Введение
Благоприятная экологическая обстановка и развитая зеленая инфраструктура в городе — предмет общественного консенсуса. Но в законодательстве понятия экологического каркаса нет, поэтому, когда дело доходит до практики, нередко землю выгодней отдать под застройку или дорогу.
Экологический каркас — это совокупность незастроенных и не покрытых искусственными материалами (например, асфальтом) городских территорий с растительным покровом. Экологический каркас в городе необходим для поддержания благоприятного экологического состояния городской среды, которое в свою очередь важно для физического и психического здоровья горожан.
Это называется «экосистемные услуги» — польза, которую приносит природа человеку. Основными экосистемными услугами городского экологического каркаса являются:
· Смягчение последствий глобального изменения климата;
· Создание условий для отдыха горожан;
· Создание культурной идентичности города и отдельных его районов;
· Уменьшение городского «острова тепла»;
· Регулирование дождевого стока;
· Регулирование скорости ветра;
· Очищение воздуха от пыли;
· Поглощение углекислого газа и выделение кислорода;
· Поддержание биоразнообразия городских животных и растений.
К зеленой инфраструктуре города относятся не только парки, бульвары и набережные. Это также озелененные территории дворов, школ, больниц, кладбищ, линий электропередач и других инженерно-технических зон, просто незастроенные резервные участки (пустыри). В общем, все зеленые территории, которые есть в городе. Возможно, в России скоро этот список пополнят территории зеленых крыш — большой резервный потенциал для города.
Природно-экологический каркас городов
Если на ранних стадиях урбанизации природно-ландшафтные условия определяли выбор мест для поселений, направления их развития, то современные технологии позволяют строить поселения практически в любых ландшафтных условиях, преобразуя природный ландшафт и формируя новую среду. При этом планировка городов формируется с учетом природных условий местности: города «вытягиваются» вдоль крупных рек или морского побережья, «обходят» крутые холмы и овраги, заболоченные участки.
С ростом урбанизации, повышением плотности и этажности застройки, ухудшением экологической ситуации в городах отношение к природно-ландшафтным компонентам городской среды существенно изменилось. От преобразования природы человечество пришло к осознанию необходимости сосуществования с природой, рационального сочетания урбанизированных и природных компонентов жизненной среды, обеспечения баланса между ними.
Природно-экологический каркас города образуют городские парки, лесопарки, другие озелененные территории большой площади, озера и водохранилища с прибрежными территориями (планировочные центры) и соединяющими их линейными (ленточными) парками, долины рек и ручьев, овраги (природные планировочные оси).
Природно-экологический каркас города выполняет важную экологическую функцию — обеспечивает устойчивость и взаимосвязанность природных элементов в агрессивной урбанизированной среде. При этом важно использовать потенциальные возможности самовосстановления, самоочищения природных комплексов. Не меньшее значение имеют санация и реабилитация экологически ценных, но деградировавших природных комплексов.
Природно-экологический каркас целенаправленно формируется и развивается по мере роста и развития города: создаются новые парки, искусственные водоемы и водотоки. Одной из важных градостроительных задач является оптимальное соотношение и взаимное расположение застроенных и озелененных пространств.
В долинах рек и ручьев на территории городов и их пригородных зон формируются водно-зеленые системы. Создание развитых водно-зеленых систем
Эффективность планировочной организации водно-зеленых систем городов обеспечивается за счет:
· Оптимального соотношения застроенных и озелененных пространств;
· Создания крупных, пространственно целостных внутригородских и пригородных озелененных территорий, что расширяет зону их оптимизирующего воздействия и повышает экологическую устойчивость к антропогенным нагрузкам;
· Создания удобных, преимущественно пешеходных связей между озелененными территориями и жилыми районами;
· Совмещения реакционной и средорегулирующей функций в пределах одной территории;
· Использования для создания и развития водно-зеленых систем существующих лесных массивов и ограниченно пригодных для застройки территорий (пойменных, заторфованных, заболоченных).
Долины больших рек с крутыми и высокими берегами, широкой поймой оказывают существенное влияние на планировочную структуру городов, являясь природными планировочными осями их развития. Территории вдоль малых рек также перспективны для формирования водно-зеленых систем.
В сложившихся городах возможности территориального развития озелененных территорий обычно ограничены. Резервом являются поймы рек, заболоченные участки, овраги, карьеры. Современная строительная техника позволяет формировать рекреационные ландшафты с заранее заданными свойствами на территориях, ранее непригодных для строительства: пойменных, заболоченных, со сложным рельефом. Это создает возможности развития водно-зеленых систем, расширения сети ландшафтно-рекреационных территорий в сложившихся городах.
Во многих городах накоплен значительный опыт преобразования неудобных для строительства территорий и создания на их основе развитых водно-зеленых систем. Особенно важно использование пойменных земель, так как их площадь составляет значительную часть городских территорий. В то же время необходимо учитывать, что пойменные территории являются местами концентрации загрязнений. Поэтому размещение на них парков и других рекреационных объектов должно опираться на санитарно-гигиенические исследования и обоснования.
При проектировании водно-зеленых систем городов особого внимания требуют вопросы резервирования территорий, пригодных для рекреационного освоения. Резервируемые с учетом перспективного развития города территории могут продолжительное время сохранять свой естественный облик, и в дальнейшем на их основе формируются рекреационные ландшафты. На таких территориях должны устанавливаться соответствующие режимы охраны и ограничения хозяйственной деятельности.
Формирование водно-зеленых систем является также средством повышения архитектурно-художественной выразительности облика города. Раскрытие архитектурных ансамблей на озелененные территории и водоемы, обеспе-
Различия в формировании водно-зеленых систем в больших и малых городах связаны с особенностями градостроительных условий (этажность и плотность застройки, доля усадебной застройки, степень развитости и характер промышленности), спецификой ландшафтных условий. С ростом городов усложняется градостроительная организация водно-зеленых систем.
Большое значение имеет определение оптимальной ширины водно-зеленой системы. При этом должны учитываться возможности размещения в пределах водно-зеленых систем парков и других мест отдыха, притока обогащенного кислородом воздуха из пригородов в центральные районы городов и их «проветривания». Формирование водно-зеленых систем препятствует образованию сплошных массивов застройки, обеспечивает соразмерное чередование застроенных и озелененных пространств. Это особенно актуально для крупных и крупнейших городов.
В крупных и крупнейших городах оптимальной можно считать ширину водно-зеленых систем 0,5—0,7 км в центральной и 1,5—2 км в периферийной зонах города. Это позволяет создавать вдоль рек большие парковые комплексы, способные противостоять неблагоприятному воздействию городской среды, обеспечивать аэрацию прибрежных районов. При формировании водно-зеленых систем используются не только долины больших рек, но и малые реки, ручьи, овраги.
В больших и средних городах ширину озелененных территорий от фронта застройки до берега водоема рекомендуется устанавливать не менее 150 м, а в местах размещения парков — не менее 300 м.
В малых городских поселениях нет необходимости в создании развитых водно-зеленых систем.
Список литературы:
1. Книга 1/ В.П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2008
2. Алексеев А. И., Зубаревич Н. В. Кризис урбанизации и сельская местность России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. М., 1999
3. Андреев Е. М., Харькова Т. Л. Прогноз населения России до 2020 года