Система органов государственной власти




Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления своей деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами:

1) каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой понимается совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения. Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими нормативными актами.

2) каждый государственный орган образуется и действует в установленном государством порядке

3) каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции

4) каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ.

В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно Конституции в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Государственная власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения властей. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президент РФ является главой государства, выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно статье 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он осуществляет общее руководство деятельностью правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти – ФС РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, комитеты и ведомства при правительстве, органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, указов президента и т.д. Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями исполнительной деятельности. Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные – правительство РФ и правительство ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и некоторые другие органы.

Органы судебной власти – Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, высший Арбитражный суд РФ, другие федеральные суды РФ, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснение по вопросам судебной практики, является Верховный суд РФ.. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является высший Арбитражный суд РФ. Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах РФ.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти составляют органы прокуратуры. Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, участвует в правотворческой деятельности государства. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от нее СФ по представлению Президента РФ.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило. Различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно, состоят эти государственные органы. В число этих органов входят, например, Администрация Президента РФ, СБ РФ.

В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Конституция РФ исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что также имеет место в конституциях некоторых стран. Конституций 1993 г. Сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих стран, в весьма зрелом возрасте человек может сохранять достаточно высокий уровень здоровья, энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт. В Конституции есть требование о постоянном проживании в РФ не менее 10 лет. Выдвигать кандидата на должность Президента могут избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. от нужного числа подписей. Представленный список подписей может превышать установленное число не более, чем на 15 %. Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

Срок полномочий Президента – 4 года. Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Вступление в должность нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои полномочия правительство, подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах ФС, Конституционном суде, в федеральных округах.

Статья 80 Конституции определяет, что Президент РФ является главой государства. Он занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. В Конституции содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий достаточно коротким 4-летним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда и др. Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Это полномочия, связанные с:

1)формированием федеральных органов государственной власти;

2)участием в законотворчестве;

3)функционированием исполнительных органов государственной власти;

4)обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ;

5)внешней политикой и обороной;

6)иными сферами государственной деятельности.

Полномочия Президента досрочно прекращаются в случаях: его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья, отрешения от должности. Во всех указанных случаях обязанности президента временно исполняет председатель правительства РФ. Однако он не имеет права распускать ГД, назначать референдум. А также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Для отрешения Президента от должности требуется инициатива не менее одной трети депутатов Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты ФС, КС и ВС. ГД выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено решением Верховного суда. КС дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. Решение ГД о выдвижении обвинения и решение СФ об отрешении от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. Федеральный закон «О гарантиях Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 (не распространяется на президента, отрешенного от должности) устанавливает правовые, социальные и иные гарантии: государственная охрана, медицинское обслуживание, страхование, неприкосновенность, пенсия 75 %, связь, помощники, дача.

Местное самоуправление

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Значит, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление.

Эта роль определяется прежде всего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения, и других обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть. Итак, формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Полномочия местного самоуправления — это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории. Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений, других территорий путем прямого волеизъявления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее большинство этих полномочий. Вот почему в правовых актах полномочия местного самоуправления обычно определяются путем закрепления полномочий органов местного самоуправления. Можно выделить несколько групп полномочий органов местного самоуправления, относящихся к различным областям деятельности — экономической, социально-культурной и др.

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы самоуправления, обжаловать в суде решения и действия или бездействие органов местного самоуправления.

Конституцией названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, осуществление охраны общественного порядка, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов. Федеральные и региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Местное самоуправление предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них функций и полномочий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: