности. В отзыве должна содержаться рекомендация о допуске диссертации к защите, либо аргументированный отказ в допуске.

Рецензия является «внешней» – рецензент назначается из числа лиц, не являющихся работниками выпускающей кафедры. Список рецензентов утверждается не позднее, чем за 15 дней до защиты. В рецензии оцениваются актуальность и научная значимость ВКР, полнота раскрытия поставленной проблемы, специфика источниковой базы, аргументированность выводов, логика, язык и стиль изложения материала, соответствие требованиям к оформлению. Рецензент должен определить степень самостоятельности диссертационного исследования и указать имеющиеся недостатки, а также может сформулировать вопросы, требующие дополнительного обсуждения в ходе защиты. В рецензии должна содержаться рекомендуемая оценка выпускной квалификационной работы (по пятибалльной шкале оценивания).

Студент вправе ознакомиться с содержанием отзыва и рецензии, но никаких дополнений и изменений в текст ВКР вносить после рецензирования нельзя. Даже если рецензия носит отрицательный характер, студент имеет право участвовать в предзащите – для этого необходим положительный отзыв научного руководителя. Предзащита проводится межкафедральной комиссией во главе с руководителем образовательной программы. Формат предзащиты – экспертиза ВКР, презентации, отзыва и рецензии с точки зрения формальных требований. Кроме того, текст ВКР проверяется с помощью программы программой «Антиплагиат» (объектом проверки является не «процент оригинальности текста», а корректность заимствований, то есть отсутствие любых заимствованных фрагментов текста, не оформленных как цитаты).

После предзащиты выпускная квалификационная работа размещается на сайте и/или в электронно-библиотечной системе университета, а один экземпляр распечатывается на белой односортной бумаге формата А-4 (контуры букв должны быть четкими, без расплывающейся окраски, дорисовка букв чернилами не допускается). На титульном листе должны быть поставлены подписи научного руководителя и директора института, на лист подтверждения самостоятельного характера работы – подпись студента. Не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты переплетенный текст ВКР, отзыв и рецензия передаются в Государственную экзаменационную комиссию.

В отличие от текста ВКР, материалы презентации могут быть отредактированы уже после предзащиты. Причем, целесообразно сделать эту редактуру одновременно с подготовкой устного выступления. Их общая задача –представление проблемного поля и научной концепции исследования, характеристика его результатов в ходе публичной защиты ВКР.

Презентация должна быть подготовлена в программной среде Microsoft PowerPoint. Ее содержательная насыщенность определяется длительностью выступления в ходе защиты (до 10 минут). Рекомендуемый состав слайдов: 1) титульный лист (наименование образовательного учреждения, тема ВКР, ФИО автора и научного руководителя, год защиты); 2) актуальность темы ВКР; 3) цель и задачи исследования; 4) объект и предмет исследования (в случае необходимости к краткой формулировке предмета добавляются параметры его детализированного описания – географические и хронологические рамки работы, состав участников и т.п.); 5) теоретико-методологические основы диссертации (эта информация может быть показана с помощью схемы, либо тезисами); 6) состав источниковой базы (перечень типов и видов использованных источников); 7) научная новизна и практическая значимость диссертации, формы апробации; 8) структура диссертации (названия глав и параграфов); 9+) выводы (несколько слайдов). Рекомендуемое общее количество слайдов – 12–15.

Важную роль играют технические требования к презентации. Фон слайдов должен быть единым для всей презентации, иметь деловой, психологически комфортный стиль, соответствующий формату мероприятия. Не рекомендуется использовать типовые шаблоны фона с графическими изображениями или рисунками. Если в качестве фона отдельных слайдов используется изображение, то степень его яркости не должна мешать четкому восприятию графических объектов и чтению текста. Слайды не должны иметь подзаголовков, дублирующих содержание информационных объектов. Текст, размещаемый на слайде, должен быть лаконичен и ограничен по общему объему. Рекомендуется оформлять текст в виде тезисов и маркированных (пронумерованных) положений, а также использовать графические объекты (схемы, таблицы, графики, диаграммы). Текст оформляется шрифтом не менее 20 pt. Возможно выделение текста полужирным шрифтом, но не рекомендуется использование курсива. Форматирование текста осуществляется по ширине. Рекомендуемые шрифты – Arial, Georgia, Times New Roman. Оптимальной цветовой комбинацией шрифта и фона являются «черные буквы на белом фоне». В тексте может быть сделано логическое ударение – выделение слова или словосочетания цветом. В тексте должны быть соблюдены принятые правила орфографии, пунктуации, сокращения и специальные правила оформления (например, отсутствие точки в заголовках). Используемые в составе презентации иллюстративные изображения (репродукции картин, плакаты, фотографии, рисунки и т.п.) должны быть связаны с конкретными содержательными элементами презентации. Все изображения должны иметь достаточно большое разрешение для комфортного визуального восприятия. При размещении на слайде изображение необходимо «растягивать» только через «угол», чтобы не нарушить его пропорции. Анимационные эффекты могут быть применены к графически объектам (схемам, таблицам, графикам и диаграммам) и изображениям, если это необходимо для поэтапного восприятия материала. Для оформления базовой информации использование анимационных эффектов не рекомендуется. В качестве отдельных элементов презентации могут быть использованы аудио- и видеоматериалы. Длительность каждого из таких фрагментов должна быть строго ограничена. Интенсивность звука должна быть комфортной для аудитории. Не допускается использование музыки в качестве постоянного фона.

Текст устного выступления отчасти совпадает с содержанием презентации, но не дублирует его. Часть слайдов может быть ориентирована на визуальное восприятие и сопровождаться минимальными устными комментариями. Начинается выступление с показа слайда № 1 и со слов: «Уважаемый Председатель Государственной экзаменационной комиссии! Уважаемые члены комиссии! Темой моей выпускной квалификационной работы является..». Далее коротко рассказывается об актуальности (при этом не обязательно повторять все тезисы, указанные на слайде № 2 – достаточно выделить ключевой фактор актуализации, сформулировав его в 2-3 предложения). Полностью зачитываются формулировки цели и задач, объекта и предмета исследования (с показом слайдов № 3 и 4). Указываются теоретико-методологические основы диссертации (если на слайде № 5 приведена схема, то она коротко комментируется, если сформулированы тезисы, то указывается лишь сама методологическая направленность). Показывая слайд № 6, можно устно перечислить лишь наиболее значимые источники или их группы. На комментариях к слайду № 7 следует остановиться подробнее – научная новизна и практическая значим



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: