История развития здравоохранения.




Психогенные факторы

Социальные факторы - неблагоприятные жизненные условия, условия профессиональной деятельности, способствуют ослаблению сопротивляемости организма.

Наследственные факторы - члены одной семьи и ли близкие родственники могут болеть одинаковыми болезнями, но это не означает, что данные лица могут обязательно ими заболеть.

Каждая болезнь проявляется целым набором признаков, среди которых условно выделяют симптомы и синдромы.

Симптом - определенный признак болезни. Например кашель при поражении бронхов, повышение содержания сахара в крови при сахарном диабете.

Симптомы условно разделяются на субъективные и объективные.

Субъективные симптомы- которые ощущаются больным, объективные выявляемые при реальном исследовании пациента.

Синдром - сочетание различных, но тесно связанных друг с другом симптомов. Например - уремия- тошнота, рвота, кожный зуд, снижение остроты зрения...

Патогенез - наука о механизме развития заболевания.

Диагностика - наука о методах распознавании болезни (весь процесс обследования и мыслительные операции для постановки диагноза).

Диагноз - краткое заключение о сущности заболевания, выраженное с помощью медицинской терминологии.

Диагноз должен включать наименование болезни, этиологию, наличие обострения или ремиссии, наличие ли отсутствие осложнений.

Различают диагнозы предварительный (основывается на части информации) и заключительный или окончательный (ставится с учетом всех полученных данных).

Лечение больного является основной задачей. Лечение может быть этиологическим - направленно на устранение причины, вызвавшей заболевание, патогенетическим- воздействие на механизм развития заболевания, симптоматическим- когда удается устранить только отдельные проявления болезни. Необходимо лечить не болезнь, а больного, поэтому лечебные мероприятия всегда должны соответствовать характеру течения болезни, индивидуальным способностям больного, состоянию его нервной системы.

История развития здравоохранения.

 

В основе современных медицинских знаний о многочисленных заболеваниях человека, методах их распознавания и борьбы с ними лежит опыт, накопленный тысячелетиями.

В период становления медицины простые и наглядные проявления болезни- переломы, рвота, понос, ощущения, боль и жара составляли основы примитивной диагностики.

Распознавание болезней основывалось на простейших эмпирических знаниях и приемах исследования - осмотр, опрос, ощупывание применялись без определенной последовательности и плана.

В Древнем Египте, Индии при лечении больных обращалось внимание на температуру кожных покровов, в Китае появилось учение о пульсе.

Наибольшее значение в развитии медицины явилось учение Гиппократа, которого считают “ отцом медицины”. Он жил в 5-6 вв. до нашей эры в Греции.

Диагностическое исследование Гиппократа основывалось на тщательном исследовании у постели больного. Человек был для него единым целым, неразрывно связанным с окружающей средой. Им выделен один из принципов медицины “Не навреди!” Для распознавания болезни Гиппократ уделял большое внимание расспросу больного, точному и подробному исследованию телу больного. Из объективных методов в то время пользовались ощупыванием, выстукиванием, выслушиванием. Гиппократ использовал более 60-70 лечебных средств: рвотных, слабительных, мочегонных, желчегонных, использовал диетическое питание, причем строго индивидуально.

Другой представитель учения о внутренней медицине является Авиценна.

Родился в 980 году близ Бухары. Им создан “Канон врачебной науки”, который более 500 лет служил руководством по медицине.

Он объяснял развитие болезни особенностью организма и условиями жизни. Он рассматривал организм как единое целое и указывал на взаимосвязь заболевания отдельного органа и организма в целом, обращал внимание на развитие психических факторов., включал элементы эксперимента.

С эпохой возрождения появляются новые диагностические методы - это попытки Парацельса и других внедрить в медицину химические и физические методы исследования. Боррели применил законы механики и математики для объяснения работы сердца и скелетных мышц.

В 18-19 веках вводятся новые ценные методы исследования:

1758 год- термометрия, 1761 г- изобретение стетоскопа Ауэрбергером

1761г-перкуссия, 1820 г- сбор анамнеза- Мудров, Захарьин, Остроумов,

пальпация брюшной полости- Образцов

Значительный вклад в развитие диагностики и общей терапии внутренних болезней внесли отечественные Мудров, Захарьин, Боткин, Стражеско, Остроумов и др.

Матвей Яковлевич Мудров 1776-1831 г- создатель русской терапевтической школы. Рассматривал болезнь как результат воздействия на организм неблагоприятных факторов внешней Среды. Впервые ввел опрос больного, разработал схему клинического исследования, ведения истории болезни.

Придавал большое значение профилактическим мероприятиям.

 

Григорий Антонович Захарьин 1829 - 1897 г - детально разработал анамнестический метод, описал зоны повышенной чувствительности. Считал, что терапия должна быть комплексной- гигиенические мероприятия, климато-, диетотерапия, медикаментозное лечение, лечение кумысом, минеральными водами.

 

Сергей Петрович Боткин 1832-1889 г- создал физиологическое направление, заложил основы экспериментальной фармакологии, терапии. Придавал большое значение в развитии болезней ЦНС. Открыл точки выслушивания сердца при недостаточности клапанов аорты. Впервые указал на инфекционную этиологию катаральной желтухи. Является основоположником военно-полевой терапии.

 

Алексей Александрович Остроумов 1844-1906 г -сочетал теорию с практикой. Придавал большое значение физике, химии, биологии для развития медицины. Им было разработано основное положение о рефлекторных нарушениях. Особое значение уделял реактивности организма, его взаимодействии с внешней средой. Детально разработал клинику раннего туберкулеза, большое значение придавал индивидуальной терапии, общеукрепляющему и симптоматическому лечению.

 

Василий Парменович Образцов 1849-1920 г- основоположник терапевтической школы, разработал и создал методы глубокой скользящей пальпации желудка, кишечника и других органов брюшной стенки. Ввел перкуссию органов грудной клетки.

 

Николай Дмитриевич Стражеско 1876-1952 г- ученик Образцова продолжил разработки методов исследования органов брюшной полости. Совместно с Василенко создал классификацию сердечной недостаточности. Обосновал теорию ревматизма, описал стенокардию.

 

Григорий Федорович Ланг 1875-1948 г- впервые выделил гипертоническую болезнь в самостоятельное заболевание, разработал классификацию болезней органов кровообращения. Разработал методы функциональной диагностики сердечно-сосудистых заболеваний.

Основной целью советской медицины является улучшение здоровья населения.

Создана социальная государственная система охраны здоровья населения, основанная на проведении широких оздоровительных и санитарных мер с целью предупреждения заболеваний, на обеспечение общедоступной медицины.

Профилактическое направление составляет важнейшую особенность советской медицины и является основой русской школы. Общественная профилактика достигается ростом культурного уровня трудящихся на производстве, улучшаются жизненные условия, контроль за питанием.

Широкое значение получили открытие диспансеров, больниц, поликлиник, санаториев.

 

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

Работа с дополнительной литературой и источниками информации в сети Интернет и подготовьте реферат на тему «История развития терапии».

Составьте граф логической структуры нозологических терминов (схема 1)

Составьте словарь медицинских терминов.

Форма контроля самостоятельной работы: Подготовьте сообщение на темы:

 

· история развития внутренних болезней

· Роль отечественных ученых в развитии внутренних болезней

· Психологические аспекты общения с больными и родственниками

 

Защита реферата.

Проверка правильности выполненных заданий.

 

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Дайте определения понятиям:

· Здоровье

· Болезнь

· Диагностика

· Диагноз

· Рецидив

· Осложнение

· Симптом

· Синдром

· Исход болезни

 

2. Назовите варианты течения заболеваний.

 

3.Назовите основные причины заболеваний.

 

4.Как влияет образ жизни на здоровье человека?

1.Что такое терапия?.

2.Что такое патологическая анатомия?

3.Назовите основные задачи патологической анатомии.

4.Перечислите и охарактеризуйте методы патологической анатомии.

5.Что такое патофизиология?

6.Назовите основную задачу патофизиологии.

7.Какими методами пользуется патофизиология?

8.Что такое болезнь?

9.Назовите и охарактеризуйте стадии болезни.

10.Что такое симптом?

11.Что такое синдром?

12.Что такое диагноз?

13.Что представляет собой выздоровление? В чем различия между полным и неполным выздоровлением?

14.Что такое инвалидность?

15.Что такое рецидив болезни?

16.Дайте определения следующим понятиям: этиология, причина болезни, условие возникновения болезни.

17.Какие причины болезней Вам известны?

18.Что такое патогенез?

19.Как Вы понимаете значение термина «звенья патогенеза»?

20.Что представляет собой порочный круг в патогенезе?

 

Лекция №2 Основные методы обследования пациента.

Тема Основные и дополнительные методы обследования больных

Обследование больного следует начинать с субъективного обследования.

Субъективное обследование основывается на расспросе больного, выяснении жалоб по системам, а также истории заболевания и жизни.

Расспросе больного необходимо начинать с паспортных данных:

· Ф.И.О.-полностью,

· Возраст

· Место проживания

· Место работы (профессия, если инвалидность, то с какого времени)

Прежде чем приступать к расспросу жалоб необходимо выяснить его самочувствие, не отмечает ли похудание, повышение температуры, кожный зуд.

После этого приступаете к сбору жалоб - основных и дополни­тельных последовательно по системам.

Полученные при опросе жалобы дают представление о состоянии здоровья лишь на данный момент и не позволяют судить о динамике.

История настоящегозаболевания (anamnesismorbi) выясняется от момента заболевания до опроса. Полученные данные тщательно анализируются.

История жизни больного (anamnesisvitae) медицинская биография больного по основным периодам жизни (младенчество, детство, юношество, зрелость). Жилищно-бытовые условия. Труд, вредности. Перенесенные заболевания. Се­мейный анамнез, эпидемический анамнез, аллергический анамнез, акушерско-гинекологический анамнез. Наследственность. Факторы риска. Духовные про­блемы. Отношение к болезни.

2. Объективные методы обследования (statuspraesents).

Общий осмотр - как метод диагностики. Правила проведения, техника. План осмотра. Общее состояние. Сознание. Положение. Конституция. Осанка. Походка. Исследование кожи. Осмотр отдельных частей тела: головы (выражения лица, глаза, уши, рот, губы, язык, зубы, шея). Отеки, их виды, локализация. Лимфа­тическая система. Мышечная система. Кости и суставы (подвижность, цвет, температура, болезненность). Методы диагностики: пальпация, перкуссия, аускультация. Порядок и правила проведения. Диагностическое значение.

К дополнительным методам обследования относятся

Лабо­раторные и инструментальные методы исследования: антропометрия, термо­метрия, рентгенологическое исследование, эндоскопия, цитологическое иссле­дование, биопсия, электрокардиография, ЭХОКТ, ультразвуковые исследова­ния. Исследование экскретов и секретов организма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: