Психика человека находится в неразрывном единстве с корой головного мозга, как свойство со своим материальным субстратом.
Все психические функции обеспечиваются совместной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой вклад в функциональность психических процессов. Так как психические функции состоят из соединенных между собой элементов, нарушение одного или нескольких элементов чаще всего приводит к дисфункции набора психических процессов при поражении определенного участка мозга. На этом основании базируется метод синдромного анализа при локальных поражениях мозга. В клинической нейропсихологии представлены три основных понятия: Фактор, синдром, симптом.
4.1 Ф актор, симптом, синдром
Целью нейропсихологической диагностики является выявление закономерного сочетания симптомов на основе определения синдрообразующего нарушения фактора.
Фактор - функциональная единица мозга, соотнесенная с определенной психической функцией, показатели которой в норме при средних значениях служат базовой формой функционирования системы. В то же время нарушения определенного фактора, при выяснении ведет к появлению синдрома и определению полной проблемы.
Симптом - признак внешнего проявления нарушения какой-либо психической функции возникшей в связи локальным поражением мозга. В нейропсихологии симптомы делятся на:
Первичные - относятся непосредственно к локальному поражению какой-либо части мозга.
Вторичные - относятся к нарушению психических функций как следствие системных взаимосвязей возникающей при первичном симптоме.
Синдром - сочетание нескольких симптомов, определяющих психическую дисфункцию с местом или местами локализации пораженного очага - то есть выпадший фактор.
|
В то же время хотя учеными и определены зоны функционирования психики отдельных частей мозга, существует множество доказательств того что психика имеет динамическую структуру действия т.к. и является совокупностью работы всего головного мозга. Многие функции при значительных травмах, поражениях и после удаления частей головного мозга имеют свойства регенерироваться в других частях головного мозга. Существует направление - “Антилокализационизм” - теория которого утверждает, что все психические функции равномерно связаны с мозгом полностью, поражение которого ведет не к выпадению какой-либо одной психической функции, а к угнетению всех психических функций единовременно, также по мнению данного направления степень нарушения психической функции не зависит от локализации очага, а определяется только массой пораженного мозга. Наиболее яркими сторонниками антилокализационизма считаются Ф.Гольц, К.Лешли, А.Бергсон и др.
А.Р. Лурия пишет: «Ещё в 60-х годах прошлого века замечательный английский невролог Хьюлингс Джексон, впервые описавший локальные эпилептические припадки, сформулировал ряд положений, резко противоречащих современным ему представлениям узкого «локализационизма». Эти положения, которым было суждено сыграть значительную роль в дальнейшем развитии неврологической мысли, были представлены им в его дискуссии
с П.Брока вскоре после публикации наблюдений последнего. Однако в
течение последующих десятилетий они были отодвинуты на задний план успехами «узколокализационных» взглядов. Только в первой четверти двадцатого века эти идеи вновь получили широкое признание. Факты, из которых исходил Джексон, действительно вступали в конфликт с основными представлениями П.Брока и резко противоречили
|
концепциям клеточной локализации функций. Изучая нарушения движений и речи при очаговых поражениях мозга, Джексон отметил парадоксальное на первый взгляд явление, заключавшееся в том, что поражение определенного ограниченного участка мозга никогда не приводит к полному выпадению функции. Больной с очаговым поражением определенной зоны коры часто не может произвольно выполнить требуемое движение или произвольно повторить заданное слово, однако оказывается в состоянии сделать это непроизвольно, т. е. воспроизводя то же самое движение или произнеся то же самое слово в состоянии аффекта или в привычном высказывании. Описанный позднее Говерсом факт, когда больной, которому врач предложил сказать слово «нет», ответил: «Нет, доктор, я никак не могу сказать «нет»!» — стал исходным в неврологическом анализе Джексона. На основании подобных фактов Джексон построил общую концепцию неврологической организации функций, резко отличающуюся от классических представлений. По его мнению, каждая функция, осуществляемая центральной нервной системой, не является отправлением узко ограниченной группы клеток, составляющих как бы «депо» для этой функции. Функция имеет сложную «вертикальную» организацию: представленная впервые на «низшем» (спинальном или стволовом) уровне, она второй раз представлена (re-represented) на «среднем» уровне двигательных (или сенсорных) отделов коры головного мозга и в третий раз (re-re-represented)- на «высшем» уровне, каковым Джексон считал уровень лобных отделов мозга. Поэтому, согласно Джексону, локализацию симптома (выпадение той или иной функции), которым сопровождается поражение ограниченного участка центральной нервной системы, никак нельзя отождествлять с локализацией функции. Последняя может быть размещена в центральной нервной системе значительно более сложно и иметь совершенно иную мозговую организацию.” [2, 15]
|
Память
“Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части.”
Харуки Мураками
Память одна из важнейших психических функций. Благодаря памяти человек является тем, кем он есть, ведь субъект на протяжении жизни формируется как личность благодаря своей памяти. То есть можно сказать: я — это совокупность всех моих воспоминаний на протяжении жизни собранных в одно целое. Прямым доказательством может хорошо послужить фильм "Не твое тело" где муж с женой поменялись телами, а как в итоге оказалось просто были заменены полностью их воспоминания. Память — это хранение информации о раздражителе после его действия. Если подробнее, то память можно разделить на фиксацию информации, сохранение, считывание в необходимый момент и воспроизведение.
5.1 В иды и модальности памяти
По видам память можно разделить на:
а) Мгновенная она же оперативная память - запечатление на несколько секунд. Используется, например, при решении арифметических задач, когда какой-либо промежуточный результат нужно зафиксировать пока решается следующий пункт.
б) Кратковременная память - запечатления, длящиеся несколько минут. В кратковременной памяти перерабатывается огромный объем информации, большая часть которой отсеивается и остается только потенциально необходимая, которая впоследствии переходит в долговременную.
в) Долговременная память - фиксация информации на срок от нескольких часов до конца жизни субъекта.
Модальности памяти:
а) Зрительная память
б) Слуховая
в) Тактильная
г) Двигательная или моторная
д) Обонятельная
е) Эмоциональная
Установлено что у каждого субъекта развиты какие-то определенные модальности больше остальных. По видимости здесь играет роль генетическая предрасположенность. Также, как и все другие высшие психические функции память можно разделить на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память — это когда фиксация и воспроизведение информации происходит без волевых усилий, то есть автоматически, порой даже в ненужные моменты. Соответственно произвольная память работает при волевых усилиях сознания в нужное время.
5.2 З аболевания памяти
Прежде чем мы начнем разбирать локальные поражения мозга и прямую их связь с патологией памяти перечислим самые частые Заболевания памяти:
Гипомнезия - ослабление (не полная потеря) памяти. Чаще всего возникает в зрелом возрасте, а также бывает врожденной, и, как и все патологии психических явлений может возникнуть вследствие различных поражений мозга.
Парамнезия - ложные узнавания, ощущения знакомости при встрече с незнакомыми ситуациями или объектами. Чаще всего случаи парамнезии встречаются в психиатрии в измененных состояниях сознания, названные “дежа вю”
Гипермнезия - аномально сильно развитая память. Показатели объема фиксации и воспроизведения намного выше средних данных. Подобный случай в своей книге описывал А.Р. Лурия “Маленькая книжка о большой памяти”. Также, как и гипомнезия может быть врожденной или возникнуть при локальном поражении головного мозга.
Амнезия - наверное самая распространенная патология памяти. Сильное снижение или полная потеря памяти до определенного момента жизни, а в некоторых случаях потеря памяти и неспособность фиксации нового материала после перенесенной травмы вызвавшей амнезию. Чаще всего встречается при локальных поражениях мозга, также при диссоциативном расстройстве или сопровождающий симптом при шизофрении.
Синдром Корсакова - данное заболевание чаще всего встречается при алкогольной аддикции, также в случаях нехватки витамина В1 в организме, при травмах, опухолях и гипоксии мозга. Самыми частыми симптомами являются дезориентировка больного в пространстве в связи с потерей пространственной памяти, также отмечаются симптомы потери времени, то есть больной не может назвать дату или даже актуальное время.
5.3 Г иппокамп и уникальный случай Генри Молисона
Ученые могут бесконечно спорить о том где находится память в мозге, и имеет ли она локализацию, или же распространена по всему мозгу, но с тем что гиппокамп играет большую роль в работе памяти поспорить почти невозможно. Гиппокамп находится в старой части мозга и является частью лимбической системы, считается что помимо работы памяти принимает участие в формировании эмоций. Формой гиппокамп напоминает морского конька, благодаря чему и получил свое название (в переводе с древнегреческого ἱππόκαμπος - морской конек). Гиппокамп является парной структурой, то есть две части находятся в обоих полушариях мозга и связаны между собой нервными волокнами, проходящими в спайках свода. Уменьшенный гиппокамп является одним из симптомов болезни Альцгеймера. Также при поражениях гиппокампа возникает вышеописанный синдром Корсакова. Мы рассмотрим, пожалуй, самый интересный случай в истории нейрохирургии, который хорошо показывает работу гиппокампа и психических функций, связанных с ним. В 1953 году 25 августа нейрохирург Уильям Сковилл проводит операцию 27-летнему пациенту Генри М. ставшему по неволе после нее очень знаменитым. Пациент страдал приступами эпилепсии, предположительно от удара велосипеда в возрасте 10 лет. В процессе операции хирург удаляет части мозга, которые, по его мнению, являлись очагами эпилептических припадков. Были удалены миндалины, часть височной коры и гиппокамп. После операции было выявлено что эпилептические припадки стали намного слабее и реже хотя и не исчезли полностью, но побочный эффект просто шокировал врачей и всех людей вокруг. Оказалось, что пациент не может вспомнить что с ним произошло, более того он не мог понять где он находится, также пациент не мог запомнить путь до туалета или другой комнаты, был не способен вспомнить что ел на обед или чем занимался сегодня утром, более того он не мог вспомнить людей, которые разговаривали с ним сегодня. Генри М. был не способен зафиксировать информацию в памяти больше чем на 30 секунд. Он мог решать один и тот же кроссворд каждый день как в первый раз. Прожив до 82 лет Герни Молисон почти до конца жизни каждый раз на вопрос о том сколько ему лет отвечал - 27. Уильям Сковилл нарушил одно из главных правил врачей - не касаться тех областей, которые еще неизведанные медициной и наукой (в то время эти области были не исследованы). Для врача этот случай стал сильным потрясением, и он немедленно сообщил это своему канадскому коллеге, который сразу же прислал психолога с помощником, которые работали с Генри М. всю оставшуюся жизнь. Также важной стороной этого случая является тот факт, что сознание и другие психические процессы как например речь, внимание, эмоции и мышление не пострадали. Далее были обнаружены признаки антероретроградной амнезии, то есть Генри Молисон помнил только два ярких события из своей жизни: первое, когда в десятилетнем возрасте его сбил велосипедист, а второе, когда в 13-летнем возрасте он в первый раз в жизни летал на самолете. Этот трагический случай привлек более ста ученых, которые исследовали Генри Молисона, о нем было написано несколько книг, а также наука о памяти получила большой скачок благодаря этой ситуации.
Благодаря этому случаю учеными было установлено что гиппокамп является центром перевода кратковременной памяти в долговременную, а также областью воспроизведения памяти. В наше время существует мнение что после того как память была переведена в долговременную, она находится в коре больших полушарий и уже не зависит от гиппокампа. При этом в ходе экспериментов было показано что для человека в отличии от других животных нужны годы для того чтобы память перестала зависеть от гиппокампа, для обезьян этот срок около 40 - 50 дней, а для крыс около 15 дней.
5.4 Н арушения памяти при локальных поражениях мозга
Поражения диэнцефального уровня, то есть уровня гипофиза приводит к повреждениям краткосрочной памяти. Учеными в ходе наблюдения за больными с поражением этого уровня было выявлено что в данном случае страдает не процесс запечатления материала, а процесс сохранения следа. При чем главным образом страдает память вследствие предъявления одного раздражителя сразу вслед за другим. Больной не способен запомнить предъявленные ему набор цифр если вслед за ним требуется запомнить другой. Второй как-бы стирает первый.
При поражениях медиальных и базальных лобных долей мозга у больного наблюдаются сбои кратковременной памяти, но что еще ярче выражено наблюдаются расстройства семантической памяти, то есть больной не может воспроизвести сюжет прочитанного ему рассказа выстроив логическую цепочку по памяти, он не способен повторить несколько предложений по причине замены слов на похожие по ассоциациям. Ярко выраженная неспособность сдерживать семантическую цепь.
Мы не будем рассматривать случаи таких модально-специфических расстройств памяти как слуховые, речевые, двигательные и т.д. при локальных поражениях мозга, потому что на мой взгляд в этих случаях страдают в первую очередь сами вышеописанные психические функции, а расстройство памяти этой модальности выступает как продолженный побочный эффект.
Интересно обратить внимание на больных с массивным поражением обеих лобных долей мозга. У таких больных наблюдается псевдоамнезия, то есть если мы ставим задачу больному запомнить материал, то больной в принципе его запомнить не может как считает сам. Но как оказывается на непроизвольном уровне, когда перед больным не ставится задача, мозг все-таки фиксирует и сохраняет информацию. То есть у таких больных в первую очередь страдает произвольная познавательная деятельность и нет стратегии или обдуманного плана запоминания, хотя многие нейропсихологические исследование установили, что левое полушарие выполняет ведущую роль в произвольной мнестической деятельности, в то время как правое доминирует в непроизвольных процессах запоминания.
5.5 В ыводы
Память как полный процесс затрагивает многие части мозга. Нельзя поспорить с тем что гиппокамп играет роль в процессе работы памяти, но скорее не как место хранения, а больше в роли отсеивания ненужного материала и перевода информации в долгосрочное хранение. Еще одной функцией гиппокампа является поиск и воспроизведение информации. То есть долговременная память не может быть задействована без гиппокампа, и даже тот материал, который содержится в мозге никогда уже использован быть не может в следствии чего становится ненужным. Также в работе памяти задействован гипофиз в роли фиксации кратковременной памяти. Без гипофиза информация не сможет дойти до переработки в гиппокампе. Хранение памяти находится в коре больших полушарий при травме которых мы наблюдаем хаотичное воспроизведение информации и или неспособность воспроизведения вообще. Память как одно из старейших психических явлений проходит в процессе своей работы диэнцефальные части и лимбическую систему с которых начинается весь процесс. С большой осторожностью можно предположить, что конечная локализация находится в больших полушариях, а именно в их коре.
Эмоции
“Самый опасный человек тот, у кого нет эмоций.”
Фрэнк Герберт
Несмотря на то что в психологии под общим понятием принято считать, что психика является внешним отражением внутреннего мира индивида, именно эмоцию можно отнести к той части психики, которая отражает, оценивает и выдает индивидуальную внутреннюю реакцию на ту или иную внешнюю ситуацию. Эмоции можно разделить на два вида
а) Древние - развились в ходе эволюции живого организма, неконтролируемые, влияют на работу ЦНС и выражаются в вегетативных реакциях. К ним можно отнести страх, ярость, боль, стресс и т.п.
б) При жизненно сформированные с помощью социальной среды психические процессы, посредствам которых один индивид может передать другому то или иное психическое состояние. Например, искусство - художник, рисуя картину вкладывает в нее определенные эмоции. В последствии чего ценитель, глядя на картину имеет возможность прочувствовать эту эмоцию.
А.Н. Леонтьев определял эмоции как непосредственное отражение отношений между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам.
По уровню эмоциональных реакций и состояний можно дать оценку характеру человека, исходя из этого можно сделать вывод что человек как личность отчасти состоит из контроля и осознанности своих эмоций, а также преобладанию положительных или отрицательных эмоциональных реакций.
В наше время широко открыт вопрос о том первична ли эмоция, которая приводит в действие физические аспекты живого организма такие как реакция на внешнюю среду, например, в стрессовой ситуации повышение пульса, напряжение мышц и физические реакции такие как бег, уход от опасности или вступление в борьбу, то есть сенсорный аппарат мозга посылает команды телу, которое отправляет сигналы обратно в мозг. Или же осмысленная эмоция дает раздражитель для физиологической реакции организма. В первом случае мы можем предположить, что парализованные люди никогда не испытывают эмоций. Также существует мнение о том, что физические и эмоциональные реакции не взаимосвязаны, но могут подстегивать друг друга, усиливая воздействие.
В современных представлениях считается что правое полушарие у человека выполняет доминирующую роль переработки эмоций.
6.1 В ыражение эмоций у человека и животных по мнению Дарвина
Чарльза Дарвина интересовали эмоции как человека, так и высших приматов. В 1872 году вышел в свет труд Дарвина под названием “Выражение эмоций у человека и животных”. Дарвина интересовало для чего существуют эмоции, на какой основе можно сравнивать эмоции человека с тем типом поведением животных, в первую очередь высших приматов, который можно было бы обозначить как эмоциональный. Большое внимание Дарвин уделял тому как эмоции проявляются в выражении лица, что характерно не только для человека, но и для других животных. Дарвин выдвинул гипотезу о том, что способность к мимической активности возникла из базовых параметров физического строения тела и отличаются у человека и высших приматов, к примеру - пристальный взгляд широко открытых глаз шимпанзе свидетельствует об угрозе, а улыбка означает страх. По мнению Чарльза Дарвина, ответная реакция, отражающая чувства, которые испытывает человек такие как гнев, печаль и прочее, является рефлекторным актом, позволяющим телу дать ответ на возникшую ситуацию без необходимости долгих раздумий над ней. Также Дарвин полагал что такие импульсивные эмоции как ярость или паранойя являются чрезмерной активностью нервной системы.
6.2 Т ри мозга в одном и лимбическая система
Том Джексон пишет: “В 1949 году Пол Марклин описал человеческий мозг как состоящий из трех частей: 1) мозг рептилий — это стволовая часть человеческого мозга, она контролирует решение базовых повторяющихся задач. 2) Старый мозг млекопитающих преобразовывался в лимбическую систему и включает в себя обонятельные доли. 3) Полушария мозга развивались из нового мозга млекопитающих, в его задачи входит выполнение всей умственной работы. По утверждению Маклина, между всеми отделами отсутствуют широкие проводящие пути, обеспечивающие связь между тремя составляющими, а это означает, что эти отделы часто находятся в конфликте друг с другом. Задача лимбической системы - осуществление контроля за основополагающими поведенческими актами, такими как потребность к еде, питье и сексе. Она также ответственна за включение эмоций, которые приводят тело в состояние готовности, когда необходимо реагировать на различные, возможно, опасные ситуации.” [3, 101]
В идее, приведенной выше прослеживается сходство с теорией основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, о том, что человеческой психикой движет три бессознательных части: Ид, Эго и СуперЭго, которые конфликтуют между собой. По мнению Фрейда, здоровой является та личность у которой устанавливаются рабочие отношения между всеми частями. В случае, когда Ид, Эго и СуперЭго находятся в состоянии острого конфликта, в поведении человека наблюдаются признаки психической дисфункции.
Лимбическая система — это не одна отдельная часть мозга, она состоит из следующих структур:
а) Гипоталамус - часть которая контролирует внутреннее состояние организма и гормональный уровень в крови
б) Передние таламические ядра - часть таламуса, контролируют инстинктивные влечения.
в) Гиппокамп - память и обучение
г) Миндалина - именно эта часть ответственна за образование неконтролируемых, древних эмоций таких как страх, агрессия и удовольствие.
д) Поясная извилина - эта структура связывает лимбическую систему с корой головного мозга. С осторожностью можно предположить, что благодаря работе этой структуры кора головного мозга человека вызывает торможение удерживая некоторые эмоции в нужный для субъекта момент.
6.3 Н арушение эмоций при локальных поражениях мозга
Ниже мы рассмотрим расстройство эмоций при локальных поражениях коры головного мозга человека.
А.Р. Лурия рассматривал расстройства эмоций именно при поражениях лобных долей коры мозга. По его наблюдениям у людей с лобными поражениями мозга ярко выражены неадекватные эмоциональные реакции в виде отсутствия эмоциональных переживаний, безразличия, беспричинной эйфории. Также наблюдались изменения отношения к внешнему миру, к родным и близким, снижение интересов и расторможение влечений.
В психиатрии и неврологии большое значение уделяется эмоциональным расстройствам с точки зрения межполушарной асимметрии. В последние годы клиницисты приходят к выводу о том, что поражения правого полушария выражены ярче в эмоциональных изменениях чем поражения левого полушария. Также у пациентов с локальным поражением левого полушария чаще возникают депрессивные состояния, тревожные расстройства и беспричинный страх, в то время как у больных с пораженным правым полушарием преимущественно наблюдаются положительные эмоции, эйфория и безразличие к окружающему миру. В психиатрии различают три локализации поражения мозга с различными эмоциональными реакциями. Поражения гипофизарно-гипоталамических отделов мозга наблюдается обеднение выразительности мимики на фоне общего угасания эмоций. Как было описано выше при поражениях височных доль преимущественно правого полушария диагностируются депрессии и тревожные расстройства. При поражениях лобных долей мозга часто наблюдаются эмоциональные параличи, эйфории в сочетании с изменениями других психических процессов и личности больного.
6.4 В ыводы
Глядя на собранную из нескольких структур лимбическую систему можно описать ее работу в эмоциональной сфере следующим образом: импульсы от внешних органов чувств поступают в таламические ядра где обрабатываются, затем информация передается в миндалину где эмоции присваивается определенное значение и придается оценка важности. В этот момент гиппокамп сравнивает эмоцию по уже имеющейся информации. Гипоталамус в случае необходимости возбуждает автономную нервную систему и выработку необходимых гормонов если эмоция оценивается как критическая, стрессовая, в случае человека конечный процесс и осознание эмоции проходят в коре больших полушарий.
Как было описано выше большую роль в эмоциональных процессах играет кора головного мозга современного гомо-сапиенса вплоть до таких изменений что при травмах этой части взгляд человека на внешний мир и жизнь в целом может измениться. Эмоция, как и память относится к древним психическим функциям по этой причине локализуется и проходит процесс обработки в древней части мозга - лимбической системе. Но нельзя забывать о том, что осознанные и контролируемые эмоции не могут существовать без коры больших полушарий.
Речь и звуки
“Слово воздействует на человека, благотворно преображая
его или роняя в погибель”.
В.В. Личутин
Речь относится к высшим психическим функциям и доступна только человеку. Звуковая речь является процессом передачи информации посредством языка. Считается что речь, как и другие высшие психические функции является продуктом культурно-исторической эволюции гомо-сапиенса. Л.С. Выготский считал, что именно речь играет центральную роль в формировании сознания.
Е.Д. Хомская пишет: “А.С. Лурия считал, что слово, обладающее значением, обеспечивает переход от чувственного познания к рациональному. Являясь орудием сознательной деятельности, оно занимает центральное место в формировании человеческого сознания.” [1, 320]
Тимоти Кроу, британский психиатр в 1997 году на основании исследования гена шизофрении пришел к мысли о том, что человеческий язык с вышеупомянутым заболеванием имеют один и тот-же ген. То есть по мнению Кроу эволюция человека на генном уровне привела не только к появлению языка, но и к появлению шизофрении как неотъемлемой части человеческого сознания.
Новорождённый ребенок приблизительно до года не говорит, но уже понимает некоторые слова и выражения взрослых. Говорит ли это о том, что ребенок рождается чистым и более близок к животному миру чем взрослый, но жизнь среди людей заставляет его научатся речи чтобы адаптироваться и взаимодействовать с себе подобными? С другой стороны, ни одно животное на земле кроме человека невозможно научить разговаривать так как это делают люди между собой. В то же время существует мнение о том, что человек родившийся и выросший в дикой природе без других людей, например, среди животных (Маугли), не получивший научения человеческому языку в первые восемь лет своей жизни, никогда уже говорить не научиться. Понимание устной речи формируется у ребенка с самого рождения (существует мнение что понимание звуков и даже речи формируется еще с пренатального периода), в то время как понимание письменной речи развивается гораздо позже что связано конечно же с развитием головного мозга.
Современная психология делит человеческую речь на два вида - экспрессивную и импрессивную.
Экспрессивная речь — это процесс высказывания.
Импрессивная речь — это процесс восприятия и понимания устной или письменной речи.
Считается что формирование речи и понимание внешних звуков, как и другие психические явления в процессе работы затрагивают разные части мозга. Ниже мы рассмотрим две самые известные локализации в головном мозге связанные с речью.
7.1 З она Вернике
Зона Вернике (область восприятия речи) - названа в честь немецкого психиатра Карла Вернике впервые описавшего эту область в 1874 году. После смерти и вскрытия своего пациента Карл обнаружил поражения задне-теменной и височной областях левого полушария в последствии инсульта. Пациент при жизни был в состоянии говорить и функции слуха не были нарушены, но чужую речь понимал с большим трудом или не понимал вовсе, в то время как не был в состоянии распознать написанное слово. Область Вернике участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи. Расположена в 22 поле по карте Бордмана, сзади от первичной слуховой коры в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария мозга (у 95 % правшей и 60 % левшей доминантным полушарием является левое). В большинстве случаев после поражения зоны Вернике возникает рецептивная афазия. Человек страдающий афазией в состоянии соединять слова друг с другом, но его фразы получаются бессмысленные. Благодаря современной нейровизуализации ученые предполагают, что круг областей, задействованных в обработке речи, намного шире тех представленных языковых областей, которые обычно связывали с речью ранее, и в большей степени выполняются височной долей головного мозга, также предполагается что эти функции выполняет и область Брока. Исследование, проведенное в Рочестерском университете США, в котором носителей американского жестового языка обследовали при помощи МРТ, пока они истолковывали предложения, содержащих два типа отношений между словами: синтаксических (связь передается порядком слов) и интонационных (связь слов передается движениями рук или жестикуляцией с определенной стороны). Во время обследования активизировались определенные области мозга, причем лобная кора (связанная со способностью упорядочивать информацию) показала большую активность при анализе синтаксиса, а височные доли (связанные с разложением информации на составные части) были более активны при анализе интонации. Однако эти области не взаимоисключающие, и их функции во многом совпадают. Из полученных результатов можно сделать вывод, что, хотя обработка речи представляет собой сложный процесс, мозг применяет достаточно простые существующие вычислительные методы. Тем не менее в большинстве книг по нейроанатомии до сих пор сказано, что аспект восприятия и обработки языка осуществляет область Вернике.
7.2 Ц ентр Брока
Центр Брока (моторное воспроизведение речи) - область коры получившая свое название в честь французского хирурга и антрополога Поля Пьера Брока впервые описавшего эту область в 1861 году. Область Брока расположена в 44 и 45 полях по карте Бордмана в нижней лобной части задней третьей извилины. При локальных поражениях коры в области Брока больные не в состоянии произнести слова, при больших усилиях сказать что-либо, больной произносит непонятные звуки. В то же время пациент понимает обращенную к нему речь. В самых частых случаях у больного остается одно или несколько слов которыми он заменяет все слова своей речи, пытаясь придать одному слову разную интонацию и с помощью этого выразить свою мысль. Данный диагноз назван афазией Брока. Также исследования, проведенные в Массачусетском технологическом институте в 2012 году, привели руководителя Nancy Kanwisher к мысли о том, что область Брока делится на две части, одна из которых участвует в процессе воспроизведения речи, а вторая связана с решением математических задач. Известно, что область Брока тесно связана с височными отделами и с зоной Вернике, что говорит о том, что поражение области Брока может отражаться на вышеописанной зоне мозга, что может привести и к нарушениям восприятия речи.
7.3 В иды нарушения памяти при локальных поражениях мозга
Самая большая группа нарушений речи называется афазиями. Данная группа нарушений возникает при локальных поражениях коры в вышеописанных речевых зонах Брока и Вернике. Афазиями называют системные нарушения разных форм уже сформировавшейся речи у человека.
Также известны расстройства речи другого типа при поражениях мозга:
Дизартрия - нарушение произношения речи при поражении нервной системы речевого аппарата лица (язык, небо, губы). При дизартрии не страдают функции понимания и восприятия речи также, как и письма и чтения.
Аномия - неспособность сказать название предмета или назвать модальность при полном понимании сути предмета. Возникает при нарушения межполушарного взаимодействия.
Алалия - общее недоразвитие речи у детей вследствие черепно-мозговых или инфекционных травм в доречевом возрасте.
Мутизм - психическое расстройство при котором больной категорически не входит в речевой контакт с окружающими людьми, при том что физиологические речевые функции находятся в норме.
7.4 В ыводы
Локализации такого психического явления как речь является одним из самых понятных в наши дни. Благодаря Карлу Вернике и Полю Броку мы знаем, что речь воспринимается и обрабатывается в височной доле коры и воспроизводится в нижней лобной части коры. Речь развилась благодаря такому эволюционному развитию больших полушарий, а именно коре и находится именно в ней. Этим психическим явлением обладает лишь человек, мозг которого устроен иначе любого другого животного. По сравнению с такими древними психическими явлениями как эмоции и память, речь относительно новое по этой причине и локализуется в новой части мозга - коре больших полушарий. Возможно психиатр Тимоти Кроу был прав и за такую прекрасную возможность вербального общения человек поплатился психическими отклонениями, но без речи мир человека был бы совсем другим и возможно сознание и мозг были сформированы по-другому.