Рабочая программа по дисциплине
«Фольклор и русская традиционная культура»
Направление подготовки – 050100 Педагогическое образование
Профиль – Русский язык и литература
Курс – 1
Семестр – 1
Всего часов – 72 часа
Лекции – 14 часов
Лабораторные –
Практические и семинарские занятия – 22 часа
Самостоятельная работа – 36 часов
Форма отчетности: зачёт – 1 семестр
Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».
Программу разработал:
кандидат филологических наук, доцент А.В. Максимов
Программа утверждена на заседании кафедры литературы и методики её преподавания СмолГУ
Протокол № 1 от «5» сентября 2011 г.
Завкафедрой, проф. Г.Н. Ермоленко __________________
Смоленск
2011 г.
Пояснительная записка
Место дисциплины в структуре ООП
Курс фольклора входит в вариативную часть профессионального цикла учебного плана и является одной из ключевых дисциплин в системе подготовки учителя-филолога.
Фольклористика – особая область филологической науки, имеющая точки соприкосновения с литературоведением и лингвистикой. Изучение курса строится с опорой на имеющиеся у студентов знания по фольклору, полученные в средней школе, с учетом параллельного освоения ими курса «История русской литературы», продолжающегося на последующих этапах вузовской подготовки. В рамках курса рассматриваются вопросы теории фольклора, исторического развития устного народного творчества, в ходе практических занятий изучается поэтика произведений русского фольклора, происходит знакомство с трудами крупнейших отечественных фольклористов.
|
Дисциплина «Фольклор» готовит студентов к прохождению музейной и производственной (педагогической) практик, написанию курсовых и дипломных работ, к занятиям на курсах по выбору, связан с изучением литературоведческих, лингвистических и культурологических дисциплин. Знания и умения, приобретенные во время изучения курса, необходимы в профессиональной деятельности учителя-словесника и филолога-исследователя.
Темы курса, в центре которых находятся жанры как важнейшая категория фольклора, равномерно распределены между лекциями и практическими и семинарскими занятиями. Самостоятельная работа подразумевает внеаудиторную подготовку студентов к практическим занятиям и семинарам, а также знакомство с темами, не включенными в аудиторные занятия.
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины: формирование компетентности студента, позволяющей получить необходимые для успешной профессиональной деятельности представления об основах филологической фольклористики, истории жанров и поэтике фольклора, о роли устного творчества в развитии литературы.
Задачи освоения дисциплины
Познавательная: формирование системного представления об историческом развитии русского фольклора, раскрытие содержания и художественной специфики его жанров, знакомство с историей фольклористики.
Воспитательная: формирование способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
|
Развивающая: осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
Требования к уровню освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): в ладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
1) содержание и художественную специфику основных жанров русского устного народного творчества;
2) наиболее важные исследования по устному народному творчеству и сборники текстов фольклорных произведений;
3) идеи крупнейших русских фольклористов XIX – ХХ веков;
4) правила собирания произведений фольклора;
Уметь:
1) анализировать фольклорные произведения различных жанров с филологической и историко-этнографической точек зрения;
2) объяснять сущность обрядовых действий, их мифологическую основу;
3) производить запись фольклорных произведений разных жанров;
4) выявлять фольклорные элементы в произведениях художественной литературы и определять их роль в раскрытии авторской идеи текста.
Владеть:
1) фольклористической терминологией;
2) приемами работы с научной литературой по предмету.