Деятельность участковых уполномоченных полиции по профилактике групповых правонарушений несовершеннолетних




 

Групповые правонарушения несовершеннолетних в структурном отношении – явление весьма сложное. Следует отметить, что неформальное общение в среде несовершеннолетних и молодежи всегда было распространенным явлением, особенно в крупных и сверхкрупных городах, это значительно усложняет задачу распознания в их среде предпреступных групп несовершеннолетних. Под преступной группой несовершеннолетних следует понимать группу несовершеннолетних лиц, которых конгломерирует совместная групповая деятельность, характеризующаяся коллективным совершением преступления и межличностным общением, вследствие которого формируются нормы антисоциального поведения, происходит распределение обязанностей, определяются особенности соподчинения членов группы, имеющих цель ее сохранить. В состав таких групп входят соучастники преступлений, лица, участвующие в совершении общественно опасного деяния, но не подлежащие уголовной ответственности в силу не 278 достижения требуемого законом возраста или отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, а также лица, которые не принимали участия в совершении общественно опасного деяния, но участвуют в жизнедеятельности группы. Молодежные группы и объединения весьма многообразны. Неформальные группы молодежи классифицируем по различным основаниям: по внешним признакам (атрибутике) и сленговым названиям; по провозглашенным или фактически реализуемым целям; по направленности деятельности. Так, по целям и направленности деятельности дифференцируем их на: – общественно-политические (народные фронты), социально-культурные и творческие (художественные, театральные, клубы по интересам); – клубы социальной помощи заботы о детях-сиротах («Милосердие»); – экологические, социально-экологические, природоохранные (Грин-хиппи, «Зеленые», «Спасение», «Мир», «Дельта», «Бюро экологических разработок»); – правозащитные группы и объединения, борцы за справедливость («Атланты», «Патриоты», «Комитет социальной защиты»); – этической направленности; историко-патриотические («Мемориал», «Память», «Отечество», «Вече»); – религиозные и полурелигиозные (кришнаиты, буддисты); – спортивные, здорового образа жизни (подростки, увлекающиеся карате, боксом, ушу); – спортивные и музыкальные фанаты; – асоциальные в сфере свободного времени (панки, хиппи, металлисты, рокеры); – антисоциальные (национал-социалистические, хулиганствующие); – националистические. Разделим неформальные подростковые и молодежные группы по провозглашенным или фактически реализуемым целям и направленности деятельности на: противоборствующие; музыкальной, технической, спортивной, околоспортивной направленности; философско-мистического направления; общественно-политической направленности; преступные группы, специально складывающиеся или переориентирующиеся для совместной преступной деятельности. Существуют и иные классификации неформальных групп. Так, по содержанию деятельности различают: – группы с преобразовательной или критической программой, ставящие целью повлиять на развитие общества (политические группы и объединения, экологические, некоторые творческие объединения); – группы и объединения, имеющие целью уход от проблем, не желающие иметь с обществом никаких формальных отношений (некоторые религиозные объединения и творческие группы, туристы, хиппи и часть музыкальных фанатов); – группы намеренно агрессивного характера, которые, в свою очередь, делятся на: истинно агрессивные, в чью программу входит непосредственно применение силы вплоть до совершения уголовных преступлений (территориальные объединения, например, люберы), и демонстративно-агрессивные, то есть проявляющие агрессию через внешние атрибуты и поведение (панки, металлисты, рокеры). При этом, первую и вторую типы групп считают не представляющими общественной опасности, а последнюю – опасной для общества, граждан и самих членов неформальных объединений. Указанные классификации представляют значительный интерес для познания феномена неформального молодежного движения, однако они не дают еще полного представления об объекте предупредительного воздействия. Подчеркнем нецелесообразность разведения по разным ценностным полюсам «хулиганствующих сообществ» и всех других неформальных групп молодежи. По одним только провозглашенным целям невозможно судить о криминогенности или некриминогенности группы. Научные исследования свидетельствуют о значительной распространенности групповых хулиганских действий политических молодежных групп, особенно в зонах политических и межнациональных взрывов, сопровождающихся убийствами, поджогами, грабежами, вандализмом. Нередки случаи совершения преступлений и членами молодежных групп технической, музыкальной, спортивной (околоспортивной) направленности. Так, для