Художественно-теоретическое исследование




Институт графического дизайна

(Наименование института)

Кафедра: Дизайн рекламы
Направление подготовки: (специальность) 54.03.01. Дизайн
Профиль подготовки: (специализация) Графический дизайн в рекламе
   

 

ОТЧЕТ
о прохождении учебной музейной практики
(наименование вида практики)
тип практики: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
(наименование типа практики)

 

Руководитель от профильной организации / структурного подразделения СПбГУПТД*:        
(наименование организации)   (должность, Ф.И.О., печать организации)   (подпись, печать)
Руководитель от СПбГУПТД:     Кутлинский Александр Николаевич    
    (должность, ученая степень / звание, Ф.И.О.)   (подпись)
Обучающийся:   Мурманова Мария Алексеевна    
    (Ф.И.О.)   (подпись)
Курс       Учебная группа:   1-ГДА-2  
                 

 

Санкт-Петербург


Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Художественно-теоретическое исследование………………………….4

3. Заключение………………………………………………………….…….9

4. Список использованных литературных и интернет источников……..10

5. Приложение……………………………………………………………....11

6. Отзыв руководителя практики от кафедры………………………….…15

 

Введение

В процессе обзора экспозиций Русского музея мной были выделены несколько направлений, однако для решения данной задачи я посчитала нужным обратить внимание на художников начала ХХ-го века, так как считаю, что их творчество является более выразительным для выявления композиционных и цветовых особенностей и дальнейшей интерпретации в собственной работе.

Цель: анализ творчества В.Е.Татлина на примере его работы «Матрос» (1911).

Задачи:

· Обзор творчества В.Е.Татлина;

· Анализ культурной эпохи и её особенностей, повлиявших на настроение, стиль, творческую манеру автора.

· Выявление композиционных особенностей картины;

· Выявление средств художественной выразительности данной картины.

Этапы:

· Обзор произведений «Русского музея» и выбор картины.

· Наведение исторических справок и краткое изучение биографии автора.

· Изучение культурной эпохи, во время которой работал автор.

· Подготовка эскиза, включающего разбор композиции произведения.

· Подготовка двух эскизов, содержащих композиционные особенности и разбор цветовых и тоновых отношений.

· Создание работы и ее оформление.

· Создание отчета о проделанной работе.


Художественно-теоретическое исследование

Владимир Евграфович Татлин — советский художник широкого диапазона, один из основоположников новой отрасли художественной деятельности — дизайна, автор архитектурного проекта Памятника III Интернационала, оказавшего широкое и многообразное влияние на развитие архитектуры XX века.

Татлин родился 28 декабря 1885 года в Москве, в семье железнодорожника. Его отец прошел чрезвычайно редкий тогда трудовой путь от рабочего до инженера-технолога, ездил изучать опыт железнодорожного дела в США. Он способствовал возникновению у своего сына интереса к технике, производственным навыкам и изобретательству. Юношей Татлин участвовал в заграничном плавании в качестве матроса.

В искусство он пришел как самородок — почти без серьезной школы. В Пензенском художественном училище получил основы профессиональных знаний, а в авангардных студиях Москвы и Петербурга (у И. И. Машкова, Я. Ф. Ционглинского, М. Д. Бернштейна, М. Ф. Ларионова — у него особенно) набрал мастерства.

Художник не учился за границей, хотя полмира объездил матросом (еще мальчиком сбежав из дому, уплыл юнгой в Турцию) и отразил этот факт биографии в картине «Матрос» или по-другому «Автопротрете» (1911). Тогда же Татлин написал картины «Продавец рыб» и в следующем году «Портрет артиста». Но, впервые попав в Париж (1914) и посетив там Пабло Пикассо, отнесся к нему как равный к равному. Возможно, с этим слегка курьезным визитом (Татлин приехал в Париж из Берлина, где на выставке русского народного искусства исполнял роль слепого бандуриста; он и для Пикассо сыграл на бандуре) косвенно связан переход художника от живописи, сочетавшей ларионовское влияние с элементами кубизма, к «живописным рельефам» (они же «контррельефы», или «материальные подборы»).

Эти объемно-пространственные абстракции из железа и дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей и отчасти обработанные живописными средствами, впервые были показаны им на выставке в собственной студии (1914; тогда они назывались «синтезо-статичными композициями»), затем на выставках «Трамвай Б», «1915 год», «Магазин». С них началась конструктивистская линия в русском авангарде, линия материаловедения, противопоставляемая во всяком случае, автором отвлеченно-знаковому супрематизму К. С. Малевича. Однако победивший конструктивизм 1920-х гг. — и в утилитарно-производственном его варианте, и в варианте техницистском — далек от стремления вслушиваться в органику материала.

В соответствии с общей программой Татлин делает эскизы посуды, одежды и даже печей, но его модели, как правило, утопичны, это проекты идей, а не вещей. Таков «Памятник III Интернационала» («Башня Татлина», 1919-20) — символическое воплощение революционной эпохи, впечатляющий, но вряд ли рассчитанный на реализацию синтез скульптуры, архитектуры и техники. Таков «Махолет», «Летатлин», сборкой которого художник занимался в течение трех лет (1929-1932) в башне Новодевичьего монастыря (образ башни сродни Татлину — его первая студия в Москве тоже звалась «Башней»), — конструкция абсолютно природная и эстетически поразительная, напоминающая чертежи Леонардо да Винчи; художник не сомневался в ее воздухоплавательных возможностях и первое испытание планировал провести со своим маленьким сыном.

В 1920-х гг. Татлин активно работает в Наркомпросе (1919-1923; инициатор «музеев художественной культуры», член Отдела музеев, куратор реформы художественного образования и монументальной пропаганды) и в Инхуке (1923-1924; руководитель Отдела материальной культуры), преподает в Киевском художественном институте (фото-кинотеатральное отделение, 1925-1927) и во Вхутеине (отделение обработки дерева и керамики, 1927-1930).

Общественные обязанности не являются для него чем-то внешним, но как бы составляют часть занятий искусством. Художник тотального и экзистенциального склада, Татлин не разделяет искусство на виды и жанры, он занимается конструированием новых форм во всем сразу, от архитектуры до книжного дела и от дизайна до сценографии. Десятилетие спустя именно сценография вынужденно выделится из общего ряда его занятий, - после разгрома авангарда эта область деятельности останется для Татлина единственно возможной.

Поздние работы художника («Дело», 1939-40, «Не сдадимся», 1935), уступая ранним («драма «Зантези» Хлебникова В., 1923; неосуществленные постановки опер Глинки М.И. «Жизнь за царя», Вагнера Р. «Летучий голландец»; «Царь Максимилиан», 1911) сохраняют высокий уровень художественного мышления, мастерства. Этот уровень сохранят также поздняя живопись Евгения Евграфовича — камерная, тонкая; исполняемые «для себя» натюрморты чужды какому бы то ни было насилию над натурой.

Чем дальше, тем меньше было возможностей для работы. Панно Татлина для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1938 г. были уничтожены как «политически вредные». В конце жизни он для заработка консультировал студентов Московского архитектурного института и делал наглядные пособия для Московского университета. Новое открытие его творчества произошло в 1970-х, тогда же стало ясно, сколь многое в современном искусстве он предвосхитил.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие Владимира Татлина стало одним из символов русского авангарда.

 

Теперь приступим непосредственно к самому анализу выбранной картины. Полотно «Матрос» художника Владимира Татлина является автобиографичным, потому ее второе название «Автопортрет». Картина была написана в 1911 году. Это одно из ранних авангардных произведений автора, поэтому футуризма в нем настолько же мало, насколько много понятности и ясности сюжета. Несмотря на первые шаги в мир геометрии кубизма, Татлин уже тогда проявлял тягу к плоскостному письму. Его матрос не дышит жизнью, он не наполнен эмоциями и впечатлениями. Молодость героя прописана четко гладью штрихов и правильных дуг, а загар отмечен охристо-коричневой спелой краской.

Картина демонстрирует самого художника юным и по-детски наивным. Его глаза не имеют прищура, небесно-голубые и смелые. Все полотно написано ярким цветом, кое-где с примесью контрастных оттенков, а где-то чистыми красками. Немного странной кажется компоновка образов. Сослуживцы вписаны словно после, в необычном ракурсе, и кажутся лишними. Интересной стала деталь сюжета, нечаянно, а быть может нарочито перевернутая буква «И» в надписи «стерегущий» на бескозырке. Вероятно, автор писал автопортрет перед зеркалом и не учел особенностей.

Портрет получился наивным, но достаточно чувственным. Годы службы для Татлина были ярким воспоминанием, что связано не только с российскими передрягами, но и с годами юности, того, что происходило впервые или предстояло претерпеть. Как и сама юность, работа Владимира Евграфовича кажется девственно-чистой. Лишь боевое орудие и пара темных пятен матросов утяжеляют настроение. Художник пишет размашисто, жесткая кисть хаотично бегает по полотну, оставляя разводы характерные для побелки старых стен.

Темпера, как материал для письма, имеет бархатистую теплую структуру. Она не режет глаз ядовитым контрастом. Чтобы вытянуть матроса из глубины фона Татлин заведомо выбирал монохром дальнего плана в противовес разноцветной палитре желтого и синего цветов основного образа. Живопись художника кажется скупой и наивной, простота подкупает, и притягивает геометрией. «Матрос» окружен пространством, отнюдь не соленой водой. Однако морской воздух врывается в сознание тех, кто олицетворяет тельняшку с перекатами волн и криком чаек. Татлину удалось навязать зрителю собственные переживания и трепет юношеского азарта через холст посредством примитивного письма. Но его жизнь была намного сложнее и ярче, нежели автопортрет с морским подтекстом.

Заключение

 

Таким образом, задачи, поставленные в ходе данного исследования, были выполнены:

· были изучены основные аспекты творчества В.Е.Татлина;

· проанализированы особенности культурной эпохи, повлиявший на стиль автора;

· выявлены композиционные особенности выбранной картины;

· выявлены средства художественной выразительности данной картины.

 

Также были пройдены этапы:

· Обзор творчества В.Е.Татлина;

· Анализ культурной эпохи и её особенностей, повлиявших на настроение, стиль, творческую манеру автора.

· проведён обзор произведений Русского музея и выбрана картина;

· наведены исторические справки и изучена биография автора, изучена культурная эпоха;

· подготовлены эскизы с разбором цветовых и тоновых отношений;

· создана и оформлена работа.

 

Следовательно, была достигнута цель работы – проанализировать творчество В.Е.Татлина на примере его работы «Матрос»/«Автопортрет» (1911). Конечным продуктом являются две работы, одна из которых выполнена в чёрно-белом варианте линерами, вторая – в цветном варианте красками гуашь.


Список использованных литературных и интернет источников

 

1. Пунин Н.Н. «О Татлине», Букинист. Издание, 2001

2. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). «Мастера советской архитектуры об архитектуре. », 1975

3. Дуксина И.Н. https://www.artsait.ru/art/t/tatlin/main2.htm

4. www.avangardism.ru 2015 Русский авангард. Художники авангардисты

 

Приложение

Рис. 1. В.Татлин «Продавец рыб» 1911г. Холст, клеевая краска. 99x77 см.

Рис. 2. В. Татлин «Портрет артиста» 1912г., Холст, масло. 104х88 см.

Рис. 3. «Матрос» 1911г. Темпера, холст. 71,5x71,5 см.

 

Рис. 4. Эскиз

 

Рис. 5 Эскиз, содержащий особенности тоновых отношений Рис. 6 Эскиз, содержащий особенности цветовых отношений

Рис. 7. Готовая работа в графике

Рис. 8. Готовая работа в живописи

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: