Гласные и согласные в приставках.




Памятка для работы над ошибками по русскому языку

1. Пропуск или замена буквы. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Например: уче н ик, зв о нок.

2. Большая буква в начале предложения. Помни! Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставятся знаки препинания: «.!?».

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения. Укажи, какое это предложение по цели высказывания и по интонации.

Например: П адают жёлтые листья. (повеств., невоскл.)

3. Большая буква в именах собственных. Помни! Имена собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, рек, морей, гор, улиц, площадей, книг, фильмов. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Напиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило .Например: А нна, Ольга, Алексей.

4. Перенос слова. Раздели слово на слоги. Покажи все способы переноса слова. Например: ручейки, ру-чейки, ручей-ки.

Запомни! Слова переносятся по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. (ал-лея, конь-ки, дру-зья)

5. Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн, нч. Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Например: до чк а, ре чк а, удо чк а.

6. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. *Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Например: малы ши, каранда ши, ро ща, ту ча.

7. Слова с непроверяемым написанием (слова из словаря) Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. Например: яг о да, яг о да, яг о да, яг о дка, яг о дный.

8. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я) Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши его. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: с а ды – с а д, в о лна – в о лны, м о л о дой - м о лодость, мол о денький.

9. Мягкий знак-показатель мягкости. Помни! Мягкий знак- показатель мягкости, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. *Выпиши слово верно. Придумай и запиши ещё два слова на это правило. Например: Пал ь то, кон ь, крыл ь цо.

10. Разделительный мягкий знак. Помни! Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласной перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и. Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Выпиши слово верно. Выдели корень. Подчеркни буквы по образцу. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Сем ья, в ью га, вороб ьи.

11. Двойные (удвоенные) согласные в слове. Запомни: двойная согласная может:

- быть в корне: кла сс, а пп етит;

- образовываться при помощи приставки и корня: ра сс каз;

- образовываться при помощи корня и суффикса: осе нн ий;

- быть в суффиксе: измуч енн ый.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему два однокоренных слова, подчеркни двойную согласную. Раздели слово для переноса

Делай так: а пп етит, а пп етитный, а пп етитно, ап-петит.

12. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Помни! Парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с – проверяй, когда они находятся в середине слова перед глухой согласной или в конце слова.

Выпиши слово, подбери к нему проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкая согласная. Выдели орфограмму.

Например: Ска з ка – ска зо чка, сне г – сне га, ло ж ка – ло же чка.

 

13. Правописание предлога со словами (пробел). Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

 

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Делай так: п о летели, п о бежали, п о тянули.

Запомни! Приставка - часть слова. Она пишется слитно.

 

15. Не с глаголом. Выпиши глагол с частицей НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Запомни! Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Например: непришёл, невыучил, незнал.

 

16. Разделительный Ъ знак. Запомни: разделительный Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я.Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Покажи приставку, подчеркни согласную в приставке и гласную, с которой начинается корень.

Делай так: подъезд, объяснил, съёмка.

17. Ь на конце существительных после шипящих. Запомни: Ь пишется на конце существительных ж.р. Выпиши слово правильно. Определи род. запиши два слова с этой орфограммой. Делай так: дочь, ночь, речь (ж. р.); луч,шалаш, врач (м.р.).

 

18. Суффиксы – ЕК-, -ИК-. Запомни: чтобы правильно писать суффиксы –ЕК- и –ИК-, надо изменить (просклонять) слово. Если гласная выпадает (является беглой), то в суффиксе пишется буква Е; если гласная не выпадает – то И.

Делай так: кусоч ек – кусоч к а,мост ик – мост ик а.

19. Непроизносимые согласные. Запомни: в словах лес т ница, праз д ник, чу в ство непроизносимая согласная не проверяется.Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму. Делай так: грус т ный – грус ть, грус ти т.

20. Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Запомни: для определения окончания прилагательного надо знать его род. Это определи по существительному. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Выдели окончание. Докажи окончание имени прилагательного. Делай так: весна (как ая?) ранн яя

21. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: