Системность, детерминизм, развитие.




В современной науке одним из ключевых является системный подход, согласно которому подавляющее большинство объектов – это системы, за исключением элементарных частиц.

Система – это совокупность элементов и связей между ними, образующих определённое единство.

Элемент – простейший предельный компонент системы. Элементы образуют содержание системы.

Структура – совокупность устойчивых связей между элементами, обеспечивающих сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Структура является внутренней формой системы и показывает, как элементы связан друг с другом.

Организация – 1). внутренняя упорядоченность, согласованное взаимодействие частей целого; 2). совокупность процессов, ведущих к формированию и совершенствованию связей между частями целого. Организация имеет 2 стороны: структурную, которая показывает строение системы, и динамическую, которая характеризует различные изменения системы.

Подсистема – 1). совокупность элементов, связи между которыми устойчивее, чем между элементами в данную совокупность не входящими; 2). совокупность структур системы; 3). составнвая часть организации системы.

Системы бывают различных типов:

1. По степени организации – простые и сложные. Сложные состоят из большого количества элементов, между которыми существуют разнообразные связи. Как правило, такие системы имеют иерархические уровни организации.

2. По уровню целостности – суммативные (конгломераты) и целостные. В суммативных системах связи элементов произвольны и случайны. Их структура неустойчива, такие системы легко распадаются. (Куча песка, мебельный гарнитур, толпа людей). В целостных системах наоборот – все элементы тесно связан между собой, такая система обладает устойчивой структурой. Сами целостные системы бывают неорганично и органично целостными. Разница между ними – в характере взаимодействия частей и целого. В неорганично целостных системах части играют ведущую роль по отношению к целому. Все части связаны между собой, без чего целого быть не может. Такая система не способна к саморазвитию и перестройке своей структуры. В органично целостных системах целое играет определяющую роль по отношению к частям, вплоть до того, что целое порождает новые части в своей структуре. Такая система способна к саморазвитию и перестройке своей структуры (например, человек, общество).

3. По отношению к движению – статичные и динамичные. Динамичные системы подвержены изменениям, которые могут быть либо функционированием, либо развитием.

4. По характеру обмена со средой – изолированные, закрытые и открытые. Открытые системы обмениваются со средой веществом, энергией и информацией. Такие системы формируют свои свойства именно во взаимодействии со средой.

5. По характеру детерминации – однозначно детерменированные и вероятностно детерменированные. Первые в значительной степени предсказуемы в плане будущего, вторые непредсказуемы. Если система является органично целостной, сложной, развивающейся и открытой, то она всегда детерминирована вероятностно.

Принцип системности является предметом интереса со стороны диалектики. Существуют 4 пары противоположных категорий системности: единичное и всеобщее, целое и часть, содержание и форма, сущность и явление.

Детерминизм – это философское учение об объективной взаимосвязи вещей, процессов и явлений реального мира. Важной категорией детерминизма является причинность – объективная связь состояний в процессе движения и развития материи. Свойства причинности:

1. Объективность. Причинность – отношение, присущее самим вещам, явлениям, процессам.

2. Всеобщность. Нет явлений без причин, нет явлений, не порождающих следствия.

3. Временная ассиметрия. Причина всегда предшествует следствию во времени.

Сущность причинности – порождение одним явлением (причиной) другого явления (следствия).

Противоположностью детерминизма является индетерминизм – учение, отрицающее объективную взаимосвязь вещей, явлений и процессов реального мира, либо утверждающее, что такая взаимосвязь непознаваема. Детерминизм признаёт внутреннюю упорядоченность бытия, что в нём существуют связи, имеющие закономерный характер. Индетерминизм указывает на то, что бытию это не присуще, и наоборот: фундаментальным основанием бытия является свобода. Например, Анри Бергсон утверждал, что всё бытие – это свободный и неконтролируемый жизненный порыв. Постмодернизм утверждает, что в развитии общества нет детерминизма, потому что оно хаотично (метафора Ризомы). Согласно экзистенциализму, человеческие поступки ничем не детерминированы, кроме его собственного ценностного выбора. Признавая свободу, индетерминизм отрицает необходимость.

В истории философии и науки сложились 2 основные концепции детерминизма. В 17 в. сложился механистический (лапласовский) детерминизм. Детерминизм отождествляется только с отношением причинности, утверждается, что весь мир пронизан жёсткой бесконечной причинно-следственной цепью. Любые явления предсказуемы. Фундаментальную роль играет необходимость, а случайность не играет никакой роли. В кон. 19-нач. 20 вв. в связи с возникновением квантовой механики сложился вероятностный детерминизм. Признаётся наличие отношений, не имеющих причинного характера (функциональная зависимость элементов в системе, взаимосвязь частей в рамках целого, пространственно-временные корреляции, различные вероятностные соотношения). Состояние явлений и процессов однозначно не предсказуемо, потому что большую роль в динамике систем играет случайность. Несмотря на эти различия, нельзя сказать, что механистический детерминизм полностью ошибочен. Для простых систем он справедлив, но для сложных более адекватным является вероятностный детерминизм. И тот, и другой признают понятие «закон». Закон – это объективные, существенные, повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Но если в механистическом детерминизме признаются динамические законы, то в вероятностном – статистические. Разница между ними заключается в том, что статистические учитывают роль случайности (см. табл. 4).

Принцип детерминизма тоже является придметом интереса диалектики. Существуют 3 пары категорий детерминизма: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность.

Развитие. Это понятие имеет смысл в контексте следующих понятий.

Процесс – это единая серия изменений в системе.

Изменение – начальный этап внутреннего перерождения системы, имеющий количественный характер. Изменения подразделяются на процессы функционирования и развития.

Функционирование – это происходящие в системе обратимые изменения в рамках сложившейся структуры.

Развитие – это процесс качественных, направленных, необратимых преобразований системы, которые всегда ведут к перестройке структуры и усложнению организации системы. В результате система переходит в качественно иное состояние, которого раньше у неё не было. Существуют также понятия «прогресс» и «регресс».

Прогресс – это направление развития, характеризующееся движением от низшего к высшему и от простого к сложному.

Регресс – это движение в противоположном направлении.

Идея развития возникает в рамках философии Нового времени и утверждается в 19 в. Большую роль в этом сыграла теория эволюции и научная космология. Идея развития утверждается в естествознании и становится предметом философского осмысления. Главную роль в этом сыграл Гегель, обосновавший категории и принципы диалектики как учения о наиболее общих законах развития (единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания). Однако диалектика – не единственное учение, относящееся к развитию. Прежде всего, существует противоположность диалектике – метафизика (учение о стабильностьии неизменности бытия). Если диалектика всё рассматривает в развитии, то метафизика отрицает этот процесс. Метафизика признаёт изменения, но указывает, что они носят только количественный, но не качественный характер, к возникновению принципиального не ведут. Например, французский материалист Гольбах утверждал, что природа не делает скачков.

Разновидностью метафизики является эклектика. Согласно диалектике, всё нужно рассматривать во взаимосвязи. Например, переход противоположностей друг в друга. Эклектика – это учение, соединяющее противоположные элементы в кажущуюся целостность, без объяснения их связей и взаимопревращения.

Имеются учения, признающие измнение и развитие, но трактующие их иначе, чем диалектика:

1. Релятивизм – учение, признающее относительность как процессов, происходящих в бытии, так и познание этих процессов. Гераклит утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды: всё находится в изменении, но это изменение закономерно, т.к. подчиняется Логосу. «Закономерно» означает, что в бытии, наряду с изменением, есть нечто стабильное. Бытие – это единство изменения и постоянства. Релятивист Кратил утверждал, что в одну и ту же реку нельяз войти и единожды: измнение абсолютно, ничего стабильного нет. Релятивизм утверждает, что динамика бытия абсолютна, всё меняется непрерывно.

2. Концепция эмерджентной эволюции. Её сторонником был Анри Бергсон. Согласно диалектике, новые высшие качества возникают, благодаря предшествующим им количественным изменениям. Переход от количества к качеству – это процесс жетерминированный. Эмерджентизм утверждает, что новые высшие качества всегда возникают случайно, стихийно, спонтанно. Количественные изменения не порождают новое качество. Развитие – это процесс индетерминистский. Развитие невозможно без наличия свободы в бытии. По Бергсону, развитие – свободный творческий процесс.

3. Синергетика как теория самоорганизации сложных систем. Закон отрицания отрицания характеризует направление развития, при котором положительные стороны старого состояния в снятом виде повторяются на новом уровне развития. Развитие – это процесс в значительной степени предсказуемый. Развитие всегда имеет прогрессивный характер, т.к. новый этап развития совершеннее предыдущего. Синергетика направлена против этих двух принципов. В относительно устойчивой системе могут происходить изменения. До поры до времени они не меняют принципов организации системы. Но изменения могут всё дальше уводить систему от состояния равновесия, внеравновесное состояние. Крайней точкой этого состояния является бифуркация: старые системные принципы действовать перестали, а новые ещё не сложились – ситуация неопределённости. Её характеристики:

1). Многовариантность путей развития.

2). Вероятность выбора одного из них.

3). Случайность как фактор выбора.

4). Неопределённость будущей системы.

Поскольку в процессе развития огромную роль играет случайность, развитие не является предсказуемым. Переход системы в новое состояние не означает, что это новое состояние будет однозначно прогрессивнее предыдущего. Согласно синергетике, развитие – это процесс качественный, направленный, необратимый, но не обязательно прогрессивный, потому что прогресс относителен.

 

Психика и сознание.

  1. Проблема соотношения души и тела.
  2. Отражение как атрибут материи.
  3. Сознание: сущность, структура, функции.

2. Отражение как атрибут материи рассматривается в диалектическом материализме. Отражение – это процесс, характризующий взаимодействие объектов, который заключается в реакции одного объекта на воздействие другого, и эта реакция носит информативный характер. Отражение существует в неживой и живой природе, а также в обществе. (см. табл. 5) В неживой природе отражение заключается в способности одной вещи вызывать в другой вещи изменения, которые находятся в отношении соответствия или сходства с вещью. Эти изменения также называются следы или отпечатки. След всегда информативен, потому что несёт в себе информацию о свойствах вещей. Следы носят материальный, вещественный характер. Отражение имеет нефункциональный характер. Следы или отпечатки самими вещами не используются.

При переходе к живой природе характер отражения усложняется. Отражение становится функциональным. Отражение используется живыми организмами в трёх целях:

1). Как средство самосохранения.

2). Как средство ориентации в окружающей среде.

3). Для регулирования своего поведения.

Живые организмы взаимодействуют и между собой, и с окружающей средой. У сложных организмов отпечатки или следы воздействия приобретают невещественный, нематериальный характер. Считается, что в живой природе отражение прошло 4 этапа развития:

1). Раздражимость – свойство растений и организмов простейших.

2). Элементарная чувствительность нервной ткани – у организма формируются нервные клетки и связи между ними. С их помощью организм воспринимает измнения параметров окружающей среды и реагирует на них.

Эти 2 формы называются допсихическими. А остальные 2 – психическими. Разница между ними в том, что у психических форм имеет место сложный материальный носитель.

3). Психическая деятельность животных – у них формируются органы чувств, нервная система, головной мозг. Диапазон реакций резко расширяется. Психика животных имеет инстинктивный характер, однако, высшие животные способны к решению простых логических задач, к передаче полученного знания потомству. У высших животных формируются предпосылки человеческой культуры. У высших животных присутствуют явные зачатки интеллекта в психике.

4). Сознание человека – это высшая и свойственная только человеку форма отражения, связанная прежде всего с функционированием головного мозга. Сознание по своей природе является социальной формой отражения, связаная с общественно-исторической деятельностью людей.

3. Понятия психика и сознание не совпадают. Психика по своему содержанию шире сознания. В психике человека можно выделить 3 уровня организации. Нижний – бессознательное. Второй – сознание. Третий – сверхсознание. Не все психические процессы являются осознанными. Граница между бессознательным и сознательным неустойчива. Они с одной стороны противоположны, но с другой стороны способны к взаимодействию. Некоторые осознаваемые действия могут превращаться в неосознаваемые. У сознания существуют особенности, которые радикально отличают его от психики животных:

1). Сознание тесно связано с языком как речью. С одной стороны, содержание сознания выражается в языке, но с другой стороны сознание формируется, благодаря языку.

2). Сознание способно отражать действительность обобщённо. Человек способен к абстрактному мышлению и выявлению общего и закономерного у большого класса объектов. Абстрактное мышление невозможно без языка как его условия.

3). Сознание отражает действительность избирательно, в зависимости от поставленной цели. В поле сознания включается то, что способствует достижению цели.

4). Опережающее отражение. Цель – это идеальный образ желаемого будущего. Поставив цель, человек разрабатывает мысленный план её достижения. Отсюда связка настоящее – будущее. Однако достижение цели может опираться на свой и других людей прошлый опыт. Отсюда связка настоящее – прошлое. Благодаря сознанию, можно двигаться в этих временных измерениях.

5). Сознание способно к творческому преобразованию действительности, благодаря такой его характеристике, как активность. Сознание – это не зеркало, оно направлено на окружающий мир и создаёт предпосылки для его изменения. Интенциональность – это свойство сознания, заключающееся в его направленности на объект.

6). Сознание отражает действительность оценочно. Взаимодействуя с миром, обществом, другими людьми, человек вырабатывает систему ценностей. Поэтому человек ко всему относится со смыслом, который он придаёт чему-либо.

7). Благодаря сознанию происходит регулирование и самоконтроль поведения человека. Поведение человека регулируется не только инстинктами, но в большей мере преодолевающими их сознательными механизмами (например, самооценка и самосознание).

Сознание имеет идеальный характер, поскольку оно противоположно материи. Любая действительность представлена в сознании в форме идеальных образов. Идеальность заключается в том, что информация о вещах и явлениях представлена в сознании в чистом виде. 1). В идеальном образе нет вещественности того предмета, который этот образ вызывает. Идеальный образ – это след и отпечаток, но он не имеет материального характера. 2). Идеальный образ нам всегда дан, как готовый результат. Мы не осознаём, как головной мозг и нервная система создали этот образ.

Идеальный образ имеет субъективный характер. 1). Один и тот же предмет разные люди могут представлять по-разному. 2). Идеальные образы одного сознания другому сознанию непосредственно не даны.

Идеальный образ имеет обобщённый характер. В нём фиксируются наиболее существенные для понимания сущности предмета признаки. Виды идеальных образов:

1). Чувственные ощущения, восприятия, представления и абстрактные понятия, гипотезы, теории.

2). Чувственные образы могут быть познавательные и аксиологические (ценностные).

3). Индивидуализированные и объективированные (в коллективном сознании).

4). Теоретические и практические (цель).

Активность сознания.

Проявления активности:

1). Избирательность и целенаправленность.

2). Идеаторность – генерирование новых идей.

3). Управление практической деятельностью.

Активность сознания возможна благодаря мышлению как оперированию идеальными образами. По отношению к действительности сознание одновременно вторично и первично.

М1 – О1 – М – О2 – М2

Звено М1 – О1 состоит в том, что материалный мир отражает в форме идальных образов в сознании. В данном случае сознание по отношению к миру вторично. Человек способен с помощью мышления (звено М) способен перерабатывать идеальные образы. В результате возникают образы таких предметов, которых в действительности вообще нет (звено О2). Затем эти образы воплощаются в новых материальных вещах (звено М2). В рамках звена О2 – М2 сознание по отношению к миру первично. Вся искуственная материальная реальность первоначально существовала в форме идеальных образов, созданных активностью сознания.

Системность сознания.

Сознание имеет определённую структуру, которая может быть раскрыта с разных сторон.

1). В зависимости от центрированности сознания, выделяют его ядро и периферию. Ядро сознания – это то, на чём оно сконцентрированно в данный момент. Всё остальное является периферией. При переключении внимания то, что было периферией, станет ядром и наоборот.

2). В сознании можно выделить уровни организации: нижний уровень – телесное Я (осознание человеком мира объектов вокруг себя и самого себя как телесного существа), второй уровень – сознательное Я (осознание человеком себя как активного социального субъекта), третий уровень – нравственное Я (осознание человеком себя как носителя духовных ценностей и идеалов).

3). В структуре сознания можно выделить подсистемы:

- телесно-перцептивная подсистема (в ней сконцентрированны чувственные идеальные образы, которые отвечают за наше существование в мире материальных объектов);

- логико-понятийная (сфера абстрактного мышления, она включает в себя абстрактные идеальные образы. Она отвечает за раскрытие сущности материального мира);

- эмоциональная (включает в себя переживания, эмоции и чувства различной интенсивности и глубины);

- ценностно-мотивационная (включает в себя нормы, ценности, иделы, которые регулируют деятельность человека).

Понятия сознания и мышления не совпадают, потому что сознание по содержанию шире мышления. Мышление вне сознания невозможно, но сознание без мышления возможно. Можно выделить 3 реальности от самой широкой к более узкой: психика, сознание, мышление.

Помимо мышления, сознание тесно связано с другими формами высшей психической деятельности. Интенциональность сознания невозможна без концетрации внимания. Сознание тесно связано с памятью. Его практическим обнаружением является воля, т.е. способность человека к совершению определённых действий.

У сознания можно условно выделить 5 сторон:

1). Онтологическая. Сознание – идеальная форма бытия, равноправная материальному бытию.

2). Гносеологическая. Сознание является условием и основанием познавательных способностей человека.

3). Эвристическая. Сознание неразрывно связано с творческими способностями человека.

4). Аксиологическая. Сознание вырабатывает ценностное, смысловое восприятие действительности.

5). Праксиологическая. Сознание управляет всей деятельностью человека.

 

 

Познание.

  1. Общая характеристика познания.
  2. Формы познания. Чувственное и рациональное познание.
  3. Проблема истины в философии.

1. Раздел философии, изучающий познание, называется гносеология.

Познание – 1). раскрытие субъектом свойств, связей и закономерностей реальности в целом и её отдельных сфер; 2). связанный с сознанием и обусловленный практически процесс получения нового знания. Познание включает в себя 3 главных компонента:

1). Отражательно-информационный. Реальность представлена в сознании субъекта в форме чувственных и абстрактных идеальных образов.

2). Предметно практический компонент:

- познание – специфическая форма деятельности, получение нового знания;

- полученное знание человек использует практически в своих интересах.

3). Коммуникация. Прогресс познания связан с обменом знаниями между поколениями. Одну из ключевых ролей играет язык.

Знание – это результат познания; понятая и осмысленная субъектом информация, предполагающая утверждение о чём-либо в положительном или отрицательном смысле. Знание может быть истинным и заблуждением. Главная цель познания – истина. Процесс познания характеризуют 4 понятия.

Субъект – носитель познания и практической деятельности, направленной на объект (тот, кто познаёт). Субъект бывает индивидуальным и коллективным (научное сообщество, а высший уровень – всё человечество).

Объект – то, на что направлена познавательная и практическая деятельность субъекта. Противоположность субъекта и объекта относительна. Субъект может сделать объектом познания самого себя.

Объективная реальность – всё, что существует независимо от сознания субъекта. Не всякая часть объективной реальности является объектом познания, а только та, на которую устремлено познавательное внимание субъекта. Имеется принцип: без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта. Декарт утверждал, что объект противостоит субъекту, но на самом деле объект не может существовать в чистом виде, за пределами активности сознания субъекта (это показал Кант). Объект в значительной степени определяется концептуальной системой познающего.

Предмет – составная часть объекта, выделенная для его детального изучения.

Можно выделить цепочку понятий от самого широкого к самому узкому: объективная реальность – объект – предмет.

2. Познание является сложным процессом. Человек как субъект познания обладает различными способностями, которые реализуются в познании: органы чувств, разум, интуиция, эмоции, бессознательное, вера. Формы познания могут быть выделены по нескольким основаниям.

По механизму:

1). Чувственное познание, возникающее при воздействии материального мира на органы чувств.

2). Рациональное познание, заключающееся в деятельности абстрактного мышления.

3). Интуитивное – непосредственное усмотрение истины без предварительных логических умозаключений.

4). Интроспективное – наблюдение субъектом собственных психологических состояний.

5). Эмпатическое – познание на основе эмоционального сопереживания другому.

По содержанию:

1). Обыденное познание, которое вплетено в повседевную жизнь. Его основанием является здравый смысл. Это познание субъективно, фрагментарно, не обладает доказательной силой. Без этого познания человек не мог бы ориентироваться в мире.

2). Мифологическое – основано на вере в сверхъестественные силы и возможность контакта с ними, имеет образно-символический характер, содержит антропоморфизм – наделение мира характеристиками человека (мир – живой, одушевлённый организм), боги понимались по аналогии с человеком. В этом познании ключевую роль играет не рациональный, а чувственно-эмоциональный компонент.

3). Религиозное – тоже опирается на веру в сверхъестественное, имеет образно-символический характер и является чувственно-эмоциональным. Но в отличие от мифологии религия имеет систему догматов, в ней существует граница между земным и потусторонним. Религиозное знание не может иметь своим предметом Бога, в него можно только верить. Предметом знания может быть только человек, его ценности и нравственно-духовный облик. Заповеди религии – это нормативные предписания, которым должен следовать человек. (см. табл. 6)

4). Философское – в отличие от предыдущих форм оно рационально, понятийно, абстрактно, критично. Философское знание претендует на универсальность – на осмысление любых реальностей. Предмет философии – это связка «мир – человек». Для философии характерна также рефлексивность – осмысление самой себя.

5). Научное познание, как и философское, рационально и понятийно, но имеет и свои черты: объективность – стремление постичь реальность такой, какая она есть; системность, доказательность. У научного познания имеются специфические уровни, формы, методы.

6). Художественное – это воплощённая в искусстве форма духовного, эстетического освоения человеком действиельности. Если целью и регулятором научного познания является истина, то художественного – красота. (см. табл. 7)

7). Игровое – форма познания, в котором значение имеет не столько конечный результат, сколько сам процесс. Оно воплощено в ролевых играх. Игра выполняет функцию социализации личности, а также выявления и формирования способностей. Она закрепляет значимые навыки, умения, знания.

Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это чувственный образ, отражающий какое-то одно свойство предмета. Восприятие – чувственный образ, фиксирующий сумму свойств предмета, синтез ощущений. Если ощущение может существовать без восприятия, то восприятие без ощущения не может. Эти образы являются чувственно-конкретными: для их возникновения необходим непосредственный контакт с предметом. В этом смысле от них отличается представление:

1). Для него не обязателен непосредственный контакт с предметом.

2). Представление опирается на память и воображение.

3). Оно имеет обобщённый характер.

Достоинства чувственного познания:

1). Все действия с вещами основаны на нём.

2). Без него невозможно рациональное познание.

3). Чувственное познание – начало движения от явления к сущности.

4). Оно даёт минимум информации для научного.

5). Чувственное познание – единственный канал связи человека с миром.

Его недостатки:

1). Для преобразования мира чувственного познания недостаточно.

2). Оно не даёт знания о многих объектах (микро- и макромир).

3). Оно ограничено явлениями, а в сущность не проникает.

4). Не даёт возможности создать целостную картину мира.

5). Свойства вещей часто смешаны с нашими представлениями о них.

Эти недостатки преодолевает рациональное познание, у которого тоже имеется 3 формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это форма мысли, в которой фиксируются наиболее общие и существенные признаки предмета или большого класса предметов. Суждение – форма мысли, в которой с помощью связи понятий что-то утверждается или отрицается. Умозаключение – форма мысли, в которой из двух суждений логически выводится третье. В умозаключении, в отличие от суждения, всегда есть движение мысли и оно ведёт к новому знанию. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1). выявляет общее в предметах, а также наиболее существенные признаки; 2). создаёт образы новых вещей, которые могут быть созданы; 3). проникает в сущность изучаемого; 4). создаёт целостную картину мира; 5). стремится к объяснению явлений, а не просто их фиксации.

В Новое время имело место противостояние сенсуализма и рационализма. В современной теории познания утверждается, что чувственное и рациональное не могут быть противопоставлены. 2 линии их связи:

1). Чувственное – рациональное. Материальные вещи отражаются в сознании в форме чувственных образов – это первичное отражение. Содержание этих образов анализирует абстракное мышление – вторичное отражение. Мышление связано с миром только через органы чувств.

2). Рациональное – чувственное. Чувственное познание реализуется с помощью абстрактного мышления. Например, фраза «Это дом» содержит чувственный образ и является суждением. Чувственные образы фиксируются и передаются с помощью средств абстрактного мышления.

3. Существует несколько ключевых концепций истины:

1). Классическая (корреспондентская). Истина – соответствие знаний действительности (Аристотель).

2). Конвенционализм. Истина – результат соглашения между людьми (Анри Пуанкаре).

3). Когерентная концепция. Истина – логическая непротиворечивость идей друг другу, согласие мышления с самим собой (Декарт).

4). Прагматистская. Истина – полезность, то, что позволяет добиться успеха, имеет положительный результат (Пирс).

5). Марксистская. Истина – знание, подтверждаемое практикой (Маркс, Энгельс).

Заблуждение – это противоположность истины или знание, не соответствующее действительности, но субъектом воспринимаемое как истинное. Заблуждение имеет ненамеренный характер и возникает как результат трудностей в познании. В этом смысле от заблуждения отличается ложь как намеренное искажение информации.

Свойства истины:

1). Объективность. По форме истина субъективна. Истина – характеристика знания, а знание находится в сознании субъекта. Но по содержанию истина объективна, не зависит от субъекта. Объективность – независимость от субъективных мнений.

2). Конкретность. Необходимо указание параметров, характеризующих изучаемый объект, характеристика обстоятельств места и времени.

3). Процессуальность. Истина является незавершённой, это некий процесс. Она часто ограничена историческими условиями эпохи.

По глубине отражения действительности истина бывает относительная и абсолютная. Относительная – это неполное знание об объекте, которое может быть скорректировано, уточнено, дополнено. Абсолютная – полное, исчерпывающее знание об объекте, которое не может быть опровергнуто. Эти истины связаны между собой. Абсолютная истина часто является синтезом относительной. В любой относительной истине имеется элемент абсолютной. По отношению к этим истинам существуют 2 концепции:

1). Релятивизм – учение, согласно которому все знания относительны.

2). Догматизм – учение, согласно которому существуют абсолютно незыблемые, неопровержимые истины.

Если релятивизм абсолютизирует относительное начало в истине, то догматизм – относительное.

 

 

Научное познание.

  1. Общая характеристика научного познания.
  2. Уровни, формы и методы научного познания.
  3. Концепции философии науки 19-20 вв.

1. Наука (научное познание) – общая сфера деятельности людей, главным содержанием которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Оно выступает в 4 ролях:

1). Это форма общественного сознания. Отражает мир, общество и человека в форме специфических научных преобразований.

2). Это форма духвного производства. Наука стремится к получению нового достоверного знания.

Существует проблема, какие факторы играют в развитии науки главную роль:

- интернализм – наука развивается на основе собственных внутренних факторов;

- экстернализм – наука развивается на основе внешних факторов;

3). Это особенный социальный институт. В научном познании действует коллективный субъект под названием научное сообщество. Это понятие ввёл Томас Кун. Существует 2 оценки социальной роли науки:

- сциентизм – наука в развитии общества играет продуктивную роль;

- антисциентизм – негативная роль.

4). Наука превратилась в непосредственную производительную силу общества. Новая техника и технология создаются при прямом участии науки.

Особенности научного познания:

1). Особая подготовка познающего субъекта в смысле наличия у него большого объёма специальных знаний.

2). Особые способы обоснования истинности знания.

3). Особая организация процесса познания:

- познание осуществляется научным сообществом;

- существование лабораторий и научных исследовательских организаций.

4). Осознание применяемых методов, поэтому существует специальная дисциплина – методология научного познания.

5). Рефлексивность – учёные пытаются осмыслить собственную деятельность, поэтому существует философия науки.

Требования к научному знанию:

1). Объективность – действительность должна быть познана вне субъективных оценок.

2). Рациональность – опора только на обоснованные разумом принципы и методы познания.

3). Эссенциализм – направленность на раскрытие сущности изучаемого объекта.

4). Системность – научные знания не могут быть разрозненной совокупностью. Системность достигается с помощью теорий и научной картины мира как высшей формы систематизации.

5). Проверяемость – научное знание должно быть обосновано.

6). Универсальность – научное знание едино для всех людей.

7). Фрагментарность – наука строит целостную картину мира через изучение его отдельных частей.

8). Незавершённость – в научном познании не может быть конечной абсолютной истины.

9). Критичность – ориентация на пересмотр своих результатов.

10). Преемственность – новые результаты возникают либо на основе признания, либо отрицания предшествующих.

У науки имеется 3 непосредственных цели, которые она всегда перед собой ставит:

1). Описание – количественная характеристика объекта путём фиксации его свойств.

2). Объяснение – качественная характеристика объекта путём раскрытия его сущности. Объяснение является самой сложной целью. Существуют разные виды объяснения:

- по механизму – через собственный закон и по аналогии;

- по направленности – атрибутивное (обнаружение неотъемлемых качеств объекта), субстанциальное (обнаружение основы существования объекта), генетическое (раскрытие причин существования объекта), функциональное (раскрытие роли, которую данный объект выполняет по отношению к другим объектам), структурное (раскрытие строения объекта).

3). Предсказание – это основанный на объяснении, научно обоснованный прогноз возможного будущего объекта.

Помимо объяснения существует также функция понимания. Понимание – раскрытие смысла изучаемого объекта. Понимание подразделяется на исходное (донаучное) и научное. Донаучное:

1). Освоение языка.

2). Понимание других людей в диалоге и сопереживании.

3). Понимание социальных норм, знаков, символов.

В науке понимание осуществляется с помощью специальных правил и называется интерпритацией. Виды научного понимания:

1). Прошедших эпох (историческое).

2). Перевод и истолкование текстов (филологическое).

3). Других культур, их норм и ценностей (социально-гуманитарное).

4). Микрообъектов, правил построения научной теории (естественно-научное).

2. Уровни: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Каждый из них имеет свою специфику, но они связан межд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: