Конспект урока для 5 класса




Ход урока.

1. Организация урока. (2-3 мин).

- Сообщение темы и целей урока.

-Проверить наличие инструментов и материалов (раздать недостающее).

2.Искусствоведческая разминка, повторение пройденного материала.

Класс разделен на 2 команды и поочередно задаются вопросы по материалу 3 четверти. Количество правильных ответов суммируется за всю четверть и команда – победитель поощряется отличной оценкой каждому ученику. (4-5 мин).

2. Изложение нового материала. (20 мин).

а) Рассказ учителя.

Каждый народ земли – художник, культура которого достойна уважения, сохранения и изучения.

В центре нашего внимании сегодня будет афинский Акрополь – главный архитектурный ансамбль Древней Греции. Афины были самым богатым и знаменитым городом Греции. А в самом центре Афин был воздвигнут мраморный Акрополь, что означает верхний город. Акрополь первоначально служил крепостью, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра.

Главными архитектурными зданиями Древней Греции были храмы. Сегодня наше путешествие по Греции будет посвящено архитектуре (слайд №1 из презентации).

Различные виды искусств и развлечений процветали в Древней Греции - скульптура, вазонопись, театр, олимпийские игры, архитектура (слайд №2).

В честь богов древние греки строили храмы. Рассмотрим некоторые из них (слайд №3).

Храм Афеи, храм Аполлона (в честь бога покровителя искусств), храм Парфенон (в честь Афины – богини мудрости, покровительнице справедливой войны). Парфенон – самое дивное сооружение Эллады. Храм выражает ликующее чувство торжества.

Древнегреческий храм – это четырехугольное здание на высоком постаменте, окруженное колоннами. Многие храмы состоят из одних и тех же элементов, но производят разное впечатление (слайд №4).

Элементы храма: фронтон крыши, фриз, колонны, ступени.

Постепенно складывалась конструкция храмов. Порядок расположения и соотношения его частей называется «ордер », что в переводе и означает «порядок» (слайд №5).

В дорическом ордере колонны встают прямо из постамента, как деревья, вырастающие из земли. Колонны дорического ордера с напряжением держат крышу, видно, как им тяжело. Глядя на них, вспоминаешь древний миф об атлантах, поддерживающих небосвод. Верх колонны венчает капитель – голова, так переводится это слово. А ствол колонны иногда называют её телом. У дорийских храмов капитель очень проста. Колонна ассоциируется с мужской фигурой.

Колонны ионического храма выше и тоньше. Внизу они приподняты над постаментом, а голова (капитель) имеет два завитка. Колонна ассоциируется с женской фигурой.

Колонны коринфского ордера самые «нарядные», отличаются пышностью и роскошью (рассказ о создании капители коринфского ордера).

Самые замечательные постройки на свете находятся на афинском Акрополе. Здесь были самые красивые храмы Древней Греции. Но Акрополь не только украшал великий город, прежде всего он был святыней, около которого проходила вся общественная жизнь греков. Его высокую художественно – эстетическую значимость понимали и древние греки, ведь недаром у них существовала поговорка «Да ты - чурбан, коли Афин не видовал; осел – коли, увидев, не пришел в восторг, верблюд – коли покинул их по своей воле».

Афинский Акрополь расположился на скале, возвышающейся на 150 м над уровнем моря. Скалы Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен крепостными стенами. Размеры верхней площадки Акрополя невелики: 130 м в ширину и 300м в длину. Здесь располагались древнейшие храмы, построенные в честь богов: храм богини победы Ники, храм Эрехтейон (миф о споре между Афиной и Посейдоном), храм Ромы и Августа, святилище Артемиды, театр Диониса (слайд №6).

Но сердцем Акрополя был Парфенон – храм богини Афины (слайд №7).

Парфенон построен из белоснежного мрамора. Греки хотели, что бы он был прекрасен со всех сторон и окружили его 46 колоннами дорического ордера. На плане Парфенон – прямоугольник размером 70м на 30м. Храм царит над Акрополем. Построили его замечательные архитекторы Иктин и Калистрат. Скульптурные украшения храма были созданы Фидием. Скульптор украсил фронтоны (треугольная вставка между скатами крыши) рельефными изображениями о жизни и подвигах Афины, а фриз (горизонтальная полоса между фронтоном и колоннами длинною 160 метров и шириною 1 метр) рельефами, изображающими торжественное шествие жителей Афин к Акрополю в день Великих Панафиней (слайд №7).

