РАЗДЕЛ 2. ЦИФРОВИЗАЦИЯ В АПК.. 183




ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРАРНЫМ БИЗНЕСОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 183

Яковчик Н.С., д.с.-х. наук, д. экон. наук, профессор, УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, г. Минск
Брыло И.В., канд. с.-х. наук, доцент, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, г. Минск
Шибеко А.Э.,
канд. экон. наук, доцент, кафедра инновационного развития АПК, УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, г. Минск

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 194

Алексеева С.А., к.э.н., заместитель начальника отдела науки и инноваций Департамента образования, научно-технологической политики и рыбозозяйственного еомплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Россия, г. Москва
Баранова С.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и бухгалтерский учет» АНО ВО «Национальный институт бизнеса», Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМЫОСВОЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ.. 206

Демишкевич Г.М., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономики и агробизнеса ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Россия, г. Москва
Катаев В.И., к.э.н., доцент, профессор, кафедры экономики и агробизнеса ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Россия, г. Москва

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.. 215

Хлусова И.А., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой управления АПК и сельскими территориями ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Россия, г. Москва

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ 225

Закабунина Е.Н., к.с.х.н., доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», Россия, г. Балашиха
Хаустова Н.А., старший преподаватель ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», Россия, г. Балашиха

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫАГПРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 236

Еньшин А.В ., к.в.н., доцент, заведующий кафедрой ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, Россия, г. Москва
Курмакаева Т.В., к.б.н., доцент, профессор кафедры ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, Россия, г. Москва
Кузьмина В.Б., к.в.н., доцент кафедры ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, Россия, г. Москва

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ АПК.. 243

Шарипов С.А. – д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», Россия, г. Казань
Титов Н.Л. – ВРИО Ректора, ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», Россия, г. Казань
Харисов Г.А. – к.э.н., доцент, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», Россия, г. Казань

ЭЛЕКТРОННОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ПОСРЕДНЕЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ.. 251

Киреенко Н. В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой инновационного развития АПК Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК БГАТУ, Республика Беларусь, г. Минск

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ АПК. НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ ПЛАТФОРМЫ"ЯРМАРКА". 260

Пахмутов В.Н., заместитель директора Фонда поддержки технологического предпринимательства ДВФУ, Россия, г. Владивосток
Комин А.Э., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ректор ФГБОУ ВО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Уссурийск
Кургак А.И., директор Общества с ограниченной ответственностью «Закон», Россия, г. Владивосток

ПРОБЛЕМЫЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В АПК.. 268

Чаткин М.Н. – доктор технических наук, профессор, ФГБОУ ДПО «Мордовский институт переподготовки кадров агробизнеса», Россия, г. Саранск
Кузнецов И.М., кандидат технических наук, Россия, г. Москва

ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ... 272

Ромашин М.С., д.э.н., профессор РАЕН, гл.н.с. федерального исследовательского центра картофеля имени А.Г. Лорха, Россия, г. Люберцы

ЦИФРОВИЗАЦИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 278

Шарипов С.А., д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», Россия, г. Казань
Харисов Г.А., к.э.н., доцент, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», Россия, г. Казань
Алексеев С.Л., к.п.н., доцент, профессор кафедры экономики бухгалтерского учета и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», Россия, г. Казань

НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫРЕГИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 287

Жуйков В.И., д.э.н., главный научный сотрудник отдела исследования экономических проблем земельных отношений АПК ФГБНУ ФНЦ – «Всероссийский научно– исследовательский институт экономики сельского хозяйства», Россия, г. Москва
Софьина Е.В., к.э.н., ведущий научный сотрудник отдела исследования экономических проблем земельных отношений АПК ФГБНУ ФНЦ – «Всероссийский научно– исследовательский институт экономики сельского хозяйства», Россия, г.Москва, заведующая кафедрой менеджмента и агробизнеса ФГБОУ ДПО «Кировский институт агробизнеса и кадрового обеспечения», Россия, г. Киров

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛОРУССИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 300

Шидловский Д.И., директор ООО «Скарб-Био», Республика Беларусь, г. Минск
Опимах В.В., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, агроном-консультант лаборатории SKkarbBIO, заведующий сектором столовых корнеплодовРУП «Институт овощеводства», Республика Беларусь, г. Минск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ФЕРМАХ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА.. 304

Можаев Е.Е., д.э.н., профессор, руководитель центра научно-технологического обеспечения развития ДПО отраслей АПК ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Россия, г. Москва
Шайтан Б.И., к.э.н., профессор, советник при ректорате ФГБОУ ДПО ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Россия, г. Москва

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ.. 320

Серегин И.Г ., к.вет.н., профессор кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы и биологической безопасности ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», Россия, г. Москва
Курмакаева Т.В., к.б.н., доцент, профессор кафедры ветеринарного менеджмента и продовольственной безопасности ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Россия, г. Москва
Атрощенко К.В ., сотрудник института ветеринарии, ветеринарно-санитарной экспертизы и агробезопасности ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», Россия, г. Москва

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИМПУЛЬСНО-СИЛОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ.. 331

Курносов А.Ф., кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации машинно-тракторного парка ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», Россия, г. Новосибирск

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ.. 338

Бедарев И.В., аспирант
Дрожневский А.Г., аспирант
Тихоновский В.В., к.т.н., доцент
Тихоновская К.В., аспирант
Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», Россия, г. Новосибирск

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОЧНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ АГРОХИМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПОЛЕЙ.. 345

Тихоновская К.В., аспирант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», Россия, г. Новосибирск
Тихоновский В.В., кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», Россия, г. Новосибирск

ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АПАРАТА ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМВНЕСЕНИИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ И СРЕДСТВ ЗАЩИТЫРАСТЕНИЙ.. 349

Сеньков А.Г., к.т.н., доцент, начальник отдела математического моделирования ГП «Центр радиотехники» НАН Беларуси, Республика Беларусь, г. Минск
Галушко Е.В., к.т.н., доцент, доцент кафедры моделирования и проектирования УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, г. Минск
Горный А.В., к.с.-х.н., доцент, доцент кафедры сельскохозяйственных машин УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, г. Минск

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В АПК И АГРАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ.. 356

Тарасенко В.Е., к.т.н., доцент УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, г. Минск
Мисько В.Г., старший преподаватель УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, г. Минск
Василевский П.Н., старший преподаватель УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, г. Минск
Жешко А.А., к.т.н., доцент РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства», г. Минск, Республика Беларусь, г. Минск

ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫСНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНГОЛОГИЙ.. 363

Войтеховская Е.В., магистрант, факультет предпринимательства и управления, кафедра экономической теории и права, УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, г. Минск
Гануш Г.И., научный руководитель доктор экон. наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра экономической теории и права, УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, г. Минск

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ТОО «САРЫАГАШ» КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ) 372

Папуша Н.В. ,канд. с.-х. наук, ассоциированный профессор Костанайского регионального университета им.А.Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай
Бермагамбетова Н.Н., доктор PhD, старший преподаватель Костанайского регионального университета им.А.Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай
Кубекова Б.Ж., магистр с.-х. наук, старший преподаватель Костанайского регионального университета им.А.Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай
Досумова А.Ж., магистр с.-х. наук, старший преподаватель Костанайского регионального университета им.А.Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай


ЦИФРОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПАСТЕРИЗАЦИИ МОЛОКА.. 378

Матвейчук Н.М., кандидат физико-математических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой автоматизированных систем управления производством УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Республика Беларусь, Минск

ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ САДОВОДСТВА.. 384

Войтюк В.А., научный сотрудник
Слинько О.В., старший научный сотрудник
ФГБНУ «Росинформагротех», Россия, Московской обл., п. Правдинский

ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА КУКУРУЗЫВ РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 393

Кондратьева О.В., кандидат экономических наук, зав. отделом прогнозно-аналитической информации и консультационного обеспечения
Федоров А.Д., кандидат технических наук
ФГБНУ «Росинформагротех», Россия, Московской обл., п. Правдинский. 393

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОТАНИКЕ.. 402

Захарова О.А., доктор сельскохозяйственных наук, доцент, профессор кафедры агрономии и агротехнологий ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева», Россия, г. Рязань
Машкова Е.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и прикладной математики ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева», Россия, г. Рязань
Романов В.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева», Россия, г. Рязань
Фатьянов С.О., кандидат технических наук, доцент кафедры электротехники и физики ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева», Россия, г. Рязань

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫРЕГИОНА И ПЕРПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ КОНЕВОДСТВА ПРИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ.. 407

Садовая И.И., аспирант кафедры агрономии и агротехнологий ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.Костычева», Россия, г. Рязань


ПРИЛОЖЕНИЯ.. 412

Приложение 1. Программа III Международной научно-практической конференции «Андреевские чтения». «Цифровизация сельскохозяйственных отраслей как ключевой фактор устойчивого развития АПК» (20 января 2022 года, г. Москва) 412

Приложение 2. Рекомендации III Международной научно-практической конференции «Андреевские чтения». «Цифровизация сельскохозяйственных отраслей как ключевой фактор устойчивого развития АПК» (20 января 2022 года, г. Москва) 416

Приложение 3. Стратегические направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования, утверждены распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р – 27 с. (из Интернета) 424

Приложение 4. Стратегические направления в области цифровой трансформации аграрного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3971-р – 14 с. (из Интернета) 424

Приложение 5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 – 29 с. (из Интернета) 424

Приложение 6. Национальная программа «Цифровизация экономики Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р – 87с. (из Интернета) 424

Приложение 7. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» – 128 с. (из Интернета) 424

Приложение 8. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» – 49 с. (из Интернета) 424

Приложение 9. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Управление цифровой трансформацией». 425

Приложение 10. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Цифровизация агропромышленного комплекса». 443

 

 

УДК 004.9:378.663

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АПК:
СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Косов А.В., к.б.н., доцент кафедры биологии Института фармации, химии и биологии НИУ ФГБОУ ВОБелГУ, директор ИПКА, Россия, г. Белгород
Дутов А.И., доктор с.-х. наук, профессор, начальник отдела ДПО ИПКА ФГБОУ ВОБелГУ, Россия, г. Белгород
Миронов А.Л., к.т.н., доцент кафедры математики, физики, химии и информационных технологий ФГБОУ ВО БелГУ, Россия, г. Белгород
Харламов С.Ю., кандидат философских наук, проректор по цифровой трансформации ФГБОУ ВОБелГУ, Россия, г. Белгород

 

Ключевые слова: цифровизация дополнительного профессионального образования, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, программные средства, агропромышленный комплекс, повышение квалификации.

Аннотация. В статье рассмотрено и проанализировано состояние и направления цифровизации дополнительного профессионального образования на основе информационно-коммуникационных технологий для обеспечения задач повышения квалификации работников и специалистов агропромышленного комплекса. Показаны варианты сочетания взаимодополняющих сетевых технологий и реализующих их программных средств.

Keywords: digitalization of additional professional education, distance learning, information and communication technologies, software, agro-industrial complex, professional development.

Annotation. The article considers and analyzes the state and directions of digitalization of additional professional education based on information and communication technologies to ensure the tasks of improving the skills of workers and specialists in the agro-industrial complex. Options for combining complementary network technologies and software tools that implement them are shown.

 

В последнее время значительное внимание уделяется проблемам и перспективам развития непрерывного образования, различным методологическим подходам к оценке его эффективности и результативности [1 – 4]. Объясняется это тем, что поступательное развитие общества базируется на широком внедрении инновационных цифровых технологий, распространяемых на все области экономической деятельности. Освоение и эффективное их внедрение требует от субъектов хозяйственной деятельности постоянной работы над повышением знаний, умений и навыков по адаптации и внедрению новых информационных технологий [5 – 7]. При этом многие авторы [8, 9] считают, что важными являются не столько знания как таковые, а и информационные цифровые технологии, с помощью которых эти знания в форме готового продукта поступают во все сферы общественного производства, а также готовность и способность работников к эффективному использованию этих знаний и информации в своей профессиональной деятельности. В этой связи только систематическое непрерывное образование руководителей и специалистов организаций и предприятий, развитие и внедрение новых его форм способно обеспечить наиболее полное соответствие структуры рабочих мест уровню квалификации работников с учётом всего спектра требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. Таким образом, развитие системы дополнительного профессионального образования требует совершенствования методологии и инструментария в направлении его цифровизации, в том числе и применения современных технологий дистанционного обучения. Особенно актуальным это направление деятельности стало в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Кроме того, цифровизация дистанционного обучения с использование сети Интернет может явиться и является фактором активизации дополнительного профессионального образования как такового путем охвата значительно большего круга руководителей и специалистов отраслей АПК [10, 11].

Работы в направлении использования цифровых технологий в организации учебного процесса в ИПКА проводятся уже более десяти лет. На первом этапе был создан компьютерный класс нового поколения на базе программного комплекса «Sanako Study 1200», интегрированного в локальную сеть ИПКА и корпоративную сеть вуза. Режимы работы комплекса были дополнены режимами пиринга и клиент-серверного взаимодействия поверх слоя приложения.

В итоге была получена система, обеспечивающая все виды взаимодействия преподавателя с обучаемыми, обучаемых между собой и обучаемых со справочными и вспомогательными системами. Архитектура системы путем параллельной работы синхронного и автоматического перевода обеспечивала создание единой коммуникационной среды полиязычной аудитории.

Созданная система использовалась при проведении занятий по международной образовательной программе «МБА – Агробизнес. Инновационный менеджмент» и позволила на высоком уровне проводить занятия с группами разноязыких обучаемых преподавателями из разных стран. Однако, решение задачи дистанционного обучения вне пределов локальной сети потребовало развития комплекса цифровых технологий.

Одной из проблем явилась организация удаленных лекций зарубежных докладчиков. Программы переподготовки и повышения квалификации специалистов АПК реализуются в ИПКА с привлечением к учебному процессу наиболее квалифицированных преподавателей не только региона, страны, а и дальнего и ближнего зарубежья. Так, благодаря внедрению цифровых технологий в образовательный процесс, в обучении принимают участие представители фирм-производителей сельхозтехники, средств защиты растений, специалисты по экономике, современным технологиям в земледелии и животноводстве, ветеринарии из США, Германии, Швейцарии, Белоруссии, Украины и других стран. Кроме того, отрабатывались приёмы обучения эффективному использования персонального компьютера с перехватом управления и показом действий пользователям, находящимся в том числе в других странах (Украина, Беларусь, Австрия, Норвегия). Этот подход был использован и для проведения дистанционных лекций.

За базовую модель была принята организация коммуникации по двум каналам. Один канал используется лектором для дистанционного управления компьютером в аудитории, второй – для двусторонней аудио и видеосвязи. Были опробованы различные программные средства удаленного управления и связи. На основе экспериментальной проверки различных сочетаний программ в условиях реальных скоростей передачи данных, был сделан выбор в пользу совместного использования программы Ammyy Admin v.3.1 – Free и Skype.

По мере развития информационных технологий и программного обеспечения, а также улучшения характеристик подключения к сети Интернет возникли более широкие возможности реализации дистанционного обучения. Так, в настоящее время в нашем распоряжении имеется целый ряд корпоративных инструментов и сетевых сервисов, обеспечивающих возможность дистанционных лекций. Прежде всего, обращают на себя возможности использования системы электронной поддержки учебных курсов Белгородского ГАУ. Она на высоком уровне способна обеспечивать организацию чатов, форумов и видеолекций.

Из общедоступных сервисов видеоконференций в настоящее время явно выделяются своими возможностями, в том числе в бесплатном варианте, Microsoft Teams и Zoom. Для проведения видеолекций в БелГАУ был рекомендован и используется сервис Microsoft Teams. Для работы с ним требуется установка на клиентском оборудовании соответствующей программы, однако это может быть сделано бесплатно. Организация подключения к дистанционному обучению происходит в виде рассылки ссылок на видеоконференции, запланированных в соответствии с расписанием, проведении занятия с контролем знаний в виде опроса в ходе сеанса и теста. Тест проводится с использованием приложения, выложенного в облаке, где также размещаются необходимые учебно-методические материалы. Обучаемые высылают тьютору закодированный файл результатов или скриншот.

Таким образом, Институтом переподготовки и повышения квалификации Белгородского ГАУ наработан определенный опыт цифровизации образовательного процесса, обеспечивающий возможность активизации повышения квалификации кадров агробизнеса.

 

Литература

1. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // Общество «Знание России». – 2001. [Эл.рес]. URL: https://www.znanie.org/docs/memorandum.html.

2. Широкова И.Э. Современные подходы к оценке эффективности подготовки специалистов в учреждениях дополнительного профессионального образования// Профессиональное образование и методика обучения. – 2011. – С. 207–211;

3. Дутов А.И., Родионов В.Я., Белогурова Н.А., ХохловаТ.А. Совершенствование методологии переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса в контексте кластерного развития АПК Белгородской области// Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – Вып. №7-9/2017. – С. 55–61.

4. Дутов А.И., Косов А.В., Пузанова Л.А. Развитие региональной модели переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса в контексте кластерного развития АПК Белгородской области// Инновации в АПК: проблемы и перспективы. Теоретический и научно-практический журнал. – №2 (30), 2021. – С. 116–122;

5. Миронов А.Л., Решетникова Л.Ф., Федоров С.А. Сетевые технологии в обучении специалистов АПК//Проблемы сельскохозяйственного производства на современном этапе и пути их решения: материалы XIV Международной научно-производственной конференции. Доп. выпуск. Белгород: Изд-во Бел-ГСХА, 2010. С. 38.

6. Миронов А.Л., Решетникова Л.Ф., Федоров С.А. Дистанционные интерактивные лекции в программах обучения специалистов АПК//Проблемы сельскохозяйственного производства на современном этапе и пути их решения: материалы XVII Международной научно-производственной конференции. Доп. выпуск. Белгород: Изд-во БелГСХА, 2013. С. 225.

7. Дутов А.И., Миронов А.Л., Косов А.Л., Пузанова Л.А. Использование ресурсов сети интернет в работе сельских предпринимателей: Учебное пособие. – Белгородский ГАУ, 2021. – 156 с.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура: Пер. с английского под науч. Ред. О.И. Шкаратана. – И.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с;

9. Дутов А.И., Миронов А.Л. Опыт разработки и проведения курсов по интернет-технологиям для фермеров. – В книге: Проблемы и решения современной аграрной экономики. – Материалы XXI международной научно-производственной конференции. – 2 017. – С. 102–103;

10. Миронов А.Л., Миронова Г.В. Единая коммуникационная среда полиязычной аудитории: технологии и инструменты// Проблемы и решения современной аграрной экономики. XXI международная научно-производственная конференция. 2017. С. 121–122;

11. Дутов А.И., Миронов А.Л., Позднышева Г.В. Инструментарий дистанционного обучения: состояние и направления развития. – В сборнике: Инновационные решения в агроинженерии в XXI веке. Материалы Национальной научно-практической конференции. Майский, 2021. С. 330–335;

12. Дутов А.И., Миронов А.Л., Манохина Л.А., Белогурова Н.А., Пузанова Л.А. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения задач повышения квалификации специалистов АПК. – В сборнике: Дополнительное профессиональное образование агропромышленного комплекса: Научное обеспечение. Материалы II Международной научно-практической конференции «Андреевские чтения». – М., 2021. – С. 159–165.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: