Причины, которые побуждают нас к изучению единобожия множество, и мы, с дозволения Аллаха, приведем важнейшие из них. Первая причина: Единобожие является важнейшим правом из прав, которое было приказано людям. Сказал Всевышний Аллах: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов» (Ан-Ниса, 36). Этот аят содержит в себе десять прав, важнейшее из которых является права Аллаха. Ибо поистине, Всевышний в этом аяте начал со Своего права, сказав: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» — что указывает на важность его, и то, что другие права принесут пользы человеку лишь тогда, если он выполняет права Аллаха. А иначе, каким он хорошим не был, сколько он добра не делал бы, ему это ничуть не поможет и не принесет пользу, пока он не будет выполнять права Аллаха. Поэтому, когда Хаким ибн Хизам спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что если человек во времена джахилийи раздавал милостыню (садака), освобождал рабов и связывал родственные узы, то удостоится ли ему за это награда? В ответ на это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты принял Ислам вместе со всеми благими делами, совершенными тобой прежде» (Бухари, 1\443 и Муслим, 1\113). Что указывает это на то, что поистине, если он не принял Ислам, то не было бы ему никаких наград за прошлые благие деяния. Поскольку любые права не принесут пользы, кроме как с воплощением прав Аллаха. Вторая причина: Ахлю-Сунна уаль-джамаа (сторонники Сунны и согласия) единогласны в том, что первая обязанность человека — это единобожие. А доводом на это служат важнейшие слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которые были направлены к Муа’зу ибн Джабалю, да будет доволен им Аллах, когда отправлял его в Йемен: «Ты придешь к народу, который является обладателем Писания. Пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет достойного объекта поклонения, кроме Аллаха». А в другой версии хадиса: «Призови их к единобожию Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу бедных» (аль-Бухари, 1395, и Муслим,19). Этот хадис разъясняет нам путь посланников. Ибо они начинали свой призыв с единобожия. Так как это основа, над которой строится религия. Если он воплощен, то поистине, можно уже строить над ним другие положения Ислама.Таким образом, единобожие является важнейшей обязанностью из обязанностей, и не принимаются любые деяния, кроме как посредством него и не приближается раб Аллаха к Своему Господу, кроме как посредством единобожия. Третья причина: Всевышний Аллах создал всех людей только из-за единобожия, как сказал Он, Свят Он и Велик: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Аз-зарийт,56). Мудрость, которая заключается в создании людей — это поклонение одному лишь Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей. Они не были созданы для того, чтобы наслаждаться едой, питьем и женщинами, так же, как не создал их просто так, предоставив их самим себе. «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (Аль-Муминун 115). Шейх Са’ди да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас понапрасну? Неужели вы думали, что Мы предоставили вам возможность есть, пить, резвиться и наслаждаться мирскими усладами и забыли о вас? Неужели вы думали, что Мы оставим вас без повелений и запретов, без вознаграждения и наказания? Неужели вам не приходило в голову, что вы будете возвращены к Нам?». Цель создания джиннов и людей — это единобожие, то есть уединение Аллаха в поклонении. И как сказали ученые, приводя замечательный пример, что это подобно тому, когда человек откапывает землю посредством мобильного телефона. Что вы скажете о таком человеке, который раскапывает землю с телефоном? Вы его сразу же обвините в том, что он сумасшедший, ибо телефон был создан не для того, чтобы раскапывали землю, а для того, чтобы связываться с людьми. Таким же образом, человек был создан для того, чтобы быть рабом Аллаха, и поклонялся только Ему одному, не приобщая к Нему сотоварищей. Но если, же он займется в этом мире поклонением кому-то другому помимо Аллаха, тогда он сумасшедший, так же, как и тот, который раскапывает землю посредством мобильного телефона. Таким образом, поклонение, в котором отсутствует единобожие, не является поклонением, особенно, когда некоторые праведные предшественники, давая пояснение словам Всевышнего: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» — говорили, что слова Аллаха: «Поклонялись Мне» — означает: чтобы уединяли Меня в поклонении, как это передается со слов ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах. Поэтому кто не соблюдает единобожие, тот не поклоняется Аллаху. В этом и состоит смысл слов, которые Всевышний повелел сказать Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «И вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я» (аль-Кафирун, 5).Так как поклонение многобожников построено на ширке (многобожие), и оно не является поклонением Аллаху. Четвертая причина: Всевышний Аллах послал всех пророков и посланников именно с призывом к единобожию. Как сообщил нам об этом Всевышний Аллах: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и отдаляйтесь от тагута» (Ан-Нахль, 36). Также Всевышний сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет достойного объекта поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Аль-Анбийа, 25). Шейх Са’ади, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «О Мухаммад! До тебя к людям приходило много Божьих посланников, которые приносили с собой Небесные Писания. Но основой и сутью их пророческих проповедей было повеление поклоняться одному Аллаху, у которого нет сотоварищей, и разъяснение того, что Аллах является единственным истинным божеством и что поклонение вымышленным богам является тщетным и бесполезным». Пятая причина: Человек, который не соблюдает единобожие, зайдет в Огонь.
Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай, его пристанищем будет Геена (Ад) и у беззаконников не будет помощников» (Аль-Маида, 72). Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто встретит Аллаха, приобщая к Нему что-нибудь, попадет в Огонь» (Муслим,93). Шестая причина: Не соблюдение единобожия является самым великим грехом, с которым не сравнятся другие смертельные грехи. Оно является наивеличайшим грехом, чем ростовщичество (риба), распивание спиртных напитков, воровство, пожирание имущества людей посредством лжи, азартные игры и т.п. Несоблюдение единобожия является самым великим из запретных грехов, которые Всевышний Аллах запретил. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Сторонитесь семи смертельных грехов». Люди спросили: «А каких именно, о посланник Аллаха?». На что он ответил: «Приобщение к Аллаху сотоварищей, колдовства, запрещенного Аллахом убийства, иначе как по праву, взимания процентов с долга, присваивания имущества сироты, бегства с поля боя и опорачивания целомудренных верующих женщин». (Бухари, 2767 и Муслим,89). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал с ширка (многобожие), так как оно является величайшим из смертельных грехов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил, что ширк является самой великой из существующих преступлений и грехов, сказав: «Величайшим грехом, является приобщение к Аллаху сотоварищей тогда, как Он тебя создал» (Бухари, 6861. Муслим, 82). Седьмая причина: Единобожие является самой великой причиной вхождения в Рай.
От Итбана ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Аллах сделал запретным Огонь тому, кто сказал: «Нет достойного объекта поклонения, кроме Аллаха, стремясь тем самым к лику Аллаха» (Бухари, 425 и Муслим, 33). Единобожник, который придет в Судный день с совершенным единобожием и иманом (верой) в сердце, никогда его не прикоснется огонь Ада. А тот, который придет с грехами, однако был единобожником, то он попадает под желание Аллаха, если Аллах пожелает, простит его, а если нет, то подвергнет его наказанию огнем Ада по мере его грехов, совершаемых при своей жизни. И потом как очистится от грехов, Аллах, по Своей милости, выведет его от туда, ибо единобожники, если даже зайдут в Огонь, никогда не пребудут там вечно вместе с неверующими многобожниками. Также Имам Муслим приводит хадис со слов Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, который передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто встретит Аллаха, не приобщая к Нему ничего, зайдет в Рай; а кто встретит Его, приобщая к Нему что-нибудь, попадет в Огонь». (Муслим,93). От ‘Усмана ибн ‘Аффана сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умер, зная, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, войдет в Рай!» (Муслим 26). А также от Сахля ибн Хунайфа и Зейда ибн Халида, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обрадуй людей тем, что поистине, кто скажет, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, то для него Рай станет обязательным» (ан-Насаи в «Кубро» 10951, и шейх Альбани подтвердил достоверность в «Сахихе Джамиъ» 2724). От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» (Муслим 27). Также Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ступай, и кого бы ты ни встретил за этой стеной, свидетельствующего, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи убежденным в этом своим сердцем, обрадуй его Раем!» (Муслим 31). Следует знать, что когда в хадисе говорится о том, что тот, кто скажет: «Ля иляха илля-Ллах» (что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) — то ему обещан Рай, не означает это, что достаточно сказать это великое свидетельство только языком и все, без соблюдения условии, которых требует это свидетельство. Ибо поистине, в свидетельстве «ля иляха илля-Ллах» имеются свои условия, без которых простое произношение его не принесет пользы человеку, если не будет какого-либо из этих условий. Некоторых из этих условии выше приведенных хадисах уже было упомянуто, как: знание, убежденность и искренность. А также есть и другие условия вместе с этими, как: принятие, повиновение, правдивость, любовь, непризнание и отречение от всего того, чему поклоняются помимо Аллаха. Вот именно с этими условиями человек если явится в Судный День, то, иншАллах, он зайдет в Рай. Когда Вахба ибн Мунаббиха спросил некий мужчина: «Разве не является „Ля иляха илля-Ллах“ ключом Рая?». На что он ответил: «Конечно, однако, какой бы ключ не был, у него имеются зубчики. Если ты придешь с ключом, у которого есть язычок, то откроется для тебя, а иначе не откроется» (Бухари. см: «Фатх» 3\1091). Восьмая причина: Тот кто не соблюдает единобожие, того Всевышний Аллах никогда не простит, если только он при своей жизни не раскаялся и не вернулся к единобожию. Сказал Всевышний, Свят Он и Велик: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (Ан-Ниса, 48). Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «Всевышний сообщил, что если человек приобщает к Нему сотоварищей, то Аллах не прощает ему этого, но прощает все менее тяжкие грехи, как малые, так и великие, кому пожелает, руководствуясь своей мудростью и всепрощением. Существует множество факторов, которые способствуют прощению Аллахом грехов, которые уступают по своей тяжести многобожию. Среди них — праведные поступки, смывающие злодеяния; мирские трудности, искупающие грехи; промежуточная жизнь после смерти вплоть до воскрешения; события Судного дня; молитвы правоверных друг за друга; заступничество заступников. Помимо всего прочего есть еще милость Аллаха, которой удостаивается каждый верующий, поклоняющийся одному Господу. Но если человек приобщает к Аллаху сотоварищей, то он закрывает перед собой двери прощения и милости, поскольку праведные поступки не приносят человеку пользы, если он не исповедует единобожия, и никакие несчастья не искупают его прегрешения. А в День воскресения у него не будет ни заступников, ни близких друзей. Именно поэтому Аллах сказал, что всякий, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, измышляет великий грех и совершает ужасное преступление. Что может быть большей несправедливостью, чем равнение беспомощного творения, созданного из праха и обладающего всесторонними недостатками, не способного принести пользу или причинить вред ни себе, ни тем, кто ему поклоняется, не властного над жизнью, смертью и воскрешением, с самодостаточным Творцом, Который обладает всесторонним совершенством и не нуждается в Своих созданиях, Который властен принести пользу и навредить, одарить щедротами и лишить благ, Единственным, Кто одаряет творения благами? Разве может быть более чудовищная несправедливость? По этой причине многобожники будут приговорены к вечному наказанию и лишены вознаграждения. Всевышний сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (Аль-Маида, 72). Этот прекрасный аят относится к тем, кто приобщал сотоварищей к Аллаху и не раскаялся в этом. Если же человек раскаялся в этом, то Аллах простит ему поклонение творениям и все остальные грехи. Всевышний сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: „Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный“ (Аз-Зумар,53). Здесь речь идет о тех, кто раскаивается и обращается к своему Господу». Завершились слова шейха Са’ди (да смилуется над ним Аллах). Девятая причина: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) будет заступаться за единобожников, которые придерживались единобожия. Абу Хурайра рассказывал: «Однажды я спросил: «О посланник Аллаха, кто будет самым счастливым из людей благодаря твоему заступничеству в Судный день?» В ответ посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать мои слова! В День воскрешения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто сказал: „Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, искренне от чистого сердца“» (аль-Бухари 99). Десятая причина: Единобожие служит причиной безопасности и прямого руководства как в этом мире, так в будущем. Сказал Всевышний Аллах: «Те, которые уверовали, и не облекли свою веру в несправедливость, прибывают в безопасности, и они следуют прямым путем» (Аль-Анам, 82). Когда был ниспослан этот аят, сподвижникам стало тяжко от этих слов, и тогда они спросили пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто из нас не поступает несправедливо по отношению к себе?». В ответ посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это не то, что вы полагаете. А поистине здесь под несправедливостью имеется в виду — ширк (многобожие). Разве вы не слышали слова праведного мужчины, то есть Лукмана: «Воистину, многобожие (Ширк) является великой несправедливостью» (Сура «Лукман» 13), (Бухари, 2\484). Одиннадцатая причина: Если в поклонение проникнет ширк(многобожие), то оно портится, так же, как и ритуальная чистота портится от осквернения. Сказал Всевышний Аллах: «Было ниспослано тебе, и тем, которые были до тебя: Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься из потерпевших убыток. Поклоняйся же одному лишь Аллаху и будь из числа благодарных» (Аз-Зумар, 65-66). Такое было сказано самому лучшему созданию Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) а что можно сказать уже о тех, которые являются намного ниже посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?! Двенадцатая причина: В Священном Коране самое первое обращение к людям является — единобожие.
Сказал Всевышний Аллах: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (Аль-Бакара, 21-22). В этом аяте содержится первое повеление в Коране, а это поклонение одному лишь Аллаху, что указывает на важность единобожия. А также в нем содержится первый запрет в Коране, и это поклонение кому-либо или чему-либо наряду с Аллахом, что указывает на опасность ширка (многобожие). Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «В этом аяте содержатся повеление поклоняться одному Аллаху и запрет поклоняться иным божествам, приводятся убедительные доказательства того, что поклонение Аллаху является обязательным, тогда как поклонение вымышленным божествам является тщетным и бесполезным. В нем упоминается о том, что Аллах является Единственным Господом, Который создает творения, ниспосылает пропитание и управляет делами Вселенной. И если человек признает, что никто не является сотоварищем Аллаха в перечисленных начинаниях, то он непременно должен признать, что никто не заслуживает поклонения наряду с Ним. Это — самый разумный логический аргумент в пользу необходимости единобожия и порочности многобожия». Тринадцатая причина: Единобожие является причиной искупления грехов, какими бы они величины не были бы. Имам ат-Тирмизи передал и назвал хорошим хадис, рассказанный Анасом: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Всевышний Аллах изрёк: «О сын Адама, если ты придёшь ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной не приобщающим ко Мне ничего, то я дарую тебе столько же прощения» (Ат-Тирмизи, 3540, ад-Дарими, ат-Табарани, 12346 и др. Шейх Альбани назвал хадис хорошим в «Сахихе Джамиъ» 4338). Аллах, Господь миров, поведал нам о том, что если раб придет со всеми грехами, кроме ширка, затем встретит Аллаха, будучи единобожником, то поистине, Аллах простит ему все его грехи, и не обратит на них внимание. И это по причине великого достоинства единобожия и безграничной милости Всевышнего Аллаха к Своим рабам, которых Он наставляет на прямой путь, затем дает им вознаграждение за это. Четырнадцатая причина: Единобожие является наивысшей степенью имана (веры).
|
|
|
Как передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иман (вера) включает в себе более семидесяти ответвлений». А в другой версии, который передал Муслим: «Иман включает в себе более шестидесяти ответвлений, высшая из которой — произнесение слов: „Ля иляха илля-Ллах“ (что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), а нижайшее — это устроение вреда с дороги. И стыдливость — одна из ветвей имана (веры)» (Бухари и Муслим)