Внутри Парфенон разделен на 2 части. В западной хранилась казна, а в восточной части стояла 20 метровая деревянная статуя Афины Парфенос (таблица). Она имела деревянную основу, покрытую пластинами слоновой кости и съёмные одежды из золота. Три тонны золота пошло на одежды статуи Афины. В глаза были вставлены 2 зеленых изумруда, а на голове – шлем, с изображением сфинкса и крылатых коней. В правой руке Афина держит 2-х метровую богиню Нику, в левой – щит.

Судьба Парфенона трагична. 20 веков простоял он в своем первоначальном виде. Не одна колонна не покосилась, ни дождь, ни ветер, ни землетрясения не страшны оказались творениям греков – храм погиб от рук человеческих. В 17 веке во время одной из многочисленных войн, турки (они владели тогда афинской землей) устроили в прекрасном храме склад пороха. В храм Парфенон попала бомба, и он превратился в руины, развалины, которые можно и сейчас увидеть в Афинах. Но даже в руинах Парфенон поражает единством художественного образа и гармонией. День разрушения Парфенона, 26 сентября 1687г. считается днем траура (раздаточный материал).

Закончен мой рассказ о храмах афинского Акрополя. В практической части урока мы сконструируем древнегреческий храм дорического, ионического или коринфского ордера) по выбору учеников).

 

 

б) Знакомство с образцами конструкций храмов (слайд№8 и на доске).

-Какой материал необходим для работы? (Белая бумага и картон)

-Назовите основные архитектурные элементы храма. (Фронтон, фриз, колонны, ступени).

-Как называется верхняя часть колонны? (Капитель)

-Для работы нам потребуются ножницы, карандаш, клей. Инструктаж по технике безопасной работы на уроке.

в) Обучение приемам конструирования (5 мин).

- изготовление фронтона крыши.

Сложить 2 угла листа бумаги А4 и отрезать.

-изготовление ступеней храма.

Нижнюю часть заготовки сложить «гармошкой».

-изготовление фриза.

Взять второй лист бумаги отвернуть полоску шириной 1 см, сложить в одном направлении 4 раза и отрезать, затем склеить.

-изготовление колонн.

Остаток бумаги второго листа разделить на 4- 8 одинаковых прямоугольника, разрезать, накрутить на карандаш, склеить «трубочки».

-изготовление капителей.

Нарезать полоски шириной в 1 см и сложить или скрутить их, затем приклеить к колоннам дорического или ионического ордера. Для коринфского ордера капитель надрезается на самой колонне.

-сборка храма.

Все элементы наклеить на основу или картон.

3.Самостоятельная работа (10 + 25 мин.)

-Ученики с комментарием учителя изготавливают передний фасад храма (фронтон и ступени).

- Ученики самостоятельно изготавливают и конструируют храм из бумаги.

- Индивидуальная работа с учениками.

4.Работа с учебником и тетрадью (5 мин).

Записать в тетрадь слова с доски:

Акрополь-

Парфенон-

Ордер-

Колонна

Капитель

Фронтон
Фриз

К первым трем словам найти в учебнике определения и записать в тетрадь.

5. Анализ работ и оценка. (7 мин)

-Достоинства и недостатки (способы устранения).

-Просмотр работ и оценка.

-Проверка записей в тетради.

-Уборка рабочего места.

6. Итог урока. (3мин)

Чтение стихотворения «Древние греки».

Домашнее задание: найти фото древнегреческих храмов и вклеить в тетрадь или нарисовать.

 

Конспект урока для 5 класса

Тема урока: Городецкая роспись.

 

Цели урока:

1.)Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле;
2.) Учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки;
3.) Познакомить с основными элементами городецкой росписи;

1.) Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
2.) Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме
3.) Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
4.) Формировать практические умения и навыки рисования с образца;

1.)Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
2.)Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;

3.) Воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

.

Оборудование:

  1. Для учащихся:

· модель для раскрашивания «Кухонная доска»

· гуашь

· кисти

· баночка для воды

· лист бумаги

· салфетка

· простой карандаш

· стирательная резинка

  1. Для учителя:

· образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

· плакат «Городецкая роспись»

· презентации «Городецкая роспись»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

 

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

 

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью)

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои досочки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие.. Учитель не забывает похвалить каждого ученика.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: