А класс
Тема урока. Один день с А.С. Пушкиным. Зимнее утро.
Цель урока: Расширение представлений школьников о красоте природы с помощью искусства.
Задачи:
Образовательные: формирование умений выявлять выразительные и изобразительные особенности в творчестве Пушкина и Чайковского.
Развивающие: развивать навыки анализа и обобщения жанрово-стилистических особенностей музыки.
Воспитательные: воспитывать любовь к русской культуре и природе.
Музыкальный материал: Видеофрагмент. Г.Свиридов «Снег идёт», «Зимнее утро» П.Чайковского.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, карточки - «снежинки», таблицы с заданиями, карточки «Алгоритм выполнения синквейна».
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
Прозвенел звонок-
Начался урок.
-Здравствуйте дорогие ребята! Зовут меня Анастасия Павловна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.
Мне хотелось бы с вами окунуться в волшебный мир искусства. Вы меня поддержите?
-Сегодня мы будем работать не только индивидуально, но и в группах. -Пожалуйста, объединитесь в три группы и выберете командира вашей команде.
Внимание!
II. Мотивация учебной деятельности.
Видеофрагмент. Г.Свиридов «Снег идёт»
- О каком времени года идёт речь? (о зиме)
Cтихотворение о зиме.
Идет волшебница-зима,…
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
А.С.Пушкин
III. Постановка темы и задач урока.
- С чего начинается зимний день? Какие особенности имеет это время суток?
- Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?
IV. Изучение нового материала.
Беседа
-Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: “ Зимнее утро в поэзии и музыке».
- Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня? (с помощью музыки, красок, поэзии)
- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях?
- Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина и музыке П.Чайковского.
- Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь.
-Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел?
- Посмотрите на картину Виктора Васнецова «Зимний сон».
- Какие краски использовал художник, изображая зиму? (светлые, жизнерадостные)
- Большую часть его работы «Зимний сон» занимает опушка леса. Снег пушистым покрывалом окутал деревья, всё будто замерло, вокруг царит безмолвие и покой. И лишь лёгкие следы саней, ведущие в чуть видную вдали деревню, видны в левой части картины. Где-то там – тепло очага, а здесь, на переднем плане, господствует лютый мороз. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.
Работа в группах.
Перед вами лежат таблицы. Давайте и мы запишем, какая зима на картине. (учащиеся заполняют 1 столбик).
Картины (краски) | Поэзия (слово) | Музыка (музыкальная характеристика) |
мягкая | ||
пушистая | ||
красивая | ||
спокойная | ||
тихая | ||
нежная |
4.3.Оценивание – «снежинки» (по группам)
Поэзия А.С. Пушкина.
-Все вы знаете стихотворения А.С. Пушкина.
-А сейчас определим,какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С.Пушкина и сравним с картиной природы.
Стихотворение.
- Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
-Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией.«Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
-Какое же зимнее утро? (Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное)_.
- Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении? Охарактеризуйте её.
(учащиеся заполняют 2 столбик)
Картины (краски) | Поэзия (слово) | Музыка (музыкальная характеристика) |
мягкая | морозная | |
пушистая | чудесная | |
красивая | солнечная | |
спокойная | бодрая | |
тихая | искрящая | |
нежная | сверкающая |
Оценивание – «снежинки» (по группам) за более точные ответы.
Слушание. «Зимнее утро» П.Чайковского
- А сейчас мы послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, который написал для своего племянника, и определим, какие музыкальные краски использовал композитор.
Какие чувства передаёт музыка?