Рассматривая психические явления и их локализацию нельзя обойти стороной такой интересный механизм работы мозга как межполушарная асимметрия.
При современных достижениях нейронаук стало очевидным то что мозг человека функционирует с ярко выраженной межполушарной асимметрией, то есть одно полушарие доминирует в плане активности над вторым при этом полушария делят между собой функциональную специализацию. Эта функция не является особенностью только мозга человека, но в то же время у современного гомо-сапиенса межполушарная асимметрия выражена больше других животных. Также выяснилось, что эта особенность проявляется как в моторных и сенсорных функциях, так и в высших психических еще более отчетливо. Но всегда-ли существовала межполушарная асимметрия или же развилась ходе эволюции головного мозга?
Том Джексон пишет: “Когда крупные приматы ходят, опираясь на все четыре конечности, они не отдают предпочтение ни одной из них. Однако все меняется, когда они передвигаются на задних “ногах”. В этом случае особи более охотно пользуются одной из рук - левшей и правшей примерно равное количество. Антропологи воспользовались своими собственными предпочтениями, чтобы глубже изучить вопрос: леворукие и праворукие ученые изготовили каменные орудия труда применяя методы, которыми пользовались наши древние предшественники. Они сравнили свои изделия с доисторическими артефактами, найденными в результате археологических раскопок. Результаты показали, что правая рука стала доминировать над левой примерно 600000 лет назад. Что же изменилось? Доподлинно известно, что мозг животного распределяет нагрузку между двумя половинами. Например, рыба вероятнее всего отслеживает добычу используя правый глаз (и левую половину мозга). Предполагается что правое полушарие занята другой работой возможно она ищет угрозы в окружающей среде. Таким образом мозг наших четвероногих предков вероятно уже умел делегировать задачи тому или иному полушарию. Четкий сдвиг в направление одностороннего доминирования верхней конечности начался около 600000 лет назад и, как полагают, был ничем иным, как простой случайностью. Большинство людей используют левое полушарие для обработки речи осмысленных фраз, не животных рыка и урчания. Господствующая ныне теория гласит, что язык развился в левом полушарии, и одновременно правая сторона тела (контролируемая левым полушарием) также стала доминирующей.
|
И в первую очередь это коснулось правой руки. Но чтобы доказать эту теорию, потребуется сканирование мозга пещерного человека.” [3, 124]
Принято считать, что левое полушарие отвечает за логическое мышление, рациональность, выработку стратегий, внутренние правила и речь. Также левое полушарие принимает информацию и обрабатывает ее детально и последовательно Правое полушарие мыслит более отвлеченно, отвечает за интуицию, креативность, фантазии и творчество.
Исходя из вышеописанного можно сделать вывод что у творческих людей чаще доминирует правое полушарие, а у людей, живущих строго по правилам, руководствующихся логикой доминантным является левой полушарие. В современной психологии и нейронауках считается что оба полушария обрабатывают всю информацию и нет специальных психических процессов, предназначенных специально для какого-либо одного полушария, различия в том, что каждое полушарие обрабатывает одинаковую информацию по-своему.
|
В области психиатрии врачи пришли к выводу что при депрессивных заболеваниях большая активность регистрируется в правом полушарии, тогда как при маниакальных состояниях или даже при параноидной шизофрении баланс активации смещен в левое полушарие.
А.Р. Лурия считал, что у человека правое полушарие вырабатывает процессы восприятия своей личности. По этой причине по мнению А.Р. Лурии люди с пораженным правым полушарием не могут осознать свои дефекты и ошибки что в современной клинике называется “анозогнозией”.
В отличии от взрослого человека в младенческом возрасте при частичном или полном отключении доминантного полушария, например, при локальных травмах и поражениях, доминантность может переключиться на второе полушарие и забрать на себя некоторые функции отключенного полушария. По какой причине это происходит точно неизвестно, возможно в младенческом возрасте нет точной локализации психических функций и на каком-то этапе они только начинают зарождаться, либо мозг младенца имеет большую пластичность и процесс перестройки проходит легче чем у взрослого индивида.
8.1 М озолистое тело
Мозолистое тело (corpus callosum). Бесспорно, в процессе межполушарной асимметрии играет роль мозолистое тело. Эта часть мозга состоит из нервных сплетений, преимущественно из аксонов, проходит между полушариями соединяя их. Знание о точном механизме работы мозолистого тела в психических функциях довольно ограничены. Существует мнение о том, что мозолистое тело служит как проводником информации от одного полушария к другому более специализированному для конкретной задачи, в то же время мозолистое тело выполняет тормозящую функцию одного полушария над другим. То есть чем более активно одно полушарие в решение задачи, тем больше в этот момент угнетается активность второго полушария с помощью мозолистого тела, тем самым образуется асимметрия.
|
Заключение
Эволюция проделала огромную работу и внесла большие изменения в головной мозг, а вместе с ним и в психику. Изучая строение мозга наивысшего животного на земле, то есть человека, мы видим, что наш мозг содержит каждый этап эволюции как строения головного мозга так набора психических явлений. В общих чертах начиная от ствола, который в каком-то смысле считается жизнеобеспечением внутреннего организма, дальше получила свое развитие лимбическая система в которой рождаются эмоции, чувства, память и многое другое, заключить эволюцию мозга современного человека нужно конечно-же корой больших полушарий в которой локализуются высшие психические явления и то что отличает человека от всех остальных животных, то есть сознание.
