«(Его) литературная деятельность давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. …(Он) порвал последние связи со своей страной и ее народом... Присуждение (ему) Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго»...
подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов...
Президиум правления СП СССР, бюро СП РСФСР... лишают (его) звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР».
31. Прочитайте отрывок из исторического текста укажите название операции, о которой идёт речь:
«Замысел операции… предусматривал одновременный прорыв обороны противника на шести участках, окружение и уничтожение фланговых группировок в районах Витебска и Бобруйска, разгром оршанской и могилёвской группировок. Затем планировалось сходящимися ударами трёх Белорусских фронтов в общем направлении на Минск окружить и уничтожить основные силы группы армии "Центр". Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки маршалы Г.К. Жуков и А.М. Василевский».
32. Прочитайте отрывок из книги М.С. Горбачева и укажите фамилию главы правительства СССР, который был автором и инициатором упомянутой реформы:
«Предпринятая во второй половине 60-х гг....реформа была для своего времени достаточно смелой, прежде всего в плане расширения самостоятельности предприятий и товарно-денежных отношений между ними. Хорошо помню, какое оживление она вызвала в обществе… оказав положительное влияние на развитие экономики в восьмой пятилетке, пожалуй, наиболее успешной в послевоенные годы».
33. Прочитайте отрывок из резолюции, принятой на международной конференции и укажите фамилию народного комиссара по иностранным делам РСФСР в период её проведения:
|
«1. Союзные государства-кредиторы, представленные в Генуе, не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных Советским правительством».
34. Прочитайте отрывок из «Открытого письма» Г.В. Плеханова к петроградским рабочим и укажите год, когда было опубликовано это письмо:
«Не подлежит сомнению, что многие из вас рады тем событиям, благодаря которым пало коалиционное правительство А.Ф. Керенского и политическая власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов».
35. Прочитайте отрывок из воспоминаний Е.Т. Гайдара и укажите год, когда произошло описанное событие:
«Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые – повышены… В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300 процентов. В действительности же в январе их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352 процента».
36. Прочитайте отрывок из воспоминаний советского композитора и напишите его фамилию:
«Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
37. Прочитайте отрывок из документа и укажите год, когда происходило описываемое событие:
|
«Национальное собрание Чехословацкой Социалистической Республики… выражает категорический протест правительствам и парламентам пяти государств. Варшавского договора… и перед лицом всей мировой общественности заявляет решительный протест правительствам и парламентам тех стран, которые принимают участие в оккупации...».
38. Прочитайте отрывок из воспоминаний выдающегося деятеля культуры и укажите его фамилию:
«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в "Майской ночи", тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят…».
39. Прочитайте отрывок из приказа Народного комиссара обороны СССР и напишите название этого приказа:
«...Военным Советам армий, и, прежде всего, командующим армиями: сформировать
в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной».
40. Прочитайте отрывок из воспоминаний У. Черчилля и укажите год, к которому относятся описанные события:
«<…> за шестимесячную кампанию немцы добились внушительных результатов и нанесли противнику потери, которых не выдержала бы никакая другая страна. Но три главных объекта, к которым они стремились, – Москва, Ленинград и нижнее течение Дона – все еще прочно находились в руках русских… Наступила зима. Затяжная война была неизбежной».
|
41. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и напишите его название:
«1. Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством. 2. Территория Донецкой Народной Республики является единой и неделимой».
42. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и напишите его название:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц».
43. Прочитайте отрывок из статьи и укажите название процесса, о котором
идет речь:
«С июля по ноябрь 1941 г. на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было вывезено более 100 промышленных предприятий. В тот же период по железным дорогам страны перевезено около 1,5 миллиона вагонов грузов. Эта четкая работа позволила в кратчайшие сроки создать на востоке страны новую экономическую базу, которая обеспечила рост военного могущества Советского Союза и его победу».
44. Прочитайте отрывок из послания Президента США, адресованного руководителю СССР, и назовите фамилию этого руководителя:
«Уважаемый г-н Председатель... Вы согласитесь устранить эти виды оружия [ракеты] с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство...
прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся... а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе вторжения на Кубу...».
45. Прочитайте отрывок из выступления руководителя СССР и напишите его
фамилию:
«В последнее время шла напряжённая работа над проектом нового Союзного договора. Сегодня я направил письмо руководителям делегаций, уполномоченных Верховными Советами республик, с предложением открыть договор для подписания 20 августа нынешнего года. <...> Что означает для жизни страны заключение нового Союзного договора? Прежде всего – это реализация воли народа, выраженной на референдуме 17 марта…».
46. Прочитайте отрывок из донесения царю Николаю Второму и напишите название крейсера, о котором идет речь:
«Крейсер… и канонерская лодка «Кореец» выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер…, лишенный возможности продолжать бой, вернулся вместе с «Корейцем» на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».
47. Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите сражение, о котором идет речь:
«Итоги октябрьских событий были очень тяжелы для нас. Армия понесла серьезные потери. Враг продвинулся почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных планом «Тайфун», ему не удалось... Разгромом гитлеровцев завершился первый этап борьбы на пути к полной и окончательной победе над фашистской Германией».
48. Прочитайте отрывок из документа и укажите фамилию руководителя
СССР в период, когда происходили описанные в тексте события:
«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие... данные о реагировании населения на решение... о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло. Нежелательные проявления продолжают иметь место в городе Новочеркасске... Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания... Бригадир механической мастерской... Зонов сказал: "Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчёт"».
49. Прочитайте отрывок из воспоминаний участника событий и укажите год, когда происходило сражение, о котором идет речь:
«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок)».
50. Прочитайте отрывок из письма М.И. Калинину (1931) и укажите название политики, о которой идет речь:
«Мы, крестьяне-труженики и дети наши <...> уже 5 месяцев как выселены и стали не похожи на людей: питаемся травой, хлеба нам не выдают, а заработать нам негде... Мы...
разграблены местными властями. Кто подлежал высылке, те все дома, а мы по личным счетам выселены».
51. Прочитайте отрывок из обращения патриарха Тихона к Совнаркому в октябре 1918 г. и укажите название упомянутого в нем мирного договора:
«Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство... И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам...».
52. Прочитайте отрывок из исторического очерка и укажите страну, которой
СССР оказывал помощь:
«Эта помощь была двоякого рода: посылка командиров..., поставки военной техники...
Что касается военных специалистов, то они начали прибывать... организованными группами
в середине октября, проехав транзитом по чужим паспортам через французскую территорию либо морским путем на советских транспортах... До середины октября 1936 г. только небольшие группы добровольцев, асов бомбардировочной и истребительной авиации, получили разрешение отправиться в республиканскую зону в индивидуальном порядке».
53. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и определите его название:
«1. Государственную власть в Донецкой Народной Республике осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики - парламент Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики – Правительство Донецкой Народной Республики, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией».
54. Прочитайте отрывок из воспоминаний Ю. Левитана и напишите год, в который произошло упоминаемое событие:
«Я с трудом сдерживал слезы два раза в жизни – когда объявлял о безоговорочной капитуляции немцев 9 мая 1945 года, и когда Гагарин в космос полетел».
55. Прочитайте отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И. Алексеева и укажите год, когда происходило описываемое событие:
«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».
56. Прочитайте отрывок из статьи и назовите описанное в нем событие:
«Это один из эпизодов революции 1905 г., имевший место в Бахмутском уезде Екатеринославской губ. Конфликт начался как спор рабочих с администрацией машиностроительного завода Лоэста по вопросу зарплаты, и вылился в вооруженные столкновения с человеческими жертвами».
57. Прочитайте отрывок из документа и укажите название операции, пропущенное в тексте:
«Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию _________, вынужден был признать, что «немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения». Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом».
58. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и укажите его название:
«Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Суверенитет РСФСР
— естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ…».
59. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и напишите его название:
«…Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
60. Прочитайте отрывок из немецкого военного плана и укажите название этого плана:
«Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено... Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга – Архангельск».
61. Прочитайте отрывок из статьи и напишите название войны, о которой в нем идет речь:
«Война... Ляоян, Порт-Артур, Мукден, Цусима и тысячи убитых и раненых русских солдат и матросов, не понимавших, во имя чего они проливают здесь свою кровь. Известия о поражениях русской армии и флота производили тяжелое впечатление в России, вызывали запросы общественности о причинах бедствия...»
62. Укажите договор, по условиям которого Германии запрещалось иметь армиючисленностью свыше 100 тыс. человек, создавать военную авиацию и подводный флот.
63. Укажите город, название которого пропущено в тексте:
«Оборонительные сражения в Крыму начались в сентябре – октябре 1941 г. Наиболее длительной была оборона ___________, которая длилась 250 дней. Моряки-черноморцы держались до последнего.
64. Укажите город, в котором в1921г.вспыхнуло восстание под лозунгами«Власть Советам, а не партиям!».
65. Укажите фамилию летчицы, о которой идет речь:
«Героиня Великой Отечественной Войны, первая женщина Герой Советского Союза».
66. Укажите год, когда происходили события Великой Отечественной войны, которые можно описать следующими строками из стихотворения Ф.Д.Серебрянского:
«Послушай ветры над Саур-Могилой,/ И ты поймешь, кто эту землю спас,/ Чье мужество в боях освободило,/ Врагу не покорившийся Донбасс./»
67. Укажите год, в котором произошли данные события:
«24 октября нагруженные ракетами советские суда достигли линии карантина и остановились. Однако оставалось убрать установленные ракеты. На следующий день президент Дж. Кеннеди телеграфировал Н. Хрущеву, требуя «восстановления предыдущего положения» (то есть выведения ракет). Никита Хрущев прислал два ответа… Дж. Кеннеди проигнорировал второе письмо и согласился на договоренность о ненападении, предложенную в первом. 28 октября Н. Хрущев согласился вывести ракеты».
68. Укажите год, когда произошло событие, описанное фельдмаршалом Э. фон Манштейном:
«Операция «Цитадель» была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С ее прекращением, равнозначным провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. В этом отношении операция «Цитадель» является решительным, поворотным пунктом войны».
69. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся кпериоду 1964–1985 гг. в истории СССР: «золотая» пятилетка, Хельсинкский акт, приватизация, ресталинизация.
70. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду 1953-1964 гг.:
Хельсинкский процесс, Карибский кризис, реабилитация, «оттепель».
71. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду 1917-1921 гг.:
Совнарком; «военный коммунизм»; комбеды; стахановцы.
72. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характерных для периода 1953-1964 гг.:
Совнархоз, десталинизация, приватизация, целина.
73. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характерных для периода 1945-1953 гг.:
«Ленинградское дело», «дело врачей», план ГОЭЛРО, «план Маршалла».
74. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характеризующих государственную систему России начала XX в.:
Государственный совет, Верховный Совет, Святейший Синод, император.
75. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характеризующих особенности развития СССР второй половины XX в.:
Гласность, раскулачивание, целинник, диссидент.
76. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду Великой Отечественной войны:
Холокост, коллаборационизм, раскулачивание, план «Барбаросса».
77. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду 1930-х гг.:
Принятие Конституции СССР; секретный протокол; ленд-лиз; раскулачивание.
78. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характерных для периода 1945–1953 гг.:
«Доктрина Трумэна», «низкопоклонство перед Западом», «Пражская весна», Корейская война.
79. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду «перестройки» в СССР:
Ускорение, ваучер, госприёмка, «парад суверенитетов».
80. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне аббревиатур, которыешироко использовались в СССР в период 1964–1985 гг.:
КПСС, СЭВ, ГКЧП, ВЛКСМ.
81. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду «застоя» в СССР:
Нефтедоллары, многопартийность, Продовольственная программа, военно-стратегический паритет.
82. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся кпериоду Великой Отечественной войны:
Коллаборационизм, эвакуация, приватизация, коалиция.
83. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду в истории Росси и 1991–2000 гг.:
«Звездные войны», шоковая терапия, импичмент, глобализация.
84. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду руководства СССР Н.С. Хрущёвым:
Реабилитация, госприёмка, совнархозы, антипартийная группа.
85. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду руководства СССР И.В. Сталиным:
«Военный коммунизм»; пятилетка; система коллективной безопасности; «холодная война».
86. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся
к периоду 1953–1964 гг.:
Либерализация, совнархоз, «развитой социализм», волюнтаризм.
87. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
«Чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров и услуг, снижение покупательной способности денег (их обесценивание), что проявляется в общем длительном повышении цен».
88. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Процесс роста городов, увеличения удельного веса городского населения, повышения роли городов в развитии общества, сосредоточения социально-экономической и культурной жизни в городах».
89. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
«Принцип социально-политической жизни, предполагающий свободное существование в государстве различных идеологических течений, партий, общественных организаций, движений, а также многообразие форм политической деятельности».
90. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Теория ведения скоротечной войны, согласно которой победа достигается в сроки, исчисляемые днями, неделями или месяцами, до того, как противник сумеет мобилизовать и развернуть свои основные военные силы («молниеносная война»)».
91. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Период в истории СССР конца 1950-х – первой половины 1960-х гг., характеризующийся относительной либерализацией внутренней (десталинизация) и внешней (опора на принцип мирного сосуществования) политики».
92. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
«Агрессивная форма национализма, основой которой является пропаганда национальной исключительности и противопоставление интересов одной нации интересам другой».
93. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Политическое противостояние СССР и США за превосходство в области вооружённых сил времен «холодной войны».
94. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
«Уровень развития общества, когда человеческая общность на протяжении определенного периода времени имеет стойкие особенные черты в социально-политической организации, экономике и культуре, общие духовные ценности, идеалы и ментальность».
95. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Система принудительных мер, направленная на массовое преобразование мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные общественные социалистические хозяйства путём кооперирования».
96. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
«Насильственные действия против гражданского населения с целью его устрашения, подавления воли, навязывания определенной линии поведения».
97. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Ликвидация крепких единоличных крестьянских хозяйств, проводившаяся в СССР в период коллективизации».
98. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
« Метод планового ведения хозяйства,основанный на принципах товарно-денежных
отношений, хозяйственной самостоятельности предприятий (самоокупаемости, самофинансирования, самоуправления) и материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, в условиях сохранения централизованного управления промышленностью».
99. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
«(от лат. liberalis – свободный) – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека».
100. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Участники массового пропагандистского движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и улучшение использования техники. Названо по фамилии шахтёра из Донбасса, который в 1935 г. добыл рекордную норму угля за одну смену».
101. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Органы территориального управления народным хозяйством и планирования в СССР
периода 1957 – 1965 гг.».
102. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Социально-политический и идеологический курс, провозглашённый в докладе Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС, включавший осуждение культа личности, массовых репрессий и депортации народов».
103. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
« Политический режим,при котором политическая и экономическая властьсосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы людей, связанных общими интересами (например, представителей крупного монополизированного капитала)».
104. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Способы неофициального и неподцензурного производства и распространения текстов в СССР, которые изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения органов власти».
105. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
«Вывоз (или вывод) людей, учреждений, имущества из опасных местностей во время военных действий, стихийных бедствий».
106. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
«Общественно опасное явление, выражающееся в преступном использовании представителями власти своего служебного статуса с целью получения личной выгоды (имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме)».
107. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
« Политика массового уничтожения определенных групп населения по расовому,национальному или религиозному признаку».
108. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идет речь:
«Нехватка отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денежных средств».
109. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Название общественно-политического явления в США, которое характеризуется массовой борьбой против коммунизма, проверкой граждан страны на лояльность к власти и грубым нарушением общественных прав и свобод американцев».
110. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором
идет речь:
«Обозначение в публицистике времен перестройки периода в истории СССР с момента прихода к власти Л.И. Брежнева (1964 г.) и до XXVII съезда КПСС (февраль 1986 г.), характеризующегося поворотом от реформаторства к консерватизму».
111. Укажите фамилию политического деятеля, произнесшего в 1941 г. следующую фразу:
«Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Гитлеру и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя я не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах».
112. Укажите фамилию советского разведчика,участника партизанского отрядаД.Медведева, совершившего серию актов возмездия в отношении высших представителей немецких оккупационных властей на Украине.
113. Укажите фамилию политического лидера СССР, выдвинувшего Концепцию
«нового политического мышления» в международных отношениях.
114. Укажите фамилию государственного деятеля, которому принадлежит приведенное высказывание:
«В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни...
Коммунистическая партия Советского Союза является ядром политической системы».
115. Укажите фамилию исторического деятеля, о котором идет речь:
«Ему принадлежит следующее выражение о реформах, «архитектором» которых он был: "Не имеет значения, какого цвета кошка, лишь бы она исправно ловила мышей"».
116. Назовите исторического деятеля, об увековечении памяти которого идет речь в данном тексте:
«Памятник был установлен на вершине меловой горы над Северским Донцом. Монумент высотой 22 метра был создан по проекту знаменитого скульптора И.Кавалеридзе в
1927 г.».
117. Укажите государство-союзника Германии, которое первым капитулировалоперед странами антигитлеровской коалиции.
118. Укажите государство, противостояние с которым заставило Великобританию
в начале ХХ в. отказаться от одного из главных принципов своей внешней политики: «У Англии нет постоянных противников и постоянных друзей, у нее есть только постоянные интересы».
119. Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово:
«Представительный орган в России, избранный в ноябре 1917 г. и созванный в январе 1918 г. для принятия конституции и решения важнейших вопросов жизни страны, в составе которого большинство получила партия эсеров, это – ____________ собрание».
120. Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово:
«Признание Правительством РФ в 1998 г. неспособности государства производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам получило название _____________».
121. Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово:
«________________ пролетариата – это форма организации политической власти рабочего класса, установленная путём социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма».
122. Прочитайте фрагмент из постановления, принятого на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г., и напишите пропущенное в тексте слово:
«Образовать для управления страной, впредь до созыва ________ собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров...».
123. Прочитайте фрагмент текста о событиях в духовной жизни 1920-х гг. и укажите пропущенное имя исторической личности:
«В 1922 г. раскол в Православной Церкви стал фактом. Группа петроградских священников: А. Введенский, А. Боярский, Е. Белков и другие – в мае 1922 г. потребовала от патриарха ____________ оставить патриарший престол».
124. Прочитайте фрагмент статьи из электронной энциклопедии и укажите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь:
«Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, <он> хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно».
125. Прочитайте фрагмент статьи и укажите название периода в истории
СССР, о котором идет речь:
«В эти годы дальнейшее развитие получила одна из ведущих отраслей промышленности – угольная. В строй были введены такие крупные шахты: имени газеты "Социалистический Донбасс", "Восточная"…, "Игнатьевская" и "Новоцентральная"... В последний год «золотой» пятилетки произошло слияние четырех трестов "Петровскуголь", "Рутченковуголь", "Куйбышевуголь", "Пролетарскуголь" в производственное объединение "Донецкуголь"».
126. Прочитайте фрагмент из торжественной песни и укажите ее полное
название:
«Донецкая Русь сквозь года величаво,/ Победное знамя свое пронесет,/ Святая народная наша держава,/ С надеждой и верой для мира цветет!/»
127. Прочитайте фрагмент статьи и укажите название периода в истории
СССР, о котором идет речь:
«Отдельные конфликты на шахтах Донецкой области стали перерастать в коллективные действия, приобретали черты организованности. Толчком для донецких угольщиков стали известия про забастовку шахтеров Кузбасса и Ясиноватой. В Донецке забастовка началась на шахте имени газеты «Социалистический Донбасс». В ночь с 18 на 19 июля не спустилась в забой четвертая смена шахты им. А.Ф. Засядько».
128. Назовите фамилию исторической личности, о которой идет речь:
« Единственная женщина–Герой Советского Союза,воевавшая в бронетанковыхчастях. Танк Т-34 «Боевая подруга», на котором она сражалась, был построен на ее собственные сбережения».
129. Назовите фамилию исторической личности, о которой идет речь:
«Председатель Совета Министров СССР в 1965-1985 гг., один из авторов и инициаторов экономической реформы 1965 г.».
130. Назовите фамилию исторической личности, о которой идет речь: « Первая в мире женщина-космонавт совершившая полет в одиночку».
131. Назовите фамилию советского летчика, о котором идет речь:
« Совершил свыше600боевых вылетов,лично сбил59самолетов.Первым в странебыл награжден тремя медалями «Золотая Звезда».
132. Назовите имя выдающегося земляка, который, согласно легенде, «зажигаетсвет» над комбинатом им. Ильича в г. Мариуполе, когда там работают доменные печи.
133. Напишите фамилию государственного деятеля, автора высказывания:
«Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения».
134. Напишите фамилию президента США, погибшего в результатетеррористического акта в Далласе.
135. Напишите фамилию государственного деятеля, автора высказывания:
«…нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
136. Напишите фамилию командира группы бойцов,которая в течение почти двухмесяцев обороняла дом в центре Сталинграда.
137. Определите, к истории какого государства относятся следующие понятия: «Новый курс», «просперити», двухпартийная система.
138. Определите, к истории какого государства относятся следующие понятия: «Справедливый курс», «просперити», «сегрегация».
139. Определите, к истории какого государства относятся следующие понятия:
Новый курс», «фондовая биржа», «Великая депрессия».
140. Определите, к истории какого государства относятся следующие понятия: « Хрустальная ночь», «тоталитаризм», «Веймарская республика».
141. Укажите название европейского государства, после объединения которого возникло выражение «Стена в головах осталась».
142. Укажите название конференции, на которой было принято следующее
решение: