Таинство Святого Крещения
Символ Веры о крещении:
Оригинал (греч.) | ЦСЯ |
10. Ομολογώ έν Βάπτισμα εις άφεσιν αμαρτιών. Βάπτισμα (Ваптизма) – погружение, окунание, омовение путем окунания в воду | 10. Исповедую едино крещениево оставление грехов |
Хочется прежде всего обратить особенное внимание на Символ Веры Святой Христовой Православной Церкви. Читая его, мы провозглашаем, что исповедуемедино погружение (рус. «крещение», греч. «ваптизма») во оставление грехов.
Глагол «крестить» - греч.Βαπτίζοντες (ваптизонтес) – погружать, окунать, пускать/топить ко дну;омывать, поглощать водой полностью.
Символ Веры - это слово истины Святого Духа. Изменять Символ Веры было запрещено Богом через Вселенские Соборы – нельзя добавлять в его текст даже самые правильные утверждениям, которые являются 100%нтной точнейшей истиной, а изменять существующие слова Символа Веры на другие, с иным значением и смыслом тем более.Но произошло изменение Символа Веры в жизни при том, что формально текст не менялся.
Что если отнынена богослуженияхСимвол Веры будет петься следующим образом «исповедую едино окроплениево оставление грехов»? Трудно себе такое представить в то время, как к изменению Символа Веры в жизни уже многие привыкли и не видят в этом ничего страшного. Давайте помнить, что изменение Символа Веры людьми, нарушение его и распространенность таких нарушений не изменяет истину, озвученную в нем Богом - оставление грехов происходит через ваптизму – 10 пункт Символа Веры не подлежит никакому изменению.
В случаях, когда погружение в воду невозможно по каким-то причинам,может быть совершено выливание на человекаодновременно большого количества воды сверху - так, чтобы он 100%нтно целиком был «погружен» в эту воду, облит, омыт ею. Известен случай из житий древних святых, когдапо молитве заключенных верующих, не успевших принять крещение, Бог послал воду крещения в виде внезапно обрушившегося сильного проливного дождя, во время которого Ангелы пели «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Все жаждущие крещения были всецело покрыты, облиты этой водой. Очень важно, чтобы произошло не лишь соприкосновение части тела с водой крещения, но важно чтобы весь человек, всё его тело, имеющее заразу греховную, приобщилось Христу, ведь именно так креститься заповедал Господь, а не как-либоиначе. 1Сол.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
|
«Крещение» путем окропления малым количеством воды, посыпания песка, «воздушного крещения», совершается лишь в безвыходных ситуациях и при выживании крещаемого, над ним проводится потом правильное полное крещение, что мы и читаем в истории об умирающем иудее, крещенном в пустыне песком, выжившем чудом после этого и затем крещенном правильно погружениями в воду по единогласному решению отцов.
Формула крещения:
В православных статьях пишется: Сердцевиной и обязательным действием самого тайносовершения является крещальная формула: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь »
|
Но можно ли произносить словами одно, а делать при этом другое? Часто теперь произносится «Крещается раб Божий...» (т.е. «погружается»!), а на деле лишь смачивается часть тела водой.
Святые отцы пишут, что одних слов формулы недостаточно для совершения таинства крещения, необходима и вода, в которую следует погружать крещаемого при произнесении формулы. При словах «погружается раб Божий во имя Отца…» следует выполнить собственно само погружение, слово претворить в дело.
О необходимости помимо одной словесной формулы, собственно,погружения в воду, сказал и Сам Господь: Ин.3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится отводы (греч. εξ – «из, движение изнутри наружу») и Духа, не может войти в Царствие Божие.!Лк.1:37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
! 49 Апостольское правило«Если кто, епископ или пресвитер, крестит
не по Господню учреждению (в три погружения), во имя Отца и Сына и Святаго Духа … да будет извержен»
Из церковных песнопений:
«Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает» (повечерие, канон, 7-я песнь, 3-й тропарь)
Из акафиста Богоявлению Господню:
Слава Тебе, струям Иорданским спогребшемуся,да и мы в крещении в смерть и воскресение Тебе спогребемся. "
Славянская кормчая. Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати. Аще который епископ, или пресвитер не крещает в три погружения единым глашением, но во едино погружение в смерть Господню даемо, да извержетсятаковый, Не речебо Господь в смерть мою крестите: но шедшее научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 116)
|
Священное Писание о крещении:
•Ин.3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится отводы (греч. εξ – «из, движение изнутри наружу») и Духа, не может войти в Царствие Божие.
• Мф. 28:19: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (греч. βαπτίζοντες – погружать, окунать, пускать/топить ко дну)
Не написано «окропляйте» или «поливайте» во имя Отца и Сына и Святого Духа, но «погружайте». Указание к конкретному действию. Господь установил таинство именно ваптизмы (погружения), а не смачивания, окропления или поливания.
«Крещение» – не абстрактное понятие, а совершенно конкретное смысловое слово, как, например, «ядите Тело Мое» или «пейте Кровь Мою» - это именно есть и пить, а не что-либо другое, так и таинство ваптизмы (погружения) - это именно погружение в воду, а не любое без различия употребление воды человеком.
Всё тело человека, рождающегося в мир, имеет греховную заразу, а не лишь голова или рука, и все тело нуждается в омытии водами крещения. Деян.22:16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись(греч. Βάπτισαι, ваптисай – «погрузись в воду») и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.
Также важно заметить – то,как Иисус Христос совершил наше спасение никогда не изменится, никогда не изменится тот факт, что, когда Он умер, Его тело было погребено и три дня пребывало внутри гроба, а потом Он воскрес, восстал из гроба. Поэтому и установленная Иисусом Христом форма крещения не может никогда изменится в силу неизменяемости того, как Иисус умер, как был погребен и воскрес. Оно должно происходить только путем именно трех и именно погружений в воду, как во гроб.
! • «мы соединены с Ним подобием смерти Его» (Рим.6:5). Греч.ομοιώματι – подобие, сходство, образ, изображение
• Римл. 6: 3-6.«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса ,в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением (греч.δια τοũ βαπτίσματος «через погружение в воду/окунание») в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним (через крещение происходит распятие плоти со страстями и похотями, толкует свт.Иоанн Златоуст), чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.
Как видим из данного отрывка Писания, тело должно быть погружено в воду именно целиком и полностью. По слову великого духоносного пророка Божия КосмыЭтолийского, цитата, «и туда способен проникнуть сатана» (в «площадь размером с глаз блохи»). Не часть человека должна стать причастна Христу, а весь человек без остатка. Он должен быть погружен в Тело Христово. Следует похоронить и упразднить все тело греховное, всего ветхого человека «распять с Ним», а не часть. КосмаЭтолийский открывает тайну, что именно по причине не полных погружений в воду при совершении крещения, потом людям не удается быть успешным христианами, побеждать страсти и диавола, расти духовно и т.д. (полные цитаты ниже).
Сол.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
1Кор.12:13Ибо все мы одним Духом крестились (греч. – погрузились) в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
• Гал.3:27 все вы, во Христа крестившиеся (греч.Погрузившиеся, погруженные), во Христа облеклись (греч.–оделись).
Св. Григория Палама в «Беседах о крещении Господнем» поясняет, что погружение в воду = погружение во Христа, т.к. в благословенной воде Он Сам (см. цитаты ниже).
А св. КосмаЭтолийский, как упоминалось уже, говорит, что в неомытую водой, не погруженную в воду часть тела даже «размером с глаз блохи» «способен проникнуть сатана» и вот так «неправильно крещенные» имеют серьезные, по его словам, потом, духовные, душевные и телесные последствия.
Как важно, чтобы таинство крещения (т.е. таиинство погружения во Христа) было выполнено по заповеди Христовой, чтобы новокрещенного также касались эти слова: Ин.14:30…ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27)
•В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением (! греч. ἀπέκδυσις
совлечение, снятие)греховного телаплоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых… Колос. 2:11,12
Мы читаем здесь о всецелом снятии греховного тела плоти человека в крещении (а не части его) через погребение ветхого человекапутем погружения тела в воду, как во гроб. Свт. Василий Великий пишет, что цель крещения «истребить тело греховное». Св. Ефрем Сирин говорит: «плоть нуждается в погружении в воды с сообщение Духа».
•Петр же сказал им: «Покайтесь, и да крестится (греч.βαπτισθήτω - пусть будет погружен в воду) каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов – и получите дар Святого Духа. (Деян.2:38)
• Итак, что ты медлишь? Встань, крестисьи омой грехи твои (греч. βάπτισαι – погрузись, окунись в воду; απόλουσα – смой с себя), призвав имя Господа Иисуса, Деян.22: 16
• Еф.5:26, 27 чтобы освятить ее, очистив банею водною (греч. λουτρω̣ – купель, баня) посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (и слово небходимо при таинстве крещения, и водная баня)
•Тит.3:5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом
• Мар.16:16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (греч. βαπτισθεις – будет погружен)
• Ин.3:23 А Иоанн также крестил в Еноне,близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
• Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься (греч.ориг. – погрузиться )? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его (греч.ориг.– погрузил). Деян.8:36-38
•Мф.3:15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. Мф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить..
•Иоан.1:33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
• Евр.10:22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою
Святые отцы (канонизированные Церковью) о крещении:
• Евр.10:22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
Толкование св. Ефрема Сирина: «и омоем тело наше крещением освящения».
Толкование св. Иоанна Златоуста: «И омыв тело водою чистою». Здесь он говорит о купели (крещения), которая очищает не тело, а душу.
Толкование свт. Кирилла Иерусалимского: Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом, омытым водой чистой. Итак, когда сойдешь ты на воду, то не простую воду представляй себе, но от действия Святого Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достичь совершенства. Не я говорю это, но Господь Иисус Христос, имеющий в этом деле власть. Он говорит: если кто не родится свыше, — и присовокупляет слова: водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3:3, 5). Ни тот, кто крещается водой, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое, поскольку так определил Иисус.
