Композиция прикладная, 2 класс
Неделя/ дата | № и тема занятия | Задачи и содержание занятия | Кол-во часов | Материал | Пример выполнения работы | |||||||
1 полугодие Раздел 1: Стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы | ||||||||||||
1 неделя 02.09.19 | 1.Копирование. | Основа стилизации – копирование природной формы с образца (насекомые, птицы, рыбы или животные). Педагог определяет тематику. | Подача графическая, формат А4, кисть, фломастеры, тушь. |
![]() | ||||||||
2 неделя | 2.Графические техники как способ стилизации. | Знакомство с выразительными возможностями графической стилизации: · выполнение рисунка линией одной толщины по белому или цветному фону; · выполнение рисунка линией разной толщины; · выполнение рисунка линией разной толщины с включением пятна, выполнение рисунка приемом «пятно»; · выполнение рисунка с использованием фактур; · выполнение рисунка с помощью орнаментальной стилизации. | Формат А4, подача графическая. Бумага белая, черная, тонированная, кисть, фломастеры, тушь, гуашь. |
![]() | ||||||||
Раздел 2: Орнамент | ||||||||||||
3 неделя | 3. Виды орнамента. Орнаментальная полоса | Знакомство с принципами построения линейного орнамента:
| Подача графическая - карандаш, фломастер. Размещаются на одном формате А4. | ![]() | ||||||||
4 неделя | 4. Принцип построения линейного орнамента | |||||||||||
5 неделя | 5.Орнаментальный мотив | Создание мотива для орнамента. Мотив выбирается из ранее стилизованных растительных, зооморфных форм. Мотив цветка корректируется и масштабируется для данной работы. | Формат А4, подача графическая. | |||||||||
6 неделя | 6. Орнамент в полосе | Создание орнаментальной композиции. Выбор схемы для построения орнамента. Соответствие схемы мотиву. | Формат А4, работа выполняется в цвете, графике или аппликативно по выбору педагога. | ![]() | ||||||||
7 неделя | ||||||||||||
8 неделя | ||||||||||||
Раздел 3:Основы общей композиции Выявление композиционного центра | ||||||||||||
9 неделя | 7. Зрительный центр, равновесие картинной плоскости | Этот раздел композиции особенно важен для понимания учащихся. В процессе работы они должны усвоить, что часть произведения, ясно выражающая главную мысль и его идейное содержание, является композиционным центром. Композиционный центр должен привлекать внимание зрителя. Учащийся обязательно должен понять, что он, как художник, режиссирует и определяет, что будет главным в его произведении, а что - второстепенной деталью. Зрительный центр. Равновесие картинной плоскости. Выявление различия между зрительным и геометрическим центром. Правильное определение зрительного центра - равновесие картинной плоскости. | Формат А4, бумага, белая, тонированная или черная. Подача графическая или аппликативная. |
![]() | ||||||||
10 неделя | 8. Способы выделения композиционного центра | Освоение способов выделения композиционного центра. Выполнение упражнений на выделение композиционного центра:
| Формат А4, бумага, белая, тонированная или черная. Подача графическая или аппликативная. | ![]() | ||||||||
11 неделя | 9. Плоскостная композиция | Выполнение декоративной композиции на заданную тему с учетом полученных знаний. Использование в композиции готовых мотивов ранее стилизованных объектов. Примерные темы «Луга мои, луга лугазеленые...», «Мир насекомых» или «Подводный мир». | ФорматА4, бумага белая, тонированная или черная. Гуашь. | |||||||||
12 неделя | ||||||||||||
13 неделя | ||||||||||||
14 неделя | ||||||||||||
Раздел 4: Орнамент | ||||||||||||
15 неделя | 10. Композиционная структура замкнутого орнамента (орнамент в круге) | Знакомство с принципами построения замкнутого орнамента в круге способом переноса:
| Схемы построения замкнутого орнамента выполняются графически условно. Размещаются на одном формате А4, подача графическая. Шаблоны орружностей |
![]() | ||||||||
16 неделя | ||||||||||||
2 полугодие | ||||||||||||
17 неделя | 11. Композиционная структура замкнутого орнамента (орнамент в квадрате) | Построение орнаментальной композиции с помощью зеркального отражения:
| Размещаются на одном формате А4, подача графическая. Черный маркер, линейка. | ![]() | ||||||||
18 неделя | ||||||||||||
19 неделя | 12. Орнаментальная композиция в круге. | Самостоятельное создание орнаментальной замкнутой композиции в круге по любой из выбранных (или рекомендованных педагогом) композиционных схем. Выбор мотива для создания орнаментальной композиции из ранее разработанных декоративных тем (стилизованные цветы, насекомые, птицы). Выбранный мотив корректируется и масштабируется для выполнения данной работы. | Подача графическая, формат А4. Черная бумага А3 Данную орнаментальную композицию можно использовать в качестве готового подготовительного рисунка в разделе «Цветоведение». | ![]() | ||||||||
20 неделя | ||||||||||||
21 неделя | ||||||||||||
22 неделя | ||||||||||||
Раздел 5: Цветоведение Ахроматическая, монохромная гамма | ||||||||||||
23 неделя | 13. Ахроматическая гамма | Знакомство с ахроматическими цветами. Изучение способа образования ахроматических цветов. Получение равноступенчатой ахроматической шкалы. Шкала может выполняться в любой творческой форме. | Упражнения выполняются гуашью на формате А4. | |||||||||
24 неделя | ||||||||||||
25 неделя | 14. Монохромная гамма | Получение различных оттенков исходного цвета способом изменения его насыщенности. Составление шкалы разбела, затемнения и тусклой шкалы для четырех цветов (красного, зеленого, желтого, синего).
Равноступенчатое смешение исходного цвета с ахроматическими цветами:
| Упражнения выполняются гуашью на формате А4. | ![]() | ||||||||
26 неделя | ||||||||||||
27 неделя | 15. Декоративная выразительность цвета | Выполнение вариантов колористических упражнений:
| Формат А4, подача цветовая, гуашь. | ![]() | ||||||||
28 неделя | ||||||||||||
Раздел 6: Стилизация Стилизация и трансформация предметов быта | ||||||||||||
29 неделя | 16. Натюрморт | Выполнение силуэтного рисунка натурной постановки натюрморта на уровне глаз. Разные по форме и силуэту предметы расположены на высокой подставке и загораживают друг друга (три пространственных слоя). Формы работают на прозрачность. Подача графическая.
Способы изменения характера натюрморта.Изменение характера натюрморта возможно, когда происходит:
| Формат А4, карандаш, бумага белая, гуашь. | ![]() | ||||||||
30 неделя | 17.Линия в натюрморте. | Изучение способов декоративизации форм неживой природы. Придание нарисованному объекту изобразительной условности с помощью определенных графических приемов: · передача условной плановости за счет применения линий разной толщины (предметы дальнего или среднего плана могут быть выведены в первый ряд); · выявление формы объектов натюрморта введением белой контурной линии и блика в общее силуэтное пятно; Тема: Декоративный натюрморт в стиле оверлепинг. Ахроматический. | Подача графическая или аппликативная. Формат А4, маркеры, фломастеры, бумага белая, | ![]() | ||||||||
31 неделя | ||||||||||||
32 неделя | 18. Штрих в натюрморте | · выявление условного объема объектов натюрморта минимальной моделировкой формы; | Подача графическая или аппликативная. Формат А4, маркеры, фломастеры, бумага белая, тонированная, черная. | |||||||||
33 неделя | ||||||||||||
34 неделя | 19. Пятно в натюрморте. | · сохранение силуэтной формы предметов при наполнении натюрморта фактурой. Тема: Натюрморт с фактурой | Подача графическая или аппликативная. Формат А4, цветные карандаши, бумага, тонированная, черная. | ![]() | ||||||||
Итого: | ||||||||||||
Обязательный минимум работ промежуточной аттестации (просмотр)
№ | Содержание задания | Общее количество затраченных часов на выполнение задания | |
1 четверть | |||
Этапы стилизации животных | |||
Мотив орнамента в полосе | |||
Общее количество работ: | |||
2 четверть | |||
Декоративная композиция Тема: «Луга мои, луга» | |||
Орнамент в круге | |||
Общее количество работ: | |||
3 четверть | |||
Орнамент в квадрате | |||
Творческая орнаментальная композиция к круге. | |||
Общее количество работ: | |||
4 четверть | |||
Натюрморт из 2-х предметов | |||
Декоративный натюрморт в стиле: оверлепинг | |||
Натюрморт с фактурой | |||
Общее количество работ: | |||
Общее количество работ: | |||