рокеров характерны кражи мотозапчастей, угоны мотоциклов, хулиганские действия, административные правонарушения, связанные с нарушением правил дорожного движения, созданием опасных для жизни ситуаций на улицах и в других общественных местах, оскорблениями работников полиции, неподчинением их законным требованиям. Металлисты грубо нарушают общественный порядок на концертах, провоцируют на хулиганские действия и массовые беспорядки. Для спортивных фанатов типичны массовые нарушения общественного порядка на трибунах стадионов и послематчевых шествиях, групповое хулиганство, причинение тяжкого вреда здоровью. Склонность к насилию, жестокости, учинению действий, грубо нарушающих общественный порядок, проявляют правозащитные группы, «борцы за справедливость» (люберы, ремонтники, стригуны), зачастую присваивающие функции административных органов, совершающие самоуправство, хулиганство, причинение вреда здоровью различной степени тяжести. Они не только враждуют с другими молодежными группировками, организуют нападения на них, но, так же, как и металлисты, спортивные фанаты, совершают и вандалические поступки: бьют окна, витрины, избивают случайных прохожих, 280 переворачивают и сжигают автомобили, ломают скамейки, грабят магазины. Представителям хип-системы свойственны паразитические проявления, уклонение от службы в армии, иногда употребление наркотиков. Объектом юридического изучения являются, прежде всего, группы с антисоциальными ориентациями, вместе с тем исследуются антиобщественное поведение членов просоциальных и социально индифферентных групп. В упредительных целях необходимо различать: антисоциальные группы от социально-пассивных групп, отдельные члены которых имеют антиобщественные ориентации; преступную деятельность членов групп, связанную с принадлежностью к группе и не связанную с ней и ее целями. Для определения криминогенности неформальной группы молодежи значительный интерес представляет их типология по механизму возникновения и по системе принятых в группе ценностных ориентаций. По первому из указанных оснований выделяют стихийные (или спонтанные) молодежные группировки и нетрадиционные самодеятельные конгломераты молодежи. Взяв за основу классификации систему ценностных ориентаций, принятых в неформальных движениях, разделим их на два класса: неформальные объединения социальной инициативы и неформальные объединения демонстративного характера или собственно неформальные движения. Дифференциация эта в определенной мере условна, поскольку на практике нередко наблюдается переход одних формирований от стихийных групп к более организованным объединениям и наоборот. Под стихийными (или спонтанными) группировками молодежи понимают сложившиеся на основе взаимных симпатий небольшие общности подростков (из близких по социально-экономическому, культурному уровню семей), реализующих своей совместной деятельностью в сфере досуга, прежде всего, потребности их членов в общении и самовыражении, а также некоторый, довольно ограниченный круг познавательных и ценностно-ориентационных интересов. В стихийных группах только начинают вырабатываться принципы межличностного общения, и они характеризуются аморфностью целей, ориентированных только на сферу досуга. Эти группы представляют собой промежуточный рубеж развития молодежных формирований. При появлении в стихийной группе противоправно настроенного лидера или группы лидеров, внедряемые ими принципы общения, интересы и рекламируемые цели нередко приводят к формированию предпреступных и преступных групп и конгломератов, в том числе групп «воинствующей улицы», поэтому подобные стихийные подростковые группы должны постоянно находиться в сфере повышенного внимания субъектов профилактики. Среди самодеятельных объединений социальной инициативы выделим: объединения, декларирующие полезные для общества цели и пути их достижения и объединения, декларирующие позитивные цели, но противоправные пути их достижения. Последние, безусловно, представляют собой разновидность криминогенных групп. Значительный интерес с точки зрения профилактики административных правонарушений представляют группы и конгломераты демонстративного характера. Дифференцируем их на: группы и объединения по интересам (спортивные и музыкальные фанаты, рокеры, группы «воинствующей улицы»); контркультурные, ставящие своей целью выработку альтернативных систем этических и эстетических ценностей вне рамок «официальной» культуры (хип- и панк-системы, околорелигиозные объединения); группы добровольного (самовольного) участия в охране правопорядка. Деятельность этих групп предельно театрализована. Здесь принимает гипертрофированные формы внешняя атрибутика, разыгрываются целые спектакли, в которые вовлекаются многочисленные зрители на улицах города. Эту особенность демонстративных групп называют карнавальностью, где жизнь превращена в праздник, в игру, которая может длиться месяцами, и даже годами. Члены этих неформальных конгломератов не имеют никаких внешних целей, не стремятся что-либо преобразовывать. Смысл их участия в группах носит чисто психологический характер. Подобные группы давно известны во многих странах. Для их обозначения зарубежными учеными-юристами применяется различная терминология. Венгерские ученые оперируют при этом понятием «развлекающиеся или проказничающие галери», имея в виду антисоциальные группировки, в основном несовершеннолетних, возникающие стихийно, «минуя авторитет взрослых», и существующие относительно долгое время. В США их обозначают термином «генг», понимая под этим промежуточную группу между игровой общностью подростков и преступной шайкой. Таким образом, о криминогенности определенной неформальной группы необходимо судить не только по ее декларируемым целям (идеологии группы), потребностям и ценностным ориентациям ее участников, но, прежде всего, по реальным действиям, способам достижения группой своих целей. В интересах раннего препятствования правонарушениям целесообразно различать следующие типы неформальных групп несовершеннолетних и молодежи: с социально одобряемыми целями и правомерными способами их достижения; с социально одобряемыми или социально-нейтральными целями, но противоправными способами их достижения; с социально и нравственно вредными целями, но правомерными способами их удовлетворения; с асоциальными целями и противоправными способами их достижения. Три последние из указанных типов групп представляют наибольший интерес. Непосредственно обращаясь к предупреждению групповых административных правонарушений и преступлений лицами, не достигшими 18- летия, подчеркнем, что данная деятельность является одним из основных направлений административной деятельности участковых уполномоченных полиции. Это вызвано тем, что именно в группе не достигшие совершеннолетия лица, как правило, совершают наиболее тяжкие деяния хулиганского и насильственного характера. Несмотря на то, что насильственные преступления не занимают в преступности несовершеннолетних ведущего места по количественным показателям, сам характер таких преступлений имеет повышенную общественную опасность, они причиняют непоправимый вред жизни и здоровью граждан, значительный материальный ущерб, вселяют чувство беспокойства и страха. Причем растет тяжесть таких преступлений и вооруженность лиц, их совершающих. Групповой характер преступления не только расширяет объем насилия, применяемого к потерпевшему, но и качественно изменяет это насилие, квинтэссенция которого состоит в том, что групповое насилие намного превышает пределы проявления агрессии и жестокости каждым из членов группы в отдельности. В организации работы участковых уполномоченных полиции по предупреждению групповой преступности лиц, не достигших совершеннолетия, следует выделить ряд этапов. Во-первых, участковые уполномоченные полиции обязаны выявлять группы антиобщественной направленности лиц, не достигших 18-летия, и устанавливать важнейшие, качественные характеристики (состав участников, лидеров, активных участников, «ведомых» лиц, места сбора, сроки и периодичность общения, объекты, где совершаются правонарушения). Все эти данные следует рассматривать не изолированно, а в связи с общим количеством совершенных административных проступков и преступлений. В целях выявления несовершеннолетних и взрослых, представляющих оперативный интерес для организации целеустремленной работы по недопущению правонарушений, участковые уполномоченные полиции используют следующие основные источники информации: – внутренние источники информации – это данные оперативных учетов уголовного розыска, ориентировки, информация, поступающая из дежурной части, от участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений по вопросам миграции, патрульных и постовых полицейских, других служб полиции, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии; – процессуальные источники информации – материалы, полученные в ходе расследования и судебного разбирательства уголовных дел; – сообщения администраций предприятий, заявления и жалобы граждан; – информация, поступающая от актива общественности. Другую группу источников информации составляют сведения, получаемые участковыми уполномоченными полиции в процессе оперативно-профилактической отработки административных участков обслуживания, при общении с населением и в ходе предупредительной работы с подростками-правонарушителями и связанными с ними несовершеннолетними лицами. На практике участковыми уполномоченными полиции апробированы такие методы сбора сведений об объектах превенции, как: наблюдение, беседа, опрос, изучение документов, проведение целевых рейдов и операций. Они осуществляются как раздельно, так и комбинированно. Выбор последовательности их осуществления диктуется задачами отдельных этапов предупредительной деятельности и конкретно сложившейся ситуацией. Наблюдение заключается в непосредственном восприятии, фиксации и анализе субъектом предупреждения поведения отдельных групп несовершеннолетних и их членов. Оно может быть гласным и негласным, производиться как самостоятельно, так и в процессе осуществления надзорно-контрольных функций, охраны общественного порядка, проведения рейдов и операций. В ходе наблюдения активно используются такие методы получения информации, как беседа с участниками групп, их родителями, воспитателями, сотрудниками досуговых, жилищно-эксплуатационных учреждений, опрос граждан по месту жительства, учебы, сбора членов групп несовершеннолетних. Беседы, опросы и наблюдение на данном этапе носят преимущественно поисковый характер. С их помощью получается ориентирующая информация об имеющихся на территории обслуживания группах несовершеннолетних, их численном, половом и возрастном составе, характере деятельности. Одним из важнейших методов сбора участковыми уполномоченными полиции необходимой информации являются целевые рейды и операции, проводимые на обслуживаемой территории под определенным кодовым названием. Должную апробацию на практике прошли такие комплексные операции, как: «Группа», «Группировка», «Двор», «Лидер». Методика их организации и проведения подробно освещена в руководящих документах и хорошо известна работникам (сотрудникам, служащим) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лиц. Исследование документов позволяет расширить и конкретизировать имеющиеся сведения о различных по своей направленности группах несовершеннолетних и их участниках. Изучению подвергаются материалы уголовных дел, материалы об административных правонарушениях несовершеннолетних, учетные книги, журналы, картотеки и видеотеки, ведущиеся в органах и учреждениях системы превенции правонарушений несовершеннолетних. Изучаются также учеты медицинских учреждений, служб занятости и социальной помощи населению, учебных заведений, судебных органов, прокуратуры, производится сверка имеющихся данных. Полученные сведения должны быть зафиксированы и аккумулированы вместе. Участковым уполномоченным полиции целесообразно завести «паспорта» на каждую выявленную группу и сосредоточить в них всю справочную информацию, требуемую для последующей диагностики группового состояния и динамики, прогнозирования развития группы, выяснения вопроса о наличии или отсутствии оснований для ее постановки на учет и осуществления в отношении группировки в целом или отдельных ее членов мер предупредительного воздействия. Вычленение участковыми уполномоченными полиции предпреступных групп несовершеннолетних осуществляется в двух основных направлениях: от отдельных выявленных несовершеннолетних правонарушителей к криминогенной группе; от всех подростково-молодежных сообществ к группам криминогенных перспектив. Масштабная работа участковых уполномоченных полиции по выявлению группы, нуждающейся в предупредительном воздействии, заключается, в первом случае, в изучении связей несовершеннолетних, задержанных за совершение административных правонарушений, условно осужденных, вернувшихся из специальных воспитательных учреждений, состоящих на профилактическом учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Субъекты предупреждения административных и других правонарушений несовершеннолетних в подавляющем большинстве случаев работу по выявлению криминогенных групп ведут именно в этом направлении. Но правонарушения несовершеннолетних, особенно групповые, отличаются высоким уровнем латентности. Поэтому, одновременно с изучением связей уже установленных правонарушителей, необходимо проводить работу и в другом направлении – выявлять и изучать характер деятельности и общения всех имеющихся на участке обслуживания групп несовершеннолетних. Для рационального использования времени, сил и средств, сбор и фиксация участковыми уполномоченными полиции информации производятся при этом по заранее составленной программе и на основании определенных критериев: асоциальные, правонарушающие действия, поступки и образ жизни ее членов, участие в группе ранее судимых несовершеннолетних или взрослых лиц, имеющих противоправный опыт, участие в группе молодых людей, не занятых трудом и учебой, имеющих низкую успеваемость в школе, неблагополучную семейную обстановку, выражение членами группы (в словесной или знаковой форме) своих противоправных целей или противоправных способов достижения декларируемых позитивных и социально-нейтральных целей, совершение групповых действий, связанных с подготовкой к административному правонарушению, даже преступлению или с покушением на него. Объектом изучения участкового уполномоченного полиции являются, прежде всего, малые неформальные группы подростков, возникающие по месту их жительства, учебы, работы, проведения досуга, включая те, в состав которых наряду с несовершеннолетними входят и взрослые. В первую очередь фиксируются признаки, характеризующие направленность группы на определенный вид деятельности и общения: просоциальный, социально-нейтральный, асоциальный. Изучаются интересы, мотивы, цели, объединяющие несовершеннолетних, особенности межличностных взаимоотношений. Для этого активно используются все методы сбора информации. Наблюдение, беседы и опросы позволяют уже на первоначальном этапе исследования выделить группы, подлежащие оказанию на них профилактического воздействия. Отбор осуществляется вначале по внешней форме и поведению членов группы. Они выступают в качестве признаков, указывающих на морально-ценностные ориентации участников группы и принятые в ней поведенческие нормы. К таким признакам относятся: внешний вид членов группы, характер находящихся при них предметов, манера поведения и общения, вид занятия на момент наблюдения. По ним с высокой степенью вероятности можно определить тип группы, цели и интересы ее участников, эмоциональную атмосферу в группе, принятые в ней нормы поведения. Затем группа ставится на учет путем заведения наблюдательного дела. Основанием постановки этих групп на учет является наличие в них подростков, на которых имеются материалы об антиобщественном характере их связей, и которые могут быть поставлены на индивидуальный учет в подразделения органов внутренних дел. Следующий этап после всестороннего изучения участковым уполномоченным полиции неформальной группы подростков и подтверждении информации о её противоправной направленности заключается в оказании профилактического воздействия. Как показывает практика, на этом этапе могут дать позитивные результаты такие традиционные формы превентивного воздействия, как разобщение и переориентация группы. Разобщение состоит в создании условий, исключающих либо существенно ограничивающих возможность общения и совместной деятельности членов группы. В самой простой форме разобщение может заключаться в том, что члены неформальной группы распределяются по разным учебным заведениям или предприятиям. Проводятся беседы с родителями о необходимости ослабления контактов молодых людей друг с другом. Вносятся, при необходимости, предложения следователю об изменении на более строгие меры пресечения в отношении активных участников антиобщественных формирований, совершивших преступления; готовятся материалы для изоляции этих лиц путем их направления в специальные учреждения, отмены условного осуждения, отсрочки исполнения приговора. По более сложной классификации разобщение бывает полным и частичным. Частичное разобщение предполагает отрыв или изоляцию от группы наиболее активных ее членов, пагубно влияющих на остальных. Это, как правило, лидеры, определяющие «философию» группы, характер группового общения и групповой деятельности. Меры разобщения носят в основном принудительный характер. К таковым относятся, в частности, замена наказания в виде условного осуждения лишением свободы и направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для лиц, не достигших 18-летия. Для применения этих мер требуется наличие правовых оснований. Принудительные меры могут быть осуществлены лишь по отношению к отдельным членам группы, а не в отношении группы в целом. В целях разобщения используются также меры убеждения, внушения, помощи, опосредованного воздействия. Эти меры направлены как на активизацию реагирования родителей и воспитателей на факт участия несовершеннолетних в группе, так и на возбуждение критического отношения самих несовершеннолетних к своему негативному положению. При применении участковыми уполномоченными полиции мер убеждения основное усилие направляется на деструкцию криминогенной группы изнутри, дезорганизацию ее структуры путем использования объективно существующих в каждой группе внутренних антагонизмов, раскрытия аутентичной сущности и несостоятельности уголовной субкультуры и романтики, попыток самоутверждения суррогатного типа, подрыва авторитета лидера, искусственного создания антагонизмов между ним и другими членами группы. К разрушению группы ведут: уменьшение взаимных симпатий, усиление недовольства в связи с дифференциацией ролевых функций, ослабление межличностных связей, девальвация групповых норм и ценностей, общая неудовлетворенность деятельностью группы, стремление отдельных членов перейти в другую группу, уменьшение эмоциональной удовлетворенности в результате постоянных ссор и конфликтов. Эти закономерности активно используются субъектами предупреждения правонарушений несовершеннолетних в процессе разобщения криминогенной группы. Для этого осуществляется прямое и косвенное воздействие на эмоции и волю участников группы с помощью таких приемов, как: разъяснение, опровержение, осуждение, ирония, проявление возмущения или огорчения, предупреждение, упрек, намек, развенчание, побуждение, активизация сокровенных чувств, моральная поддержка и других достаточно известных педагогических приемов воспитания. Действия по разобщению группы направлены в этом случае не на отрыв лидера от группы, а членов группы от лидера. При этом деструкция группы начинается с оказания предупредительного воздействия на наиболее низкостатусных и «колеблющихся» ее членов. Они при наличии возможностей перемещаются в новый, положительный коллектив. В практической работе участковых уполномоченных полиции по разобщению криминогенных групп применяется и метод «прививок», заключающийся во внедрении в состав группы специально подготовленных лиц, которые, воздействуя на группу или отдельных ее членов, вносят в группу разлад, нарушают ее психологическую устойчивость, изменяют содержание деятельности и общения. Этот метод применяется при наличии полных сведений о психологических особенностях группы и проверенной кандидатуры, способной на «прививку». Помимо этого, для разобщения криминальных неформальных групп целесообразно: дискредитировать лидера в глазах группы путем формирования конфронтационных отношений с ним и активными членами группы, что может повлечь снижение его авторитета; использовать внутригрупповые конфликты в целях разложения криминальной группировки; поддерживать желания отдельных членов отойти от деятельности преступной группы; возбуждать чувства боязни и неуверенности, в связи с угрозой разоблачения и привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений. Однако такой метод нельзя назвать достаточно надежным. При неудавшейся попытке разобщения группы связь подростков может укрепиться, а их поведение приобретает при этом более выраженный антиобщественный характер. Оставшийся в группе «заместитель» лидера, стремясь доказать свою преданность к нему, может усилить внутригрупповые нормы и традиции и сплотить группу в ожидании возвращения лидера. Попытки силового давления на группу или разрушающего вмешательства в их деятельность, в целях устранения криминогенных факторов, иногда приводят к обратному результату. Поэтому, направление воздействия на группу необходимо выбрать с учетом дифференцированного подхода к каждой выявленной группе. Качественно более универсальным способом воздействия участковых уполномоченных полиции на криминогенную группу, чем разобщение, является ее переориентация. Квинтэссенция переориентации противоправной группы несовершеннолетних заключается в том, что группа, в основном, сохраняет свой состав, но ее направленность изменяется с помощью предупредительных мер, принимаемых в отношении группы в комплексе. Переориентация основана на известном положении педагогики о возможности и необходимости осуществления воспитания не только в индивидуальном порядке, но и косвенно, через коллектив. На практике участковыми уполномоченными полиции апробированы различные приемы переориентации криминогенных групп несовершеннолетних. Выделим основные из них: 1. Изменение содержания деятельности группы путем изменения направленности ее лидера или включения в группу нового лидера с одновременным ослаблением влияния бывшего. Этот прием основан на использовании повышенной подражательности несовершеннолетних, некритического отражения ими суждений и поступков лидера группы. При выборе этого приема учитывается тип лидера (либеральный, авторитарный), степень его криминогенности, восприимчивость к профилактическому воздействию. Если изменить направленность лидера оказывается невозможным или чрезвычайно сложным, то лидерские позиции искусственно обеспечиваются другим членам группы или внедренным в состав группы лицам, обладающим более высокими интеллектуальными способностями и морально-этическими качествами. Для этого искусственно создаются ситуации, при которых выявляется несостоятельность прежнего лидера и ведущая официальная роль переходит к члену группы, с которым установлен контакт. 2. Включение всех или большинства участников группы в новый коллектив с социально-полезными интересами – технический, музыкальный, танцевальный, театральный и иные кружки, спортивную школу, клубы по интересам. Данный прием переориентации основан на использовании психологических особенностей несовершеннолетних, выражающихся в инстинкте общительности, жажде исследования, стремлении к созиданию, инстинкте творчества. Выбор вида занятия осуществляется с учетом интересов и наклонностей большинства членов группы. В целях переориентации участковыми уполномоченными полиции используются и такие приемы, как: «временная уступка», когда удовлетворяются групповые притязания с выдвижением перед группой определенных условий; «авансирование доверием», постепенное сближение сфер официального и неофициального общения несовершеннолетних, одноразовые «переключения» группы на социально-значимые виды деятельности – дежурства на праздничном вечере, дискотеке, патрулирование микрорайона. Приемы разобщения и переориентации следует дополнять контролем за деятельностью профилактируемых, чтобы не допустить возрождения группы на новой основе. Имеет место быть и еще одна форма предупредительного воздействия на неформальные группы с криминальной направленностью – это профилактическая изоляция группы, которая необходима в тех случаях, когда есть информация о готовящихся массовых драках, беспорядках и когда на это есть необходимое время. Такая изоляция на практике осуществляется двумя способами: через родителей подростков, с которыми проводятся беседы, позволяющие выявить, что их ребенок участвует в деятельности криминальной группы и есть необходимость отправить его на определенное время в другое место, к родственникам, в спортивно-оздоровительный лагерь, если имеется такая возможность; путем административного задержания наиболее активных членов группы. Для наибольшей эффективности профилактики групповой преступности несовершеннолетних в административной деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо начинать ее на раннем этапе криминализации группы, для чего требуется нормативное закрепление ее объекта. Вместе с тем следует совершенствовать методы и формы деятельности работников (сотрудников, служащих) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лиц, как с группой, так и с отдельными ее участниками в процессе осуществления групповой профилактики, основываясь на знаниях юриспруденции, педагогики, психологии и медицины. Необходимо совершенствовать организацию профилактики групповой преступности путем применения современных технологий и специальной подготовки кадров преимущественно для участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних. В связи с вышеуказанным целесообразно: – обозначить группу несовершеннолетних с антиобщественной направленностью поведения как самостоятельный объект профилактического воздействия подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних; – определить основанием для постановки группы на учет совершение совместно группой хотя бы одного из видов антиобщественных поступков (преступных, правонарушающих, аморальных). В случае совершения совместно группой аморальных поступков для постановки ее на учет необходимо наличие еще одного основания – нахождение в числе участников группы лица, ранее совершившего правонарушение, за которым еще сохраняются правовые последствия; – считать участником группы антиобщественной направленности лицо, которое участвует в совместной деятельности антисоциального характера. Методы и приемы превентивного воздействия участковых уполномоченных полиции на асоциальную группу несовершеннолетних и отдельных ее участников должны осуществляться дифференцированно. Различные типы противоправных групп, стоящие на различной ступени развития, требуют и разнообразных подходов в определении форм, приемов и методов предупреждения. Если члены группы несовершеннолетних антиобщественной направленности поведения высказывают противоправные намерения, осуществляют действия по подготовке к правонарушению, то в первую очередь принимаются меры предотвращения и пресечения правонарушения: контрмеры, меры активного противодействия, меры ограждения, меры побуждения к добровольному отказу от совершения правонарушения, меры предосторожности, меры примирения враждующих группировок, и лишь после этого меры разобщения и переориентации. Вопросы для самоконтроля 1. Причины безнадзорности, совершения правонарушений несовершеннолетними. 2. Законодательство Российской Федерации, регулирующее организацию работы участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних. 3. Основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 4. Задачи и функции участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних. 5. Служебные и процессуальные документы участковых уполномоченных полиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. 6. Организация работы участковых уполномоченных полиции с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел. 7. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, бродяжничества и попрошайничества несовершеннолетних участковыми уполномоченными полиции. 8. Профилактическая деятельность участковых уполномоченных полиции по предупреждению неблагополучия в семье. 9. Деятельность участковых уполномоченных полиции по выявлению групп несовершеннолетних антиобщественной направленности поведения, проведению с ними работы по разобщению или переориентации. 10.Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с субъектами государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: