Методический паспорт учебного проекта.
1. Название проекта – Описание состояния человека (на примере репродукции картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»).
2. ФИО – Рудакова Наталья Николаевна.
3. Название образовательного учреждения – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Северодвинска Архангельской области.
4. Год разработки учебного проекта – февраль 2013года.
5. Опыт использования ( планирование ):
· представить паспорт проекта в МБОУ «СОШ № 21» и МБОУ «Общеобразовательный лицей № 17»;
· провести проектный урокв 7 классе Б МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 для учителей школы»;
· распространить опыт проведения проектного урока на группе учащихся 7 класса Б МБОУ «Общеобразовательный лицей №17»;
· провести мастер-класс в филиале Гуманитарного института САФУ для студентов.
6. Проблемная ситуация – описание ситуации, содержащей проблему и условия.
Слово учителя. Недавно я стала свидетелем разговора двух учеников нашей школы. Они беседовали о том, какие у них успехи в школе, чем они занимаются после уроков. Послушайте диалог ребят.
- Ох, и устал я сегодня! Столько всего интересногоузнал: как писать наречия с не, почему И.С. Тургенев обратился к лирическим миниатюрам, чем отзыв отличается от рецензии. А еще у меня сегодня тренировка в бассейне, завтра мы с ребятами на каток идем! Здорово!
- Везет тебе! А у меня не все так замечательно: за диктант двойку получил, завтра Наталья Николаевна наизусть стихотворение будет спрашивать. Я же не выучил! А тут еще одна беда: сочинение сдавать через два дня, а у меня ни строчки не написано. Везет тебе!
- Эх, ты! Везет тому, кто сам себя везет. Ты лучше на себя со стороны посмотри!
|
- А что такое? Что мне на себя со стороны смотреть? Я совсем обычный!
- Нет, надо тебе на себя со стороны посмотреть! Я придумал: помнишь картину Федора Павловича Решетникова «Опять двойка!» Там многое про тебя!
- Какая картина? Почему про меня?
- Эх, ничего-то ты не знаешь! Видно придется описать тебе картину.
7. Проблема проекта – в основе любого учебного проекта лежит проблема, которая мотивирует учеников в проектировании.
Как описать репродукцию картины Федора Павловича Решетникова «Опять двойка!»?
8. Цель – описать репродукцию картиныФедора Павловича Решетникова «Опять двойка!».
9. Задачи – этапы – способы решения:
-рассмотреть репродукцию картины;
- составить план к описанию репродукции;
- собрать материал в таблицу;
- написать черновик, используя материал из таблицы;
- проверить содержание;
- представить работу для обсуждения.
10. Форма организации детей - групповая работа.
11. Ведущая деятельность - поисковая, творческая.
12. Сфера применения результатов – лингвистическая.
13. Форма продуктов проектной деятельности – творческая работа (сочинение).
14. Способ объединения результатов на презентации – конкурс на лучшую работу.
16. Виды презентации – выразительное чтение творческой работы.
17. Класс или возраст детей – 7 класс.
18. Количество участников – 26 учеников.
19. Предметная область – русский язык.
Состав участников- одноклассный.
21. Тема учебно-тематического плана предмета – «Описание состояния человека».
22. Время работы – 2 урока.
23. Цели:
- образовательная – определять особенности типа речи описание (состояния человека) и использовать записи в тетради для решения поставленной проблемы; закреплять умения соединять описание внешности и состояния человека с другими типами речи (повествование); диагностировать умения использовать языковые формы и средства для передачи состояния человека при создании собственного текста по иллюстрации;
|
- развивающая - развивать умения доказательно обосновывать свою точку зрения;
- воспитывающая - формировать умения взаимодействовать в коллективе.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений.
Для самостоятельной работы учащихся в проекте необходимы конкретные заранее сформированные ЗУН и специфические умения проектировать. Сформированные ЗУН –умения составлять план к описанию репродукции;собирать материал в таблицу. Специфические умения – целеполагание, формулирование задач (последовательность действий для достижений цели), организация работы в группах, форма презентации.
25. Приращение в ЗУН и специфических умениях – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом - умения соединять тип речи описание состояния человека с другими типами речи (повествование); приращение в специфических умениях – рефлексивные действия, самоанализ проектной деятельности.
26. Режим работы – урочный.
27. Учебно-методическое оснащение – Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.; под ред. М.М. Разумовской. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
28. Информационное оснащение – репродукция картины Федора Павловича Решетникова «Опять двойка!», таблица «Описание состояния человека», оценочный лист, № 323 на с.148.
|
29. Комментарий. Задачи, планируемые учащимися, реализуются на основе сформированных ранее умений: составление плана к описанию репродукции; сбор материала в таблицу 1. Предлагаем вариант таблицы, которую самостоятельно заполняют учащиеся в группах.
Таблица 1
Сбор материала
Герои репродукции | Действия | Внешность, состояние |
План к сочинению.
1. Вступление (автор, название, общее впечатление).
2. Основная часть (описание внешности, состояния, действий героев).
3. Заключение (отношение к изображению на репродукции).
Рефлексия учащихся осуществляется после прочтения своей работы.
Предлагаем вопросы для самооценки:
· Как организовали работу в группе?
· Что из-за планируемого получилось выполнить?
· Какие проблемы возникли? Как они были разрешены?
Оценочный лист, предложенный для оценки, заполняется учащимися или экспертной комиссией в ходе заслушивания работ (таблица 2).
Таблица 2
Оценочный лист
Группа | Критерии оценки | ||||
Тема, идея | Использование описания состояния и действий | Использование повествования | Композиция работы | Речь | |
1 группа | |||||
2 группа | |||||
3 группа | |||||
4 группа | |||||
5 группа | |||||
6 группа |
Напротив каждого критерия необходимо поставить либо «+», либо «-»; подсчитать количество «+» и «-» в каждой группе, определить группу учащихся, которая успешнее справилась с поставленной в начале урока целью.
Результаты реализации проекта в учебной деятельности будут представлены после проведения уроков в МБОУ «СОШ № 21» и МБОУ «Общеобразовательный лицей № 17».