Одно школьное окно – два школьных окна – пять школьных окон.
Одно упражнение – два упражнения – пять упражнений;
Одно спортивное упражнение – два спортивных упражнения – пять спортивных упражнений.
Один заяц – два зайца – пять зайцев;
Один плюшевый заяц – два плюшевых зайца – пять плюшевых зайцев;
Один стул – два стула – пять стульев;
Один деревянный стул – два деревянных стула – пять деревянных стульев;
Одна игрушка – две игрушки – пять игрушек;
Одна любимая игрушка – две любимые игрушки – пять любимых игрушек.
3. «Назови ласково школьные принадлежности» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Портфель – портфельчик;
Карандаш – карандашик;
Мел – мелок;
Тряпка – тряпочка;
Альбом – альбомчик;
Тетрадь – тетрадка, тетрадочка;
Книга – книжечка, книжка;
Линейка – линеечка;
4. «Что положишь в портфель?» Согласование существительных с числительными. Проговаривание предложений полностью. Следим за звуками, окончаниями. Взрослый показывает школьные принадлежности и цифры (от 1 до 10).
Я положу в школьный портфель две тетради и четыре ручки; пять тетрадей и два карандаша; семь учебников и одну линейку; два альбома и восемь карандашей…
5. «Что оставишь в детском саду?» Согласование существительных с числительными. Проговаривание предложений полностью. Следим за звуками, окончаниями. Взрослый показывает игрушку (картинку) и цифры (от 1 до 10).
Я оставлю в детском саду одного медведя и три машины; пять пирамидок и три куклы; десять солдатиков и шесть кубиков; пять зайцев и восемь собак…
6. «Измени слово» Образование существительных женского рода. Следим за звуками.
|
Умник – умница;
Ученик – ученица;
Учитель – учительница;
Отличник – отличница;
Двоечник – двоечница;
Троечник – троечница;
Хорошист – хорошистка;
Скромник – скромница;
Первоклассник – первоклассница;
Дошкольник – дошкольница;
Старшеклассник – старшеклассница;
Проказник – проказница;
Школьник – школьница;
Озорник – озорница.
7. «Подбери слова-родственники» Слова-родственники похожи по звучанию и по смыслу. У них есть главное слово. Запомни эти слова. Вспомни родственные слова к словам «зима», «лес», «снег», «лед».
Писать – письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись.
Читать – читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня.
Учить – учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащийся.
Школа – школы, школьный, школьник, школьница, дошкольник, дошколенок, дошкольный.
Игра – игрушка, играть, игровой, игры, игрушечка, игривый, игрушечный.
8. «Ответь на вопросы, используя короткие слова-предлоги » Активизация в предложениях сложных предлогов «из-за», «из-под», предлогов «с-со», «из». Проговариваем пары предложений полностью. Следим за звуками, окончаниями. Ребенок должен назвать короткие слова (предлоги).
Света села за парту. Света вышла откуда? Света вышла из-за парты.
Костя положил книги на стол. Костя взял книги откуда? Костя взял книги со стола.
Валя поставила вазу на подоконник. Валя взяла вазу откуда? Валя взяла вазу с подоконника.
Рома уронил ручку под парту. Рома достал ручку откуда? Рома достал ручку из-под парты.
|
Учительница вошла в класс. Учительница вышла откуда? Учительница вышла из класса.
Вова спрятал карандаш в рюкзак. Вова достал карандаш откуда? Вова достал карандаш из рюкзака.
Саша поставил портфель под стул. Саша достал портфель откуда? Саша достал портфель из-под стула.
Тома спрятала дневник за спину. Тома достала дневник откуда? Тома достала дневник из-за спины.
Катина ручка упала на пол. Катя подняла ручку откуда? Катя подняла ручку с пола.
9. «Кому и для чего это нужно?» Систематизировать знания детей по теме. Продолжать учить использовать в речи сложноподчиненные предложения. Активизировать в речи детей понятия «школьник», «дошкольник». Развивать память, словесно-логическое мышление.
Кубики … нужны дошкольнику для того, чтобы строить башню, гараж.
Пенал … нужен школьнику для того, чтобы складывать ручки, карандаши и ластик.
Кукла…
Портфель …
Мел …
Книжки-малышки …
Пирамидка …
Линейка …
Учебник …
Обложка …
Дневник …
Альбом …
Краски …
Ручка …
Перемена …
Столовая …
Музыкальный зал …
Класс …
Группа …
Школа …
Детский сад …
Библиотека …
10. «Скажи наоборот» Активизация в речи детей слов-антонимов.
Грязь – чистота;
день – ночь;
свет – темнота, тьма;
жара – холод;
добро – зло;
польза – вред;
богач – бедняк;
друг – враг;
радость – грусть, печаль;
лентяй – труженик;
аккуратный – неряшливый;
толстый – тонкий;
острый – тупой;
широкий – узкий;
жидкий – густой;
гладкий – шершавый;
здоровый – больной;
полезный – вредный;
глубокий – мелкий;
сытый – голодный;
|
крупный – мелкий;
близкий – далекий;
помогать – мешать;
делать – бездельничать;
11. «Часть – целое» Систематизировать знания детей. Развивать словесно-логическое мышление.
Панцирь – черепаха;
Хобот – слон;
Стержень – ручка;
Страница – книга, тетрадь;
Копыто – лошадь, корова, лось, олень …;
Вымя – корова, коза;
Грифель – карандаш;
Крыло – птица;
Зерно – колосок;
Ноготь – палец;
Книга – библиотека;
Зрачок – глаз;
Стрелка – часы;
лепесток – цветок;
Лист – дерево, куст;
Дерево – лес;
Волосы – голова;
Шерсть - животное
12. «Вопросы будущему первокласснику» Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, придумывать свои варианты ответов (в зависимости от вопроса). Развивать словесно-логическое мышление. Корректировать грамматические ошибки.
- Чем отличается первое сентября от других дней?
- С какого возраста дети идут в школу?
- С кем они знакомятся в первый день?
- Где сидят ученики в школе?
- Как называется комната для учеников?
- Что дети берут с собой в школу?
- Что лежит в портфеле (в рюкзаке) у ученика?
- Что делают ученики, когда в класс заходит учитель? Почему?
- Что нужно, чтобы писать?
- Что нужно, чтобы рисовать?
- Как беречь школьные принадлежности?
- Хочется ли тебе учиться в школе? Почему?
- Какого учителя тебе хотелось бы иметь?
- Чему ты хочешь научиться?
- Чем ты любишь заниматься больше всего?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Что нужно для этого?
3. Чтение рассказа «Минутка». Беседа по содержанию. Поощряем творческий подход, желание рассуждать. Следим за поставленными звуками!
Митя сел учить уроки. Был вечер. «Времени у меня много, - подумал Митя, - послушаю одну минутку радио». Митина минутка продолжалась долго. Мама напомнила Мите про уроки. Митя начал решать задачи. Забежал на минутку Митин товарищ Дима. Вместо минутки они проболтали полчаса. А потом они решили сыграть в шахматы. Мальчики так увлеклись, что забыли про уроки. Митина минутка продолжалась целый вечер.