В отличии от таких древних психических явлений как память и эмоции, мы видим, что относительно новый психический процесс - речь человека локализуется в новой части мозга - коре. Речь развилась благодаря именно такому эволюционному типу развития коры больших полушарий что является особенным свойством человека. Несмотря на то что важную роль во многих психических явлениях выполняют такие подкорковые части мозга как гиппокамп, гипоталамус, таламус, лимбическая система в совокупности и некоторых другие, у многих высших млекопитающих с развитой корой, а в особенности у человека все психические явления проходят заключительный процесс в коре головного мозга. Об этом свидетельствуют многие примеры локального поражения коры головного мозга, приведенные выше.
Человеческий мозг — это сеть примерно ста миллиардом нейронов. Различные психические явления формируются благодаря нейронным связям, так порождаются эмоции, память, мышление, речь и многие другие функции. От стимуляции определенного нейрона, одни связи становятся прочнее, а другие слабеют. Весь этот процесс можно назвать нейропластичностью. Например, те люди, которые обучаются искусству музыки и рисования, или новым знаниям создают более сильные межнейронные связи и укрепляют связь двух полушарий головного мозга. Хорошим пример является немец Рудигер Гамм (человек-калькулятор), который с детства до ранней молодости считал себя безнадежным студентом и не справлялся даже с простой математикой. С 20 лет Гамм который работал в то время банковским работником начал по 3 - 4 часа в день заниматься тренировкой математических расчетов. К 26 годам он был способен проводить феноменально сложные математические расчеты, запоминать огромную текстовую и числовую информацию благодаря чему получил прозвище - Человеческий калькулятор. После обследования мозга Гамма на позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), было установлено что у него включается в процесс расчетов больше участков мозга чем у обычного человека. Психолог Андерс Эрикссон выявил что люди, обладающие подобными способностями, полагаются во время расчетов на долговременную память в отличии от обычного человека, который в подобной работе включает кратковременную память. Дик Свааб в своей книге “Мы это наш мозг” пишет о том, что у подростка префронтальная кора больших полушарий полностью развивается только после двадцати лет, до этого времени родитель должен играть роль этой сложной мозговой зоны. Учитывая, что префронтальная кора человека выполняет такие функции как торможение и контроль импульсов, планирование и организацию, рациональное поведение, то можно объяснить поведение детей и подростков в связи с неразвитостью лобной доли, но как объяснить поведение несдержанных, подверженных аддикции или неспособных контролировать свои эмоции взрослых людей не имеющих психиатрических диагнозов? Чаще всего в основе такого поведение лежит генетическая предрасположенность, либо неблагоприятные условия развития в детстве, как было описано в разделе “Серое вещество”. Как мы видим выше в примере Рудигера Гамма, человек благодаря своей воле может кардинально изменить не только свои когнитивные способности, но и другие психические функции. Существует мнение, о том, что некоторые структуры мозга имеют возможность, изменять количество нейронов или даже меняться в размере благодаря воле и образу жизни человека. Одним из примеров является одно из недавних исследований британских ученых, после которого было выявлено, что у лондонских таксистов, водителей кэбов, с большим стажем работы, увеличенный гиппокамп. В обязанности такого таксиста входит, проведение мини экскурсий во время поездки и поиск кратчайшего маршрута от одной достопримечательности к другой, без навигатора. То есть водитель кэба постоянно держит доступное к воспроизведению огромное количество информации.
Не смотря на все вышеописанное, учеными не было обнаружено какого-либо особого строения мозга, соответствующего гению или дураку. Однако, благодаря психическим функциям, а именно связью мозга с внешним миром, каждый человек имеет возможность изменить способности своего мозга.
Литература
1 Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб.: Издательство Питер 2017. - 496 с.
2 Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга: Издательство московского университета 1962. - 431 с.
3 Джексон Т. Мозг. Иллюстрированная история нейронауки: пер. с анг. С.Ан. - Москва: Издательство АСТ 2017 - 168 с.
4 Абрахамс П. Мозг человека. Как это работает: пер. с анг. А.Анваера - Москва: Издательство АСТ 2016 - 176 с.
5 Николаенко Н.Н. Современная нейропсихология: СПб: издательство “Речь” 2013 - 267 с.
6 Свааб Д. Мы это наш мозг: от матки до Альцгеймера: пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова - СПб: Издательство Ивана Лимбаха 2017 - 544 с.
7 Сэм К. Дуэль нейрохирургов. Как открывали тайны мозга и почему смерть одного короля смогла перевернуть науку: пер. с англ. К. Савельева: Издательство Эксмо Москва 2015- 530 с.
8 Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека: Издательство Книга по Требованию Издание второе Москва, 2013. – 152 с.
9 Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы
нейропсихологической диагностики. Практическое руководство: Издательство «Стройлеспечать» СПб 1997 - 380 с.
10 Ю. И. Александров Психофизиология. Учебник для вузов: Издательство “Питер” СПб 2001. — 496 с.