Контрольные вопросы.
- Приведите классификацию наследственных болезней нервной системы.
- Опишите болезни с преимущественным поражением периферического двигательного нейрона (спинальные и невральные амиотрофии).
- Опишите болезни с преимущественным поражением пирамидной системы.
- Охарактеризуйте наследственные болезни с преимущественным поражением аппарата координации.
- Дайте описание наследственных болезней с преимущественным поражением экстрапирамидной системы.
- Что представляют собой наследственные миопатии? Опишите их клинические формы, назовите основные принципы диагностики. Что представляют собой миотонии? Опишите их виды.
- Опишите наиболее распространенные факоматозы (ангиоматоз Штурге-Вебера, Гиппеля-Линдау, болезнь Луи-Бар, Реклингхаузена).
- Что такое мультифакториальные болезни? Перечислите основные мультифакториальные заболевания
- Какие методы применяются для исследования генетической составляющей мультифакториальных заболеваний?
- Как называется наука об этиологии, патогенезе и проявлениях врождённых пороков развития (ВПР)?
- Что такое эндогенные и экзогенные ВПР?
- Что такое мутагенные, тератогенные и мультифакториальные ВПР?
- По какому принципу ВПР делятся на гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии и фетопатии?
- Что такое дисплазии, гипоплазии и дисхронии?
- Перечислите основные тератогенные факторы.
- На чём основана клиническая классификация ВПР?
- Дайте определение изолированным, системным и множественным ВПР.
- Какие ВПР встречаются чаще всего?
- Какая анэуплодия аутосом (синдром) проявляется ВПР?
- Что такое альтернативные, описательные и измеряемые аномалии?
- Перечислите «управляемые факторы риска» при ишемической болезни сердца (ИБС).
- Какие моногенные болезни являются неуправляемыми факторами риска ИБС?
- Перечислите управляемые факторы риска для гипертонической болезни.
- Перечислите модифицируемые факторы риска развития рака груди, лёгкого, колоректального рака и метастазов рака простаты.
|
Ситуационные задачи
1. Больной 21 года. Жалуется на слабость в ногах, преимущественно в стопах. У отца больного также имеется слабость в ногах и руках. В неврологическом статусе: парез стоп и дистальных отделов рук, походка по типу «степпаж», гипотрофия межкостных мышц на кистях и стопах, отсутствуют карпорадиальный и ахиллов рефлексы, гипестезия по типу перчаток и носков.
Поставьте предварительный диагноз, назначьте дополнительное обследование, лечение.
2. Юноша 16 лет обратился в поликлинику по поводу слабости в ногах и руках. Слабость постепенно нарастает с 15 лет, в настоящее время усилилась после ОРВИ, что заставило больного обратиться к врачу. Объективно: гипертрофия икроножных мышц, вялый тетрапарез преимущественно в проксимальных отделах конечностей, утиная походка, вставание лесенкой, крыловидные лопатки, осиная талия. Родители и сестра больного здоровы.
Поставьте предварительный диагноз, назначьте дополнительное обследование, лечение.
3. Девушка 15 лет обратилась к врачу по поводу слабости в руках и ногах. Слабость беспокоит в течение 5 лет, однако за медицинской помощью обращается впервые. Родители больной здоровы. Объективно: гипертрофии мышц голеней, утиная походка, вялый тетрапарез. преимущественно в проксимальных отделах конечностей, атрофия мышц первого межпястного промежутка. Больная отмечает периодическое подёргивание мышц в разных отделах туловища и конечностей. При стационарном обследовании повышения уровня ферментов креатинфосфокиназы не выявлено. При игольчатой электромиографии выявлены спонтанные потенциалы фасцикуляций.
|
Ваше мнение о диагнозе?
4. Юноша 17 лет поступил в клинику по поводу гиперкинезов. При осмотре выявляется неритмичный, среднеамплитудный тремор, напоминающий взмахи крыльев. При проверке мышечного тонуса выявляется феномен «зубчатого колеса». Интеллект снижен. Имеется гепатомегалия, кольцо Кайзера-Флейшера.
Поставьте предварительный диагноз, назначьте дополнительное обследование, лечение.
5. Женщина 40 лет поступила в клинику по поводу непроизвольных движений в туловище, конечностях, языке. При осмотре выявляется хореический гиперкинез и снижение интеллекта.
Дифференциальный диагноз между какими заболеваниями Вы проводите, и какова тактика дальнейшего обследования пациентки?
6. На приём к врачу обратился мужчина 27 лет с жалобами на повышенную утомляемость. Объективно: рост – 164 см, вес – 85 кг, голова имеет форму трилистника с седловидным западанием в теменной области, лобные бугры и надбровные дуги выступают, у глазных щелей имеется опущение наружных углов, обращают внимание запавшая переносица, короткий и мясистый нос, укороченный фильтр, узкий рот, маленькая нижняя челюсть с запавшим подбородком, зубы мелкие, поражены кариесом, узкие, ушные раковины лишены рельефа, шея короткая, грудина без мечевидного отростка, кифоз, укорочение пальцев, косолапость, теменная часть черепа лишена волос.
|
Дайте название перечисленным стигмам дисэмбриогенеза.
Наличие какой патологии можно предположить у данного пациента?
3. К врачу генетику обратилась родительская пара, у которой 3 года назад родился ребёнок со spina bifida. Какой риск повторного рождения ребёнка с аналогичной патологией, если в целом по популяции риск рождения детей с дефектом нервной трубки составляет 0,1-0,3%? Какой витамин (или продукты с его богатым содержанием) Вы посоветуете принимать матери за несколько месяцев до зачатия? Какие методы пренатальной диагностики Вы используете в этом случае?
4. К наркологу обратилась женщина с просьбой помочь в лечении её мужа и определить прогноз относительно её сына. Её муж, тридцати шести лет, злоупотребляет алкоголем. Выпивает ежедневно по 150-200 мл в день, в течение 3 лет. Пьёт в одиночку, оправдывая это тем, что испытывает без выпивки душевный дискомфорт. Этот мужчина является интравертом и склонен к депрессии и ипохондрии.
Какой тип алкоголизма можно диагностировать у пациента? Велика ли вероятность того, что и сын этого мужчины станет алкоголиком?
Занятие 5: Генетический скрининг и пренатальная диагностика. Медико-генетическое консультирование. Принципы лечения наследственной патологии
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные виды генетического скрининга и пренатальной диагностики.
2. Какие задачи решает популяционный скрининг генетической патологии? Назовите два основных его раздела.
3. На выявление каких заболеваний чаще всего направлен скрининг новорожденных?
4. С помощью каких методов осуществляется скрининг гетерозигот в популяции или семьях?
5. Что представляет собой пренатальная диагностика генетической патологии.
6. Перечислите основные диагностические инвазивные тесты, используемые в пренатальной диагностике генетической патологии
7. Опишите амниоцентез. Назовите показания, противопоказания, возможные осложнения этого исследования.
8. Опишите, как осуществляется биопсия ворсин хориона и кордоцентез. Назовите показания и противопоказания, диагностические возможности и осложнения для каждого из этих методов диагностики.
9. Дайте характеристику основным методам визуализации плода (ультрасонография, рентгенография, МРТ)
10. Каковы показания к скринингу беременных женщин? Каково диагностическое значение определения уровня альфа-фетопротеина в амниотической жидкости и сыворотке крови матери?
11.Что представляет из себя «тройной скрининг» и для чего он проводится?
12. Для чего и каким образом проводится семейный скрининг наследственной патологии?
13. В каких случаях на стадии преклинической (досимптомной) диагностики наследственной патологии среди лиц с позитивным семейным анамнезом проводится прямая ДНК диагностика мутаций, а в каких – косвенная ДНК диагностика?
13. В каких ситуациях проводится медико-генетическое консультирование (МГК)? Перечислите основные задачи МГК)?
14. Перечислите 3 этапа МГК.
15. На каком этапе МГК используется справочно-поисковая автоматизированная система?
16. На каком этапе МГК проводится определение риска рождения больного ребёнка?
17. Как называется риск рождения ребёнка с мультифакториальным заболеванием? На чём основан расчёт этого риска?
18. Что делается на заключительном этапе МГК?
19. Какой генетический риск (%) считается низким и не является противопоказанием к деторождению?
20. Какой генетический риск считается средним и является относительным противопоказанием к деторождению?
Ситуационные задачи:
1. Рассчитайте риск повторного рождения ребёнка с болезнью Шарко-Мари.
2. Рассчитайте риск повторного рождения ребёнка с болезнью Дауна.
3. Рассчитайте риск повторного рождения ребёнка с амавротической идиотией Тея-Сакса.
4. Рассчитайте риск повторного рождения ребёнка с гемофилией.
5. Катаракта, глухонемота и отсутствие резцов и клыков верхней челюсти аутосомно-рецессивные признаки.
Возможно ли рождение детей со всеми тремя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой, глухонемотой и гетерозиготен по третьему признаку, а второй супруг гетерозиготен по катаракте и глухонемоте, но страдает отсутствием резцов и клыков верхней челюсти?
6. В семье отец глухонемой (рецессивный признак, сцепленный с полом), с белым локоном надо лбом (доминантный аутосомный признак), мать – здорова и не имеет белой пряди, сын родился глухонемой с белым локоном надо лбом. Можно ли сказать, что мальчик унаследовал признаки отца? Если да, то какие?
7. В семье имеется ребёнок 3-х лет с болезнью Дауна. Мать – 24-х лет, повторно беременна 8 недель. Ваши действия.
8. Семья из трёх человек. Сын – 12 лет, мать – 35 лет, отец – 36 лет. Отец страдает сахарным диабетом. Мать на 9 неделе беременности. Отец интересуется, как исключить сахарный диабет у будущего ребёнка. Ваши действия.
9. Родительская пара обратилась к врачу генетику за советом по поводу планирования семьи (родители хотят иметь ещё одного ребёнка). В анамнезе - инсулинозависимый сахарный диабет I типа у матери и первого ребёнка. Какова вероятность повторного рождения ребёнка больным сахарным диабетом I типа, если для популяции в целом этот риск составляет 0,5%?