ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫФИЛОСОФИИ.
Понятие бытия является в философии исходным. Учением о бытии является онтология. Используется также понятие метафизика. Это учение о высших умопостигаемых началах бытия. Понятие бытия было введено в философию Элейской школой в лице Парменида.
Бытие – это наиболее абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще, существование как таковое. Сущее – это совокупность многообразных единичных проявлений бытия. Это понятие фиксирует свойства конкретно существующего, тогда как в понятии бытия конкретные свойства не фиксируются. Существует также понятие «реальность». Реальность – это всё существующее вообще. В этом смысле понятия «реальность» и «бытие» совпадают. Под реальностью также имеется ввиду объективный мир. Здесь понятия «реальность» и «бытие» не совпадают, потому что понятие бытия включает в себя и субъективную реальность. Под реальностью имеется ввиду ещё и действительность как актуальное бытие. Действительность – это то, что реально существует. В этом смысле действительность отличается от всего кажущегося, вымышленного, мысленного, даже если оно правильно; от всего возможного, вероятного, но пока не существующего. Понятие «бытие» шире понятия «действительность». Мысленное относится к бытию. Существует потенциальное бытие, т.е. возможное. Понятие «бытие» имеет предельно широкий характер. Понятия сущего, реальности и действительности уже, чем понятие бытия. Бытие – это совокупная реальность любых реальностей: материальных и духовных, возможных и действительных и т.д.
Можно выделить формы бытия. Существует бытие материальное и идеальное. Материальное подразделяется на естественное и искуственное, созданное человеком. Естественное делится на живое и неживое. Идеальное бывает индивидуализированное, т.е. сознание отдельного человека, и объективированное идеальное, к которому относятся формы коллективного сознания (мораль, религия, наука). Материальное и идеальное противоположны, но в одной форме бытия они представлены оба – человек. Совокупность всех людей образует общество как социальную форму бытия. Общество – это синтетическая форма, потому что включает в свой состав почти все формы бытия.
|
Понятие субстанции тесно связано с понятием бытия. Если понятие «бытие» обозначает существование чего-либо, то понятие «субстанция» раскрывает то, что лежит в основе существования чего-либо. Субстанция – это предельное основание бытия, позволяющее свести всё многообразие вещей и их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Это определение сложилось в эпоху Нового времени, в рамках которого проблема субстанции получила наибольшее развитие. Декарт и Спиноза считали, что субастанция должна быть причиной самой себя. Она должна быть вечной и в своём существовании ни в чём не нуждаться. С этим определением согласны все философы. Но разногласия заключаются в вопросах: сколько существует субстанций и каковы свойства субстанции. Сложилось 3 подхода:
1). Монизм – учение о существовании одной субстанции.
2). Дуализм – две субстанции.
3). Плюрализм – множество субстанций. (см. табл. 1)
Материалистическая философия в качестве субстанции рассматривает материю. Идеализм это понятие не отвергает, но трактует его по-своему. Объективный идеализм рассматривает материю как порождение некоего духовного начала (Августин, Гегель). Субъективный идеализм трактует материю как совокупность ощущений познающего субъекта (Беркли, эмпириокритицизм). В материализме понятие «материя» прошло 3 этапа развития:
|
1). Наглядно-чувственное понимание. Оно сложилось в древнегреческой философии. Материя понималась как конкретная природная стихия (вода, огонь, воздух, земля). Утверждалось, что всё существующее является проявлением этих начал.
2). Вещественно-субстратное понимание. Оно сложилось в философии Нового времени. Два основных момента:
- материя тождественна конкретному веществу, которое состоит из неделимых и неизменных атомов;
- материально лишь то, что можно непосредственно воспринимать органами чувств, прежде всего, это нечто вещественное.
На этих двух этапах материя понималась конкретно. На третьем этапе сложилось её абстрактное понимание.
3). Философско-гносеологическое понимание, которое сложилось в нач. 20 в. в связи с революцией в естествознании. В рамках этого этапа материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания субъекта, но отображающейся в его органах чувств (Ленин). Такая идея возникла в связи с кризисом вещественно-субстратного понимания, что явилось следствием ряда крупных научных открытий в нач. 20 в. (см. табл. 2) В результате этих открытий стало понятно, что материя не тождественна веществу. Материальное не обязательно доступно чувственному восприятию.
|
Правда, в физике нач. 20 в. возник кризис: некоторые учёные сделали вывод, что материя исчезла, а другие стали утверждать, что материя – совокупность наших субъективных ощущений (эмпириокритицизм Маха). Материалистическая критика этой идеи состояла в том, что исчезла не сама материя, а наше старое её понимание; материю нельзя сводить к конкретным состояниям, свойствам, формам и уровням. Нужно найти что-то общее у всех этих состояний, свойств, форм, уровней. Ленин пришёл к выводу, что всё это существует объективно. Нельзя смешивать естественно-научную трактовку материи с её философвским определением. В результате понятие «материя» приобрело предельно широкий характер.
Материя – это всё бесконечное множество существующих объектов и систем, вне зависимости от степени их сложности и природы. Материя – это всеобщая субстанция, основа любых свойств, отношений, форм движения. Свойства материи: объективность существования, вечность и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость, неуничтожимость.
Выделяют также атрибуты материи (атрибут – неотъемлемое качество чего-либо): системность, пространство и время, движение, отражение.
Системность материи означает, что она имеет определённую структуру. По уровню организации выделяется микро-, макро- и мегамир. По сферам выделяется неживая природа, живая природа и общество. В каждой из этих сфер существуют иерархические уровни организации.
По поводу пространства и времени существуют 2 подхода:
1). Являются ли они объективными реальностями или нет. Согласно Беркли и Канту, не мир организован во времени и пространстве, а время и пространство – это субъективные формы нашего созерцания мира. Пространство и время – субъективные реальности. Другие философы считали, что пространство и время объективны и характеризуют сам мир.
2). Среди сторонников объективности пространства и времени существовало разногласие по вопросу соотношения их с материей. Сложились 2 противоположные концепции: субстанциальная и реляционная (см. табл. 3).
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование материальных систем. Свойства пространства: протяжённость, трёхмерность, изотропность.
Время – это форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в развитии материальных систем. Свойства времени: длительность, одномерность, необратимость.
Всеобщие свойства пространства-времени:
1). Бесконечность.
2). Зависимость от динамики материальных систем (выделяют биологическое, социальное время или пространство).
3). Единство прерывности и непрерывности.
4). Объективность существования.
По поводу движения существует 3 основных подхода:
1). Механицизм. Движение – это перемещение тела в пространстве по законам механики. Движение – это внешнее свойство материи, результат воздействия на тело внешней силы. Отрицается возможность самодвижения материи. Должна существовать сила, приводящая тела в движение. Редукционизм – сведение сложного к простому, высшего к низшему. Высшие сложные формы движения материи (биологическая и социальная) объясняются по аналогии с механической формой движения, которая объявляется универсальной. Согласно Декарту и Ламетри, человеческое тело является машиной, механизмом. По мнению Гоббса, государство – это механический агрегат, заводимый наподобие часов.
2). Энергетизм. Материя и движение между собой не связаны. В основе движения лежит превращение одной формы энергии в другую.
3). Диалектический материализм, изложенный Энгельсом в «Диалектике природы». Этот подход является критикой одновременно и энергетизма, и механицизма. Критика энергетизма: любая форма движения имеет материальный носитель. Механическое движение – это движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – живых организмов, социальное – людей и общества. Критика механицизма: высшие сложные формы движения нельзя объяснять по аналогии с простыми низшими формами, потому что у каждой формы движения имеются свои специфические закономерности. В то же время, формы движения связаны между собой и сложные высшие возникают на основе простых и низних, но не сводятся к ним. Этот подход направлен против редукционизма, который существовал в механицизме. Движение является не внешним, а внутренним свойством материи. Материя способна к самодвижению. Движение – это не только перемещение, но и любое изменение вообще, где бы оно ни происходило и в чём бы ни заключалось. В этом смысле изменяется всё, материя существует только в движении. Движение абсолютно, покой относителен. Движение – это универсальное свойства материи. Покой – это момент, сторона движения. Материя и движение связан неразрывно.