Тематический альбом «Ношульская пристань»




Каждая биография начинается с цифр. Биография села Ношуль началась в далеком 1551 году, и стало оно известно далеко за пределами Зырянского края благодаря своей пристани. В 1771 году, путешествуя по реке Лузе, известный исследователь и академик Иван Лепехин в своих «Дневных записках путешественника» признавал ее судоходной, начиная с Ношульской пристани. Он отмечал, что «наипаче тем примечания достойно, что при нем (Ношуле) находится славная в той стороне Ношульская пристань, с которой все избытки Вятской провинции отпускаются к Архангельскому порту, как то хлеб, кожи, сало говяжье, рогожи и вино с винокуренных Хлыновских заводов. До сей пристани зимним временем везут помянутые товары гужем; а весной даже до города Архангельского все отпускают в барках. Для сего отпуску в селе Ношульском и других местах по Лузе строют барки и полубарки; нынешнего лета с сей пристани отпущено было 70 барок. Отпуск сей немало обогащает Ношулян: ибо кроме построения барок и нагрузки судов имеют они амбары, которые в зимнее время отдают внаем под хлеб. Сии способы довольны к их содержанию, почему хлебопашество у них в весьма малом почтении; ибо по берегам Лузы только видны их сенокосы …»

 

О времени постройки пристани в Ношуле мнения исследователей расходятся. Словарь Брокгауза и Ефрона определяет открытие Ношульской пристани началом XVIII века, когда она стала служить промежуточным пунктом отправки товаров из соседних, более южных губерний к Архангельску.
По мнению Мацука Михаила Александровича, необходимость вывоза вятского хлеба в район Архангельска заставила построить Ношульскую пристань в конце XVI или начале XVII веков, а основателями пристани можно считать вятских купцов.


Для упорядочения торговли и транзита в Ношуле и Объячеве была создана совместная таможня. В 60-70-х годах XVII века грузопоток через Ношульскую пристань резко увеличился.

Правительство нашло более выгодным снабжать стрельцов, находившихся в Архангельске, Холмогорах, Кольском и Пустозерском острогах. А это привело к оживлению транзитных перевозок через Ношуль: там стали строить казенные амбары.

Ношульская пристань располагалась на протяжении 2 верст на обоих берегах северной реки Луза. На берегу реки рядом со складами строились суда для сплавки весной хлеба и прочих товаров. Специально отведенного места для их постройки не было. Строили барки на берегу реки в предварительно вырытых ямах, которые были похожи на современные доки судостроительных заводов. Это позволяло при постройке судна легко подступать к его верхним строениям без строительства лесов, а при подъеме воды во время половодья, яма заполнялась водой, и судно автоматически оказывалось на плаву.

 

Эти ямы до сих пор сохранились на противоположном от Ношуля берегу реки Лузы напротив профтехучилища. Лес для постройки судов отпускался в Ношульской казенной лесной даче из расчета на 50 – 100 речных судов в год. Неиспользованный лес применялся для той же цели на следующий год.

В Ношуле в основном строили крупные суда – барки, грузоподъёмностью от 22 до 25 тысяч пудов, а иногда и до 30 тысяч пудов, то есть от 390 до 470 тонн каждая. Барка – это плоскодонное судно с вертикальными бортами, управлялось оно двумя огромными веслами длиной до 15 метров и с лопастями 1 метр шириной. Весла делали из ели. Служили они не для гребли, а выполняли функции руля.

В меньшем количестве строились полубарки от 200 до 300 тонн карбасы так называемой «зырянской конструкции» грузоподъемностью 8 тонн. Суда были одноразовые, в Архангельске они разбирались и продавались на дрова.

Цена на барки колебалась в очень больших границах: в 1830 году доходила до 2,5 тыс. рублей, в 1839 – стоила 750-1000 рублей за барку. Весной 1852 года, по заказу купца Ивана Павловича Блинова, крестьяне построили судно длиной 12 саженей, шириной 6 саженей, высотой 20 четвертей. Лес должен быть высокого качества, все щели проконопачены и засмолены. Строительство судна обошлось заказчику в 350 рублей серебром плюс задаток: 5 пудов сухой рыбы, 5 пудов толокна, 2 пуда крупы, 1 пуд соли, 30 рублей серебром. Видимо, разница стоимости барок зависела от спроса и предложения.

Сплав барок к Архангельску начинался с реки Луза. Барки ничем не буксировались. Они сплавлялись по течению. В жаркое летнее время глубина реки уменьшалась до аршина (аршин – 0,711 метра), а в некоторых местах до двух четвертей (в одной четверти – 18 см). Берега реки крутые и достигали в высоту до пяти саженей (сажень – 2, 134 метра) по обеим сторонам, что не допускало ее разлива. Потому сплав барок с пристани был возможен даже с осадкой до девяти четвертей. Летом же сплав невозможен. Быстрота течения достигала 8-12 верст (верста – 1, 066 метра) в час по всей протяженности реки за исключением двух мест. Ход течения Лузы извилист, повороты круты и каждый такой поворот опасен для барок, поскольку масса воды устремлялась с одного берега на другой, бросая барки на противоположный берег. Сплав барок по Лузе был опасен и затруднителен. Однако недостатка в рабочих руках никогда не наблюдалось: заработки гнали людей на опасную работу.

Чем больше товара доставляли в Ношуль, тем более там строилось барок. За зиму приезжало до 40 тысяч подвод, привозивших товаров на 1,5 – 3 млн.рублей. Основным продуктом был хлеб. Кроме хлеба привозили сало, семя льняное, лен, коноплю, паклю, льняной выбой и поташ (из словарь Даля – «щелочная соль, вывариваемая из древесной и травяной золы.Употребляется в стекольном производстве, мыловарении, в красильном деле, в фотографиии т.д. ») Отправлялись не только вятские товары, но и уральские, сибирские, которые шли, по всей вероятности, транзитом через Вятку.

Среди товаров 1850 года, значатся такие товары, как горох, рогожи, сальные свечи, железо, спирт и другие на сумму 1 342 417 рублей. С этого года через Ношуль проходило железо вятского купца Микулина. Прежде оно шло по Каме и Волге и приходило не раньше октября. Завезённые товары складировались в амбарах и весной после перегружались на барки. Амбары в половодье затоплялись крайне редко.

В Ношуле торговали и местными товарами. У местных жителей была возможность продать излишки товаров или приобрести необходимые в хозяйстве изделия на ежегодной Ношульской весенней ярмарке (позднее она будет перенесена на предрождественскую неделю).

Кто же вел торговые дела в Ношуле? В XVII веке среди известных купцов были С.Норицын и И.Ревякин.

В середине XIXвека одним из мэтров торгового дела в Ношуле был коммерции советник Гусев, который отправил с Ношульской пристани 9200 пудов муки, до 2000 пудов гречневой, овсяной и ячневой круп и столько же овса и гороха. Прочие торговцы – орловский купец Сутятин, вятский купец Микулин, слободской купец Платунов, вятский купец Пыхтеев, братья Алексей и Яков Прозоровы только одной муки 9000 пудов (данные 1852 года).

В 1867 году от Ношуля прошли 59 барок и 55 карбасов с хлебом и другими товарами и 400 лесных плотов. Второй по величине и значению для Европейского Севера после Ношульской была Койгородская пристань на реке Вычегда. Но Ношульская имела ряд преимуществ: близость к Вятке, большое количество строительного леса, наличие свободных рук в регионе и повышенная грузоподъемность. Грузоподъемность Ношульской пристани была на 30% больше, чем у Койгородской.

В сущности, пристань действовала только несколько дней в году. Перед наступлением ледохода Ношуль заполняли тысячи отходников из Усть-Сысольска и других уездов, пришедших подработать на спуске судов на воду, их загрузке. Иногда собиралось до 9-11 тысяч работных людей. На погрузке работало много «девок» (пермячек). Своим усердием они перерабатывали мужиков.

Представляла трудность погрузка барок. Вот как она происходила: «9 барок по 15-20 саженей пристроены очень тесно на правом берегу. На левом берегу на расстоянии 150 саженей от первых амбаров начинаются еще 15 амбаров. По правому берегу в двух еще 5 амбаров. За раз с одного амбара невозможно грузить больше 2 барок. Однако они грузятся быстро и к вечеру стоят готовые к отплытию, но ждут остальные барки этого купца, чтобы плыть караваном».

На каждую барку нанималось от 49 до 60 рабочих для сплава: 30 человек коренных до Архангельска с жалованием 14-15 рублей, 30 человек присадников до Устюга с жалованием 6-8 рублей. Лоцманы из числа местных жителей получали по 100 рублей, в Устюге менялись на устюжских. Кроме оплаты сплавщикам давали муку, крупу и тому подобное по уговору.

Высокое жалование лоцмана было оправдано, на реке многое зависело от умения и опыта лоцмана. Высокая вода, когда русло скрыто под водой и барку бросает на луга, островки и лес, удары барок о берега и деревья, торчащие из воды, проносы (новые течения реки) – вот неполный список опасностей, встречавшихся на пути к Архангельску.

Барки вынуждены были торопиться, ибо вскрывшаяся раньше река Юг грозила обмелеть. Расстояние в 570 верст до реки Юг барки преодолевали за 6-8 дней. Далее путь был менее опасен.

Деятельность Ношульской пристани имела такое большое значение для региона, что об этом неоднократно писалось в губернской газете «Вологодские губернские ведомости».

В XVIII веке – первой половине XIX века через Ношульскую пристань к Архангельскому порту везли в основном частные грузы. Развитие внешней торговли через Архангельский порт способствовало дальнейшему развитию Ношульской пристани. Пик ее деятельности пришелся на XIX век, его начало и середину.

В начале XX века экономическое значение Ношульской пристани резко упало из-за проведения Пермской железной дороги, по которой стали перевозить вятский хлеб.Последствия этого для пристани были катастрофическими. Все грузы теперь уже шли мимо Ношуля. На смену речному судостроению в Ношуле пришли другие подсобные промыслы – заготовка и сплав до Котласа, заготовка бересты и березовой скалы, портняжество (портные из Ношуля доходили до Омска, Томска, Красноярска и Читы).
Ношульская пристань превратилась в маленькую пристань районного значения, ее величие осталось в прошлом. Постепенно амбары ветшали, их развалины еще сохранялись до 1920-х годов.

Для Ношуля, как для торгового порта, важным средством сообщения с другими регионами был водный транспорт. Правда, в основном, в период половодья. Прихода пароходов в начале XXвека с нетерпением ждали желающие отправиться по делам (по Лузе, Югу и Северной Двине) в Великий Устюг, Котлас, Архангельск или другие населенные пункты. Пароходы приходили в Ношуль в конце апреля – начале мая, в период наивысшего подъема воды в реке. Это было поистине знаменательным событием. Почти все жители Ношуля и окрестных деревень приходили на пристань поглазеть на дымящий корабль. Кто-то покупал билеты и отправлялся в путь.

Однажды учитель Ношульского министерского училища И.В. Мурогин даже просил перенести на несколько дней экзамены для учащихся, чтобы съездить по делам в один из городов Архангельской губернии.

Для учащихся, в качестве поощрения, организовывались поездки до Черныша или Объячева, а бывало и в Великий Устюг. 9 мая 1911 года пароход «Вымь» Северного пароходного товарищества под командованием Багренова доставил 12 учеников министерского училища из Ношуля в Объячево. Билет стоил 25 копеек.

Уже в 1914 году в память о Ношульской пристани и Ношуле целом в Михайловских мастерских Великого Устюга был построен колесный буксиро – товаро - пассажирский пароход «Ношуль». Длиной 41 метр, шириной 10,7 (без кожуха, защищавшего колеса, 5,5 метра), высотой 2,67 м. Пароход имел 140-сильную (один котел, давление 8 атм.) приводную локомобильную машину компаунд, которую в том же году на заводе «Фицнер и Гампер» в Сосновицах, в Польше.

Пароход был построен специально для малых рек Двинского бассейна – Юга и Лузы, он имел небольшую – всего 50-60 см – осадку (порожним). Тем не менее, он мог брать на борт до 50 тонн грузов или 145 пассажиров. На пароходе было электрическое освещение. Принадлежало судно СПО «КАМ» (Северному пароходному обществу «Котлас – Архангельск – Мурман»), а после национализации в 1918 году Северному госпароходству, и проходило по рекам под названием «Ношуль» до 1958 года, затем было разобрано.

До начала 80-х годов XXвека, весной, в период большой воды, приходили по реке баржи с грузами для магазинов ОРСа Ношульского ЛПХза. Товары выгружали в склады расположенные вдоль берега реки Лузы. В большом количестве завозились мука, сахар, соль, комбикорма и другие товары первой необходимости.

 


Администрация Ношуля и ее общественность были озадачены тем, чтобы обозначить специальным знаком факт и место нахождения в свое время в селе знаменитой пристани, сделавшей его известным далеко за пределами Зырянского края. Роль пристани для села была велика – это связь с центральной Россией, русским народом, передовой культурой, обмен опытом, дополнительные заработки населения и насыщенность товарами.

В 2009 году ношуль цы, одни из первых в Прилузском районе Республики Коми, решили обзавестись гербом и флагом. В их основе – баркас, плывущий по реке.

ТОС «Пионер» поддержал идею сохранения истории в символике села и реализовал проект «Баркас Ношуль ской пристани».

Основная часть проекта – обустройство арт-зоны «Баркас Ношуль ской пристани». Организаторы вместе с активными жителями села сконструировали на месте, где в XX веке останавливались баржи, гружённые товарами, арт-объект в виде баркаса.

Открытая площадка располагается неподалёку от автомобильной дороги по улице Сердитова. От неё к памятному объекту идет аккуратная дорожка. Вдоль неё планируется разместить 5 камней – символ пяти веков. В центре площадки – баркас с надписью на борту “Ношульская торговая пристань”. Флагшток с датой “1625 год”. Судно располагается на постаменте из кирпича – олицетворения волн. Автором эскиза выступила уроженка Ношуля, общественный экскурсовод Галина Николаевна Смолева.

 

 

Примечательно, что рядом с арт-объектом «Баркас Ношульской пристани» располагается памятник “Варягъ” памяти комендора крейсера “Варяг” Андрею Трофимову, уроженцу с.Ношуль. Это прекрасное историческое дополнение к истории Ношульской пристани.

 

В дальнейшем на этом месте будут проходить тематические мероприятия, связанные с гербом, флагом и историей Ношуля. Арт-объект включат в экскурсионный маршрут по достопримечательностям поселения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: