Исторических событий, персоналий




Задания на знание понятийного аппарата,

 

 

Задание. Ответьте на вопросы заданий.

 

1. Прочитайте отрывок из выступления политического лидера СССР и напишите его фамилию:

«Мы в ходе дискуссии на съезде углубили своё понимание необходимости этого крупнейшего конституционного шага, каким является введение института президентства. …Это важный шаг в пользу демократии и защиты демократии. Это крупный шаг в интересах успеха всей "перестройки"».

2. Прочитайте отрывок из выступления политического деятеля и назовите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь в документе:

«Набирал кажущуюся силу новый культ личности <…> Первый становится генеральным. [Он] занимает ещё один пост – Председателя Президиума Верховного Совета

СССР. По обкомам партии рассылается документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся».

3. Прочитайте отрывок из информационной сводки и укажите фамилию руководителя страны в период описываемых событий:

«В Тверском округе, где раскулачивание в основном проходит правильно, есть отдельные случаи, когда при раскулачивании задели середняка, а некоторые кулаки остались нетронутыми. У кулаков отбирали мелочи домашнего обихода: часы-ходики, лампы, одеяло

и другое “барахло”».

 

4. Прочитайте отрывок из статьи и укажите страну, войну с которой начал

СССР:

«В 0 ч 00 мин 30 ноября Председатель СНК СССР В.М. Молотов выступил по радио с обращением, в котором заявил, что советское правительство в целях обеспечения безопасности наших границ, и особенно Ленинграда, отдало приказ Главному командованию быть готовым ко всяким неожиданностям. В 8 часов утра советские артиллерийские батареи открыли огонь… Так началась… война».

5. Прочитайте отрывок из воспоминаний советского военачальника и напишите название города, об обороне которого идёт речь:

«Для нас было ясно, что, выйдя к Волге, противник поведёт наступление вдоль берега, отрезая наши части от реки... Чтобы сорвать замысел врага, Военный совет армии решил утром 23 сентября, не приостанавливая наступления из района Мамаева кургана, ввести в

бой дивизию Батюка… Перед полками дивизии стояла задача уничтожить противника в районе центральной пристани…».

6. Прочитайте отрывок из воспоминаний Н.С. Хрущева и укажите название, под которым упоминаемое автором событие вошло в историю:

«В 1934 г. собрался съезд партии... Никакой оппозиции уже не было ни в партии, ни на съезде. Это был первый съезд после смерти Ленина, где не было оппозиции... В то время начались пятилетки, дела пошли хорошо и все увлеклись хозяйственной работой».


7. Прочитайте отрывок из статьи энциклопедического словаря и укажите фамилию политического деятеля, о котором идет речь:

«Политический деятель, дипломат. В 1917-1918 гг. нарком государственного призрения. Первая в мире женщина-посол».

8. Прочитайте отрывок из воспоминаний современника событий и укажите фамилию космонавта, пропущенную в тексте:

«…Вечером прошло торжественное заседание Государственной комиссии... Сергей Павлович Королёв доложил о готовности корабля к пуску. Фиксируется решение комиссии: «Утвердить предложение... о производстве первого в мире полёта космического корабля "Восток" с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года». По докладу Каманина принимается второе решение: утвердить первым космонавтом _____________, запасным – Г.С. Титова...».

9. Прочитайте отрывок из документа и укажите период, к которому относится упоминаемое в нем событие:

«Выход в свет “Краткого курса истории ВКП(б)” является крупнейшим событием в идейной жизни большевистской партии. С его появлением партия получила новое могучее идейное оружие большевизма, энциклопедию основных знаний в области марксизма-ленинизма».

10. Прочитайте отрывок из документа и укажите название исторического периода, к которому относятся факты, изложенные в тексте:

«Центрами распространения внецензурных материалов по-прежнему остаются Москва, Ленинград, Киев, Горький, Новосибирск, Харьков. <…> выявлено около 300 человек, которые, именуя себя «антисталинистами», «борцами за демократические права»..., занимаются выпуском как отдельных документов, так и сборников. Комитетом госбезопасности принимаются необходимые меры по пресечению попыток отдельных лиц использовать «самиздат» для распространения клеветы на советский государственный и общественный строй...».

11. Прочитайте отрывок из документа, изданного в России в начале XX в., и укажите название этого документа:

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов...

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от нас властей».

 

12. Прочитайте отрывок из документа МИД СССР 1949 г. и напишите сокращенное название военно-политического блока, о создании которого идет речь:

«Так же, как проведение плана Маршалла не направлено на действительное возрождение европейских государств, а является средством приспособления (их) политики и экономики… к узкокорыстным… планам англо-американского господства в Европе, образование новой группировки затеяно не в целях взаимопомощи и коллективной обороны участников Западного Союза…, а преследует цели укрепления и дальнейшего расширения господствующего влияния англо-американских правящих кругов в Европе… Вдохновители… пакта с самого начала исключили возможность участия в этом пакте всех стран народной демократии и Советского Союза…»


13. Прочитайте отрывок из документа и укажите фамилию бывшего руководителя СССР, размышления которого приведены в тексте:

«<…>был непоследователен. Обидел много хороших людей, особенно среди вашего брата, кричал, ругался на товарища Евтушенко, товарища Вознесенского и других товарищей, на интеллигенцию, которая… как раз и была за мой антисталинский курс. Поздно я наверху оказался… Если бы мне в 64-м году, когда они заговор устроили, лет на десять было бы меньше, я бы этим «партийным друзьям» так просто не дался».

14. Прочитайте отрывок из документа и укажите его название:

 

«Чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные азиатские страны, Индия, а также страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами. Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша,

 

и не осмелится оспаривать наши права. Таков план, завещанный нам императором Мейдзи».

 

15. Прочитайте отрывок из решения Ялтинской конференции руководителей «Большой тройки» и назовите организацию, о создании которой идет речь:

«Мы считаем необходимым создать международную организацию, имеющую целью сохранение мира. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путем тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов».

16. Прочитайте отрывок из сообщения Российского информационного агентства и укажите год, когда происходили события, о которых идет речь в тексте:

«По сведениям из достоверных источников, Президент СССР М.С. Горбачев, отстраненный в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

17. Прочитайте отрывок из рабочей записи заседания Политбюро ЦК КПСС и укажите фамилию писателя, о котором шла речь на заседании:

«Когда ему предложили поехать за получением Нобелевской премии, то он поставил вопрос о гарантиях возвращения его в Советский Союз... Сейчас он пытается создать внутри Советского Союза организацию, сколачивает ее из бывших заключенных. Его сочинение «Архипелаг ГУЛАГ» не является художественным произведением, а является политическим документом...»

18. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и укажите его название:

«1. Источником власти в Донецкой Народной Республике является ее народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

19. Прочитайте отрывок из текста и укажите фамилию советского летчика, о котором идет речь:

«Одним из первых героев Великой Отечественной войны стал бесстрашный летчик, совершивший «огненный таран». Он направил горящий самолет на вражескую автоколонну. Произошло это на 5-й день войны».


20. Прочитайте отрывок из письма современника и напишите название политики, о которой идёт речь:

«Когда мужика оставили без хлеба и без скотины, то уже остальные говорят – надо идти в колхоз, а то и нас ограбят. И вот под этим страхом начинают новые колхозы организовывать. Единоличник начинает говорить с колхозником, опрашивает его про всю его жизнь колхозника, как живётся в колхозе, а колхозник ему говорит, что я живу не в колхозе, а в батраках у помещика, и входить всем в колхозы не советую, потому что мы сами хотим выходить. Вот что отвечает колхозник единоличнику. А отчего же это там зависит. По-моему, от того, что мы не на основе добровольности создаём колхозы».

21. Прочитайте отрывок из доклада руководителя СССР и укажите фамилию государственного деятеля, пропущенную в тексте:

«После злодейского убийства 1 декабря 1934 г. __________ начались массовые репрессии и грубые нарушения социалистической законности».

22. Прочитайте отрывок из нормативного правового акта и укажите его

название:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах… Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность...

Каждый имеет право владеть имуществом, право на свободу мысли, совести и религии...

право на свободу убеждений и на свободное выражение их... право на труд... право на образование».

23. Прочитайте отрывок из Манифеста императора Николая Второго и напишите название войны, в которую вступила Россия:

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования...».

24. Прочитайте отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 г. и укажите его фамилию:

«В силу сложившейся ситуации... прекращаю свою деятельность... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни...».

25. Прочитайте отрывок из документа и укажите государство, о котором

идет речь:

«Времена блестящего экономического величия «мастерской мира» ушли в прошлое. Теперь перед нами «больной человек Европы», страна, которую соседи не только догнали, а

и оставили далеко позади по всем показателям экономической деятельности».

 

26. Прочитайте отрывок из исторического очерка и напишите фамилию художника, о котором идет речь:

«К 1910-м гг. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. …Создатель этого направления, определил его как супрематизм (лат. высший), искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый «Черный квадрат на белом фоне», который рассматривал как главное свое открытие».


27. Прочитайте отрывок из статьи и напишите пропущенное историческое

понятие:

«Наступление русской армии на Юго-Западном фронте весной-летом 1916 г., вошедшее в историю как _________ _________, оказало большую поддержку союзникам России, ослабив наступательный порыв немцев под Верденом».

28. Прочитайте отрывок из документа и укажите его название:

«…6. Освобождение Германией всех оккупированных ею российских территорий.

 

7. Освобождение и восстановление Бельгии. 8. Возвращение Франции оккупированных Германией территорий, включая Эльзас и Лотарингию. 14. Создание всеобщего союза наций (Лиги Наций) в целях предоставления взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности — равно большим и малым государствам».

 

29. Прочитайте отрывок из «Письма к съезду» В.И. Ленина и укажите фамилию деятеля партии, о котором идет речь:

«[Он], сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. <...> [Он] слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека».

30. Прочитайте отрывок из постановления Президиума Союза писателей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: