Тема 19.1 Швейцарский международный стиль




Швейцарский международный стиль возник в 1940- 1950-е годы и доминировал в мировой типографике до 1970- х годов. Основные принципы швейцарского стиля: рациональность верстки, использование модульных сеток, гротескных шрифтов, черно-белых фотографий, цветовых контрастов, геометрических фигур, ассиметричность графических блоков. Основоположниками швейцарской типографики были дизайнеры Макс Билл, Эмиль Рудер, Адриан Фрутигер, Армин Хофман, Йозеф Мюллер-Брокман.

Истоками формирования принципов швейцарского стиля являются теоретические работы конструктивистов:

Л. Махоли-Надь «Новая типографика» (1923г.), «Типофото», «Живопись, фотография, кино» (1925г.)

Л. Лисицкий «Типография типографики» (1923), «Типографические факты, к примеру» (1925 Г.)

Г. Байер «На пути к универсальному шрифту» (1935г.)

Я. Чихольд. «Элементарная типографика», «Новая типографика: руководство для современных дизайнеров» (1928г.) «Полиграфическое оформление» (1935г.), «Новая жизнь в печати» (1930г.), «Что такое новая типографика и новые ее задачи» (1930г.), «Полиграфическое оформление. Связь новой типографики и авангадного искусства» (1935 г.) В 1933 году Ян Чихольд эмигрировал в Швейцарию из Германии.

 

На формирование рациональных принципов швейцарского стиля оказала влияние концепция «конкретного искусства» дизайнера Макса Билла и принципы математического пропорционирования, четкого разделения цветов и модульности, заложенные в концепции неопластицизма голландской группы «Де стиль».

В 1944 году в Цюрихе стал выходить журнал «Graphis», который являлся официальным печатным органом объединения «Ассоциация швейцарских дизайнеров-графиков». Журнал занимался популяризацией новых представлений и визуальных приемов в продвижения услуг, общественных мероприятий и товаров. Культурная значимость графического дизайна, благодаря деятельности журнала, значительно возросла во всем мире.

В 1940-е годы наблюдался рост промышленных корпораций, оживление международной торговли. Общемировые тенденции бурного экономического развития вызвали рост общественных процессов. Передачи доступной информации в условиях развития торговли и промышленности оказалась востребованной, а необходимость международной коммуникационной ясности стала очевидной. Нужно было выработать концепцию и методологию такого графического стиля, который бы облегчил понимание и усвоение информации людьми разных национальностей в условиях формирования нового глобального общества.

В Швейцарии, где последствия войны не были так велики, как в других странах Европы, и оказались в эмиграции выдающиеся дизайнеры из Германии, началось формирование стиля «простой красоты» и четкой типографской верстки. Эксперименты с абстрактными графическими формами, фотографиями, локальными цветами, текстовыми наборами, пропорциональными геометрическими элементами и типографскими сетками, позволили графическим дизайнерам создать систему визуальных приемов для образного выражения конкретных рекламных и информационных задач. Жесткая последовательная система разметки страниц, функциональность и минимализм элементов композиции, определили структуру графического построения печатного листа.

Шрифт приобрел значение основного элемента визуальной коммуникации в решении композиции. Шрифт без засечек – гельветика, явился самой сильной находкой стиля. Ясность, простота и универсальность шрифта позволяли его использование в фирменных стилях, информационных знаках, рекламе, верстке и т.д. Гельветика – шрифт, созданный графическими дизайнерами Максом Мидингерои и Эдуардом Хофманом в 1957 году, стал самым распространенным шрифтом в мире. Гельветика существует более 60 лет, но рейтинг его в настоящее время все еще высок. (смотрите фильм в интернете https://kinooko.net/dokumentary/327-gelvetika)

Универс – шрифт без засечек, был создан графическим дизайнером Адрианом Фрутингером в 1954 году. В дальнейшем дизайнером было разработано более 30 оригинальных шрифтов.

Шрифт, по мнению графических дизайнеров швейцарского стиля, не должен быть выразительным сам по себе, он должен стать ненавязчивым и понятным инструментом выражения смысла. Прием использования контрастных размеров шрифта, создавал не только выразительность набора, но и показывал иерархию представленных данных (прием агитационной графики русских конструктивистов). Это позволило руководить глазами читателя на печатной странице, что немаловажно в коммерческой графике.

Фотография швейцарского стиля полностью вытеснила рисованную иллюстрацию и стала важной частью графической композиции. Мастерами стиля были разработаны четкие принципы использования фотографии в графическом дизайне.

Основной сферой применения новой концепции в продвижении продукции средствами графического дизайна стала фармацевтическая промышленность.В использовании химических и медицинских препаратов нужна ясность восприятия визуального материала, узнаваемость брендов и корпоративных стилей. Крупнейшие производители обратились к мастерам графического дизайна А. Хоффману, Й. Мюллеру –Брокману, Г. Хоннегеру и др.

Йозеф Мюллер-Брокман является одним из значительных дизайнеров ХХ века и основоположником швейцарского стиля. Серия его плакатов для музыкальных программ Концертного зала и Оперного зала Цюриха демонстрирует новые визуальные приемы стиля. В 1950- годы его плакаты становятся исключительно шрифтовыми. Его композициям присущи математически ясная пропорциональность и функциональная строгость решений.

За счет интервалов, размеров шрифтовых надписей, цвета, масштаба графических элементов он добивался выразительной ритмической архитектоники композиций. Приемы перекрестья, кроссворда, ступенчатых линеек, столбцов восходили к типографике и произведениям Л. Лисицкого 1920-х годов.

Мюллер-Брокман ввел в практику швейцарского стиля использования модульной сетки. Его книга «Модульные системы в графическом дизайне: руководство по визуальной коммуникации для дизайнеров-графиков, типографов и мастеров трехмерного дизайна»(1981 г.) являлась пособием в освоении структуры использования модульной сетки. Произведения графического дизайна, согласно концепции Мюллера-Брокмара, должно обладать ясным, функциональным и эстетическим образом. Книга оказала большое влияние на дальнейшее развитие графического дизайна во всем мире.

с книгой можно ознакомиться на русском языке:

www.fb2Clab.rustudia-artemia-lebedeva/modulnye-sistemy-v-graficheskom-dizayne/)

Мюллер-Брокман вел педагогическую деятельность, написал ряд монографий и учебных пособий, был принят в начале 1990-х годов в члены Российской академии графического дизайна. С этого времени его наследие стало широко известно в России. Умер в 1996 году.

Мюллер-Брокман. Плакаты 1950-е г.

 

 

Выводы:

1. Развитие швейцарской школы графического дизайна имеет три основных этапа: период становления (1930-е — 1-я половина 1940-х годов), международный стиль (2-я половина 1940-х — 1960-е годы), типографика «новой волны» (1970 -1980-е годы). Развитие каждого из этапов было обусловлено определенными социокультурными и интеллектуальными условиями, эволюция которых влекла за собой эволюцию художественных принципов швейцарской школы графического дизайна.

2. Художественные аспекты новой типографики, повлиявшей на этап становления швейцарской школы, находились в тесной взаимосвязи с направлениями современного абстрактного искусства и творческими течениями XX века. Так, наиболее значимы для формирования школы были художественные программы функционализма, неопластицизма, супрематизма, конструктивизма и конкретного искусства.

3. Характерной чертой международного стиля типографики стала его практичность и универсальность в контексте глобального рынка послевоенной Европы. Уже в 1950-е годы швейцарская типографика определяла лицо большинства швейцарских и мировых культурных институтов и корпораций. Новый стиль оказался наиболее востребованным в сфере визуальной идентификации событий международного масштаба, например, таких как Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене.

 

Задание по теме:

В связи с тем, что данная тема очень обширна, предлагаю каждому студенту выбрать одного из величайших мастеров стиля и написать о нем небольшое эссе:

1. Эмиль Рудер

2. Йозеф Мюллер-Брокман

3. Пол Ренд

4. Массимо Виньелли

5. Армин Хофманн

6. Икко Танака (об этом графическом дизайнере писала диссертацию аспирантка нашей кафедры Аня Шаломова, можно прочесть ее статью в журнале «Архитектон», 2014, № 46)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: