Тема урока: «Каждая изба удивительных вещей полна »
Цели деятельности учителя:
- знакомство учащихся с русской избой, натюрмортом;
- развитие образного мышления у второклассников, а также восприятия красоты окружающего мира и произведения искусства;
Планируемые результаты:
личностные:
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- проявление интереса к изучению темы;
- проявление творческого отношения к изучаемому;
предметные:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; освоение основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности;
- использование различных материалов и средства художественной выразительности, различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: для учителя: презентация, заготовка для пед. показа, гуашь
для учащихся: гуашь, лист А4
Этап, время | Методы, приёмы | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг.момент 0,5мин. | словесный | Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. | Приветствуют учителя | Настроиться на урок, концентрировать внимание и поведение |
2.Мотивационный 2,5 мин. | словесный фронтальный опрос | Актуализация знания и опыта Кто скажет, что вы рисовали на прошлом уроке? Что вы запомнили про это? | активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают свои знания | умение пользоваться полученной информацией |
3.Постановка учебной задачи 2 мин. | эвристический вопрос схема-опора | Подведение к определению темы урока. - Сегодня, ребята, нас ждет много интересного. Мы познакомимся с устройством русской избы, а также напишем натюрморт, который можно было встретить в русской избе. | самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель | умение самостоятельно определять круг учебных задач |
4.Решение учебной задачи 30 мин. | эвристический полилог, наглядный, словесное пояснение демонстрационный, практический наглядный, словесное пояснение Инструктаж самостоятельная работа | 1). Знакомство с новым материалом- 5-6 мин.
Русская культура, как и другая культура, складывалась веками. Русский народ отбирал самое лучшее и передавал из поколения в поколение свой опыт, свои традиции, обряды. На протяжении жизни человека сопровождают различные события, которые наполнены обрядами: родины, крестины, проводы в армию, свадьба, похороны, праздники, повседневная работа. Все традиции, обряды, связаны с мировоззрением русского человека, устройство избы, костюм. Человек всегда зависел от природы. Еду, необходимые материалы, брал в природе. - Зачем людям дом? - Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? (из дерева). - Почему русские люди выбирали дерево основным строительным материалом Дерево - постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. Рассказ сопровождается показом на иллюстрации.
Внешний и внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами. Крыша дома связывалась с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) - с землёй, а подклеть (погреб) - с подземным миром. Потолок внутри избы часто украшался символами солнца, стены- растительным орнаментом. Окна избы- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки-наличники, на которых обязательно был изображен растительный и геометрический орнамент, являлся оберегом. Крыльцо- «распахнутые руки» дома. Они связывали избу с улицей. Располагались избы всегда «лицом» к дороге. -Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил. На крыше дома обязательно должен быть конь-охлупень. Конь являлся символом солнца, движущегося по небу. -Дверь в избу была низкая, а порог высокий. -Как вы думаете, почему так строили вход в избу? (отв.) Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.
- В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину её занимала печка: «Без печки хата- не хата». В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности- коров, коз, свиней- готовили в печке. - Какую ещё роль печь выполняла в избе?(отв.) Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки. - Не случайно печь- распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. -Какие сказки вы знаете, где говорится о печи? (отв.) -Какие события, связанные с печью в них происходят? (отв.) -А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме? (женщина). Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной. Здесь у женщины находилось всё то, что нужно было для домашнего хозяйства, для приготовления пищи- полки с посудой, которую крестьяне изготавливали сами.
2). Анализ изделий (образов, композиций) 2-3 мин.
Ребята, на данных иллюстрациях, какой жанр изобразительного искусства нам встретился? (Натюрморт) Верно, мы с вами сегодня вспомним, что это такое и изобразим.
Кто мне сможет, сказать, что такое натюрморт?
Вы всё верно называете, а сейчас посмотрим на экран.
(Натюрморт в переводе с французского - «мертвая природа».. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.)
Давайте поговорим о том, что мы знаем о натюрморте.
В натюрморте изображаются различные предметы быта, фрукты, овощи. Натюрморт может рассказать о том, как жили и как живут люди сейчас.
Для того чтобы правильно рисовать натюрморты, нужно знать несколько правил составления предметов.
Прочитайте эти правила.
| Наблюдают за объектами; Высказывают свои мнения по теме; Аргументируют свое мнение; Анализируют особенности объекта; под руководством учителя или самостоятельно выявляют особенности композиции, характеристики объекта Наблюдают, запоминают порядок выполнения задания Слушают и Воспринимают задание Выполняют задание, соблюдают требования, проявляют творчество | умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в объекте умение следить и усваивать практические приёмы работы умение принимать учебную задачу умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания |
5. Итоги урока Рефлексия 5 мин. | Словесный демонстрационный | 1). Итоги темы. - Хорошо, ребята, какая была тема нашего урока? - Какую задачу мы перед собой ставили? - Как вы думаете, справились с задачей? 2). Итоги практической работы – выставка | осматривают выставку, анализируют качество выполнения задания; | умение анализировать результаты труда своего и одноклассников |