Билет
Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.
Коммуникация – эффективное опосредованное синхронное и диахронное взаимодействие между субъектами, обусловленное перемещением смысловой информации в идеальной или идеально-материальной форме.
Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения (например природа)
Предмет науки – это искусственно созданные, вырванные (для изучения) из объекта аспекты, характеристики, связи и отношения, определяющие сущность и содержание объекта.
Объект Т.К. – совокупность коммуникационных процессов в человеческом обществе
Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств
Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук
Предметное пространство Т.К. образуется в результате пересечения предметных областей классических (фундаментальных) наук.
Семиотика – наука о знаках
Онтология – часть философского знания, связанная с учением о бытие объекта (существует ли объект, и если да, то в какой форме).
Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.:
- Философия
- Комплекс лингвистических наук
- Искусствознание
- Психология
- Комплекс инженерных дисциплин
Билет
Основные методологические подходы в теории коммуникации.
Общенаучные:
- Диалектический метод. Явления в их связи и развитии.
- Метод анализа и синтеза
- Сравнительный метод
- Метод идеально-типической реконструкции социальной реальности
- Метод экстрополяции (составление прогнозов на основе развития прошлого)
- Методы сбора эмпирической информации
• Метод наблюдения
• Метод анализа документа
• Опросные методы
• Социальный эксперимент
Собственные специфические:
1 ) Процессно-информационный подход
обмен определенными кол-вами информации между субъектами.
Осн. категории:
- информация
- шумы, помехи
- кол-во и кач-во сведений
- эффективность взаимодействия
Социально-семиотический подход
процесс создания нового социального целого с помощью знакового взаимодействия
Осн. Категории:
- категория смысла
- знака
- понимания
- творчества
Билет
Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный под ход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.
Общее понимание комм:
- Человеческое общение, контакты, связи между людьми
- Процесс передачи информации
- Связь, осуществляемая посредством техн устройств, средств сообщения.
- Общение, информационное взаимодействие между людьми
- Взаим-е, обмен сигналами между людьми и животными
- Связь между различными объектами, в т.ч. технич природой
- Каналы связи между различными объектами
- Пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами.
Дедуктивный подход – подход, связанный с выведением из понятия наиболее общих понятий и категорий данной науки.
Первый фундаментальный вопрос:
Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация?
Это всегда субъект-субъектное взаимодействие, где субъект – это живое существо, способное к автономному поведению (строгий подход)
Дополнительный вопрос: Минимальное кол-во субъектов, называемое коммуникацией? Один, если он отправил и получил свое же сообщение в разное время. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной.
Билет
Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций
Второй фундаментальный вопрос:
Движение субстанции какого типа делает субъект-субъектное взаимодействие коммуникацией?
Два типа: Расширенный (все три типа) и строгий узкий (только 2 последних)
- Субстанции материального типа: матер тела, вещ-во, энергия
- Субстанции идеального типа: информационные образования, имеющие смысл для субъектов взаимодействия. (неприличный жест руки – фигура малая, простая, но смысл огромен)
- Субстанции материально-идеального типа (смешанные) – материальная форма полностью исчерпывает смысл (брошенная перчатка)
Субстанция идеальной природы – информационные образования, имеющие для субъектов особое содержание и смысл.
Смысл – некоторое содержание, значимое для субъектов. Порождает реакцию.
Билет
Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.
Третий фундаментальный вопрос: Какой тип взаимодействия между субъектами является коммуникацией и какие х-ки хар-ют комм. взаимодействие?
Характеристика:
1) субъект-субъектное взаимодействие
2) опосредованное субстанцией взаим-е
3) эффективное
4) синхронное и диахронное
S (источник) -> M (сообщение) -> R (получатель) -> E (эффект)
Билет
Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общение, перцепции, интеракции
Информация – это все то, что нельзя объяснить материально и энергетически. (сбор, хранение, обработка сведений, используемые для управления)
Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия соц субъектов. (получение необходимых знаний, навыков, эмоций, опыта)
Энтропия – мера неопределенности, хаотичности
Перцепция - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Восприятие.
Интеракция - взаимодействие, воздействие друг на друга.
1)групповая
2)конкуренция
3)конфликт
Структура интеракции:
1)Действующий субъект
2)Субъект воздействия
3)Средство воздействия
4)Метод воздействия
5)Результат действия
Билет