• В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти (греч. απεκδύσει – совлечение, снятие ), обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, (Кол.2:11-13)
ТолкованиеФеодоритаКирскогоблж.: «Совлечением» же «тела греховнаго плоти» назвал спасительное крещение, потому что в нем совлекаем с себя оскверненный хитон греха; и всесвятое крещение есть образ будущего, в жизни же будущей тело, соделавшись нетленным и бессмертным, не может уже принимать на себя греховной скверны.
ТолкованиеФеофилакта Болгарскогоблж.: Совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. Там чрез обрезание, чрез снятие покрова плоти, обнажалась часть тела; здесь же тело наше избавляется от греха, который мы совершаем плотью. И таковое обрезание совершает не закон, а Христос в крещении, совлекая с нас ветхую жизнь, — жизнь греховную и вообще плотскую.
!!! Св. Равноапостольный КосмаЭтолийский:
"Честные отцы, вам нужно иметь в церквях большие купели, чтобы ребенок весь помещался в них и никакая часть его тела (даже размером с глаз блохи) не оставалась неомытой. Поскольку и туда способен проникнуть сатана, и из-за того, что ваши дети неправильно крещены, они потом беснуются (демонизированы, одержимы, во власти демонов), имеют страхи, становятся лунатиками, убогими (др. варианты перевода - несчастны, неудачливы, неуспешны)".
Если кто-то ради спасения своей души захочет пожертвовать в храм большую купель, пусть поднимется ко мне, я научу его, как следует поступить, и попрошу всех христиан простить его – и он получит прощение такой силы, какое не купил бы ни за какие деньги.
("Слова".Слово 2-е)
Свт. Василий Великий:
!!! «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения»
«Поскольку в Крещении предположены две цели — истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, оживить же Духом и иметь плод во святыне, то водаизображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь…
Каковы цель и сила Крещения? Через него крещаемый изменяется в уме, слове и деле и по данной ему силе делается тем же, что и Родивший его»
«Великое Таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения »
«Если бы Израиль не перешел через море, то не был бы отлучен от фараона; и ты, если не пройдешь через воду <крещения>, не выйдешь из-под горького диаволова мучительства.» (свт.Василий Великий, 8, 195).
Свт. Григорий Нисский:
Как смерть Начало вождя нашей жизни сопровождалась подземным погребением, и произошла по общему закону естества, то подражание смерти, совершаемое нами, изображается в ближайшей к земле стихии <воде>. И как оный Человек свыше, восприняв на Себя мертвость вместе с подземным положением, тридневным восшел опять к жизни, так и всякий, кто в единении с Ним по естеству тела, имея в виду преуспетьв том же, т. е. достигнуть этого предела жизни, — вместо земли наливая воду и погружаясь в этой стихии, троекратным повторением подражает тридневной благодати воскресения (свт.Григорий Нисский, 21, 91)
Почему очищение (совершается) водою? И для какой потребности принимаются три погружения? Чему и отцы научили, что и наш ум согласно с ними принимает, есть следующее. Мы признаем четыре стихии, из которых слагается мир, они известны всем... огонь, воздух, земля и вода. Итак, Бог и Спаситель наш, совершая о нас Домостроительство, снисшел на четвертую из сих стихий, под землю, чтобы отсюда воссиять жизнь. Мы же, приемля крещение, по подражанию Господу и Учителю и Вождю нашему, хотя в землю не погребаемся (ибо она бывает покровом совершенно умершего тела, сокрывая немощь и тление нашего естества), но нисходя в сродную с землею стихию — воду, сокрываемся в ней, как Спаситель в земле. Делая же сие трижды, отображаем на себе тридневную благодать Воскресения и делаем это, не в молчании принимая таинство, но с произнесением над нами имен трех Святых Ипостасей, в Которые мы уверовали, на Которые и уповаем, от Которых происходит и настоящее наше бытие, и будущее существование. Может быть, ты, дерзновенно ратующий против славы Духа, недоволен этим, и завидуешь чести Утешителя, которою чтут Его благочестивые? Перестань же препираться со мною и противоречь, если можешь, словам Господа, которыми законоположено для людей призывание при крещении. Что же говорится в повелении Владыки? Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Почему во имя Отца? Потому что Он — Начало всего. Почему во имя Сына? Потому что Он — Зиждитель твари. Почему во имя Духа Святаго? Потому что Он — совершительная Сила всего. Итак, преклонимся Отцу, дабы освятиться, преклонимся и Сыну, да будет то же самое, преклонимся и Святому Духу, да будем тем, чем Он есть и именуется (т. е. святыми). Нет различия в освящении, как будто бы Отец освящает более, Сын же менее, и Святый Дух менее их обоих. Итак, для чего же ты раздробляешь три Ипостаси на различные естества и соделываешь трех богов, не подобных друг другу, когда от всех (Их) приемлешь одну и ту же благодать? (свт.Григорий Нисский, 25, 9—11).
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий):
Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии
…Напоминаю также о моем давнем строгом запрещении крестить обливанием, а обязательно троекратным погружением. Не подчиняющиеся этому требованию священники будут мною запрещаться в священнослужении на полгода.
6 июня 1952г.