Задание 2. На понимание прочитанного текста.
Задание 3. Средства выразительности речи:
Эпитет – образное определение (прил.+сущ.). Жестокий бунт, могучий дуб, чудесный вечер, нежные руки.
Сравнение – сопоставление с чем-либо. Туча, словно птица; Горы, как великаны; Метель воет подобно зверю.
Метафора – переносное значение: ледяное сердце, железные нервы, глаза горят.
Олицетворение – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы. Зима злится, буря воет, плачет дождь, слёзы подступили, ветер поёт.
Гипербола – преувеличение. Море слёз; Мы не виделись сто лет; Ты – вся моя жизнь.
Фразеологизм – устойчивое, несвободное сочетание слов. Сглазу на глаз, красная строка, на седьмом небе, задеть за живое, зарубить на носу, перемыть косточки.
Задание 4. ВЫПИСАТЬ СЛОВО!
Если нужно выписать слово со значением приставки «приближение», «близость», «присоединение», «неполнота действия» - ищем слово с приставкой «при». Нап ример: приближение – приехать, прибежать; близость – прибрежный, пригородный; присоединение – прибить, приклеить; неполнота действия – присесть, прикрыть.
Если нужно выписать слово, в котором правописание приставки ЗАВИСИТ от последующего согласного – ищем слово, в котором приставка заканчивается на согласный, и корень начинается на согласный. ОБА СОГЛАСНЫХ ДОЛЖНЫБЫТЬ ИЛИ ЗВОНКИЕ ИЛИ ГЛУХИЕ.
Если нужно выписать слово, в котором правописание приставки НЕ ЗАВИСИТ от последующего согласного – ищем слово, в котором приставка заканчивается на согласный, и корень начинается на согласный. ОДИН ИЗ СОГЛАСНЫХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГЛУХИМ, А ДРУГОЙ – ЗВОНКИМ. Чаще это слово с приставкой, которая заканчивается на «з» или «с».
|
!!!Если не понимаем, звонкий согласный или глухой, затыкаем уши пальцами и произносим его вслух. Если в ушах звенит – звонкий. Если нет – глухой.
Задание 5. ВЫПИСАТЬ СЛОВО!
Если дано правило – ищем слово нужной части речи с нужными буквами.
Если нужно выписать исключение, ищем слова: оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный.
Задание 6. НАПИСАТЬ СЛОВО В ТОЙ ЖЕ ФОРМЕ, КАК В ЗАДАНИИ!
Синоним – слово, такое же по значению. Стилистически нейтральное – не имеющее стилистической окраски. Например: солгать (книжное), наврать (разговорное) - обмануть (нейтральное). Врезать (разговорное) – ударить (нейтральное). Древний (книжное) – старый (нейтральное).
Задание 7. МЕНЯЕМ ЧАСТЬ РЕЧИ ЗАВИСИМОГО СЛОВА.
Типы связи слов в словосочетании:
Согласование. Зависимое слово – прилагательное (какой? чей?). Мамина шуба.
Управление. Зависимое слово – существительное. Шуба мамы. Смотрел с завистью.
Примыкание. Зависимое слово – наречие (как?). Смотрел завистливо.
Задание 8. ВЫПИСАТЬ СЛОВАМИ подлежащее и сказуемое. Подлежащее может отсутствовать. Например: У него нет собаки. Выписываем сказуемое – нет. Мне было тяжело. Сказуемое – было тяжело. Никто не поймет его. Основа – никто не поймет. Ему хотелось сказать. Сказуемое – хотелось сказать.
Задание 9. Обособленное – выделенное запятыми.
Обстоятельство – ищем деепричастие (что делая? что сделав?). Подпрыгивая, улыбаясь, смотря, опустив, отвернувшись.
Определение – причастие или прилагательное (какой? какая?).
Согласованное определение – собака (какая?) добрая, рыжая, бегущая.
|
Несогласованное определение – собака (какая?) с черной полосой на спине.
Приложение – уточнение. Катя, моя лучшая подруга,.. Иван Петрович, наш сосед,.. На первом этаже, прямо под лестницей,..
Задание 10. ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ЗАДАНИЕ! Если написано цифрУ – выписываем ОДНУ цифру. Если цифрЫ– выписываем минимум 2 цифры.
Вводное слово (конструкция) – слово (или несколько слов), которое вводит в предложение отношение говорящего. Например: Я вечером пойду гулять. Наверно, я вечером пойду гулять. Конечно, я вечером пойду гулять. К сожалению, я вечером пойду гулять.
Обращение – слово (или несколько слов), называющее того, к кому обращается говорящий. Саша, закрой дверь. Дорогие мои старики, дайте я вас сейчас расцелую.!!!Местоимения «ты», «вы» никогда не будут обращением!!!
ЕСЛИ ВВОДНОЕ СЛОВО ИЛИ ОБРАЩЕНИЕ СТОИТ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫПИСЫВАЕМ НОМЕРА ЗАПЯТЫХ, КОТОРЫЕ СТОЯТ И ДО И ПОСЛЕ ЭТОГО СЛОВА! Например: Я(1), скорее всего (2), не приду. Выписываем цифры: 1,2.
Задание 11. Сосчитать количество грамматических основ и написать ЦИФРУ. Например: Мама приготовила обед, и сын все съел. 2 основы: мама приготовила, сын съел. Пишем цифру 2.
Задание 12. ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ЗАДАНИЕ! Если написано цифрУ – выписываем ОДНУ цифру. Если цифрЫ– выписываем минимум 2 цифры.
Сочинительную и подчинительную связь различаем по союзам.
Сочинительные союзы: и, а, да, но, или, то.
Подчинительные союзы: что, чтобы, где, как, который, когда, если и т.д.
ВАЖНО! Нас интересуют только те союзы, которые разделяют грамматические основы!!!
Задание 13. Ищем самое большое по объему предложение, в котором будет больше всего подчинительных союзов и грамматических основ.
Задание 14. Бессоюзное предложение – предложение, части которого (грамматические основы) связаны без помощи союзов, только знаками препинания. Чаще всего БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖНО НАЙТИ ПО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ: «:», «;», «–».
Предложение с сочинительной и подчинительной связью – ищем предложение, в котором будут и сочинительный и подчинительный союзы. ВАЖНО! Нас интересуют только те союзы, которые разделяют грамматические основы!!!