Слушание. «Зимнее утро» П.Чайковского




А класс

Тема урока. Один день с А.С. Пушкиным. Зимнее утро.

Цель урока: Расширение представлений школьников о красоте природы с помощью искусства.

Задачи:

Образовательные: формирование умений выявлять выразительные и изобразительные особенности в творчестве Пушкина и Чайковского.

Развивающие: развивать навыки анализа и обобщения жанрово-стилистических особенностей музыки.

Воспитательные: воспитывать любовь к русской культуре и природе.

Музыкальный материал: Видеофрагмент. Г.Свиридов «Снег идёт», «Зимнее утро» П.Чайковского.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, карточки - «снежинки», таблицы с заданиями, карточки «Алгоритм выполнения синквейна».

 

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, учитель!

Прозвенел звонок-

Начался урок.

-Здравствуйте дорогие ребята! Зовут меня Анастасия Павловна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

Мне хотелось бы с вами окунуться в волшебный мир искусства. Вы меня поддержите?

-Сегодня мы будем работать не только индивидуально, но и в группах. -Пожалуйста, объединитесь в три группы и выберете командира вашей команде.

Внимание!

II. Мотивация учебной деятельности.

Видеофрагмент. Г.Свиридов «Снег идёт»

- О каком времени года идёт речь? (о зиме)

Cтихотворение о зиме.

Идет волшебница-зима,…

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

А.С.Пушкин

III. Постановка темы и задач урока.

- С чего начинается зимний день? Какие особенности имеет это время суток?

- Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

IV. Изучение нового материала.

Беседа

-Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: “ Зимнее утро в поэзии и музыке».

- Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня? (с помощью музыки, красок, поэзии)

- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях?

- Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина и музыке П.Чайковского.

- Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь.

-Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел?

- Посмотрите на картину Виктора Васнецова «Зимний сон».

- Какие краски использовал художник, изображая зиму? (светлые, жизнерадостные)

- Большую часть его работы «Зимний сон» занимает опушка леса. Снег пушистым покрывалом окутал деревья, всё будто замерло, вокруг царит безмолвие и покой. И лишь лёгкие следы саней, ведущие в чуть видную вдали деревню, видны в левой части картины. Где-то там – тепло очага, а здесь, на переднем плане, господствует лютый мороз. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.

Работа в группах.

Перед вами лежат таблицы. Давайте и мы запишем, какая зима на картине. (учащиеся заполняют 1 столбик).

Картины (краски) Поэзия (слово) Музыка (музыкальная характеристика)
мягкая    
пушистая    
красивая    
спокойная    
тихая    
нежная    

 

4.3.Оценивание – «снежинки» (по группам)

 

Поэзия А.С. Пушкина.

-Все вы знаете стихотворения А.С. Пушкина.

-А сейчас определим,какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С.Пушкина и сравним с картиной природы.

Стихотворение.

- Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

-Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией.«Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

-Какое же зимнее утро? (Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное)_.

- Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении? Охарактеризуйте её.

(учащиеся заполняют 2 столбик)

 

Картины (краски) Поэзия (слово) Музыка (музыкальная характеристика)
мягкая морозная  
пушистая чудесная  
красивая солнечная  
спокойная бодрая  
тихая искрящая  
нежная сверкающая  

 

Оценивание – «снежинки» (по группам) за более точные ответы.

Слушание. «Зимнее утро» П.Чайковского

- А сейчас мы послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, который написал для своего племянника, и определим, какие музыкальные краски использовал композитор.

Какие чувства передаёт музыка?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: